Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Методика математики

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Предупреждение математической тревожности обучаемых при решении текстовых задач в процессе подготовки к ОГЭ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Психолого-педагогические
основы математической тревожности обучаемых при решении текстовых задач в
процессе подготовки к ОГЭ…………………………………………………… 7

1.1. Понятие и
особенности математической тревожности обучающихся 7

1.2. Анализ
причин возникновения математической тревожности обучаемых при решении текстовых
задач при подготовке к ОГЭ……………………………. 13

1.3.
Возможности предупреждения математической тревожности обучаемых при работе с
текстовой задачей в процессе подготовки к ОГЭ………………. 24

Выводы по Главе
1………………………………………………………………………… 35

Глава 2. Организация деятельности
по предупреждению математической тревожности обучаемых при решении текстовых
задач в процессе подготовки к ОГЭ…………… 38

2.1. Разработка
рекомендациий по применению приемов, направленных на предупреждение
математической тревожности на этапах работы с текстовой задачей в процессе
подготовки к ОГЭ……………………………………………. 38

2.2.
Практическое использование приемов направленных на предупреждение
математической тревожности обучаемых на этапах работы с текстовой задачей в
процессе подготовки к ОГЭ………………………………………………………… 49

Выводы по Главе
2………………………………………………………………………… 58

Заключение……………………………………………………………………………….. 59

Литература…………………………………………………………………………………. 62

Приложение………………………………………………………………………………. 68

Приложение 1……………………………………………………………………………….. 68

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Понятие «математической тревожности» (math
anxiety) появилось в США в 50-ые годы XX века. Первые упоминания об
эмоциональных затруднениях учащихся при выполнении ими математических заданий
можно встретить в работах M.F. Gough в середине прошлого века. В работах N.
Betz под математической тревожностью понималось состояние напряжения, а также
чувство опасения и страха, которые возникали у человека в ситуациях, связанных
с выполнением каких-либо вычислительных операций и математических действий. По
определению Maloney & Beilock математическая тревожность выражается в
фобических реакциях, которые испытывают многие люди, когда находятся в
ситуациях, требующих решения математических задач.

Учеными R.M. Dreger & L.R. Aiken для
обозначения этого состояния был введен термин «числовая тревожность». В 70-х
гг. F.C. Richardson & R.M. Suinn разработали первый тест для измерения
математической тревожности, в данное понятие включили чувство опасения и
напряжения, связанное не только с операциями с числами, но и с оперированием
математическими понятиями.

Обращаясь к Программе оценки иностранных
студентов (PISA) видно, что математическая тревожность является глобальным
явлением, широко распространенным во всех 65 странах, участниках PISA. В США в
ходе их исследований выявляются следующие данные. Около 25 процентов студентов
колледжей и до 80 процентов учащихся средних испытывают математическую
тревожность умеренной и высокой степени при решении различных математических
заданий.

Некоторые негативные последствия
математической тревожности включают в себя: избегание любых ситуаций, связанных
с решением математических задач, снижение уверенности в себе, низкую
математическую самоэффективность и негативное отношение к математике.
Математическая тревожность приводит к снижению математической успеваемости,
независимо от фактических математических способностей. Однако математическая
тревожность и математическая эффективность являются взаимообусловленными, так
как высокий уровень математической тревожности может снижать успешность решения
задач.

В то же время, согласно  Федеральному государственному образовательному
стандарту основного общего образования,  результаты изучения предметной области
«Математика» должны отражать умения моделировать реальные ситуации на языке
алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры,
интерпретировать полученный результат. В частности это относится к процессу
решения текстовых задач.

Решение текстовых задач является важнейшим видом учебной
деятельности, в процессе которой усваиваются математические знания, умения и
навыки. Текстовые задачи в значительной степени направляют и стимулируют
учебно-познавательную активность учащихся. Процесс решения задач как вид деятельности способствует
осуществлению главного требования ФГОС – формированию умения школьников
учиться.

Изучением математической
тревожности занимались многие зарубежные исследователи и педагоги: Keshavarzi
A., Ahmadi S., Maloney E. A.,
Beilock
S. L., Park D., Ramirez G., Beilock S. L. Кроме того, проблема математической
тревожности изучалась отечественными авторами: С.А. Водяха, К.К.
Акимова, Е.Л. Богданова, Е.И. Гынку, А.А. Адаскина, О. Е. Богданова, А. В.
Будакова, Г.Н. Елецких.

