Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Познавательные интересы учащихся на уроках истории: методы формирования и развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы формирования и развития познавательных интересов учащихся
на уроках истории. 11
1.1. Понятие
познавательного интереса в психолого-педагогической литературы 11
1.2. Особенности и
методы формирования познавательных интересов учащихся на уроках истории. 23
Глава 2.
Практические аспекты формирования и развития познавательных интересов учащихся
на уроках истории. 31
2.1. Диагностика
начального уровня сформированности познавательного интереса учащихся. 31
2.2. Содержание
работы по формированию и развитию познавательных интересов учащихся на уроках
истории. 40
2.3. Анализ
результатов практической работы.. 49
Глава 3.
Методические аспекты формирования и развития познавательных интересов учащихся
на уроках истории. 57
3.1. План конспект
урока на тему «Реформы Петра I». 57
3.2. План конспект
урока на тему «Внутренняя политика Екатерины II». 61
Заключение. 68
Список литературы.. 73
Введение:
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования
заключается в том, что на современном этапе развития школьного исторического
образования наблюдаются тенденции к снижению качества знаний и усилению
негативного отношения к обучению в целом, из-за общего снижения уровня познавательной
активности у школьников.
Проблема развития познавательной активности и
творческих способностей учащихся составляет фундамент процесса обучения,
является именно той проблемой, которая интересует долгое время педагогов и
исследователей. Данная проблема нуждается в определенном внимании со стороны
педагогики.
Необходимость в обеспечении эффективности обучения
всегда волновала педагогов и учителей. Для обеспечения эффективного процесса
обучения педагогу следует использовать различные техники, приемы, методы.
Эффективный процесс обучения способствует быстрому обучению и повышению
качества знаний, в то же время при этом возможности педагога и учащихся
используются в соответствии с должным уровнем.
Поэтому,
необходим иной подход к организации обучения, позволяющий изменить позиции
ученика и учителя в учебном взаимодействии. Ключевой проблемой в решении задачи
повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация
познавательной деятельности учащихся.
Интересы и
потребности каждого учащегося являются приоритетом в области образования на
сегодняшний день. Успешность обучения каждого учащегося в школе и успешность
его в целом зависит от того насколько у ребенка сформированы познавательные
способности. Познавательные способности ребенка тесно связаны с его
интеллектуальным развитием. Ребенок с хорошо развитыми познавательными
способностями будет всегда стремиться к чему-то новому, и будет стремиться
узнать что-то новое для себя. В свою очередь это будет положительно сказываться
на интеллектуальном развитии ребенка.
Познавательная
деятельность ребенка представляет собой очень сложный процесс взаимодействия
внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в
развитии познавательной активности, но по мере развития сознания, все большую
роль приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и
потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют
направленность в деятельности ребенка, которая и оказывает влияние на развитие
психологических процессов.
Познавательная
активность как движущая сила учения школьника является основой формирования
ценностных ориентаций развивающейся личности.
В настоящее
время вопрос активизации познавательной деятельности у учащихся особенно
актуален и способствует решению основного требования стандартов (ФГОС) «научить
учиться». Именно активизация познавательной деятельности способствует снятию
психологических нагрузок, а значит, и сохранности здоровья у учащихся,
способствует предупреждению отставания в учении.
Множество дат,
событий, изучаемых в курсе истории, делает эту информацию труднозапоминаемой
для учащихся. Простое зазубривание приводит к тому, что уже через короткий
промежуток времени школьник не может вспомнить, что учил ранее. Поэтому интерес
к изучению истории у учащихся достаточно низкий.
Важность и
значение истории не вызывает сомнения. Изучение истории способствует
формированию патриотизма у школьников, уважения к опыту предков. Кроме того на
уроках истории школьники учатся устанавливать причинно – следственные связи,
высказывать свою точку зрения. Анализ исторических фактов и событий
способствует развитию речи учащихся, мышления и памяти. Каждый человек должен
знать историю развития человеческого общества, чтобы избежать негативных
событий в будущем, уметь их предвидеть, понимать настоящее через призму
прошлого.
Проблема развития познавательных способностей у детей
школьного возраста особенно актуальна в контексте школьного обучения, в связи с
повышением требований к уровню познавательных способностей детей. В
соответствии со многими исследованиями, педагоги и родители, в первую очередь,
заботятся о развитии знаний и умений ребенка, а не о формировании у него
интереса к познанию окружающего мира и развитии его познавательных
способностей.
Развитие
познавательного интереса мотивирует ребенка на учебную деятельность.
Познавательный интерес и любознательность постепенно перерастают в глубокую
потребность в знаниях и в их практическом применении. Также у ребенка
появляется потребность в творческом освоении учебного материала.
Многие
учащиеся не могут или плохо справляются при работе с источником, исторической
картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не
умеют устанавливать причинно-следственные связи. Данные факты говорят о том,
что надо искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации
познавательной деятельности. Результативная познавательная деятельность
способствует формированию целеустремленной личности, готовой работать и
воспринимать все новую и новую информацию; способной адекватно и ответственно
подходить к решению важных жизненных обстоятельств; и конечно же реализовывать
свои возможности.
Курс истории
достаточно труден для школьников и может казаться неинтересным, и это в свою
очередь отражается на их учебной деятельности по усвоению данной дисциплины. С
целью повышения познавательной активности и повышению интереса к обучению истории
педагогу необходимо использовать на уроках дополнительные занимательные
материалы. В современном обществе все больше и больше внимания уделяется
использованию средств наглядности в обучении.
Психологами
давно доказано, что у детей ведущим видом мышления является наглядно-образное и
наглядно-действенное. Следовательно, педагогический процесс в школе должен в
основном строиться на наглядных и практических методах обучения. Кроме того,
методы применения наглядности в обучении имеют возможность показать развитие
явлений, их динамику, сообщать учебную информацию в определенном объеме и в определенных
дозах, а также управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Применение
наглядных средств помогает учителю привлечь внимание ребенка, также это
способствует активной познавательной деятельности учащихся на уроках.
В дополнение
к перечисленным особенностям интерес к познанию характеризуется волевой
нацеленностью. Он нацелен непосредственно на сам образовательный процесс и его
результаты, и является существенным мотивом для учащихся, так как дает
возможность привносить чувственный опыт в обучение, побуждает учащихся к
самостоятельности. За счет этого образовательный процесс превращается в более
продуктивный, творческий, что, безусловно, сказывается на закреплении интереса.
Открытие
нового знания, преодоление появляющихся сложностей, несомненно, вызывает
гордость, успешность, чувство удовлетворенности собственных амбиций, то есть
создает необходимый эмоциональный фон, свойственный для интереса. У учащихся в
одном классе познавательный интерес может обладать различной степенью и
характером проявления. Это связано с разным личным опытом обучающихся и
индивидуальным путем развития.
Заинтересованность,
которую учащиеся могут проявлять к определенному занятию, может проявляться
непродолжительное время, она выявляется под воздействием разных аспектов обучения
(например, близость к преподавателю, занимательность, хорошая реакция,
повышение собственной престижности), также может не приносить никакой пользы
для личности учащегося.
Между тем,
при помощи такой временной заинтересованности обучающихся и целеустремленной
деятельности учителей существует возможность формирования любознательности,
поднятия интереса к поисково-исследовательской работе, побуждения учащихся к
чтению литературы.
Познавательный
интерес является одной из составляющих учебной мотивации, которая
обеспечивается деятельностным подходом, определенной организацией учебного
процесса, содержанием предмета, активными методами и средствами обучения.
Познавательный интерес положительно влияет на характер познавательной
деятельности и ее результаты. Средства, направленные на формирование
познавательного интереса у школьников, оказывают большое влияние на успешное
приобретение знаний и умений в процессе обучения.
Выявленное
противоречие между низким уровнем интереса учащихся к истории и важности изучения
предмета позволило сформировать проблему исследования в активизации
познавательной деятельности на уроках истории, что, в свою очередь, будет
способствовать повышению уровня обученности и качества исторического
образования школьников. Для этого необходимо использовать современные
педагогические технологии, методы и приемы обучения.
Степень изученности темы исследования. Именно познавательный интерес
пробуждает в личности способность к вдохновению и творческой активности в любом
виде деятельности, что подтверждается психолого-педагогическими исследованиями
ученых (Ю.П. Азаров, Н.В. Болотникова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В.
Новикова, Г.И. Щукина и Е.В. Коротаева).
Изучением познавательных способностей детей и их развитием
занимались многие авторы, исследователи, педагоги и психологи: А.В. Запорожец,
Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Г.И.
Щукина, Ю.К. Бабанский. Однако, несмотря на множество различных исследований,
данная проблема остается все такой же актуальной и на сегодняшний день.
Способы активизации познавательного интереса учащихся на уроках
раскрывали многие авторы, исследователи, педагоги и различные ученые Д.Ф.
Ильясов, Т.А. Лопатик, Г.К. Селевко, М.А. Кубышева. Ученые отмечали, что
необходимо пересмотреть содержание, формы и методы обучения
учащихся.
Значительное
количество исследований посвящено проблеме познавательного интереса школьников,
его формированию и развитию. Например, в своих работах анализируются уровни и
проявления формирования интереса у В.В. Давыдова, условия и факторы, влияющие
на формирование и развитие познавательных интересов у Ю.К. Бабанского. Несмотря
на то, что познавательный интерес психологами и педагогами изучен достаточно
полно, формирование устойчивого познавательного интереса остается проблемой,
продолжающей волновать нас.
Однако, несмотря на интерес педагогов к данной
проблеме, методика формирования и развития
познавательного интереса учащихся к урокам истории представлена фрагментарно и
нуждается в дополнительных исследованиях.
Этим обусловлена актуальность
данного исследования.
Объект исследования – познавательные интересы учащихся.
Предмет исследования – методы формирования и развития
познавательных интересов учащихся на уроках истории.
Цель исследования – теоретически обосновать и
разработать практические и методические аспекты формирования и развития
познавательных интересов учащихся на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие познавательного интереса в
психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности и методы формирования познавательных
интересов учащихся на уроках истории.
3. Диагностировать начальный уровень сформированности познавательного
интереса учащихся.
4. Представить содержание работы по формированию и развитию
познавательных интересов учащихся на уроках истории.
5. Разработать методические аспекты формирования развития
познавательных интересов учащихся на уроках истории.
6. Разработать план-конспект урока с учетом рекомендаций.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование
следующих методов формирования и развития познавательных интересов учащихся на
уроках истории является эффективным:
1. Методы проектирования и исследования.
2. Игровые методы и игры.
3. Методы интеграции (интегрированные
уроки).
4. Методы проблемного учения.
5. Методы
на основе информационно-коммуникационных технологий.
Методы исследования:
— эмпирические (беседа, наблюдение, анкетирование,
педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов
опытно-экспериментальной работы);
— теоретические (анализ психологических, педагогических и
научно-методических источников по теме данного исследования и теме изучения
познавательных способностей, сравнение, синтез, систематизация, классификация,
анализ, обобщение).
Теоретико-методологическая база исследования:
— положения теории учебной деятельности и деятельностного
подхода в обучении (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф.
Талызина, В. Д. Шадриков, Е. П. Шиянова, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский и
др.);
— теории активизации познавательной деятельности обучаемых
(Л. П. Аристова, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, П. И. Пидкасистый, Т. И.
Шамова, Г.И. Щукина и др.);
— фундаментальные разработки по дидактике (Г. Д. Бухарова,
В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Н. Н. Тулькибаева, и др.);
— педагогические и информационные технологии (В. П.
Беспалько, Т. А. Матвеева, Д. Ш. Матрос, Е. С. Полат, И. В. Роберт и др.);
— методология педагогического исследования (А. Я. Найн, А.
М. Новиков и др.);
— дидактические аспекты использования информационных
технологий (Е. И. Машбиц и др.).
Новизна исследования заключается в уточнении основных особенностей и методов
формирования познавательных интересов учащихся на уроках истории; использовании
современных интерактивных и компьютерных технологий для активизации интереса
учащихся к изучению истории.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что представленные в
исследовании дидактические материалы и результаты опытно-экспериментальной
работы могут быть использованы учителями истории, а также студентами, при
прохождении практики в школе. Также разработанные планы-конспекты уроков
истории могут быть использованы учителями для проведения уроков истории в 8
классе, направленных на активизацию познавательной активности учащихся.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех
глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В ходе выполнения работы
были получены следующие результаты:
1. Рассмотрено понятие познавательного интереса в
психолого-педагогической литературе.
