Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Предрасположенность к нарушениям чтения у обучающихся 2 класса с тяжелыми нарушениями речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Анализ психологической, нейропсихологической, психолингвистической литературы по проблеме формирования чтения у обучающихся 2 классов 6
1.1 Определение чтения с точки зрения психологических и нейропсихологических механизмов 6
1.2 Психолингвистические аспекты чтения как вида речевой деятельности 15
1.3 Особенности становления процесса чтения у младших школьников в норме и патологии 32
ГЛАВА 2. Задачи, содержание и результаты констатирующего эксперимента 42
2.1 Цели, задачи и организация научного эксперимента 42
2.2 Содержание экспериментальной программы 44
2.3 Количественно-качественный анализ выполнения заданий 50
ГЛАВА 3. Методические рекомендации по предупреждению нарушения чтения у обучающихся 2 классов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………74
Введение:
Актуальность исследования. Чтение является одним из основных элементов культуры общества, а также средством воспитания, образования и базой создания условий для формирования всесторонне развитой личности, в том числе самостоятельной, активной, творческой и конкурентоспособной. Образование и общество тесно связаны друг с другом, ведь общество ставит перед школой определенный ряд задач, который необходимо решить, используя всевозможные, но эффективные, методы, приемы и упражнения. Чтение – один из базисных способов восприятия любой информации, овладение им во многом определяет успешность обучения. Специфика чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и межпредметным (общеучебным) умением. Как показали исследования Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, М.Е. Хватцева и др., процесс овладения навыком чтения выступает не только предпосылкой эффективного усвоения нового учебного материала, но и условием преобразования имеющихся навыков, которые определяют эффективность учебной деятельности в школе. Между тем известно, что не все дети одинаково овладевают навыком чтения на уровне требований школьной программы и в установленные сроки.
В последние годы отмечается значительный рост числа детей с трудностями овладения навыками чтения. Значительную часть учащихся, имеющихся проблемы с формированием навыка чтения, составляют младшие школьники с нарушением речи. Степень нарушения чтения, как правило, стоит в прямой зависимости от степени нарушения речи, поэтому ребята с тяжелыми нарушениями речи овладевают навыками чтения с большим трудом. Но даже незначительные речевые нарушения откладывают свой негативный отпечаток на навык чтения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предъявлены требования к овладению младшими школьниками навыками чтения. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Во ФГОС НОО выделены основные критерии чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность.
Изучением нарушений чтения у младших школьников с речевыми дефектами занимались такие ученые как Т.А. Алтухова, О.Б. Иншакова, Г.А. Каше, А.Н. Корнев, Р.Е. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, А.В. Огаркина, Л.Ф. Спирова, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.
Проблема исследования: В чем состоит предрасположенность к нарушениям чтения у обучающихся 2 класса с тяжелыми нарушениями речи?
Объект исследования: процесс чтения у младших школьников в норме и патологии.
Предмет исследования: предрасположенность к нарушениям чтения у обучающихся 2 класса с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: изучить предрасположенность к нарушениям чтения у обучающихся 2 класса с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что у обучающихся 2 класса с тяжелыми нарушениями речи есть предрасположенность к нарушениям чтения, которая выражается в наличии ошибок при выполнении рядоговорения, повторении цифр, ориентировке в «право-лево» и составлении рассказа по картинкам.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Изучить литературу по проблеме формирования чтения у обучающихся 2 классов.
2. Разработать методику констатирующего эксперимента.
3. Выявить особенности предрасположенности к нарушениям чтения у обучающихся 2 класса с тяжелыми нарушениями речи.
4. Сформулировать методические рекомендации по предупреждению нарушения чтения у обучающихся 2 классов.
Методы исследования:
— методы теоретического уровня: анализ психологической, нейропсихологической, психолингвистической литературы;
— методы эмпирического уровня: констатирующий эксперимент; тестирование (при помощи методики раннего выявления дислексии (МРВД) А.Н. Корнева);
— статистические методы: качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Выборка испытуемых: в исследовании, реализованном в рамках выпускной квалификационной работы, приняли участие 20 учащихся 2-х классов: 10 детей с ТНР и 10 детей с нормальным речевым развитием.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
В результате выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило изучить предрасположенность к нарушениям чтения у обучающихся 2 класса с тяжелыми нарушениями речи.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— была изучена литература по проблеме формирования чтения у обучающихся 2 классов;
— была разработана методика констатирующего эксперимента;
— были выявлены особенности предрасположенности к нарушениям чтения у обучающихся 2 класса с тяжелыми нарушениями речи;
— были сформулированы методические рекомендации по предупреждению нарушения чтения у обучающихся 2 классов.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что у обучающихся 2 класса с тяжелыми нарушениями речи есть предрасположенность к нарушениям чтения, которая выражается в наличии ошибок при выполнении рядоговорения, повторении цифр, ориентировке в «право-лево» и составлении рассказа по картинкам.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научной информации в отношении определения чтения с точки зрения психологических и нейропсихологических механизмов; в уточнении психолингвистических аспектов чтения как вида речевой деятельности; в выявлении особенностей становления процесса чтения у младших школьников в норме и патологии.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами-дефектологами и логопедами с целью оптимизации своей деятельности по выявлению предрасположенности к нарушениям чтения у обучающихся 2 класса с тяжелыми нарушениями речи;
— студентами, обучающимися по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», с целью самоподготовки к тематическим практическим занятиям и семинарам;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных и практического опыта.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Анализ психологической, нейропсихологической, психолингвистической литературы по проблеме формирования чтения у обучающихся 2 классов
1.1 Определение чтения с точки зрения психологических и нейропсихологических механизмов
Уверенное владение навыком чтения – одно из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьезную тревогу и у педагогов, и у родителей. Причины нарушений в сфере читательской деятельности давно находятся в поле зрения специалистов и достаточно хорошо изучены. Однако в большинстве работ они рассматриваются с точки зрения нейрофизиологии и нейропсихологии и в меньшей степени связываются с методикой обучения.
Вместе с тем способы обучения оказывают решающее влияние на становление навыка. Эффективно подобранные способы обучения могут позволить нивелировать имеющиеся у ребенка недостатки чтения. Вместе с тем некорректно подобранные методы, напротив, затрудняют обучение ребенка чтению и создают предпосылки для нарушений этого процесса. Анализ педагогического опыта современных педагогов позволяет отметить, что, с их точки зрения, традиционная технология обучения чтению демонстрирует все меньшую эффективность. Основной причиной этого явления выступают те значительные трансформации, которые произошли с самими детьми. Внешние факторы ускоряющегося темпа жизни и информатизации привели к изменению внутреннего мира детей, но практически не отразились на методике обучения чтению [6].
Одним из значительных факторов, приведших к изменению, выступает снижение интереса к чтению у детей, вытеснение книг компьютерными играми, настольными играми с картинками и пр. В связи с этим формирование восприятия детей происходит в совершенно иных условиях, что не может не налагать печати своеобразия на процесс усвоения грамоты [39].
Теория немецкого ученого Г. Гельмгольца [8] говорит о том, что наиболее четко зрительное восприятие происходит в центре сетчатки, а при удалении от центра острота зрения снижается. Поэтому те раздражители, которые попадают по периферии, оцениваются как расплывчатые и неясные, а человек испытывает инстинктивное желание повернуть голову таким образом, чтобы раздражитель оказался напротив центра глазной сетчатки. Поэтому, несмотря на то, что именно человек рассматривает – смотрит ли по сторонам, изучает ли рисунок, читает ли текст – его глаза все время находятся в движении, непроизвольно концентрируясь на источнике раздражения, производя фиксацию на отдельных его элементах, стараясь переместить заинтересовавший объект так, чтобы воспринимать его центром сетчатки. После чего полученная информация поступает в мозг, где после обработки, принимается решение о целесообразности продолжения детального изучения предмета и его окружения для соотнесения с общим сюжетом увиденного. Таким образом, у человека формируется смысловой образ. Достижения готового смыслового образа – это итог эффективной аналитико-синтетической мыслительной деятельности, похожей на ту деятельность, что необходима ребенку для чтения. Важно отметить, что физиология устроена так, что наиболее ценная информация должна быть помещена напротив зрачка.
В процессе компьютерной игры центры внимания смещаются. В игре всегда есть герой, либо предмет, управляя которым ребенок реализует игровые действия. Именно он оказывается напротив зрачка ребенка в процессе игры. Однако компьютерные игры построены таким образом, что для успешного прохождения уровней необходимо следить не за самим героем, а за окружающим его пространством, т.к. именно в нем скрыты опасности, предостерегающие по ходу игровых действий. В связи с этим наиболее значимой информацией для ребенка оказывается та, что поступает к нему через боковое зрение. При длительных сеансах компьютерных игр мозг ребенка адаптируется к ситуации, в которой главной выступает информация, воспринимаемая не центром зрачка, а его периферией. Подобная трансформация приводит к тому, что в процессе обучения чтению ребенок не способен усвоить буквы и слова, находящиеся напротив его зрачка, т.к. его внимание в большей мере занято восприятием периферийной информации. Т.е. смещение ценностных аспектов информации приводит к нарушению процесса чтения [46].
Кроме сказанного, важно отметить, что в рамках компьютерной игры не происходит развития навыка внимательного изучения объекта наблюдения, т.к. в рамках игровой деятельности потребности внимательно рассматривать персонаж нет, в то время как существует необходимость уделять все свое внимание окружающему пейзажу и событиям. Поэтому современные дети не внимательно относятся к предоставляемой информации, в частности в процессе обучения чтению, что приводит к замедлению или деформации развития аналитико-синтетической деятельности. Так, например, современные дети стали хуже выполнять упражнения на воспроизведение по образцу (которые являются основой для усвоения навыков грамоты). Потому что для верного воспроизведения образца его предварительно необходимо внимательно изучить, что не делают значительное число школьников [2].
Как было описано выше, у детей под воздействием длительного и зачастую бесконтрольного использования компьютерных гаджетов и игровых приставок формируется деформированный механизм зрительного восприятия. Далее опишем, как такой механизм сказывается на приобретении навыка чтения.
При начале обучения чтению центром для восприятия у ребенка должна стать буква. В процессе концентрации внимания на каждой букве ребенок приходит к осознанию того, что буквы собираются в слоги, а слоги – в слова. Движение глаз в процессе чтения должно происходить по строке слева направо, что составляет трудность, поскольку навыка сознательного управления движением глаз пока не развито. При получении зрительного импульса при восприятии буквы, этот импульс направляется в мозг, где в ходе сопоставления с фонематическими знаниями происходит опознание и закрепление получено информации в оперативной памяти. Данная работа, сама по себе, требует от ребенка большого внимания, напряжения и прилежания.
До того, как ребенок начал обучаться чтению, подобная деятельность (связанная с тем же напряжением и вниманием) реализовывалась им в рамках компьютерных игр. В связи с этим у него непроизвольно запускаются механизмы восприятия, усвоенные в играх – внимание обостряется на периферию зрения и снижается по центру зрачка. Поэтому восприятию изучаемой буквы начинают мешать окружающие буквы, выступающие как фон. Таким образом, возникают ошибки в распознании букв, а потом и в чтении [43].
Нарушению процесса обучения чтению способствуют и проблемы со зрением, возникающие у современных младших школьников. Специалистами-офтальмологами отмечается тенденция ухудшения бинокулярного зрения, а также ослабления мышц глазных яблок (нередко у одного ребенка мышцы на глазах развиты не одинаково, что приводит к снижению скорости движения одного глазного яблока по отношению к другому). Указанные дефекты зрения обуславливают искажения воспринимаемого объекта – в ходе нарушенного восприятия прямые линии могут искривляться, неподвижное сдвигаться и пр. Понятно, что в условиях такого восприятия ребенку крайне трудно отличать буквы друг от друга для усвоения навыка чтения.
Кроме нарушений зрения полноценному восприятию нового навыка – навыка чтения препятствует и слабость нервной регуляции, характерная для детей. Так, восприятие букв, требует смены возбуждения и торможения: в процессе возбуждения происходит усвоение буквы, а процесс торможения позволяет сохранить ее в памяти и перейти к следующей. Однако слабая регуляция нервных процессов приводит к тому, что буквы сливаются в восприятии, заменяют друг друга и т.д. Учитывая несовершенство опознавания букв и их произношения, несложно представить в каком напряжении находится ребенок в процессе обучения чтению.