Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Юриспруденция Уголовное право

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Преступность несовершеннолетних: проблемы профилактики и исполнения уголовных наказаний

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Теоретические и уголовно-правовые аспекты преступности несовершеннолетних,
ее профилактики и исполнения уголовных наказаний. 6

1.1.
Общая характеристика преступности несовершеннолетних в РФ.. 6

1.2.
Понятие, сущность, правовые основы профилактики преступности несовершеннолетних. 13

1.3.
Роль исполнения уголовных наказаний несовершеннолетних в системе профилактики
преступности несовершеннолетних. 23

Глава
2. Совершенствование системе профилактики преступности и исполнения уголовных
наказаний. 30

2.1.
Законодательство об основах профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних. 30

2.2.
Основные направления совершенствования системы профилактики преступлений,
совершаемых несовершеннолетними. 44

2.3.
Меры по совершенствованию системы исполнения наказаний несовершеннолетних. 56

Заключение. 69

Библиографический список  76

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Преступность,
правонарушения и вообще отклонения от норм поведения, не только в обществе, но
и в семье является одной из самых значимых причин появления преступности среди
несовершеннолетних детей и подростков.

Правовое государство, на создание которого в последние годы
ориентируется Россия, признает детство общечеловеческой и неделимой ценностью.
Защита прав и интересов несовершеннолетних во всех сферах жизни должна являться
приоритетной задачей для всех органов законодательной и исполнительной власти,
поскольку подрастающее поколение – это будущее России. Однако и при особом
отношении к подрастающему поколению его не минуют негативные
социально-экономические процессы, происходящие в нашем обществе. В связи с этим
стоит отметить довольно остро стоящую проблему подростковой преступности.

К сожалению, наше современное общество само порождает такое
антисоциальное явление, как преступность, в том числе и среди
несовершеннолетних. Недовольство в социально-экономической, политической сферах
и уровнем жизни вообще — одни из наиболее ярких условий появления преступности
в нашей стране. Мы сегодня ведем речь о борьбе с преступностью среди взрослых.
Но ведь когда-то этот взрослый был подростком (несовершеннолетним). Сегодняшние
реалии, демонстрируют множество подтверждений того, что именно взрослые становятся
основной причиной становления подростка преступником.

Защита прав ребенка является главным критерием и показателем
зрелости правового государства и гражданского общества. По этой причине
представляется необходимым и целесообразным анализ положений действующего
законодательства, определяющего в качестве основополагающих задач развитие
системы профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, также
обеспечение, надлежащую правовую охрану, признание, соблюдение и защиту прав и
законных интересов несовершеннолетнего.

В настоящее время Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №
120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» одним из приоритетов определяет установление и пресечение
случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение как преступлений, так и
антиобщественных действий, а также случаев склонения подростков к суицидальным
и иным противоправным действиям, представляющим опасность для жизни и здоровья
несовершеннолетнего.

Наличие проблем в российском законодательстве, с которыми
сталкиваются правоприменители, осуществляя профилактику и выявление
правонарушений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в антисоциальное
поведение, говорит о необходимости совершенствования законодательной базы и
правового регулирования данной сферы.

Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в
сфере профилактики преступности несовершеннолетних и исполнения уголовных наказаний.

Предмет работы – нормы действующего законодательства, регулирующие
основы профилактики преступности несовершеннолетних и исполнения уголовных
наказаний, назначаемых несовершеннолетним, научная и учебная литература по вопросам,
рассматриваемым в настоящем исследовании.

Цель работы – исследовать проблемы профилактики преступности
несовершеннолетних и проблемы исполнения уголовных наказаний.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:

1. Дать общую характеристику преступности несовершеннолетних
в РФ.

2. Определить понятие, сущность, правовые основы профилактики
преступности несовершеннолетних.

3. Выявить роль исполнения уголовных наказаний несовершеннолетних
в системе профилактики преступности несовершеннолетних.

4. Изучить законодательство об основах профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

5. Исследовать основные направления совершенствования системы
профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

6. Проанализировать меры по совершенствованию системы исполнения
наказаний несовершеннолетних.

Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в возможности использования его основных положений и выводов как основы
для более частных научных изысканий по проблемам и вопросам, затронутым в
настоящей работе; в правоприменительной деятельности, а также для дальнейшего совершенствования
действующего законодательства.

Методологическая
основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие
как: метод комплексного юридического анализа, системный метод,
формально-юридический, сравнительно-правовой и др.

Структурно
настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов,
заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Принятое в отечественной криминологии положение о том, что
существование преступности обусловлено взаимодействующим влиянием социальных
процессов и явлений, указывает верный путь поиска и анализа причин преступности
в конкретных криминологических исследованиях. Изучение криминологической
литературы показывает, что поиск этих причин проходил в разных направлениях.

На первом этапе развития криминологии несовершеннолетних
социальные причины преступности несовершеннолетних изучались применительно к
отдельным институтам (сферам) социализации: семье, школе, трудовому коллективу
и т.п. Раскрытие недостатков семейного воспитания, воспитания в школе, в
профессионально-техническом училище и в трудовом коллективе выявило не только
конкретные причины и условия неблагоприятного нравственного формирования
личности, но и обстоятельства, способствующие совершению преступлений.

Второй этап ознаменовался поисками и анализом связи
преступности несовершеннолетних с недостатками в деятельности государственных
органов (прежде всего правоохранительных) и общественных организаций.

На третьем этапе развития криминологии усилиями большой
группы ученых изучалось влияние социальных условий на преступность несовершеннолетних
применительно к основным сферам жизнедеятельности, в которых происходит
формирование и развитие подростка. Главная трудность при разработке этого
направления состояла в том, что в социологии по-разному определяются основные
сферы жизнедеятельности. Причем их выделение происходит без учета специфики
возраста и криминологических задач.

Многие специалисты, занимающиеся криминологией несовершеннолетних,
пришли к выводу, что наиболее полное представление о причинах преступности
несовершеннолетних способно дать комплексное исследование сферы быта, сфера
образования, сферы труда и сферы досуга. Это направление исследований позволило
установить связь специфики поведения подростков (в том числе правонарушающего)
с особенностями их отношений в основных сферах жизнедеятельности.

Основными направлениями предупредительной деятельности, способствующими
разрешению проблем в сфере предупреждение преступности со стороны
несовершеннолетних, должны являться:

1. Усовершенствование нормативной базы, регулирующей
деятельность субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних.

2. Совершенствование координационных и организационных мер
по улучшению деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.

3. Проведение работы по выявлению семей и детей группы
социального риска, родителей и лиц, их заменяющих, не исполняющих обязанности
по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей, отрицательно влияющих на их
поведение, жестоко с ними обращающихся (выявление лиц, чье поведение
свидетельствует о возможности совершения преступлений; изучение этих лиц и
источников отрицательного воздействия и их устранение; воспитательное воздействие
(при необходимости — с помощью средств принуждения) на лиц, способных совершить
правонарушение; контроль за поведением этих лиц и их образом жизни;
периодическая проверка результатов проводимых профилактических мероприятий).

4. Проведение общегородских, межведомственных мероприятий,
направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних и улучшение индивидуально-профилактической работы.
Организация мероприятий с участием несовершеннолетних, состоящих на учете в
правоохранительных органах, в каникулярное время (праздники, фестивали,
спортивные соревнования).

5. Усиление деятельности служб, осуществляющих лечение и
реабилитацию несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами,
наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией.

6. Совершенствование деятельности работы инспекторов ПДН в
образовательных учреждениях, с привлечением детских, подростковых психологов,
педагогов-учителей, семейных инспекторов.

7. Повышение квалификации сотрудников, занимающихся
профилактической работой (проведение научно-практических конференций с привлечением
ведущих вузов Российской Федерации и ученых, занимающихся проблемами
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проведение
санитарно-просветительской и лекционной работы по профилактике алкоголизма,
наркомании, СПИДа среди учащихся; участие в научных исследованиях по актуальным
проблемам профилактики).

8. Создание общественной комиссии из числа педагогов,
представителей общественности, сотрудников правоохранительных органов по
анализу радио- и телепередач, публикаций для подростков с целью противодействия
маргинальному образу жизни.

9. Совершенствование целенаправленной подготовки кадров и
тщательный их отбор для учреждений, занимающихся воспитанием детей, оставшихся
без попечения родителей.

Осуществляя общую превенцию деликтов несовершеннолетних,
сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних аккумулируют и анализируют
сведения о состоянии борьбы с безнадзорностью и правонарушениями лиц, не
достигших восемнадцатилетия, на закрепленном участке работы; предсказывают
тенденции распространения отрицательных факторов, влияющих на динамику превенции
деликтов несовершеннолетних лиц; вырабатывают, с учетом складывающейся оперативной
обстановки, перспективные планы мероприятий, направленные на предупреждение и
пресечение асоциальных проступков несовершеннолетних, и вносят на их основе в
государственные и общественные организации предложения об оптимизации
профилактической работы заинтересованных ведомств.

Кроме того, они должны систематично проводить рейды и
специализированные поисковые операции для обнаружения мест сосредоточения
подростков с противоправной направленностью, принимать участие в операциях,
проводимых иными службами органов внутренних дел по предупреждению детского травматизма,
выявлению мест незаконного культивирования растений, содержащих наркотические
вещества, и притонов потребления несовершеннолетними наркотических средств и
психотропных веществ.