Было выявлено, что познавательная
деятельность – это сознательная деятельность субъекта, направленная на
получение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также
конкретных знаний. Познавательный интерес – это понятие означает избирательный
импульс личности, направленный на понимание, чувственно-волевое отношение к
информации, весь процесс познания и развития личной интеллектуальности. В
структуру познавательного интереса входят мотивация, проблема, реализация,
контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Познавательный интерес – одна из
ведущих форм деятельности ребенка, стимулирующая обучение на основе
познавательной активности. Задача учителя состоит в том, чтобы сформировать
познавательный интерес и включить его в образовательный процесс как объективно
необходимый самостоятельный структурный компонент, для этого необходимо
изменить характер учебной работы.
2. Выявлены особенности и методы формирования познавательных
интересов учащихся на уроках истории.
Было
определено, что создание ситуаций интереса, развлечения, познавательной новизны
и опоры на жизненный опыт помогает ребенку быть активным в обучении. Учащиеся
сами должны отстаивать свое мнение, участвовать в дискуссиях, задавать вопросы
своим одноклассникам и учителям, находить несколько вариантов решения той или
иной проблемы или задачи, потому что все это побуждает ребенка думать,
анализировать, что способствует активности.
Все описанные
формы работы способствуют реализации идеи. Такой подход обеспечивает
активизацию познавательного интереса учащихся на основе интеллектуального,
эмоционального и нравственного восприятия окружающего мира.
3. Диагностирован начальный уровень сформированности
познавательного интереса учащихся. Опытно-экспериментальная работа включала три
этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В опытно-экспериментальной
работе участвовали 18 учащихся 8 класса.
На основе
анализа литературы (А.М. Матюшкин, Т.П. Михневич, М.Н. Скаткин) были сформулированы
критерии и показатели познавательного интереса, в соответствии с ними структура
познавательного интереса, включает мотивационный, содержательно-операциональный
и эмоционально-волевой критерии.
Анализ
результатов диагностики развития познавательного интереса у учащихся 8 класса
показал, что очень немногие учащиеся имеют высокий уровень развития
познавательного интереса, большинство характеризуются наличием среднего и
низкого уровня развития познавательного интереса.
Кроме того, в процессе проведения опытно-экспериментальной были
некоторые трудности, которые заключались в следующем:
— пониженный уровень
самостоятельности обучающихся в учебе;
— невнимательность при
прочтении вопросов, неточность в исполнении заданий;
— недостаток умений
использовать знания из одной сферы обучения в другой.
Большинство из перечисленных выше трудностей – это последствие низкого
уровня познавательного интереса обучающихся, и, как следствие, отсутствия
мотивации к учебе. Все это говорит о необходимости организации формирующей работы
по развитию познавательного интереса у школьников на уроках истории, описание
которой представлено в следующем пункте.
Проанализировав все данные,
которые были получены в итоге проведения констатирующего этапа
опытно-экспериментальной работы, можно делать вывод, что уровень познавательного
интереса учащихся находится на среднем
уровне.
С учётом
результатов, полученных во время констатирующего этапа, нами был разработан
формирующий этап работы по активизации познавательного интереса учащихся на
уроках истории.
4. Представлено содержание работы по формированию и развитию
познавательных интересов учащихся на уроках истории. Было представлено
содержание работы по организации обучения учащихся 8 классов истории,
способствующее активизации познавательного интереса учащихся.
Цель формирующего этапа: разработать и апробировать
методику проведения занятий по
активизации познавательного интереса учащихся на уроках истории.
Задачами формирующего этапа были: разработать методику активизации познавательного интереса
учащихся на уроках истории на основе положений, выдвинутых в рамках
гипотезы данной работы; апробировать данную методику на основе положений,
выдвинутых в рамках гипотезы данной работы.
Мы предполагали,
что использование следующих методов формирования и развития познавательных
интересов учащихся на уроках истории является эффективным:
— методы
проектирования и исследования;
— игровые
методы и игры;
— методы
интеграции (интегрированные уроки);
— методы
проблемного учения;
— методы
на основе информационно-коммуникационных технологий.
