Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Преодоление нарушений звукопроизношения У дошкольников с билингвизмом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы
исследования нарушений звукопроизношения у дошкольников с билингвизмом. 6
1.1 Формирование звукопроизношения в
онтогенезе. 6
1.2 Особенности звукопроизношения
дошкольников с билингвизмом. 14
Глава 2 Опытно-экспериментальное
исследование особенностей организации работы по преодолению нарушений
звукопроизношения у дошкольников с билингвизмом 22
2.1 Организация экспериментального
исследования звукопроизношения у дошкольников с билингвизмом: цели, задачи,
описание методик, выборки. 22
Глава 3 Методические рекомендации по
организации коррекционно-логопедической деятельности по преодолению недостатков
звукопроизношения у дошкольников с билингвизмом. 33
3.1 Основные принципы и подходы к
организации логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизношения
дошкольников с билингвизмом. 33
3.2 Методы и средства логопедической
работы по преодолению недостатков звукопроизношения у дошкольников с
билингвизмом. 38
Заключение. 51
Список литературы. 54
Введение:
Современные
мировые процессы характеризуются учеными, как глобализация. Происходит активное
перемещение представителей разных этносов между государствами, что можно
объяснить профессиональными причинами, необходимостью сменить климат, желанием
улучшить свои социальные условия жизни. В связи с этим достаточно часто
возникает ситуация, когда ребенок с самого детства находится в своеобразной
языковой среде, воспринимая и осваивая сразу два языка. Также следует отметить,
что часто встречаются ситуации, когда родители целенаправленно начинают обучать
ребенка второму языку в раннем детстве. Таким образом, активно распространяется
феномен билингвизма.
Интенсивное
распространение би- и мультилингвизма (или полилингвизма) в современном мире
детерминируется действием этнических и политических факторов, а также
географической мобильности населения. В период глобализации большое значение
имеют социально-экономические факторы, когда знание двух и более языков
выступает обязательным требованием для получения качественного образования
(академической мобильности) или осуществления профессиональной деятельности в
другом государстве.
Носители
двух и более языков становятся предметом повышенного интереса со стороны
ученых, а непосредственно феномен билингвизма и полилингвизма выступает одной
из исследующихся достаточно давно, однако актуальных и в настоящее время.
Данный феномен исследуется в разнообразных научных направлениях, прежде всего в
тех, которые изучают языковые и речевые явления, в том числе в психологии,
лингвистике и психолингвистике. Так, например, при билингвизме могут возникать
специфические нарушения звукопроизношения, которые требуют специфического
подхода к логопедической коррекции подобных нарушений. Сложности в формировании речи могут быть связаны с
тем, что ребенку приходится одновременно укладывать в голове две системы языка,
между которыми могут отмечаться значительные различия. Это касается и
особенностей звукопроизношения: артикуляционные уклады и конечное звучание
вроде бы сходных звуков может значительно отличаться. При этом исследователи
отмечают, что разработанные методики логопедической коррекции недостатков
звукопроизношения могут быть применены и к детям-билингвам, однако с учетом
специфики освоения иностранного языка.
Проблема организации логопедической коррекции
звукопроизношения детей-билингвов в настоящее время состоит в том, что весьма
незначительное количество специалистов могут грамотно организовать эту
деятельность с учетом всех специфических аспектов овладения данной категории
детей русским языком.
Проблема
детского двуязычия или билингвизма в настоящее время очень актуальна не только
за рубежом, но в России. Об этом свидетельствуют труды таких ученых, как Т. А.
Бертагаев, М. И. Богомолова, Е. М. Верещагин, Г. М. Вишневская, Ю. Д. Дешериев,
К. З. Закирьянов, Е. В. Кузьмина, М. М. Михайлов, А. Ю. Панарин, И. А. Панарин,
Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина и др.
Объект
исследования: нарушения звукопроизношения у дошкольников-билингвов.
Предмет
исследования: логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения
у дошкольников-билингвов.
Цель
исследования: изучить особенности организации логопедической деятельности по
преодолению нарушений звукопроизношения, возникающих при билингвизме.
Гипотеза:
нарушения звукопроизношения при билингвизме требуют специфических методов и
средств логопедической коррекции.
Задачи
исследования:
1)
Рассмотреть особенности развития звукопроизношения в онтогенезе;
Заключение:
Таким
образом, билингвизм является весьма сложным явлением, изучение которого
находятся на стыке нескольких дисциплин. Относительно билингвизма до сих пор не
сформировалось единого мнения в научной среде: н относительно его определения,
ни относительно механизмов его функционирования, ни относительно влияния на
развитие человека. Существуют различные представления о развитии билингвизма:
часть ученых говорят о формировании двух независимых языковых систем в речевой
деятельности человека, другие считают, что происходит развитие дополнительной
языковой системы в рамках основной. Ученые указывают, что формирование обеих
языковых систем осуществляется по схожим закономерностям.
Относительно
влияния билингвизма на развитие ребенка мнения также расходятся. Долгое время
превалировало мнение о том, что билингвизм оказывает исключительно негативное
влияние на развитие ребенка, не позволяя полноценно освоить ни один из
использующихся языков, а также замедляет процесс психического развития.
Современные ученые, напротив, склоняются к тому, что билингвизм активизирует
психическое развитие ребенка, а освоение иностранных языков даже целесообразно
начинать на ранних этапах онтогенеза. Однако ученые признают, что воспитание
ребенка в многоязычной среде может выступать фактором, приводящим к нарушениям
в развитии речи дошкольников, в том числе формировании звукопроизношения.
