Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Преподавание темы «Экономические циклы» базового курса экономики у старшеклассников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 2
Глава
1. Теоретические основы преподавания темы «Экономические циклы» базового курса
экономики в старшей школе. 6
1.1
Современные подходы к преподаванию базового курса экономики в старшей школе. 6
1.2
Потенциал темы «Экономические циклы» базового курса экономики в старшей школе. 30
Выводы по главе 1. 45
Глава 2. Опыт разработки методики
преподавания темы «Экономические циклы» базового курса экономики в старшей
школе. 47
2.1. Планирование образовательных
результатов темы «Экономические циклы» базового курса экономики в старшей
школе и способов их оценки. 47
2.2. Разработка методических
аспектов преподавания темы «Экономические циклы» базового курса экономики в
старшей школе. 66
Выводы по главе 2. 79
Заключение. 82
Список литературы.. 85
Введение:
Введение Актуальность исследования.
Реформирование хозяйственно-экономической системы РФ коренным образом изменило
значение экономических знаний в жизни современного человека, потому что
рыночные отношения требуют осмысления и осознания экономических процессов. Сегодня
перед российским образованием проблема экономического образования в школе и
подготовки экономически грамотной личности стоит достаточно остро. Актуальность
экономического образования школьников на современном этапе обусловлена
жизненной необходимостью их адаптации к динамично меняющимся
социально-экономическим условиям жизни, повышенными требованиями к личностным
качествам будущих специалистов рыночной экономики: активности,
самостоятельности, компетентности, деловитости, ответственности. Современные экономические,
политические и социальные сдвиги в обществе выдвигают новые требования к
школьной молодежи, к ее умению гармонично сосуществовать с обществом, знать
свои права и обязанности, самостоятельно выбирать свой путь в жизни, уметь
правильно принимать решения в условиях выбора, реализовать свои способности.
Важнейшим
элементом экономической подготовки являются экономические знания и умение
экономически мыслить. Это умение дает человеку новые возможности и путь в
будущее. В условиях рыночной экономики, принципиальным признаком является
свободная ориентация и приспособление учащихся к экономическому механизму
регулирования рынка. Экономическое образование в школе необходимо для
воспитания у учащихся экономической культуры, для способности правильно понимать,
как происходят социально-экономические процессы и активно участвовать в жизни
общества.
Исследование цикличности развития
экономических процессов представляется ценным для старшеклассников для
выявления основных закономерностей и тенденций в реальном экономическом
процессе. Изучение явления цикличности как одного из основных свойств
общественно-экономического развития позволяет анализировать текущие события и
народно-хозяйственную конъюнктуру в исторической динамике, что помогает
по-новому взглянуть на происходящие в российской экономике процессы.
Экономическое развитие непрерывно,
но не является равномерным. Процессу развития системы присуща цикличность.
Современный экономический этап развития России и всего мирового хозяйства в
целом, обуславливает активизацию интереса к научным идеям и
теоретико-методологическим положениям, которые позволяют более детально
исследовать проблемы экономического цикла.
Проблема формирования экономических
знаний у школьников находится в поле зрения многих современных исследователей и
исследуется в разных направлениях. Так, основам преподавания экономических
дисциплин посвящены работы: В.П. Шенягина, А.И. Тюнина, И. В. Пегжина и др.
Современная российская школа
находится в процессе реформирования: меняются подходы к содержанию курсов,
методов преподавания, одним из таких предметов является экономика. В
педагогических исследованиях нашли определенное отражение вопросы подходы к
организации образовательного процесса по формированию экономических знаний у
учащихся в школе работы: Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович, О.Н. Широковой, С.Д.
Якушевой, И.П. Подлесного, О.К. Эрнст, С.А. Михеевой, В.А. Скакуна и др.
В контексте исследования форм и
методов обучения, способствующих повышению уровня познавательного интереса
школьников к экономическим знаниям, привлекают внимание труды: Р. Мачулка, С.
Мельникова, В.С. Автономова, П.З. Хашимова, Т.Т. Джураева, О.Б. Гимрановой и др.
Изучению экономического цикла
посвящены исследования таких представителей экономической мысли, как: П.
Самуэльсон, Д. Кейнс, Ф. Кидланд, Э. Прескотт, В. В. Седов, В.И. Бархатов, А.Л.
Чижевский, В.А. Белкин, Н. Д. Кондратьев и др.
Среди современных российских
исследователей проблема цикличности экономики раскрыта в рамках трудов по
экономической теории и макроэкономики: С.А. Толкачева, Л.С. Тарасевич, П.И.
Гребенникова, А.И. Леусского, Н.М. Розановой, Г. А. Маховиковой, Г. М.
Гукасьян, В. В. Амосовой и др.
Вопросы повышения уровня
экономических знаний школьников в подготовке к урокам по экономике учителям
находят отражение в научно-методических журналах «Педагогика и психология
образования», «Экономика в школе», в сетевом издании «Проблемы современного
образования» и др.
Разработке технологии экономического
обучения подростков посвящены работы педагогов-новаторов: А.В. Дьячковой, М.С.
Ларина, О.С. Целых, О.Ю. Мизиной и др.
Теоретический анализ
научно-методологической литературы и современных исследований в области
педагогики, посвященных проблеме организации преподавания экономики в школе,
свидетельствуют о том, что за последние годы в РФ проделана большая работа по
развитию нормативного и учебно-методического обеспечения школьного предмета
«экономика», разработано большое число программ, учебников и пособий для
старших классов общеобразовательной школы. При этом, наиболее проблематичным
направлением является учебно-методическое обеспечение экономического
образования школьников в условиях общеобразовательного учебного заведения, что
усиливает актуальность разработки методических аспектов преподавания темы
«Экономические циклы» базового курса экономики в старшей школе.
Объект: процесс обучения базовому
курсу экономики в старшей школе
Предмет: преподавание темы
«Экономические циклы» базового курса экономики у старшеклассников.
Цель: Разработка предложений по
методике преподавания темы «Экономические циклы» базового курса экономики в
старшей школе. Задачи:
1. Выявить актуальные подходы к
преподаванию базового курса экономики в старшей школе.
2. Определить потенциал темы
«Экономические циклы» базового курса экономики в старшей школе.
3.
Определить образовательные результаты темы «Экономические циклы»
базового курса экономики в старшей школе и способы их оценки.
4. Разработать методические аспекты
преподавания темы «Экономические циклы» базового курса экономики в старшей
школе.
Структура работы. Работа состоит из
введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и
приложений.
Заключение:
Заключение Результаты анализа
теоретико-методологических аспектов преподавания темы «Экономические циклы»
базового курса экономики у старшеклассников позволили сделать следующие выводы:
Сегодня перед
образовательной системой в рамках реализации ФГОС поставлены новые задания:
используя современные подходы к организации экономического образования, а также
активные, нетрадиционные методы и формы обучения не только дать ученикам знания,
но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и
способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельной умственной
работы, коммуникативной компетентности.
В реализации
компетентностного подхода при преподавании базового курса экономики в старшей
школе отталкиваются от того, что каждое очередное занятие по предмету (урочное
или внеурочное) является шагом на пути к формированию экономической
компетентности школьников, а следовательно является целенаправленным,
продуманным, организованным и технологичным — тщательно спланированным.
Проблема
цикличности экономики занимает особое место в современных экономических
исследованиях, так как она включает целый комплекс основных положений
доминирующих экономических теорий и современной макрополитики. Хозяйственная
система постоянно развивается, совершенствуется, приобретая качественно новое
состояние, что, естественно, сказывается на характере и формах проявления
циклов и кризисов.
Исследование циклов
и влияние экономической политики на их развитие представляется ценным для
выявления основных закономерностей и тенденций в реальном экономическом
процессе и создает перспективы для новых теоретических изысканий и решения
.ряда практических проблем общества.
Нами было
осуществлено планирование образовательных результатов и способов их оценки, разработаны
методические аспекты преподавания темы «Экономические циклы» базового курса
экономики в старшей школе, что позволило сформулировать следующие выводы:
планируемые результаты общего образования по ФГОС — это система обобщенных
целей осуществления учебно-воспитательного процесса, которые могут дополняться
или уточняться и подлежат оценке.
К числу планируемых
образовательных результатов темы «Экономические циклы» относятся:
Обучающие:
формирование понятий: «экономический цикл», «фазы цикла» (оживление, подъём,
пик, спад, депрессия, низшая точка спада), параметры цикла, антициклическая
политика; формирование умений: оценивать состояние экономики в различных фазах
экономического цикла, используя параметры цикла; выбирать вид и способ
применения антициклических мер регулирования экономики;
Развивающие:
формирование навыков деятельности, составляющих информационно-коммуникативную
компетентность: управление — выделение в экономическом цикле отдельных фаз, оценка — сравнение различных фаз цикла по
поведению в них параметров цикла, создание — выбор антициклических мер
регулирования экономики;
Воспитательные:
формирование познавательного интереса путем применения теории экономических
циклов для анализа экономической ситуации в стране в разные периоды ее истории;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формирование мотивации к
учению и познанию, ценностно-смысловых установок и др.
Результаты анализа
научно-методической литературы и педагогических исследований свидетельствуют о
том, что результативность развития учебно-познавательной деятельности
школьников на уроках экономики при изучении темы «Экономические циклы» в
значительной мере обеспечивается оптимальным применением методов обучения и
умения учителя выбрать тот метод или прием, который наиболее оптимален в
конкретных условиях.
Ключевые
экономические компетентности старшеклассников можно развивать через
соответствующие формы работы, для этого нужно использовать: интерактивные формы
и методы работы, которые обеспечивают активную деятельность учащихся в процессе
освоения учебного материала; кооперативное обучение, во время которого
формируются социальные умения, лидерские качества; проблемные методы обучения,
ролевые и деловые игры, которые помогают увидеть мир и себя в нем, повышают
самооценку.
Одним из
педагогических условий формирования экономической компетентности старших
школьников в процессе изучения темы «Экономические циклы» является
использование инновационных методов обучения, среди которых особое место
принадлежит интерактивным.
Фрагмент текста работы:
Процессы модернизации школьного
образования в рамках реализации нового образовательного стандарта (ФГОС) [3] значимо
поменяли концептуальные основы, структуру, содержание, методику преподавания
учебного предмета «экономика». В результате были изменены концептуальные
подходы в преподавании базового курса экономики, расставлены новые смысловые
акценты в изучаемых темах, значительно расширено изучаемое содержание. Принятие
новых образовательных стандартов (ФГОС) и внедрение их в основную школу
заставляет пересмотреть давно сложившиеся стереотипы педагогической
деятельности и позволяет учителям по-новому выстраивать школьное
образовательное пространство.
Содержание среднего общего образования
на базовом уровне по экономике представляет собой комплекс знаний по экономике,
минимально необходимый современному гражданину России и включает общие
представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и
государства, в том числе в международной сфере. Основной целью преподавания
экономики в школе является развитие всесторонне личности ученика и его
учебно-познавательных возможностей, что, прежде всего предполагает: развитие
учебной мотивации, познавательных возможностей, формирование творческого
мышления, способности критически анализировать экономические процессы,
формулировать собственные выводы на основе самостоятельного изучения
литературных источников [4, с.20].
Примерная программа по экономике
является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников и
составлена на основе федерального компонента государственного стандарта
среднего общего образования [50]. Она предназначена для учащихся старшей школы,
не занимающихся по программе профильного курса экономики. В рамках программы
конкретизируется содержание предметных тем образовательного стандарта, дается
ориентировочное распределение учебных часов по темам курса, определяется
минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Поиск новых подходов к преподаванию
экономики, различные формы проведения занятий, построение наиболее эффективных
структур урока в современной теории и методике приводят к системе выбора таких
видов деятельности, которые учат школьников реализовывать собственный
творческий потенциал по отношению к базовому школьному курсу экономики. В условиях
преподавания базового курса экономики в старшей школе особое значение
приобретает потребность наиболее полно представить предмет, раскрыть его
потенциальные возможности, вызвать к нему интерес учащихся. Достичь этого можно
несколькими путями, в частности через интенсификацию обучения, использование
новейших образовательных технологий, которые предоставляют урока динамику,
повышают его эффективность [53, с.114].