Для
реализации гипотезы исследования был разработан тематический план по истории
для учащихся 8 класса. Для управления познавательной деятельностью обучающихся были
использованы такие приемы:
1)
активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие
пробуждению интереса к изучаемому материалу:
— метод новизны;
— метод семантизации;
— метод динамичности;
— метод значимости.
2) активизации
деятельности обучающихся на этапе усвоения изучаемого материала.
— эвристический прием;
— исследовательский прием;
3) приемы активизации
познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний:
— прием натурализации.
5. С целью проверки эффективности проведенной работы был
проведен контрольный этап исследования. После проведенного исследования можно
сделать вывод, что по окончанию реализации формирующей работы уровень
познавательного интереса повысился.
Полученные в
ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что школьники имеют
эмоционально позитивное отношение к процессу обучения, но не всегда способны к
устойчивым волевым усилиям при решении познавательных задач. Дети этого
возраста интересуются всем новым, расширяют свои знания о мире.
Но углубление знаний, требующее умственных усилий, не
всегда привлекает их. Учебные навыки и интеллектуальные операции у значительной
части учащихся сформированы недостаточно хорошо. Знание особенностей
познавательного интереса школьников необходимо для его целенаправленного
формирования. В то же время важно обеспечить гармоничное сочетание всех
компонентов познавательной активности в структуре формирующихся отношений.
Проанализировав все данные,
которые были получены в результате опытно-экспериментальной работы, можно
прийти к выводу, что уровень познавательного интереса у обучающихся 8 класса стал выше. Их
творческая активность повысилась, повысилась и исполнительная активность, стало
меньше детей, которые находятся на низком уровне.
1. Разработаны методические аспекты формирования развития
познавательных интересов учащихся на уроках истории. Разработаны планы-конспекты
уроков с учетом рекомендаций. Представленные уроки направлены на формирование и
развитие познавательных интересов учащихся. Применение ИКТ и других современных
методов обучения на конкретном уроке показало, что учащиеся быстрее вовлекаются
в учебный процесс, повышается их мотивация и вовлеченность в решение
обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой
активности участников, побуждает их к конкретным действиям. В процессе
интерактивной деятельности ребята учатся конструктивно взаимодействовать друг с
другом, высказывать и отстаивать свою точку зрения, планировать свою
деятельность и организовывать работу в группе, а следовательно, у учащихся
формируются ключевые компетенции и происходит более быстрое и легкое усвоение
учебного материала.
Учебная
информация была привлекательна для детей. За счёт интерактивности содержания
заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в
достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось
эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была
оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
Таким образом,
цель, поставленная в работе, достигнута. Задачи решены. Гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития познавательных
интересов учащихся на уроках истории
1.1. Понятие познавательного интереса в психолого-педагогической
литературы
При изучении
понятия «познавательного интереса»
необходимо исходить из базового понятия «интерес». В латинском языке слово
«интерес» (interesse, от латинского) обозначает «быть важным». Рассмотрим его
значение в соответствии с мнением различных авторов.
Л.И. Божович
с психологической точки зрения предполагает, что интерес является избирательным
отношением человека к объекту, определяемым его жизненной значимостью и
эмоциональной привлекательностью. Интересы возникают, опираясь на потребности
самого человека. В свою очередь потребности могут выражать определенную
необходимость, а интерес – принятие, предрасположенность к какой-либо
деятельности. Усиленный интерес может стать потребностью. Интересы человека
определяются спецификой объекта, на который они ориентированы, и психическими
характеристиками этого человека (его воспитанием, культурой, характером,
способностями) [7].
Другие авторы
анализируют понятие «интерес» в качестве совокупности интеллектуальных,
эмоциональных процессов. Так, В.А. Крутецкий принимал во внимание, что интерес
является направленностью человека на определенный предмет, явление и
деятельность, создаваемой при положительном эмоциональном отношении к ним [33].
С.Л. Рубинштейн считал понятие интереса более глубоким: «Слово «интерес»
является многозначным. Можно быть заинтересованным в чем-то и быть
заинтересованным чем-то. Это разные вещи, но они, несомненно, связаны друг с
другом. Мы можем быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не
интересен, и мы можем, в силу определенных обстоятельств, быть заинтересованы в
человеке, который нам совсем не интересен…