Дошкольный
возраст – это период активного формирования многих функций психической
деятельности дошкольников. К старшему дошкольному возрасту у ребенка, как
правило, на достаточно высоком уровне развито восприятие, начинает
формироваться произвольный контроль поведения и деятельности. Кроме того,
происходит формирование таких форм мышления, как наглядно-образное и
словесно-логическое. У ребенка на достаточно высоком уровне сформированы разные
виды деятельности: продуктивная, конструктивная. Однако ведущая роль
по-прежнему принадлежит игровой деятельности. Речевая деятельность также
активно развивается, начинает выполнять планирующую функцию. Кроме того, именно
на основе речи происходит становление словесно-логического мышления ребенка.
Если
рассматривать развитие речи более подробно, то следует отметить, что в норме в
старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы нормы произношения,
освоены лексические и грамматические нормы языка и др., иными словами, речь
должна стать полноценным средством общения.
Логопедическое
обследование показало, что проблемы все же существуют: у ребенка с билингвизмом
выявлены сложности в развитии речи, моторики, сниженный уровень познавательной
активности. У детей-билингвов выявлено нарушение многих групп звуков, как
характерных и для детей с недоразвитием речи, например, сонорных, так и тех,
которые, как правило, у других категорий детей с нарушениями речи страдают
редко, например, заднеязычные звуки. Соответственно, таким детям необходима
целенаправленная работа по преодолению выявленных недостатков. Следует
отметить, что в работе с такими детьми оптимально опираться на практические
методы работы без углубления в теоретические аспекты грамматики, лексики и т.д.
При
организации коррекционной логопедической деятельности с детьми-билингвами в
условиях образовательного учреждения следует учитывать особенности формирования
речи данной категории детей, которые становятся причиной возникновения
специфических нарушения звукопроизношения этих дошкольников. Исследователи и
педагоги-практики отмечают, что в работе с такими детьми следует исходить из
положения, что в данном случае дети осваивают иностранный язык.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования нарушений
звукопроизношения у дошкольников с билингвизмом
1.1 Формирование звукопроизношения в онтогенезе Под
звукопроизношением понимается «процесс образования речевых звуков,
осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным
(голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого
аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы».
Дошкольный
возраст — это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и
развития всех сторон речи. В этом возрасте круг общения детей значительно
расширяется. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения
средствами общения, основным из которых является речь. В 3 года появляется
умение произносить в стечении согласные. Появляются свистящие, дефекты
смягчения и оглушения ещё остаются (зонтик — сёнтик). В 4 года должны появиться
шипящие, уйти дефекты оглушения и смягчения. В начале 5-го года жизни у ребенка
появляется умение произносить звуки [л], [л’]. Также на 5-м году появляются
звуки позднего генеза [р], [р’] и аффрикаты [ц], [ч]. В первую очередь у детей
в онтогенезе формируются звуки, определяющие ядро русской фонологической
системы: [а], [о], [п], [м], [т’], [д’], [д], [б], [н]. Позднее появляются
звуки [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р] [1].
А.
Н. Гвоздев и Н. И. Красногорский [10] указывают, что специфической
характеристикой воспроизведения звуков на начальном этапе овладения ими
выступает нестабильность артикуляции и воспроизведения звуков. Однако
посредством слухового контроля моторный образ звука ассоциируется, с одной
стороны, с произношением взрослого (с эталоном), а с другой – с собственным
произношением. Дифференциация этих двух образов становится базой для развития
артикуляции и воспроизведения звуков дошкольником. Корректное произношение
формируется в том случае, когда оба образа отождествляются (Д. Б. Эльконин)
[9].
Онтогенез
речевой деятельности в период от 3 до 6 лет протекает достаточно бурно. Речь
ребенка на данном этапе не только накапливает количественные элементы, иными
словами, расширяется словарный запас. Речевая деятельность в данное время
начинает выполнять разнообразные функции и активно развиваться также в
качественном измерении.
Так,
ребенок от 3 до 6 лет осваивает все семантическое поле значений слов:
происходит усвоение первоначально денотативного элемента значения слова, а
именно понимание, какой предмет или действие обозначается конкретным словом,
затем семантическое поле слов расширяется за счет сигнификативного компонента,
а именно, понятийный смысл слова и вместе с тем появляется возможность
дифференциации обобщающих, родовых понятий и отнесения конкретного предмета к
определенной категории (например, штаны – это и джинсы, и шорты, и брюки).
Наконец, ребенок осваивает коннотативный компонент значения слова, т.е. слово
обретает эмоциональную и социальную окраску.
Также
речь становится предметом творчества ребенка. Ребенок начинает различать части
слова (морфемы) и активно применять их для образования новых слов, подходящих,
с его точки зрения, для обозначения определенного объекта или явления. Многие
авторы (К.И. Чуковский, Н.А. Гвоздева, В. Штерн и др.) выделяют в рамках
дошкольного периода особый период детского словотворчества, когда ребенок не
только создает новые слова, но и объясняет, почему они должны звучать таким
образом (лопатка – копатка, потому что копают).
Кроме
того, речь ребенка развивается внутри ведущей деятельности и, соответственно,
начинает использоваться дошкольником для решения тех задач, которые поставлены
данной деятельностью: социальных, коммуникативных, познавательных и других.
Активное применение речи обуславливает то, что к завершению дошкольного периода
ребенок осваивает фонетическую систему, развивает фонематическое восприятие,
грамматический и лексический аспекты.
Если
остановиться более подробно на особенностях речевого развития ребенка внутри
периода от 3 до 6 лет, то можно отметить следующее.
В
3-4 года речь носит ситуативный характер, связанный с конкретными действиями с
предметами. Ребенок осваивает элементарные формы изменения существительных и
глаголов, необходимых для передачи взаимоотношений слов во фразах. Также
ребенок способен различать гласные, согласные звуки, воспроизводить
элементарные ритмические структуры.