Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Юриспруденция Правовое регулирование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Правовое регулирование жилищного обеспечения сотрудниковэкзамен

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ СОТРУДНИКОВ 8

1.1. Конституционное право на жилье, понятие и виды жилья 8

1.2. Формы жилищного обеспечения сотрудников 23

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ФСБ 30

2.1. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения сотрудников ФСБ 30

2.2. Обеспечение сотрудников жилыми помещениями ФСБ 47

2.3. Обеспечение сотрудников служебными жилыми помещениями ФСБ 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 84

  

Введение:

 

В настоящее время необходимым атрибутом успешного развития демократического правового государства, системы обеспечения национальной безопасности России, гарантии защиты прав личности, общества и государства, поддержания конституционного строя страны является Федеральная служба безопасности как основное правозащитное звено в структуре правоохранительных органов по отстаиванию национальных интересов Российской Федерации.

Масштабы деятельности по направлению безопасности – контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом, борьба с преступностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности – определяют ее сущность, роль и правовое значение.

Федеральная служба безопасности является ведущим центральным органом в системе исполнительной власти, чья деятельность по обеспечению национальной безопасности с учетом основополагающих принципов законности, уважения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, в сочетании гласных и негласных методов и средств направлена на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств.

Такого рода специфика накладывает многочисленные ограничения и вынуждает претерпевать различного рода неудобства в виде смены места службы, а, соответственно, и жительства, длительного пребывания в командировках и т.д.

В этой связи государством приняты на себя обязательства по обеспечению сотрудников ФСБ и их семей жилыми помещениями как на временной, так и на постоянной основе.

Вместе с тем, жилищное обеспечение сотрудников ФСБ не носит беспроблемный характер, что связано как с нехваткой финансирования и самих жилых помещений, так и с пробельностью и противоречивостью действующего законодательства.

Указанные обстоятельства обуславливают необходимость осуществления дальнейших теоретических и практических исследований, а также корректировки действующего законодательства, что обуславливает актуальность рассматриваемой темы.

С начала 90-х годов прошлого столетия в период распада СССР и формирования новой российской государственности социальные, организационные, финансовые и иные аспекты права на жилище военнослужащих, как одной из составляющих общей проблемы их социальной защиты, рассматривались в работах Волкова С.В., Герасимова А.В., Коровникова А.В., Лозы Г.Г., Тиванова В.В. и других авторов.

Осмысление некоторых вопросов, связанных с правовым регулированием обеспечения жильем военнослужащих, осуществлялось в работах Глущенко П.П., Мигачева Ю.И., Савенкова А.Н., Стрекозова В.Г., Тихомирова СВ. и других авторов. Однако право на жилище военнослужащих рассматривалось ими факультативно, в контексте исследования общего комплекса проблем, связанных с реализацией правового статуса военнослужащих либо их социально-правовой защитой.

Отдельным проблемам совершенствования законодательства Российской Федерации о праве военнослужащих на жилище уделялось внимание в трудах Вакилова М.Г., Кудашкина А.В., Фаршатова И.А., Фатеева К.В. Вместе с тем, их работы имели иной основной предмет и цель исследования и не затрагивали всего комплекса теоретических и законодательных проблем права на жилище военнослужащих.

Однако законодательные и иные нормативные правовые акты последнего времени по вопросам обеспечения жильем сотрудников ФСБ не стали предметом самостоятельного глубокого теоретического анализа.

Целью данной работы является исследование и анализ правового регулирования жилищного обеспечения сотрудников ФСБ, выявление существующих проблем и формулирование предложений по их решению.

Для достижения целей работы поставлены следующие задачи:

— исследовать конституционное право на жилье, понятие и виды жилья,

— изучить формы жилищного обеспечения сотрудников,

— проанализировать особенности накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения сотрудников ФСБ,

— рассмотреть особенности обеспечения сотрудников ФСБ жилыми помещениями,

— исследовать вопросы обеспечения сотрудников служебными жилыми помещениями.

Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования жилищного обеспечения сотрудников ФСБ.

Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные, в том числе, проблемные аспекты правового регулирования жилищного обеспечения сотрудников ФСБ.

Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.

Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты, материалы судебной практики.

Положения, выносимые на защиту:

Предлагается:

«1. Внести изменения в действующие нормативные правовые акты, а именно предложение «Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» заменить предложением «Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей по прибытии на новое место военной службы предоставляются не позднее тридцати дней с даты признания нуждающимися в жилых помещениях служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации»;

2. Частично изменить порядок включения военнослужащих в список нуждающихся в служебных жилых помещениях, а именно в ведомственных приказах, регламентирующих порядок обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, служебными жилыми помещениями (жилыми помещениями специализированного жилищного фонда), уточнить, что при переводе к новому месту военной службы военнослужащих и членов их семей, состоящих в списке нуждающихся в служебных жилых помещениях и не обеспеченных ими по прежнему месту военной службы, временем принятия на жилищный учет считать время их принятия на такой учет по предыдущему месту военной службы;

3. Установить единый размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в зависимости от норматива общей площади жилого помещения, количества членов семьи и предельной стоимости найма (поднайма) одного квадратного метра общей площади жилого помещения в конкретном субъекте Российской Федерации для военнослужащих всех ведомств вне зависимости от воинских званий.».

Научная новизна исследования состоит в комплексности предпринятого анализа правового регулирования жилищного обеспечения сотрудников ФСБ, выявлении существующих проблем и выработке предложений по их решению.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Положения настоящей работы могут быть использованы в преподавательской деятельности специалистов учебных заведений, а также для дальнейших теоретических исследований по рассматриваемой в данной работе теме.

Практическое значение работы состоит в том, что проведенное исследование и сделанные в результате этого выводы могут быть использованы в целях совершенствования действующего законодательства в рассматриваемой сфере.

Работа включает введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог, можно сделать следующие выводы и предложения.

Конституция РФ провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина в ст. 40 право на жилище.

Государство гарантирует военнослужащим не только материальное обеспечение и повышенную пенсию, но и возможность бесплатно получить жилье в собственность.

В зависимости от продолжительности и даты начала службы получить жилое помещение можно одним из четырех способов:

— в порядке очереди,

— с помощью единовременной выплаты,

— по договору социального найма,

— с помощью военной ипотеки.

Жизнь военнослужащих зачастую связана с командировками и частными переездами, поэтому квартирный вопрос оказывается актуальным для очень многих контрактников.

В течение трех месяцев с момента прибытия на новое место службы государство обязано обеспечить военнослужащего и его семью служебной квартирой по договору социального найма во временное пользование – после перевода на другое место службы его придется освободить.

Альтернативным вариантом является компенсация затрат на аренду квартиры. В этом случае военнослужащему выплачиваются денежные средства через бухгалтерию военной части, где он проходит службу.

После реформы 2000-х годов очереди на квартиру среди военнослужащих постепенно уходят в прошлое. И дело не только в том, что заметно уменьшилось время ожидания собственного жилья, но и в том, что на смену приходит более удобная программа военной ипотеки.

Тем не менее, военнослужащие, которые подписали контракт до 2005 года, по-прежнему могут получить квартиру по старой системе.

В данном случае основным фактором, определяющим право на квартиру, является продолжительность службы. Обеспечение жильем гарантируется всем, чей стаж службы составляет больше 20 лет.

Начиная с 2005 года, накопительно-ипотечная система стала основным способом обеспечения военных жильем. Любой военнослужащий может написать рапорт о включении в реестр участников этой программы, после чего для него открывается персональный накопительный счет, на который государство ежегодно перечисляет денежные средства.

Через 3 года военнослужащий может использовать накопленные деньги в качестве первоначального взноса на ипотеку. Пока сотрудник служит в органах безопасности, государство покрывает ежемесячные выплаты по кредиту.

После увольнения квартира остается в собственности военнослужащего.

Еще одна форма обеспечения жильем, которая действует с 2014 года, — это государственная жилищная субсидия.

Она представляет собой безналичную социальную выплату, которая перечисляется военнослужащим на приобретение или строительство жилья. Выбрать можно квартиру или дом в любом регионе страны.

Рассчитывать на субсидию могут те, кто заключил контракт до 1998 года, имеют стаж более 20 лет, уволенные со службы по состоянию здоровья или семьи военнослужащих, погибших после увольнения со службы.

В ходе исследования был выявлен ряд проблемных вопросов в рассматриваемой сфере, так, например:

— не учитывается разница цен на жилые помещения, расположенные в разных регионах России, при формировании жилищных сбережений и утверждении их размеров;

— отсутствует конкретное правило защиты права военнослужащих, входящих в состав военной ипотеки, на получение своих средств в случае их утраты той или иной управляющей компанией или несколькими такими компаниями; перечень активов, в которые разрешено вкладывать эти средства, не соответствует фактическому спросу;

— раздел квартиры по военной ипотеке, приобретенной в браке, вызывает вопросы;

— существует проблема нерешенности вопроса об исключении из реестра участников военной ипотеки при увольнении;

— не решен вопрос использования сбережений при досрочном увольнении,

— В Федеральном законе «О накопительной ипотечной системе жилья для военнослужащих» на сегодняшний день отсутствует конкретная норма по защите права военнослужащих, входящих в состав военной ипотеки, на получение своих денежных средств в случае убытков той или иной управляющей компании или нескольких таких компаний.

Кроме того, можно отметить некоторую разрозненность правовых актов особенно ведомственного характера, регулирующих рассматриваемую сферу, что существенно затрудняет их применение, поэтому на наш взгляд, требуется систематизация и актуализация.

Кроме того, проведенный анализ позволяет сформулировать некоторые предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере:

— в части размера учетной площади, предоставляемой военнослужащему необходимо либо п. 1 ст. 15.1 Федерального закона о статусе военнослужащих привести в соответствие с ч. 2 ст. 50 ЖК, либо внести соответствующие изменения в ч. 2 ст. 50 ЖК РФ.

Также представляется, что учетные нормы площади жилых помещений применительно к военнослужащим должны быть унифицированы в России на основании закона и не зависеть от органов местного самоуправления, что требует также внесения соответствующих изменений либо в Жилищный кодекс, либо в Федеральный закон о статусе военнослужащих.

Для совершенствования практики реализации права на жилище военнослужащих целесообразно:

— внести изменения в действующие нормативные правовые акты, а именно предложение «Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» заменить предложением «Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей по прибытии на новое место военной службы предоставляются не позднее тридцати дней с даты признания нуждающимися в жилых помещениях служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации»;

— частично изменить порядок включения военнослужащих в список нуждающихся в служебных жилых помещениях, а именно в ведомственных приказах, регламентирующих порядок обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, служебными жилыми помещениями (жилыми помещениями специализированного жилищного фонда), уточнить, что при переводе к новому месту военной службы военнослужащих и членов их семей, состоящих в списке нуждающихся в служебных жилых помещениях и не обеспеченных ими по прежнему месту военной службы, временем принятия на жилищный учет считать время их принятия на такой учет по предыдущему месту военной службы;

— установить единый размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в зависимости от норматива общей площади жилого помещения, количества членов семьи и предельной стоимости найма (поднайма) одного квадратного метра общей площади жилого помещения в конкретном субъекте Российской Федерации для военнослужащих всех ведомств вне зависимости от воинских званий.

Таким образом, на сегодняшний день в сфере обеспечения сотрудников ФСБ жилыми помещениями сохраняется много проблемных вопросов правового и организационного характера.

Разрозненность правовых актов, дублирование некоторых норм, противоречие правовых актов разного и даже одного уровня существенно затрудняют процесс правоприменения, влекут судебные споры, причем по некоторым категориям дела рассматриваются Верховным судом РФ и Конституционным Судом РФ, что свидетельствует о высокой социальной значимости вопроса и его остроте.

Представляется, что вопросы жилищного обеспечения требуют дальнейшего теоретического и практического осмысления, проработки и совершенствования действующего законодательства.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ СОТРУДНИКОВ

1.1. Конституционное право на жилье, понятие и виды жилья

Понятие и содержание конституционного права на жилище в научной доктрине являются достаточно спорными вопросами.

Со времен закрепления данного права в Конституции СССР 1977 г., в литературе не утихает дискуссия о понятии, содержании и правовой природе конституционного права на жилье.

«Было высказано большое количество суждений, из которых, прежде всего, следует выделить суждения, отличающиеся четким противопоставлением друг другу, поскольку, по мнению одной группы ученых, право на жилище является элементом гражданской правоспособности, с точки зрения другой — право на жилище является субъективным правом советских граждан» .

Эти две позиции являются основными, поскольку между их сторонниками дискуссия имеет наиболее принципиальный характер, и в большинстве случаев исследователи остались на своих позициях. Анализ литературы позволяет выделить группу авторов, точка зрения которых можно считать компромиссным.

Например, И.Б. Марткович утверждает, что право на жилье не может быть ни правоспособностью, ни субъективным правом. По его мнению, содержание конституционного права на жилье позволяет говорить только о жилой правосубъектности граждан.

Впоследствии И.Б. Марткович пересмотрел свою позицию, согласно которой «конституционное право на жилище является элементом правового статуса граждан СССР» .

И.С. Вишневская указывает на то, что конституционное право на жилье не может быть рассмотрено ни как элемент правоспособности, ни как субъективное право. Используя категорию «уставное право», она считает, что право на жилье необходимо рассматривать как один из элементов правового статуса.

Это позволило автору утверждать, что признание субъективного права как элемента правового статуса возможно только в том случае, если понимать уставное право, как потенциальный состояние права, а субъективное право — как форму реализации статутного права.

Соответственно право на жилье, которое закреплено Конституцией, может превратиться в субъективное право только при наличии обстоятельств, с которыми государство связывает возникновение субъективного права (юридические факты и состояния). В момент предоставления помещения в пользование право на жилье свое формирование завершает и «трансформируется в право пользования данным жилым помещением», то есть становится субъективным жилым правом .

По мнению Т.И. Погодной, сторонники обеих точек зрения правы в определенной степени.

По ее мнению, следует различать и понятия этого права на конституционном уровне и на отраслевом. Т.И. Погодина исходит из того, что «на современном уровне социально-экономического развития страны еще нельзя рассматривать право на жилье на конституционном уровне как субъективное право, поскольку государство не может пока полностью удовлетворить потребность граждан в жилье.

Тогда и только тогда, когда любой гражданин, желающий улучшить свои жилищные условия (разумеется, в рамках закона), сможет сделать это по первому требованию, можно будет говорить о праве на жилье как о субъективном праве.

Требование гражданина о принятии его на учет для получения жилой площади не имеет характера правопосягания на конкретный объект, и является лишь одним из этапов реализации права на жилье. То есть на конституционном уровне право на жилье можно определить, как право каждого гражданина на получение жилья (при соблюдении требований, указанных в законе), а также бессрочное пользование им.

На отраслевом уровне — это всегда субъективное право (то есть на конкретную жилую площадь), которое можно определить, как установленную законом меру дозволенного поведения управомоченному лицу по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, предоставленным нанимателю в соответствии с законом для удовлетворения постоянной потребности в жилье» .

А.А. Красавчикова выделяет следующие формы реализации конституционного права на жилье в механизме гражданско-правового регулирования: «нормативная, правосубъектная и форма субъективного права. Нормативная форма гражданско-правовой реализации конституционного права на жилье — это те гражданско-правовые нормы, регламентирующие различные имущественные отношения, складывающиеся по жилью.

Правосубъектная форма реализации данного конституционного права является определенным элементом содержания правоспособности граждан, который является предпосылкой возникновения, изменения и прекращения соответствующих жилищных правоотношений.

Субъективное имущественное гражданское право на конкретное жилье является элементом (содержанием) соответствующих гражданских правоотношений» .

В целом «право граждан на жилье было закреплено в конституциях как основное право человека и гражданина сравнительно недавно: впервые оно установлено в Конституции СССР 1977 г., впоследствии дальнейшее развитие получило в Конституции РФ.

Основной формой реализации права граждан на жилье было получение благоустроенного жилья из общественных фондов потребления. Развитию же индивидуального строительства жилья, жилищной кооперации социалистическое государство обязывалось только содействовать. Личная собственность граждан в жилищной сфере, имела установленные законом ограничения правообладателя, могла возникать только по отношению к жилому дому.

Кардинальное изменение подхода к вопросу собственности, что отразилось в действующем законодательстве, и выразилось в установленные равенства частной, государственной, коммунальной и других форм собственности, определило принципиально новое содержание конституционного права граждан на жилье.

Государственный жилищный фонд утратил свое монопольное положение. Возникла частная собственность на жилье граждан и юридических лиц, бурно развивается рынок жилья».

Изменилась и жилая концепция государства, что повлияло на содержание конституционного права на жилье. «Конституционное право на жилище выражает сущность установленной Конституцией РФ системы удовлетворения жилищных потребностей граждан и означает, прежде всего, право гражданина иметь жилье для собственного проживания и проживания членов его семьи. Оно обеспечивается как путем предоставления жилых помещений в домах государственного и других жилищных фондов на условиях договора социального найма, так и путем приобретения или строительства жилья за счет собственных средств.

Роль государства и органов местного самоуправления сведена к содействию жилищному строительству и его поощрению, а также к бесплатному удовлетворению жилищных потребностей социально незащищенных слоев населения».

Конституционное право на жилище многоаспектное: оно содержит ряд последовательно возникающих, тесно связанных друг с другом прав, обусловливает следующую конкретизацию жилищных прав граждан в соответствующих законодательных актах.

Право граждан на жилье может быть сведено к трем юридическим возможностям:

— «стабильное, устойчивое, постоянное пользование занимаемым жилым помещением;

— возможность улучшения жилищных условий;

— в обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека, что следует из норм Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной 10 декабря 1948 Генеральной Ассамблеей ООН» .

Право на жилье, когда оно закреплено в Конституции, является одним из основных прав и свобод человека. По правовой сути право на жилье, согласно действующей Конституции, является одним из важнейших элементов правоспособности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы