Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Правовой статус прокурора в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
1
ПРОКУРОР КАК ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО И ЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС.. 13
2 СОДЕРЖАНИЕ
И ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОКУРОРА.. 24
2.1
Права и обязанности прокурора. 24
2.2
Ограничения и запреты в деятельности прокурора. 40
3.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОКУРОРА И ЕЕ ВИДЫ.. 48
3.1
Дисциплинарная ответственность прокурора. 48
3.2
Уголовная ответственность прокурора. 55
3.3
Иные виды юридической ответственности прокурора. 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 77
Введение:
Актуальность темы. Прокуратура Российской Федерации как единая
федеральная централизованная система органов осуществляет от имени Российской Федерации
надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих
на территории Российской Федерации.
Модернизация российской государственности предполагает
последовательное решение задач по совершенствованию, обновлению и повышению
эффективности всех ее основных институтов на основе системной реализации
конституционных ценностей, норм и принципов организации и функционирования всех
ветвей государственной власти. В этом плане модернизация российской
государственности является проблемой конституционной, имея в виду, что решение
связанных с этим задач должно происходить на основе последовательного и неуклонного
развертывания в правовой системе и общественной практике ценностно-нормативного
потенциала Конституции РФ.
Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее
прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового
пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в РФ, не должны
противоречить Конституции. В свою очередь органы государственной власти, органы
местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны
точно соблюдать Конституцию и исполнять требования законов. В России
традиционно функция надзора за исполнением законов была возложена на
прокуратуру.
Под этим углом зрения представляется необходимым оценивать и
приобретающие в современных условиях все большую актуальность проблемы
организации и развития российского прокурорского надзора, чье предназначение и
статусные свойства в механизме Российского государства характеризуются богатой,
во многом самобытной историей, оригинальными подходами к решению вопросов
организации и функционирования органов прокуратуры в конституционной системе
государственной власти.
Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на
всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры в центре и на местах
принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости
правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к
ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий,
учреждений, организаций.
Действуя в пределах своей компетенции, определенной законом,
прокуратура выполняет возложенные на нее задачи и функции в строгом соответствии
с Конституцией и законами Российской Федерации независимо от органов
государственной власти и управления, политических партий и других общественных
объединений, должностных лиц и граждан.
В главе 7 Конституции Российской Федерации объединены
положения о судебной системе и прокуратуре Российской Федерации, но в статях
этой главы нет определения, что прокуратура является органом судебной власти.
Так же и в нормативно-правовых актах, которые касаются деятельности прокуратуры,
нет ни одной пометки о том, что прокуратура относится к органам исполнительной
власти. В то время как в части 4 статьи 1 Федерального Закона «О прокуратуре
Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ регламентируется, что
прокуратура может принимать участие в правотворческой деятельности, которая
связана с законотворческой деятельностью, т.к. законотворческий процесс по
своей сути, это заключительный, соответственно, наиболее важный и значимый этап
правотворческой деятельности. На основании из данного можно сделать следующий
вывод: прокуратура также будет принимать непосредственное участие и в
деятельности законодательной ветви власти. Фактически прокуратура будет
относиться ко всем трем ветвям власти, выполняя свои надзорные функции.
Целью деятельности прокуратуры Российской Федерации является
обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и
свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее
прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового
пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в РФ, не должны
противоречить Конституции. В свою очередь органы государственной власти, органы
местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны
точно соблюдать Конституцию и исполнять требования законов. В России
традиционно функция надзора за исполнением законов была возложена на
прокуратуру.
Под этим углом зрения представляется необходимым оценивать и
приобретающие в современных условиях все большую актуальность проблемы
организации и развития российского прокурорского надзора, чье предназначение и
статусные свойства в механизме Российского государства характеризуются богатой,
во многом самобытной историей, оригинальными подходами к решению вопросов
организации и функционирования органов прокуратуры в конституционной системе
государственной власти.
Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на
всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры в центре и на местах
принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости
правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к
ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий,
учреждений, организаций.
Действуя в пределах своей компетенции, определенной законом,
прокуратура выполняет возложенные на нее задачи и функции в строгом соответствии
с Конституцией и законами Российской Федерации независимо от органов
государственной власти и управления, политических партий и других общественных
объединений, должностных лиц и граждан.
Исследование вопроса об определении понятия правового
статуса прокуратуры осложняется отсутствием единых научных подходов к
сущностной стороне проблемы, а именно не разработанностью определенно четкого
понятия правового статуса прокуратуры. С одной стороны, существует немалое
количество трактовок данного понятия, с другой стороны, до сих пор, как уже
отмечалось, не выработано его общепринятое определение, что порождает большой
разброс точек зрения, не позволяющий всесторонне толковать правовой статус
исследуемого надзорного органа, а иногда, приводит к непониманию при анализе
судебной практики реализации правового статуса и формулировании практических
выводов, вытекающих из данного анализа.
Правовой статус прокуратуры образует собой правовое
положение наделенных определенными полномочиями органов и учреждений
прокуратуры, которые определяют место и роль этих органов в государстве и в
обществе и необходимых для осуществления предписанных правовыми нормами функций
по обеспечению законности. В большинстве своем юристы, в процессе разработки
данных позиций, склоняются к мнению о том, что в процессе формирования
правового статуса государственных органов в первую очередь, определяется их
назначение, выясняется и учитывается потребность в них, вследствие чего
определяются задачи и прописываются полномочия.
Российское государство всегда уделяло и уделяет большое
внимание поддержанию строгого режима законности, что обусловливает потребность
в прокуратуре, надзирающей за его соблюдением. Реализация данного режима
осуществляется государством посредством проведения правотворческой политики
путем издания законов и подзаконных актов, в которых закрепляются правовые
нормы, имеющие главной целью регулирование широкого спектра различных
отношения. Именно всемерное обеспечение и соблюдение законности определяет ее
эффективность в общегосударственном масштабе. В этой связи государство наделяет
свои органы соответствующими полномочиями, позволяющими вести борьбу с
правонарушениями. Вместе с тем, будучи наделенными управленческими функциями
или функциями по отправлению правосудия, в процессе осуществления такой борьбы,
данные органы, вследствие неправильного толкования смысла закона или ввиду
различного рода заинтересованностей, могут сами допускать различные нарушения
законности. Эти факторы порождают необходимость в такой системе органов,
основным предназначением которых является осуществление систематического
надзора за точным и строгим исполнением законов в масштабах государства. Именно
к такой системе относится прокуратура и совокупность органов, объединенных ею.
В российских условиях прокуратура с позиций закона и только
закона влияет на все ветви власти, выполняет функции одного из элементов
системы «сдержек и противовесов». Одновременно она способствует взаимодействию
ветвей власти, их согласованному функционированию. Все они заинтересованы в
соблюдении и укреплении законности, обеспечивать которую, призвана прокуратура.
Без законности в государстве не может быть сильной, успешно выполняющей свои
функции власти. Тем более, если это государство стремится стать правовым.
Сущностное содержание правового статуса государственного
органа определяют правовые нормы, регулирующие деятельность данного органа;
закрепление в них места, роли и назначения органа в государственном механизме;
полномочия по реализации возложенных функций. Безусловно, с такими подходами
трудно не согласиться вследствие их оправданности. Вместе с тем, считаем целесообразным
конкретизировать структуру содержания правового статуса государственного органа
вообще и прокуратуры, в частности.
Представляется, что содержание правового статуса прокуратуры
будет более полным и всеобъемлющим, если в него включить помимо изложенных выше
структурных компонентов следующие элементы:
— организационные принципы и принципы деятельности
прокуратуры;
— функции прокуратуры, включая права, обязанности и
ответственность участников прокурорско-надзорных отношений;
— систему и порядок учреждения органов прокуратуры;
— порядок назначения и предъявляемые к прокурорскому
работнику требования;
— меры правовой и социальной защиты прокурорского работника
и членов его семьи;
— специфику материально-технического обеспечения и
финансового сопровождения органов и учреждений прокуратуры.
Учитывая весь правовой спектр изложенных элементов, можно
сформулировать более широкое и в то же время точное понятие правового статуса
прокуратуры, которое будет представлять собой положение органов и учреждений
прокуратуры, строго определенное законом, а также положение работников
(сотрудников) этих органов и учреждений в обществе и государстве, наделенных
соответствующими полномочиями, позволяющими реализовывать возложенные правовыми
нормами функции, связанные с обеспечением законности, осуществляющих данные
функции в строгом соответствии с установленными в законе принципами,
независимый статус которых обеспечен специальными мерами правовой и социальной
защиты, имеющими в качестве источника финансирования только федеральный бюджет.
Данное определение правового статуса прокуратуры является всесторонним,
поскольку наиболее полно отражает все его элементы и в тоже время полностью
согласуется с изложенным выше определением правового статуса прокуратуры,
которое по своему содержанию несколько упрощено вследствие своей усеченности.
Правовой статус прокурорских работников (прокуроров) является
производным от правового статуса органов прокуратуры и представляет собой
совокупность прав, обязанностей, а также ответственность, установленных и
обеспечиваемых государством. Приобретение правового статуса работников прокуратуры
связано с моментом поступления на службу в органы и учреждения прокуратуры.
Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом
федеральной государственной службы, связанной с профессиональной деятельностью
по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Прокурорские работники являются государственными служащими
государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной должности
федеральной государственной службы.
Правовое положение и условия службы прокурорских работников
определяются Законом о прокуратуре, ФЗ «О системе государственной службы РФ» и
ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Трудовые отношения работников органов и учреждений
прокуратуры регулируются законодательством РФ о труде и законодательством РФ о
государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о
прокуратуре.
Прокурорами и следователями могут быть граждане РФ, имеющие
высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего
профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и
обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по
состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
В исключительных случаях на должности помощников прокуроров
прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур, а также
следователей следственных органов Следственного комитета при прокуратуре РФ по
районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов
Следственного комитета могут назначаться лица, обучающиеся по юридической
специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального
образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс
указанных образовательных учреждений.
Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях
назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов,
приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт
работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах
государственной власти.
Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры
на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок
не более пяти лет.
Уровень научной разработанности данной темы довольно высок,
учитывая большую дискуссионность вопроса. Детальным изучением данного вопроса
занимался и занимается ряд отечественных правоведов, а именно: М.В. Баглай,
В.В. Гошуляк, С.М. Казанцев, Н.В. Мельников, Ю.И. Скуратов, Б.Н. Топорнин и
многие другие. Такое количество известных отечественных правоведов,
интересующихся данной темой, доказывает значимость изучения вопроса о правовом
положении прокуратуры в Российской Федерации для российской юриспруденции.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере
реализации правового статуса прокурора в Российской Федерации.
Предмет работы – нормы действующего законодательства, регулирующие
правовой статус прокурора и отдельные его элементы, научная и учебная литература
по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной
практики.
Цель работы – исследовать особенности правового статуса
прокурора в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:
1. Определить теоретические нормативные основы правового
статуса прокурора.
2. Рассмотреть права и обязанности прокурора.
3. Охарактеризовать ограничения и запреты в деятельности
прокурора.
4. Исследовать вопросы дисциплинарной ответственности
прокурора.
5. Изучить особенности уголовной ответственности прокурора.
6. Проанализировать иные виды юридической ответственности
прокурора.
Методологическая
основа исследования – общенаучные методы исследования, а также специальные,
такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод,
формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в возможности использования его основных положений и выводов как основы
для более частных научных изысканий по проблемам и вопросам, затронутым в
настоящей работе; в правоприменительной деятельности, а также для дальнейшего совершенствования
действующего законодательства.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав,
объединяющие шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
В Конституции РФ прокуратуре посвящена отдельная статья, и
она является конституционным органом. Включение статьи 129 в главу «Судебная
власть и прокуратура» еще не служит поводом считать, что прокуратура относится
к судебной системе. Закономерно было бы отметить, что конституционную
законность обеспечивают только суд и прокуратура.
Прокуратура Российской
Федерации со своим особым статусом — единственный орган государственной власти,
который непосредственно реализует волю государства по надзору за соблюдением
Конституции РФ и исполнением законов.
Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ прокуратура в РФ — это
федеральный конституционный орган с особым статусом. Не являясь частью одной из
ветвей власти, прокуратура осуществляет функции одного из элементов системы «сдержек
и противовесов». С одной стороны, устанавливает и принимает меры по устранению
любых нарушений законов, с другой стороны, прокуратура по своей природе и
предназначению призвана способствовать взаимодействию разделенных властей, их
согласованному функционированию как единой государственной власти.
Исследуя конституционное законодательство можно прийти к
выводу о том, что включение в Конституцию статей о прокурорской власти отнюдь
не свидетельствует о принадлежности органов прокуратуры к судебной власти.
Наиболее адекватный путь с точки зрения правовой системы
избрали законодатели Российской Федерации и Республики Беларусь, которые так
или иначе предусмотрели в Конституциях своих государств специальные главы,
посвященные прокуратуре, с той разницей, что если в РФ она называется «Судебная
власть и прокуратура», то в Белоруссии она называется «Прокуратура», что
свидетельствует о ее независимом и самостоятельном конституционном положении в
механизме государственной власти.
Проведенный анализ свидетельствует о необходимой и важной
роли прокурорского надзора в системе современной демократической правовой
государственности России. Следование конституционным принципам, лежащим в его
основании, включая уважение к национальным традициям организации прокурорской
деятельности, дает надежные перспективы развития этого института в интересах
личности, общества, государства.
Прокурорский надзор как самостоятельная форма государственно-властной
деятельности характеризуется прежде всего тем, что он:
а) предназначен для универсальной постоянной и эффективной
защиты конституционно значимых ценностей и, соответственно, ориентирован как
целями обеспечения правовой безопасности относящихся к основам конституционного
строя принципов, включая прежде всего верховенство Конституции РФ и закона, так
и правозащитными целями, связанными с гарантированием институтов конституционно-правового
статуса личности;
б) осуществляется независимо на организационно обособленной
от других органов государственной власти основе, притом не подменяя иные
государственные органы;
в) имеет вне- и надведомственный, а также межотраслевой
характер, охватывая собой обеспечение неукоснительного соблюдения Конституции
РФ и законов, в том числе теми государственными органами, на которые возложены
функции специального (ведомственного) государственного контроля (надзора);
г) определяет координирующее положение прокуратуры во
взаимоотношениях с другими государственными органами, осуществляющими функции
государственного контроля (надзора);
д) реализуется на основе специального правового
регулирования, которое не может автоматически воспроизводить общие подходы к
организации и проведению специального (ведомственного) государственного
контроля (надзора), в том числе в части определения плановости, предмета
контрольно-надзорной деятельности, полномочий осуществляющих ее субъектов,
степени правовой детализации ее процедурных условий;
е) предполагает наличие особого организационно-кадрового
механизма, призванного обеспечивать реализацию соответствующих функций лицами,
имеющими высокую правовую квалификацию;
ж) осуществляется не только в связи с конкретными обращениями
(так называемые инцидентные основания), но и в инициативном порядке, на
основании дискреционного решения органов прокуратуры, которое, однако, не может
приниматься произвольно, а должно быть связано с конкретными сведениями,
указывающими на наличие признаков нарушений законов;
з) имеет в своей основе документарный (камеральный)
характер, что не исключает проведения при наличии необходимости выездных
надзорных мероприятий, связанных с непосредственным нахождением прокурорских
работников на территории проверяемой организации.
В целях укрепления общественного доверия к органам
прокуратуры Российской Федерации следует добиваться большей открытости ее для
нашего общества, прозрачности стратегии и практических действий по борьбе с
преступностью и нарушениями законности. В этих целях необходимо выработать
долговременную информационную политику, предусматривающую расширение связи всех
звеньев прокуратуры Российской Федерации с институтами гражданского общества и
средствами массовой информации. Целесообразно, в частности, восстановить
систему правовой пропаганды для улучшения правового воспитания населения и
правовой культуры общества, публиковать в официальных изданиях ежегодные
доклады о деятельности прокуратуры Российской Федерации, сообщения о
приоритетных направлениях этой деятельности, планов работы (в несекретной их
части) и итогов их выполнения для публичного контроля, акты прокурорского
реагирования, имеющие особую общественную ценность.
Иначе говоря, при неослабном внимании к другим направлениям
деятельности прокуратуры, ее приоритетом в современных условиях должна стать
реализация правозащитного потенциала по всем направлениям и отраслям
прокурорской деятельности.
Реформирование прокуратуры не принесет ущерба для
государства и общества лишь в том случае, если оно будет проводиться по мере
стабилизации правопорядка и становления правового государства, повышения
правовой культуры и усиления саморегулирующих начал в жизни общества,
формирования полноценных институтов правового государства, совершенствования судебной
системы мировых судов, создания административной, ювенальной и других форм
специализированной юстиции, развития института уполномоченных по правам человека.
Изучение правового положения прокуратуры приводит к
следующему выводу, что прокуратура Российской Федерации является одним из
важнейших элементов в системе государственной власти. Органы прокуратуры
Российской Федерации активно выполняют свою работу, постоянно модернизируются и
в основном успешно реализуют возложенные на них задачи. Из чего следует, что
данный орган абсолютно незаменим в системе правоохранительных органов.