В соответствие с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с
изменениями 2019 года итоговая аттестация, завершающая
освоение основных образовательных программ основного общего образования, является
обязательной и проводится в форме ОГЭ.

 Изучение влияния данного экзамена на уровень
тревожности старших подростков становится актуальнее с каждым годом. Это можно
объяснить высокой значимостью результатов экзаменов в будущей жизни
обучающегося. Также повышение тревожности можно объяснить появлением высоких
критериев проведения данного экзамена и самой процедуре прохождения.

Так как математическая тревожность часто
приводит к уклонению от ситуаций, связанных с математикой и решением каких-либо
математических задач, в том числе, возникающих в реальной жизни, это
свидетельствует об актуальности изучения проблемы математической тревожности,
возникающей при выполнении обучающимися текстовых задач в процессе подготовки к
ОГЭ, и необходимости изучения методов эмоциональной регуляции, воздействующих
на нее.

Снижение
экзаменационной тревожности, в частности при подготовке к ОГЭ по математике
непосредственно связано с профилактической работой учителя предметника и  предупреждением математической тревожности
при решении определенных типов задач.

Требования ФГОС, необходимость предупреждения математической тревожности
на раннем этапе, поддержка и развитие математических способностей учащихся с
одной стороны, и недостаточная проработка практического использования приемов направленных
на предупреждение математической тревожности обучаемых на этапах работы с
текстовой задачей в процессе подготовки к ОГЭ с другой стороны – определили
актуальность данной работы.

Объект исследования – процесс обучения математике в основной школе.

Предмет исследования – методы для предупреждения математической
тревожности обучаемых при решении текстовых задач в процессе подготовки к ОГЭ.

Цель исследования – разработка рекомендаций по использованию приемов,
направленных на предупреждения математической тревожности при решении текстовых
задач в процессе подготовке к итоговой аттестации( ОГЭ).

На основании
цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести
анализ психолого-педагогической и методической литературы для определения
понятия и выявления особенностей математической тревожности обучающихся.

2. Определить
причины возникновения математической тревожности при решении текстовых задач
при подготовке к ОГЭ.

3. Выявить
возможности предупреждения математической тревожности обучаемых при работе с
текстовой задачей в процессе подготовки к ОГЭ.

4. Выделить
методические приемы, направленные на предупреждение математической тревожности
обучаемых при решении текстовых задач в процессе подготовки к ОГЭ.

5. Представить
содержание деятельности по предупреждению математической тревожности обучаемых
при решении текстовых задач в процессе подготовки к ОГЭ.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сопоставление результатов работы с поставленными задачами
позволяет заключить следующее:

1)
Анализ литературных источников по теме исследования позволил выявить следующее.
Проблема исследования формирования математической тревожности является
актуальной как для педагогов, так и для психологов. Обзор литературы по
проблеме математической тревожности показывает, что это сложный и многомерный
феномен, обладающий множеством характеристик, внутренней динамикой развития и
связанный с различными аспектами индивидуальных различий в обучении. Под
понятием в соответствии с С.А. Водяха математической тревожности понимаем
беспокойство, чувство напряженности и страха, возникающее от мыслей о
математике и при выполнении математических задач, характеризующиеся
физиологическими и когнитивными симптомами, (повышением сердцебиения,
потливостью, появлением навязчивых негативных мыслей) существенно влияющими на
качество усвоения знаний учениками. Данное понятие наиболее полно раскрывает
суть явления.

