Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Преподавание темы «Конкуренция» углублённого курса экономики у старшеклассников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы преподавания темы «Конкуренция»
углубленного курса экономики в старшей школе. 8
1.1. Современные подходы к преподаванию углубленного курса
экономики в старшей школе. 8
1.2. Потенциал темы «Конкуренция» углубленного курса
экономики в старшей школе 12
Глава 2. Опыт разработки методики преподавания темы «Конкуренция»
углубленного курса экономики в старшей школе. 24
2.1. Планирование образовательных результатов темы «Конкуренция»
углубленного курса экономики в старшей школе и способов их оценки. 24
2.2. Разработка методических аспектов преподавания темы «Конкуренция»
углубленного курса экономики в старшей школе. 34
Заключение. 55
Список использованных источников. 60
Приложения. 64
Введение:
Актуальность темы
исследования определяется, прежде всего, тем, что настоящее время диктует свои
правила жизни и каждому приходится под них подстраиваться. В таких условиях
складывается ситуация, когда чем осведомленнее человек в современных
тенденциях, тем он маневреннее в обыденной жизни. XX век сильно изменил мир во
всех сферах его развития. Ускоряющие процессы глобализации, развернувшиеся со
второй половины XX века, имели влияние на политическую, социальную и культурную
сферы развития общества. Однако в большой степени процессы глобализации и
интеграции оказали влияние на мировое экономическое положение. Изменения
экономического характера, происходящие на мировом уровне, оказывают прямое
влияние на экономику отдельных стран, в том числе и на Российскую Федерацию. В
условиях глобализации особое значение принимает процесс конкуренции, которая
начинается с единицы экономического рынка и заканчивается мировыми
сообществами. Как неотъемлемый элемент экономической жизни, конкуренция создает
новые условия, к которым обществу необходимо адаптироваться. Соответственно,
становится актуальным вопрос о воспитании экономически грамотной личности,
способной существовать в, предъявляемых современностью, экономических условиях.
Преподавание темы «Конкуренция»
углубленного курса экономики в старшей школе важно современным школьникам,
поскольку наиболее часто встречается проблема, когда люди, особенно молодые,
ввиду своей безграмотности, не проявляют активного участия в развитии рыночной
экономики нашей страны, отсутствует развитие предпринимательской способности. В
процессе изучения данной темы в старшей школе у учащихся происходит базовое
экономическое развитие, где учащиеся научится развивать социально-значимые
знания и умения, выделять и формулировать характерные особенности рыночных
структур, развивать логическое мышление, понимать рыночные способы
хозяйствования. Поэтому тема «Конкуренция» является неотъемлемой в старшей
школе.
Аспекты преподавания темы
«Конкуренция» базового курса экономики в старшей школе широко рассматриваются в
современных методических пособиях школьного курса экономики. Конкуренция
исследуется в качестве одной из проблем развития рыночной экономики. Проблемы
различных видов и форм конкуренции освещаются в фундаментальных трудах
выдающихся зарубежных экономистов, в частности Б. С. Бернанке, П. Р. Кругман, Й.Шумпетер, К Маркс, В.И. Ленин, Е. А. Файншмидт, Ш. Н. Флинн, Х.Д. Чанг, Ф. Хайек, М.Э. Портер, которые в своих
трудах определяют и описывают конкуренцию, вырабатывают общие закономерности в
ее развитии, определяют различное ее проистекание и исходы, объясняют причины
ее возникновения.
Нельзя не отметить и
отечественных авторов, также занимавшихся разработкой проблем конкуренции,
внесшие теоретические основы исследуемого явления и различных его проявлениях
на протяжении последних двух веков. Значительное внимание теоретическим
аспектам экономических и финансовых механизмов уделяли такие современные
отечественные исследователи-экономисты, как: Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев.
Актуальной для
экономической науки на сегодня остается проблема проявления современных
тенденций развития конкуренции и механизмам борьбы с ее негативными
проявлениями. Из современных научных работ можно отметить исследования П.
Кругмана., В. А. Скворцовой и И. Е. Медушевской, Ю. Б. Рубина и О. Н. Потаповой и
других ученых.
Значительную роль в
научных работах современного периода ученые отводят изучению причинам
нестабильности экономики и предполагают различные пути разрешения вопросов
согласно изменению ситуации на рынке конкуренции и одними из ярких
представителей изучающих подобные процессы структурных и функциональных
изменений, способных нарушить механизмы глобальной экономики являются В. Миркин, М.Г. Делягин и др.
Конкуренция и все ее
проявления в экономике становятся довольно частым объектом исследований и
продолжают вызывать интерес различных школ и направлений экономической мысли. В
экономической науке на сегодняшний день имеются множественные исследования и публикации,
посвященные изучению конкуренции, монополий и антимонопольных структур, однако
недостаточное внимание уделяется проблемам изучения их влияния на экономику в
рамках практической применимости населения и молодежи.
Вопросами исследования
принципов и методов работы с понятиями на уроках обществознания занимались
известные педагоги и преподаватели обществознания. Поэтому в качестве
дополнительной методической литературы при исследовании принципов и методов
работы с понятиями в рамках изучении темы «конкуренция», были использовали
работы таких исследователей как: Н.Ю. Басик, Л.Н.
Боголюбов, И.Н. Емельянов. В их
научных разработках даются общеметодические рекомендации учителям по
осуществлению работы с понятиями на уроках с базовым и профильным уровнем
образования.
Заключение:
В процессе работы были
достигнуты поставленные цель и задачи.
В результате проведенного
анализа были выделены следующие актуальные подходы к преподаванию углубленного
курса экономики в старшей школе: в старших классах, при получении школьниками
среднего общего образования, должны
стоять задачи формирования потребностей к экономическому самообразованию, к
углубленному изучению экономики, к развитию способности самостоятельного
осмысления ситуаций, явлений, фактов, овладения умениями применять полученные
знания при решении практических задач, получения навыков принятия решений,
суждений по экономическим вопросам с применением научного анализа.
Личностно-ориентированная
направленность процесса обучения на основе новейших учебных технологий и форм
организации учебного процесса. В X—XI классах целесообразно применение методик
сопоставительного анализа отечественной и мировой экономики, работа с источниками,
широкое привлечение дополнительной научной литературы, а также проведение
занятий в виде лекций и семинаров, защиты рефератов, стимулирование
индивидуальной самостоятельной работы учащихся.
Были определен потенциал
темы «Конкуренция» углубленного курса экономики старшей школы, который
заключается в том, что современный рынок настойчиво требует от выпускников школ
не слепого подражания и бездумного соблюдения инструкций и правил, а
вдумчивого, творческого подхода к действительности. Осознанный выбор будущей
профессии, самостоятельность, умение нестандартно мыслить, ставить перед собой
задачи и принимать решения, эффективно сотрудничать в коллективе – все это
становится необходимым для сегодняшних учеников. Все эти приоритетные задачи
образования во многом решаются во время обучения на старшей ступени средней
полной школы, которая в течение 10 последних лет работает в режиме профильного
обучения. Однако далеко не всегда выбор профиля осуществляется обучающимися
осознанно и самостоятельно. Часто родители выбирают будущий профиль и
деятельность для ученика. Не малое внимание надо уделить такому фактору, что
профессия и фирма передается по наследству, при этом интерес ребенка не
учитывается.
В условиях постоянной
нехватки часов учебного плана многие школы отказываются от ведения экономики
как самостоятельной учебной дисциплины. Вместе с тем статистика конкурса на
экономические специальности в ВУЗы показывает, что курсы по-прежнему являются востребованными.
Кроме этого, рыночная экономика, в условиях которой мы живем, требует от
каждого человека в обыденной жизни понимания экономических явлений и процессов.
Вышеуказанные проблемы
можно эффективно решать при помощи углубленного курса «Экономика» в старшей
школе. Программа курса должна быть разработана в контексте школьного
обществоведческого образования и предполагает теоретическое и практическое
знакомство обучающихся с основными экономическими субъектами и их
деятельностью. Курс может оказать помощь обучающимся как будущим наемным
работникам, предпринимателям, управленцам.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы преподавания темы «Конкуренция»
углубленного курса экономики в старшей школе
1.1. Современные подходы к преподаванию углубленного
курса экономики в старшей школе Вопрос преподавания
экономики в настоящее время приобретает все большее значение. Изучение
экономики есть один способ социализации старшеклассников, что составляет основу
личностного развития личности ребенка. В своей жизни мы учимся всему, но никто
не учит нас обращаться с деньгами, хотя с ними мы общаемся всю свою жизнь. В
связи с этим возникает задача по формированию умения обращаться с деньгами,
видеть зависимости между экономическими процессами и прогнозировать развитие
социально-экономических отношений.
Правильный подход к
преподаванию экономики позволяет обеспечить целостность и преемственность
восприятия экономических знаний, а также сочетать теоретические формы
проведения занятий с практическими: написанием комментариев к экономической
статье, решением задач, проведением тренингов, деловых игр, моделированием и
участием в работе школьных учебных предприятий.
Концепция развития
системы общего среднего образования предполагает, что обучающиеся должны быть
экономически и финансово грамотными. Причем такие темы как налоги, рынок труда,
права и обязанности владельца собственности, должны доходить до
инструментального уровня. Это значит, что преподавание должно вестись на
проблемной основе с обсуждением альтернативных решений реальных экономических
проблем [1,c. 3].
Интегрированный подход к
экономическому образованию предполагает преподавание экономических вопросов на
уроках истории, права, географии, обществознания, решение экономических задач
на уроках математики.
Содержание экономического
образования включает:
– Опыт познавательной деятельности,
фиксированный в форме его результатов — знаний.
– Опыт осуществления
известных способов деятельности — в форме умения действовать по образцу.
– Опыт творческой
деятельности — в форме умения принимать эффективные решения в проблемных
ситуациях.
– Опыт осуществления
эмоционально-ценностных отношений — в форме ценностных ориентаций.
Опыт познавательной и
практической деятельности включает и работу с источниками экономической
информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы
Интернета), критическое осмысление экономической информации, экономический
анализ общественных явлений и событий, освоение типичных экономических ролей
через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной
жизни.
В требованиях к уровню
подготовки выпускников есть умения использовать приобретенные знания в
практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки
экономической информации, составления семейного бюджета, оценки собственных
экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Целями изучения экономики
на профильном уровне является работа с источниками экономической информации с
использованием современных средств коммуникации, критическое осмысление
экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой
основе собственных заключений и оценочных суждений, экономический анализ
общественных явлений и событий, решение задач, раскрывающих типичные
экономические ситуации (вычисления на условных примерах), освоение типичных
экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих
ситуации реальной жизни.