Одним из важным элементов правового статуса прокуратуры
Российской Федерации является правовой статус ее сотрудников, их права и обязанности,
гарантии и ответственность. Правовой статус работников прокуратуры Российской
Федерации содержит некоторые особенности, определенные спецификой
осуществляемой ими профессиональной деятельности. К работникам прокуратуры в РФ
предъявляются значительные требования, поскольку они обладают властными
полномочиями, а именно:
— работник прокуратуры обязан быть гражданином Российской
Федерации, иметь российское гражданство;
— обязательным требованием является наличие высшего
юридического образования, полученного по образовательной программе, которая
имеет государственную аттестацию;
— присутствие нужных профессиональных и нравственных качеств,
а именно, прокурор в своей деятельности должен руководствоваться
общепризнанными принципами верховенства закона, гуманизма, равенства граждан
перед законом, демократизма, гуманизма, беспристрастности. Так же осознавать
важность собственной роли, свою ответственность перед государством и обществом
за защиту прав граждан Российской Федерации; почитать и защищать права и
интересы граждан, закрепленных законодательством;
— для выполнения служебных обязанностей, лицо обязано
соответствовать необходимым требованиям по состоянию здоровью.
В порядке исключения на должность помощника прокурора,
прокурора района, города может быть назначен гражданин, который еще обучается
на юридической специальности и уже закончивший третий курс.
С целью проверки соответствия занимаемой должности, для
граждан, которые принимаются на федеральную государственную службу впервые,
может быть установлен испытательный срок, который может быть сокращен или
продлен до шести месяцев.
Гражданин не может быть принят на должность в органы
прокуратуры при наличии следующий ограничений:
— является гражданином иностранного государства;
— по решению суда гражданин является ограниченно
недееспособным или недееспособным;
— решением суда лишен права занимать в течении назначенного
срока государственные должности государственной службы;
— имеет судимости;
— не отвечает требованиям о состоянии здоровья;
— находится в близких родственных связях с работником
органов прокуратуры, при условии, что их служба связана с прямой подчиненностью
одного из них другому;
— отказывается от выполнения оформления допуска к сведениям,
которые составляют государственную тайну, при условии, что осуществление
должностных обязанностей непосредственно связано с применением подобных
сведений;
— принимает участие в работе коммерческих организаций на
платной основе, за исключением случаев, определенных федеральным
законодательством Российской Федерации;
— осуществляет предпринимательскую деятельность;
— является владельцем ценных бумаг и получает доход с них;
— в ситуации, когда работник прокуратуры является доверенным
лицом по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он заменяет
должность гражданской службы, если другое не предусмотрено федеральным
законодательством Российской Федерации;
— в случае, когда работник прокуратуры при исполнении своей
профессиональной деятельности получил от физических или юридических лиц
вознаграждение в том или ином виде;
— если работник прокуратуры РФ использует средства
материально-технического обеспечения, государственного имущества, а также
осуществляет их передачу третьим лицам, в целях, которые не связаны с
осуществлением должностных обязанностей и прочее.
Помимо ограничений имеются запреты, распространяющиеся на
работников прокуратуры Российской Федерации. В частности, работникам
прокуратуры запрещается:
— разглашать или применять в интересах организаций или
физических лиц информации секретного характера и служебных сведений, которые в
связи с осуществлением служебных обязанностей стали ему известны. Данное
правило распространяется на гражданина и после его увольнения из органов
прокуратуры РФ;
— на протяжении двух лет после увольнения из прокуратуры,
без одобрения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению
государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов
заменять по трудовому договору должности в организации и осуществлять в этой
организации деятельность по гражданско-правовому договору в тех случаях,
которые имеют отражение в федеральных законах, если некоторые функции
государственного управления этой организацией являлись должностными
обязанностями гражданского служащего.
Работник прокуратуры так же наделен правами и обязанностями,
закрепленными в Законе о государственной гражданской службе. В статье 14 этого
закона отражены права работника прокуратуры, а именно: право на получение
необходимых условий для должного выполнения своих служебных обязанностей;
ознакомление с должностными инструкциями; право на получение доступа к необходимым
для исполнения своих обязанностей материалам и информации; право на получение
доступа в органы государственной и муниципальной власти, общественные
организации и другие общественные объединения в пределах исполнения своих
служебных обязанностей; возможность служебного роста; право на ознакомление с
материалами своего личного дела и вносимыми поправками в него; право на доступ
к сведениям, составляющим государственную тайну.
Обязанности в свою очередь закреплены ст. 15 Закона о
государственной гражданской службе, которые заключаются в следующем: работник
прокуратуры должен поддерживать свою профессиональную квалификацию, а так же
при необходимости ее повышать, соблюдать должностные инструкции, хранить
государственную тайну, бережно относиться к имуществу, соблюдать ограничения и
запреты, предъявляемые к работникам прокуратуры, а так же докладывать
руководству о возможной личной заинтересованности при осуществлении своих
служебных обязанностей. В статье 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации
отражены функциональные обязанности сотрудника прокуратуры, которые обусловлены
их надзорными полномочиями. В обязанности сотрудника так же входит надзор за
соблюдением Конституции РФ и прочих законов, которые действуют на территории
страны; проводить проверки по заявлениям граждан; осуществлять контроль за
законностью работы подчиненных ведомств. Каждое ведомство прокуратуры
осуществляет надзорные функции по соблюдению законности в пределах своей
компетенции. Именно этим обуславливается многообразие прав и обязанностей
сотрудников.
За безупречное несение службы и отличное выполнение своих
должностных обязанностей, к сотруднику прокуратуры могут применяться следующие
меры поощрения: объявление благодарности; вручение Почетной грамоты; занесение
на Доску или в Книгу почета; выдача денежной премии; вручение подарка, именного
оружия; досрочное присвоение классного чина или повышение. Так же возможно
награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;
«Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» с одновременным вручением
грамоты Генерального прокурора Российской Федерации. Лучшему работнику может
быть присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».
Помимо этого, работники прокуратуры РФ могут быть привлечены
к юридической ответственности. Чаще всего применяются меры дисциплинарной
ответственности, а именно замечание, выговор, строгий выговор, понижение в
классном чине, лишение наград, предупреждение о неполном служебном
соответствии; увольнение из органов прокуратуры.
Порядок привлечения прокурорских работников к уголовной и
административной ответственности регламентирован ст. 42 Закона о прокуратуре, в
которой отражено, что проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного
прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
Приведенное выше свидетельствует о том, что, формально не
закрепляя законодательных определений дисциплинарного проступка и
коррупционного правонарушения, законодатель их разделяет и также
предусматривает отличия в процедурах назначения наказаний. Также процессуальные
отличия предусмотрены при проведении проверки в отношении прокурорского работника,
в действиях которого содержатся признаки уголовно или административно
наказуемого деяния. Здесь отметим, что проведение подобных проверок СКР
противоречит принципу независимости органов прокуратуры, отраженному в ст. 4
исследуемого нормативного акта.
В целях упорядочения практики применения видов поощрений и
дисциплинарных наказаний целесообразно на уровне Генеральной прокуратуры РФ
издать методические рекомендации, в которых установить примерный перечень
заслуг и дисциплинарных проступков с указанием соответственно приемлемых и
объективных видов поощрения и дисциплинарного наказания.
В целях совершенствования и укрепления служебной дисциплины,
воспитания прокурорских работников необходимо ежемесячно принимать меры по
укреплению служебной дисциплины, реализации программ профессиональной
подготовки сотрудников по внедрению современных технологий, связанных с
проведением психофизиологических исследований сотрудников органов прокуратуры.
Также необходимо применять на практике наиболее эффективную форму работы с
молодыми — наставничество. При этом работу с кадрами следует рассматривать как
один из главных инструментов повышения результативности деятельности всей
прокурорской системы. Прокурорские работники и государственные служащие должны
профессионально, интеллектуально и психологически быть готовыми к работе в
условиях высокой нагрузки и добросовестно выполнять служебные обязанности.
Приведенные особенности законодательного регулирования
административно-процессуального статуса прокурора (а равно и иных особых
субъектов административной ответственности), разнообразные примеры порой не
бесспорной правоприменительной практики дают достаточные основания для того,
чтобы в действующие положения КоАП РФ был введен самостоятельный раздел,
детально регулирующий особенности материально-правовых и процессуальных
аспектов привлечения лиц, пользующихся иммунитетами, специфическими мерами
государственной защиты и прочими привилегиями, к административной
ответственности, выбор надлежащих мер воздействия (административных санкций), а
также основания и условия освобождения или замены мер административной
репрессии на иные средства государственного принуждения.
Исходя из проанализированной нормативной правовой базы и
судебной практики следует сделать вывод о наличии достаточных оснований для
внесения изменений в КоАП РФ. Представляется возможным дополнить его
самостоятельным разделом, который детально урегулирует особенности привлечения
отдельных субъектов, имеющих особый правовой статус, к административной
ответственности.
Данные изменения будут способствовать совершенствованию
практики применения административного законодательства, повышению эффективности
мер юридического воздействия на прокурорских работников, помогут предусмотреть
особые основания и условия, при которых правомерно освобождение или замена мер
административного наказания на другие меры государственного принуждения.
Фрагмент текста работы:
1 ПРОКУРОР КАК ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО И ЕГО ПРАВОВОЙ
СТАТУС Под прокуратурой понимается единая централизованная система
органов, осуществляющих надзор за исполнением законов, принимающая меры,
направленные на устранение их нарушений, привлечение виновных к
ответственности, и осуществляющая уголовное преследование и иные функции,
установленные современным законодательством.
Правовой основой деятельности прокуратуры являются ФЗ «О
прокуратуре РФ»[1]
и Конституция РФ[2].
Под контролем прокуратуры подразумевается одна из форм
государственной деятельности, целью которой является обеспечение единого
понимания и применения законодательства.
Современные исследователи выделяют ряд характерных признаков
прокси, которые выражаются в следующих позициях:
— Прокуратура не имеет законодательных, судебных и
административных функций.
— Основная задача прокуратуры — не допустить нарушения
современного законодательства.
— Прокуратура не отменяет решения других органов и не применяет
санкций к нарушителям, прокуратура требует исполнения их поручений и устранения
нарушений. Если иное не предусмотрено законом.
— Надзор прокурора, осуществляемый государством,
распространяется также на органы, которые осуществляют контрольно-надзорную
деятельность.
Деятельность прокуратуры условно можно разделить на два
основных направления:
1. Надзорная деятельность.
2. Ненадзорная деятельность.
Надзорная деятельность, прежде всего, состоит в надзоре за
единообразным понимаем и исполнением современного российского законодательства.
Следует отметить, что этот надзор не распространяется на
нормативно-правовую базу местных органов власти и внутриведомственные
документы.
Осуществление прокуратурой РФ такой функции, как представительство
интересов государства и граждан в суде возможна только в рамках правоотношений,
одним из важных элементов которых является наличие конкретного, компетентного
субъекта. При этом для того, чтобы конкретный субъект стал субъектом права, он
должен быть наделен рядом юридических, правовых свойств, совокупность которых
формирует термин правового статуса российской прокуратуры. Правовой статус
прокуратуры можно определить как нормативное обозначение положения данного
органа в системе государственных органов, основные права и обязанности, порядок
их осуществления, компетенцию, а также гарантии и ответственность[3].
В Федеральном законом «О прокуратуре РФ», а именно в статье
1 говорится, собственно, что прокуратура является единой системой. государственных
органов, которые от имени Российской Федерации осуществляют надзор за
соблюдением законодательства, действующего на территории страны. Для
обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а
также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской
Федерации осуществляет: надзор за законностью деятельности федеральных органов
исполнительной, представительной (законодательной) власти, исполнительными
органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами,
органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций,
а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие, судебными приставами, администрациями органов и
учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры
принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и
заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями,
установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской
Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами,
опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления
судов[4].
При
определении правового статуса Прокуратуры РФ, что законом установлено
следующее: влияние в тот или иной форме на прокурора с целью оказать влияние на
его решение, а также препятствование осуществлению его деятельности недопустимо,
более того, влечет установленную законом ответственность. Образование и
осуществление деятельности на территории страны органов прокуратуры, которые не
входят в систему прокуратуры РФ, допускаются исключительно с согласия высших органов
законодательной [1]
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред.
от 30.12.2020) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472. [2] Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru,
04.07.2020. [3] Пономарева
Ю.С. Роль и место прокуратуры в системе органов публичной власти // Ростовский
научный журнал. 2019. № 1. С. 213-220. [4] Ульянов
А.Ю. Системообразующая роль Конституции РФ в правовом обеспечении деятельности
прокуратуры // Отечественная юриспруденция. 2019. № 1 (33). С. 8-12.