2) Основными
причинами появления математической тревожности при работе с текстовой задачей в
процессе подготовки к ОГЭ являются:

— когнитивные или познавательные причины, которые включают:

· низкую сформированность у обучающихся умений необходимых для
решения текстовых задач, неспособность многих учеников анализировать текст
задачи;

· неспособность извлечь из текста задачи ключевые данные;

· неспособность видеть связь величин, составлять уравнения и
неравенства;

· неспособность решать полученные системы уравнений или
неравенств наиболее рациональным способом;

· неспособность сделать к задаче схему, рисунок или таблицу;

· неспособность составить математическую модель реальной
ситуации, описываемой в тексте задачи;

— личностные причины, которые включают:

· отсутствие полной и четкой информации о процедуре ОГЭ;

· сомнение в личностных способностях (анализировать,
синтезировать и обобщать полученную информацию, не умения сконцентрировать
внимание);

— процессуальные причины, которые включают:

· причины, связанные со спецификой фиксирования ответов;

· причины, связанные с ролью взрослого;

· причины, связанные с критериями оценки;

· причины, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.

Устранение перечисленных
причин появления математической тревожности зависит от грамотной организации
деятельности обучаемых учителем математики при работе с текстовыми задачами и
при подготовке ОГЭ.

3) Обобщая вышесказанное,
можно отметить, что были выявлены основные возможности предупреждения
математической тревожности обучаемых при работе с текстовой задачей в процессе
подготовки к ОГЭ. Представили основные этапы решения текстовых задач и содержание
деятельности по предупреждению математической тревожности на выделенных этапах.
На основе выделенных этапов и
содержании деятельности можно разработать методические рекомендации,
направленные на предупреждение математической тревожности обучаемых при решении
текстовых задач в процессе подготовки к ОГЭ. Чтобы правильно решить
текстовые задачи, обучающийся должен обладать навыками по работе с текстами.
Особенно важным является умение внимательного чтения текста задания,
извлечения, анализа и критического оценивания информации, полученной из условий
задания. Выявили необходимость введения базового начального этапа при решении
текстовых задач – подготовительного этапа.

4) Для
преодоления математической тревожности при решении текстовых задач на этапе подготовки
к ОГЭ необходимо:

— Всякую задачу необходимо так преподнести
учащимся, чтобы она вызвала у них интерес. Здесь можно использовать факты
задачи, пофантазировать, «обыграть» ее.

— Важно
укреплять базовые знания по предмету и улучшать их; тренировать память и
внимание; делать изучение математики более наглядным: использовать счётный
материал, измерять всё вокруг, играть в математические игры, чувственно
«проживая» математику; избегать образа математики как чего-то сложного и
понятного только «самым умным»; создавать для ребёнка ситуацию успеха, подбирая
задания, соответствующие его возможностям.

— Важно
использовать различные методические приемы, на каждом этапе решения текстовых
задач в процессе подготовки к ОГЭ.

5)
Следует отметить, что целенаправленное использование приемов решения текстовых
задач может способствовать формированию у обучающихся умений, необходимых для
решения текстовых задач, снятию психологического дискомфорта и тем самым
значительному уменьшению вероятности образования математической тревожности.

Таким образом, следует считать, что задачи исследования
полностью выполнены, цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психолого-педагогические
основы математической тревожности обучаемых при решении текстовых задач в
процессе подготовки к ОГЭ

1.1. Понятие и особенности
математической тревожности обучающихся

Одним из
наиболее распространенных и интригующих феноменов психического развития
человека является тревожность.

В
психологической литературе встречается большое количество определений понятию
«тревожность». Тревожность различают как эмоциональное состояние, и как
устойчивое свойство, черту личности. Но в большинстве исследований это понятие
рассматривается дифференцированно – как ситуативное явление с учетом
переходного состояния и его динамику.

Р. С. Немов дает
такое определение, «тревожность — свойство человека приходить в состояние
повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных
ситуациях» [38].

А. М. Прихожан
указывает на то, что тревожностью является эмоциональный дискомфорт, связанный
с ожиданием неблагополучия, а также предчувствием грозящей опасности [41].

Тревожность –
это связанное с предчувствием опасности переживание эмоционального
неблагополучия, пишет В. В. Суворова [46].

Л.А.
Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что широкое распространение получило в
последние годы использование в психологических исследованиях
дифференцированного определения двух видов тревожности: «тревожность характера»
и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом [31].

По определению
А.В. Петровского: «Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги,
характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из
основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при
нервнопсихических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых
людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся
субъективным проявлением неблагополучия личности» [39].

В.В. Давыдов
трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую
в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных
ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не
предполагают [25].

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что
тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как
определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и
устойчивое

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы