Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Преподавание темы «Налоги» базового курса экономики у старшеклассников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы преподавания темы «Налоги» базового курса экономики в старшей школе 7
1.1 Современные подходы к преподаванию базового курса экономики в старшей школе 7
1.2 Потенциал темы «Налоги» базового курса экономики
в старшей школе 24
Глава 2. Опыт разработки методики преподавания темы «Налоги» базового курса экономики в старшей школе 31
2.1. Планирование образовательных результатов темы «Налоги» базового курса экономики в старшей школе и способов их оценки 31
2.2. Разработка методических аспектов преподавания темы «Налоги» базового курса экономики в старшей школе 46
Заключение 52
Список литературы 54
Введение:
Введение
Актуальность темы исследования. Повышение уровня экономической грамотности среди учащихся является одной из главных задач процесса формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации рассматривает повышение финансовой грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка в России, повышения стабильности финансовой системы и роста конкурентоспособности российской экономики.
Указанные обстоятельства вызвали необходимость существенных изменений содержания в системе образования. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами перехода страны к демократическому и правовому государству, от плановой – к рыночной экономике. При этом в числе актуальных остается вопрос грамотности обучающихся: финансовой, юридической, информационной, – содержание которых отвечает новому этапу развития общества. В условиях динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда и глубоких структурных изменений в сфере занятости планируется осуществить модернизацию образования и усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, к которым, в частности, относятся основы финансовой грамотности.
Разновидностью финансовой грамотности является налоговая грамотность, под которой следует понимать базовый набор знаний в области налогов и налогообложения. Будучи основополагающим звеном финансовой системы, налоговая система находится в прямой зависимости от принимаемых обществом грамотных налоговых решений. В связи с этим большое значение приобретает проблема повышение уровня налоговой грамотности населения.
Чтобы помочь молодому поколению адаптироваться к современным социально-экономическим условиям и облегчить вхождение во взрослую жизнь, повышая уровень их информированности в различных областях жизни, в частности в сфере налогообложения, необходимо уже в школе правильно и грамотно осуществлять процесс экономического образования. На сегодняшний день экономическое образование школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой — отвечает социальному запросу обучающихся и их родителей. Здесь огромную роль играет экономическое образование, которое содействует воспитанию социально ответственного налогоплательщика. Поэтому актуальным исследовать тенденции и проблемы в формировании основ налоговой грамотности у старших школьников на уроках экономики.
Степень разработанности темы исследования в научной литературе. Различные аспекты этой педагогической проблемы решаются в исследованиях философов, социологов, экономистов, педагогов, психологов. Основополагающее значение для нашего исследования имели научные труды ученых в области образования, экономики, финансов Л.Б. Азимовой, Т.А. Аймалетдинова, Л.С. Бахмутовой, Е.К. Калуцкой, А.В. Зеленцовой, О.Е. Кузиной, Д.Х. Ибрагимовой, И.В. Липсиц, Е.Б. Лавреновой и других.
Однако, при изучении темы «Налоги» на уроках экономики в школе, возникает проблема недостаточного усвоения полученных знаний. При этом, тема «Налоги» отличаются обширным теоретическим материалом и терминами, сложными для восприятия школьника. Поэтому, для того чтобы обучающиеся освоили достаточно сложный экономический материал, необходимо сформировать у них интерес к изучаемой теме, т. е., принимая во внимание цели обучения, педагог с особой ответственностью должен подходить к методике преподавания на уроках экономики при изучении темы «Налоги» – совокупности методов и приемов практической деятельности, приводящей к заранее планируемому результату.
На сегодняшний день от педагогов требуется целенаправленное использование на уроках экономики активных и интерактивных методов обучения, тестовых заданий, приемов проблемного обучения и т. д., чтобы через активную познавательную деятельность учащиеся анализировали и постигали противоречивые процессы налогообложения. Однако в литературе недостаточно описано применение этих методов при изучении курса экономики. Таким образом, существует противоречие между необходимостью в теоретическом изучении и практическом применении активных и интерактивных методов обучения на уроках экономики при изучении темы «Налоги» в общеобразовательной школе и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке и практике. Данное противоречие определило выбор темы исследования.
Объект: процесс обучения базовому курсу экономики в старшей школе.
Предмет: преподавание темы «Налоги» базового курса экономики у старшеклассников.
Цель: разработка предложений по методике преподавания темы «Налоги» базового курса экономики в старшей школе.
Задачи:
1. Выявить актуальные подходы к преподаванию базового курса экономики в старшей школе.
2. Определить потенциал темы «Налоги» базового курса экономики в старшей школе.
3. Определить образовательные результаты темы «Налоги» базового курса экономики в старшей школе и способы их оценки.
4. Разработать методические аспекты преподавания темы «Налоги» базового курса экономики в старшей школе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, нормативных документов, материалов научно-практических конференций; изучение опыта работы педагогов;
Научная новизна исследования определяется его уникальными задачами. В данном исследовании впервые конкретно изучаются проблемы преподавания темы «Налоги» базового курса экономики у старшеклассников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная работа вносит вклад в дальнейшее изучение теории экономического воспитания применительно к формированию налоговой грамотности старших школьников в процессе изучения темы «Налоги».
Практическая направленность. Данные материалы могут быть полезны в учительской деятельности в курсе обществознания и смежных дисциплинах. Результаты исследования могут быть использованы для разработки факультатива в старшей школе «Налоги», методических материалов.
Заключение:
Ориентируясь на сегодняшнее информационное общество, школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Одной из главных целей новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Так же поменялась и роль учителя, он должен играть значительную роль в формировании нового, информационного типа общества, поэтому он должен являться примером в постоянном стремлении к обновлению знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого, гуманитарного мышления. Будучи одним из лучших представителей российской интеллигенции, учитель должен совмещать в себе не только глубокие знания и профессионализм в области преподаваемого предмета, но и нравственную чистоту, высокую общую культуру, социальную толерантность, выдержанность в поведении и суждениях. Учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только овладение новым содержанием, новыми методами работы, но и осознание своего места в новом учебном процессе. В ходе курсового проекта были решены следующие задачи:
1. Выявлены современные подходы к планированию и формированию предметных образовательных результатов базового уровня курса экономики;
2. Оценены возможности темы «Налоги» базового уровня курса экономики для формирования предметных образовательных результатов. Требования к предметным результатам по теме «Налоги» является: сформированность системы знаний о налогах, как экономической категории, с помощью которой осуществляется экономическая деятельность индивидов, отдельных предприятий и государства; понимание сущности налогов, их роли в экономическом развитии предприятия и государства; сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; умение анализировать, преобразовывать и использовать информацию о налогах для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; умение применять полученные знания и сформированные навыки о налогах для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей; владение приемами работы со статистической, аналитической и фактической информацией по теме «Налоги».
3. Определены предметные и метапредметные образовательные результаты, подлежащие формированию в процессе преподавания темы «Налоги» базового уровня курса экономики и способы их оценки;
4. Разработаны технологические аспекты преподавания темы «Налоги» базового уровня курса экономики.
Используя представленный материал, учитель сможет реализовать принципы системно-деятельностного подхода при проведении уроков по теме «Налоги»; смоделировать воспитательную и обучающую деятельность в соответствии с необходимыми целями, руководствуясь интересами, возрастными особенностями и возможностями учащихся; создать условия для самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников; организовать обстановку, способствующую вовлечению учащихся в мотивированную самостоятельную групповую и индивидуальную работу, основанную на собственных интересах и целях, подкреплённых их индивидуальным опытом и способностями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы преподавания темы «Налоги» базового курса экономики в старшей школе
1.1 Современные подходы к преподаванию базового курса экономики в старшей школе
Одной из главных задач современного образования является повышение качества образования, а также формирование ключевых компетенций у учащихся, благодаря которым они смогут применять полученные знания на практическом опыте, решая различного уровня сложности задачи и проблемы.
Преподавание экономики в школе приобретает всё большую актуальность по причине с её неразрывностью с повседневной жизнью. То есть, курс экономики способен сформировать жизненно необходимые компетенции, применяемые ежедневно на практике. Экономика имеет тесную связь с такими предметами как история и обществознание, поэтому изучение данной науки может стать вспомогательным элементом в понимании вышеназванных дисциплин, в восполнении пробелов по ним.
Основными целями изучения данного курса экономики в старших классах являются:
• Формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для социальной и профессиональной ориентации учащихся.
• Формирование культуры экономического мышления.
• Выработка практических навыков принятия экономических решений.
ФГОС устанавливает требования к предметным результатам освоения базового курса экономики в 10-11 классах:
1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных