Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Правоотношения по осуществлению защиты государственной тайны
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение
Глава I. Понятие и значение государственной тайны
1.1. Определение понятия тайны по российскому законодательству
1.2. Виды тайн по российскому законодательству
1.3. Определение понятия и значения государственной тайн по российскому законодательству
Глава 2. Правовые основы защиты государственной тайны
2.1. Система документов по защите государственной тайны
2.2. Закон РФ «О государственной тайне»
2.3. Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Глава 3. Ответственность за нарушение норм об охране государственной тайны
3.1. Уголовная ответственность за нарушение государственной тайны
3.2. Гражданско-правовая ответственность за нарушение государственной тайны
3.3. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам
3.4. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение:
Актуальность темы исследования. Век информационных технологий делает информацию более доступной, одновременно повышается актуальность сохранности информации, которая по тем или иным причинам не должна быть доступна широкому кругу лиц. Одновременно, возрастающая тенденция открытости государственных органов, не снимает задачи сохранить закрытой определенную часть сведений. Что касается информации, которая является достоянием органов власти, то область её открытой части отграничивается сведениями, относимыми к государственной тайне.
Этот вид тайны нуждается сегодня в повышенной охране, поскольку переход к многополярным международным отношениям усиливает противоборство между государствами и регионами мира по политическим и экономическим вопросам.
Правовой институт государственной тайны призван обеспечить защиту таких сведений, которые закрыты для доступа с целью обеспечения безопасности государства. Их использование, вопреки закону, без надлежащего разрешения, способно иметь для страны особенно негативные последствия.
Научная доктрина с уверенностью заявляет, а практика убедительно доказывает, что сохранность государственной тайны и соответствующая этому система мер позволяют надежно защитить государство, обеспечивая безопасный режим его функционирования. Общественная безопасность достигается, в том числе, и путем обеспечения режима государственной тайны.
Однако, многочисленные аналитические материалы показывают, что информационная безопасность России не находится на должном уровне, не удовлетворяет потребностей государства и общества. Нарастают негативные тенденции в сфере охраны информации, составляющей государственную тайну. Причина заключается, в том числе, в несовершенстве нормативной базы в области использования и охраны государственной тайны. Это приводит к разбалансированности интересов государства, общества и личности в сфере охраны конфиденциальной информации. По этой причине законодательство в области защиты информации, включая нормы о защите государственной тайны, подвергаются открытой, зачастую обоснованной критике.
Изложенное свидетельствует о высокой актуальности вопросов правового регулирования государственной тайны.
Объект исследования составляют сфера правоотношения по защите государственной тайны.
Предмет исследования представлен правовыми нормами о защите государственной тайны, а также судебной практикой в данной области.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей правового регулирования правоотношений по защите государственной тайны, а также тенденций развития судебной практики в данной сфере.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать понятие и виды тайны по российскому законодательству.
2. Определить понятие государственной тайны.
3. Проанализировать правовые основы защиты государственной тайны
4. Дать характеристику уголовной и гражданской ответственности за нарушение норм об охране государственной тайны.
5. Исследовать практику Верховного Суда Российской Федерации по уголовным и гражданским делам о нарушении норм, связанных с защитой государственной тайны.
Методологической основой работы стали формально-юридический, сравнительно-правовой методы, а также методом правового моделирования и структурно-логический методы.
Теоретическую основу работы составили исследования современных авторов в области информационного, уголовного и иных отраслей права, таких как И. Л. Бачило, В.А., Мальцев, М. А. Федотов, Л.В. Сперанская и др., а также материалы периодической печати, где активно обсуждаются вопросы правового регулирования государственной тайны.
Нормативную основу исследования составил комплекс нормативных актов федерального уровня, включая законы и подзаконные акты, которыми урегулированы правоотношения по защите государственной тайны.
Эмпирическая база исследования включает статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде России, а также судебные решения Верховного Суда РФ.
Структура работы определена целью и задачами исследования и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, разделенных на десять параграфов, заключение, список использованных источников.
Заключение:
Проведенный нами анализ показал, что общеправового понятия тайны не выработано ни в законодательстве, ни в науке.
Нами выделены несколько важных признаком тайны, охраняемой законом:
1) в содержательном плате тайна представлена охраноспособной информацией в материальной или идеальной форме;
2) охраняемым объектом при этом выступают интересы того, кому информация принадлежит. И эти интересы заключаются как раз в сокрытии информации;
3) субъекты, владеющие тайной – это государство, физические и юридические лица, их перечень ограничен;
4) охрана тайны обеспечивается с помощью установления особого режима доступа к информации, определения ответственности за нарушение такого режима.
Правовой институт любого вида тайны имеет три составляющие:
относимые к определенному типу тайны сведения, а также научно обоснованные принципы и критерии отнесения сведений к данному типу тайны (исключение составляют личная и семейная тайны, где это происходит произвольно, по внутреннему убеждению индивида);
механизм ограничения доступа к указанным сведениям (механизм защиты);
санкции за неправомерное получение и (или) распространение указанных сведений.
Тайной мы будем считать охраноспособную информацию, доступную определенному кругу субъектов, разглашение которой наносит вред интересам общества, государства, иных субъектов, режим доступа к которой ограничен законом либо обладателем этой информации, и за нарушение его установлена юридическая ответственность.
Комплекс норм в составе института тайны регулирует огромный блок отношений в обществе, касающихся самых разных областей жизнедеятельности человека и всего общества. Это связано с комплексным, сложным по содержанию характером этого юридического понятия. Тем более важно закрепить это понятие нормативно. Пока эта задача не решена, будут сохраняться проблемы в определении сведений, составляющих тайну, во всех областях жизни общества.
Наука и законодательство позволяют утверждать, что существует широкий круг тайн и оснований для их объединения в группы. Мы проанализировали лишь наиболее часто встречающиеся классификации, либо классификации, которые претендуют на статус специфических. И этот анализ дает основание говорить о глубоком содержании понятия «тайна», наделенного признаками не вполне однозначными на данный момент. Многие классификации тайны не лишены недостатков, и не могут считаться однозначно верными. Однако это не устраняет проблемы выбора, какой либо базовой классификации. Мы считаем, что эта классификация должна выглядеть следующим образом. В основу ее нужно положить значимость сведений, в этом случае мы получим государственную, служебную, коммерческую, профессиональную и личную тайну. Поскольку при этом в основе деления оказывается значение скрытой информации, то такая классификация особенно необходима в практическом плане для государства. Например, она позволяет определить соответствующий способ, при помощи которого та или иная тайна из указанной классификации будет охраняться.
Выбор указанной классификации не решает вопроса дифференциации тайн окончательно и это негативно продолжает отражаться на квалификации той или иной тайны, на судебной практике, в русле которой судьи будут продолжать совершать ошибки, определяя ответственность за нарушение правил об охране тех или иных сведений.
Государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России.
У режима государственной тайны – наиболее серьезная степень защиты сведений. Это вполне обоснованно, поскольку эти сведения защищены в интересах государства, именно их закрытость определяет независимость государства, его самостоятельный статус в международных отношениях.
Содержательная сторона засекреченной государством информации, способной навредить государству, очень разнообразна. Это могут быть сведения из области военной и оборонительной, информация по внешнеполитическим вопросам, данные разведки или контрразведки, оперативно-розыскные сведения.
Основу для законодательного закрепления отдельных видов тайн в российском законодательстве составляет Конституция РФ. Следующий уровень законодательства России, регулирующего вопросы государственной тайны, — это федеральное законодательство. Необходимо отметить, что те или иные положения о государственной тайне содержат более 200 федеральных законов. Центральным при этом является Закон о государственной тайне.
К иным актам законодательства, регулирующим отношения, связанные с защитой государственной тайны, относятся нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов государственной власти. В общей сложности о государственной тайне упоминают около 2000 подзаконных нормативных правовых актов. Особую роль играет Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».
Закон о государственной тайне регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Закон об информации является базовым в информационной сфере и регулирует отношения, связанные с осуществлением права на поиск, получение, передачу, производство информационных технологий; обеспечением защиты информации.
За нарушение норм о защите государственной тайны следуют различные виды ответственности. Среди них традиционно выделяется своим жестки карательным характером ответственность уголовная. Учитывая повышенные требования к охране тайны государства, именно такого рода ответственность находит применение в отношении защиты засекреченных государством сведений. Уголовно наказуемыми в соответствии с нормами УК является целый ряд деяний, включая шпионаж и государственную изменую
Общим для всех указанных составов преступлений являются предмет — это документированная или недокументированная информация, составляющая государственную тайну. Преступления также характеризуются и специальным субъектом.
Гражданско-правовая ответственность за разглашение государственной тайны заключается в обязанности лица, допустившего указанное нарушение, возместить государству вред, причиненный неправомерными действиями.
На практике сложно представить ситуацию, когда государство морально страдает от разглашения государственной тайны. Поэтому такая ответственность за государственной тайну существует лишь формально
Судебная практика по уголовным делам, связанным с защитой государственной тайны немногочисленна, о чем говорят приведенные нами в работе данные. По данным уголовным статьям практически не было ни одного оправдательного приговора. Ряд решений было принято и Верховным Судом. РФ, куда обжаловались решения нижестоящих судов.
Поэтому Верховным Судом РФ практически не было рассмотрено ни одного дела о взыскании ущерба за нарушение норм о защите государственной тайны.
Однако, Верховный Суд неоднократно сталкивался с ситуацией, когда нарушались процессуальные нормы при решении дел о защите государственной тайны.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
1.1. Определение понятия тайны по российскому законодательству
Тайна – постоянный спутник человечества. Институт тайны всегда выполнял функцию защиты жизненно важной для человека информации в различных сферах его жизни, что позволяло обеспечивать само человеческое существование. Однако, именно сегодня объемы сбора информации стали беспрецедентными, что многократно превышает современную значимость института тайны. Механизм правового регулирования тайны также постоянно усложняется. Несмотря на это, мы до сих пор не имеем нормативно установленного понятия тайны. Законодатель упоминает различные виды тайн, которые раскрываются недостаточно определенно, зачастую расплывчаты, спорны. Общеправового понятия тайны так и не выработано на сегодняшний день.
Более того, наблюдается разнообразие подходов к определению данного понятия, к уяснению его места в общей системе понятийного аппарата.
Рассматривая этимологию слова «тайна», необходимо отметить, что оно имеет древнерусское происхождение и первоначально употреблялось в мужском роде — «тай». С.И. Ожегов определяет «тайну» как «нечто, скрываемое от других, известное не всем, секрет» .
В. Даль расшифровывает слово «тайна» как «все сокрытое, неизвестное, неведомое, нечто скрытно хранимое, что скрывают от кого-либо с намерением, таят», прилагательное «тайный» характеризует как «сокрытый, сокровенный, неизвестный кому или скрываемый от кого, секретный, неоглашаемый». Представленные определения хороши для понимания смысла понятия «тайна», но с юридической точки зрения их нельзя назвать точными, поскольку они слишком расширяют правовую сферу действия тайны.
Анализ понятия тайны при самом широком подходе позволяет определить данный термин, как нечто скрытое от понимания и восприятия людей.
В нормативных правовых актах при упоминании тайны чередуются следующие термины: «сведения, секрет, информация, конфиденциальность». При этом какое-либо правило применения того или иного термина отсутствует. И если в отношении государственной тайны сформировались определенные традиции и нормативно-правовая база, то в отношении новых тайн, которые появляются с принятием законов, нет общепринятого подхода.
«Тайна» определяется через слова «сведения или информация», «информация» определяется «сведениями» или идентична определениям «сведения», конфиденциальность — как «секретный».
Существующие в праве разновидности ограничения доступа к информации многообразны и не всегда могут быть представлены в качестве тайн. Данное понятие шире, чем понятие «тайна». Правовую природу тайны целесообразно изучать с учетом общей специфики информации, составляющей тайну, принимая во внимание особенности ее правового состояния, ее правового режима. Если информация сохраняется в тайне, значит, последняя представляет собой не собственно информацию, а состояние запрета доступа к ней. Итак, тайна как правовое явление представляет собой правомерное запрещение доступа к информации, несанкционированное получение, а также разглашение или иное использование которой может повлечь возникновение ущерба.
И.Л. Бачило отмечает, что в науке просматриваются два подхода к пониманию тайны:
1) тайна понимается как сама информация с ограниченным доступом;
2) тайна рассматривается в виде определенного правового режима создания, использования и уничтожения информации.
Наиболее распространенным при анализе законодательства оказывается подход первый.
Тайна — это конфиденциальная информация или секретные сведения о явлениях, процессах, событиях, происходящих в жизни людей, деятельности групп или государства. Во-вторых, разглашение данных сведений может принести ущерб, вследствие чего информация защищается от доступа к ней третьих лиц, в-третьих, негативная оценка обществом действий по разглашению тайны.
Можно выделить несколько важных признаком тайны, охраняемой законом:
1) в содержательном плате тайна представлена охраноспособной информацией в материальной или идеальной форме;
2) охраняемым объектом при этом выступают интересы того, кому информация принадлежит. И эти интересы заключаются как раз в сокрытии информации;
3) субъекты, владеющие тайной – это государство, физические и юридические лица, их перечень ограничен;
4) охрана тайны обеспечивается с помощью установления особого режима доступа к информации, определения ответственности за нарушение такого режима.