С целью роста правовой грамотности порастающего поколения,
инспекторы обязаны выступать с беседами на юридические темы в школах, рабочих
коллективах, на сходах и собраниях граждан по месту жительства, учреждать
регулярные встречи, собрания детей и их родителей из социально неблагополучных
семей, с руководством территориальных органов внутренних дел, представителями
прокуратуры.

Сверх того, инспекторы полиции по делам несовершеннолетних должны
поддерживать тесную связь с подразделениями дознания и следствия, которые могут
расследовать материалы применительно к лицам, не достигшим возраста восемнадцати
лет; с ЦВСНП и иными службами органов внутренних дел, которые при обнаружении
несовершеннолетнего делинквента, обязаны в короткие сроки направлять в подразделения
полиции по делам несовершеннолетних по месту его проживания соответствующую
справку на обнаруженное лицо с краткой характеристикой сути деликта
совершенного не достигшим совершеннолетия лицом, а следователи или дознаватели
– копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или его
прекращении по не реабилитирующим основаниям, документы в отношении не
заключенных под стражу обвиняемых подростков. Уголовно-исполнительные инспекции
министерства юстиции оповещают подразделения по делам несовершеннолетних о
молодых людях, осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным
работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Приведенные примеры несоответствия либо недостаточности
полномочий полиции по отношению к поставленным перед ней целям по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних имеет системный характер,
так как причиной подобных коллизий, в первую очередь, является отсутствие у
законодателя однозначного понимания правовой природы и сущности административно-предупредительных
мер. Целесообразна глубокая правовая ревизия целевых установок, прав и
обязанностей полиции в рассматриваемой сфере, результатом которой стало бы обеспечение
каждого превентивного полномочия правовыми гарантиями и организационными
механизмами его реализации. Так, для разрешения указанных выше противоречий
следует:

1. Дополнить часть 3 статьи 15 ФЗ «О полиции» (Вхождение
(проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории)
пунктом 5 в следующей редакции:

«5) для осуществления индивидуальной профилактической работы
с несовершеннолетними, их родителями или иными законными представителями в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

2. Дополнить пункт 2 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции» (Права
полиции) после слов «а равно если имеются основания для их задержания» словами «или
осуществления индивидуальной профилактической работы с безнадзорными и беспризорными
несовершеннолетними».

3. Дополнить пункт 4 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции» (Права
полиции) после слов «разрешение которых отнесено к компетенции полиции,» словами
«либо в связи с осуществлением индивидуальной профилактической работы с безнадзорными
и беспризорными несовершеннолетними в установленных законом случаях».

4. Легализовать возможность освобождения несовершеннолетнего
от административной ответственности с применением к нему принудительных мер
воспитательного воздействия.

Кроме того, отметим, что статья 2 Федерального закона от
07.02.2011 г. № 3-ФЗ содержит такие направления деятельности полиции, как
«обеспечение правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного
движения».

На наш взгляд, такая деятельность должна присутствовать в
законе. Законодатель справедливо, учитывая их высокую степень социальной
значимости, определил их в качестве приоритетов деятельности полиции. Очевидно,
что их обеспечение осуществляется не только подразделениями полиции, но и
другими субъектами.

Полагаем, что в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011
г. № 3-ФЗ должно быть внесено дополнение, определяющее в качестве основного
направления деятельности полиции «профилактику правонарушений
несовершеннолетних».

Успешная реализация направлений уголовной и уголовно–исполнительной
политики в отношении несовершеннолетних может быть достигнута при включении
профилактических мероприятий, сосредоточенных на снижении преступности несовершеннолетних,
подготовки к освобождению осужденных и полноценного процесса их ресоциализации после
отбытия наказания.

Для более эффективной социальной адаптации
несовершеннолетних осужденных требуется качественное реформирование
уголовно–исполнительной системы РФ. При этом при внесении поправок в
уголовно–исполнительное законодательство РФ можно руководствоваться
положительным опытом зарубежных стран. Так, можно: в центре занятости ввести
перечень вакансий для трудоустройства несовершеннолетних подростков, освободившихся
из мест лишения свободы; программу по определению их в профессиональные училища
с обеспечением бесплатного питания, жилья (при необходимости) в общежитии и
иных социальных гарантий.

Воспитательное учреждение тоже надо организовать и обустроить
таким образом, чтобы после освобождения из него несовершеннолетние какое-то
время могли бы жить и работать во «внешнем пункте», связанном с учреждением,
как это практикуется в некоторых зарубежных странах. Это поможет
несовершеннолетним освобождаемым из колонии постепенно приучиться к самостоятельности,
для дальнейшей социальной адаптации.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе ресоциализации
несовершеннолетних необходимо внедрить комплексную систему воздействия как на
человека, так и на окружающую социальную среду, основными элементами которой
должны быть, в первую очередь, семья, воспитательный и трудовой коллектив. Для
успешной ресоциализации несовершеннолетних необходимо выработать комплекс
социально-психологических программ, а работа с подростками должна
осуществляться квалифицированным персоналом исправительных учреждений на основе
взаимодействия потребностей каждого человека. В ресоциализации важно
сосредоточиться на индивидуальном характере данного процесса, направленном на
человека с определенными личностными чертами, свойственными только ему.

Предлагаемые средства решения проблем не являются
исчерпывающими, и ресоциализация несовершеннолетних, приговоренных к лишению
свободы, должна быть одним из приоритетов государственного регулирования и
должна быть направлена как на предупреждение преступности, так и на социальную
реабилитацию и адаптацию этой категории лиц.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические и уголовно-правовые аспекты
преступности несовершеннолетних, ее профилактики и исполнения уголовных
наказаний 1.1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних
в РФ При исследовании преступности несовершеннолетних следует понимать
как важность, так особую значимость негативных явлений, которые развиваются на
определенной территории и в течение определенного периода времени.

Нынешний уровень преступности среди несовершеннолетних в
общей структуре преступности позволяет сделать пессимистический прогноз:
преступность как негативное социальное явление имеет будущее, поскольку
постоянное участие подростков и молодежи в преступной деятельности создает
почву для повторяющейся, профессиональной и организованной преступности.

И.М. Ильинский в своем исследовании молодежи справедливо
отмечал, что настало время говорить о принципиально новом открытии молодежи,
главным в котором является установление точки зрения на молодежь, как минимум,
как на возраст, не сводящийся к возрастным особенностями отклонениям от нормы
(незрелость, неразумность и т.п.), а напротив, как на наиболее ценный для
нынешнего общества период жизни человека, в котором он более чем когда-либо
открыт новому, не зациклен на старом, активно стремится к самоутверждению и самореализации[1].

Тревожным фактом является то, что в настоящее время
наблюдается рост числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними с
психическими нарушениями (различные виды невроза, умеренная слабость,
психопатия, алкоголизм). Эти расстройства в большинстве случаев приобретаются
не в результате обострения наследственности, а в результате неблагоприятных
условий жизни и образования.

Обращает на себя внимание крайне неблагоприятная тенденция
роста уровня групповой преступности среди молодежи, негативная трансформация ее
количественных и качественных параметров.

Вопрос об экстремизме среди подрастающего поколения остается
актуальным и для нашего времени. Как правило, если среди студентов появится «носитель»
экстремистской идеологии или целый круг единомышленников, преподавательский
состав школ и вузов, несомненно, заметит это. Коллектив, объединенный идеей исключительности,
превосходства или неполноценности другого человека по социальным, расовым, национальным,
религиозным или языковым признакам и демонстрирующий другие формы нетерпимости,
не может остаться незамеченным. Но проблема в том, что обнаруженные факты
остаются закрытой информацией, не выходя за пределы учебного заведения.

Преступность среди несовершеннолетних характеризуется высокой
латентностью. По разным данным, на нее приходится более 30% всей общеуголовной
преступности. Некоторые ученые считают, что латентность такого рода
преступлений непропорционально выше[2].

Каждое из двадцати трех преступлений (4,3%) совершается
несовершеннолетними или с их участием, ежегодно около 100 тыс.
несовершеннолетних совершают социально опасные действия до достижения возраста
уголовной ответственности, каждое шестое преступление совершается в нетрезвом
виде при условии запрещения продажи алкогольных напитков несовершеннолетним; более
75% преступлений совершаются подростками в группе; за последние десять лет преступность
среди несовершеннолетних выросла более чем на 30%, и это несмотря на то, что
население в возрастной группе от 14 до 18 лет по всей стране сократилось более
чем на 20 %[3]. [1]
Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М., 2001. С. 75. [2]
Дикаев С.У. Преступность несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних в
свете судебной статистики // В сборнике: Преступность несовершеннолетних и ее
профилактика. материалы Межвузовской научно-практической конференции,
посвященной памяти профессора А. В. Комарницкого. под. общ. ред. Дикаева С. У.,
2020. С. 19-23. [3]
Кунаев А.Х. Динамика преступности несовершеннолетних // В сборнике: Юридическая
наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. сборник научных
статей по итогам работы девятого круглого стола со Всероссийским и
международным участием. Донской государственный технический университет. Шахты,
2020. С. 121-123.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы