Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Повышение роли государственных образовательных учреждений в условиях рынка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы государственных образовательных учреждений в условиях рынка 8
1.1 Сущность и особенности деятельности государственных образовательных учреждений в условиях рынка 8
1.2 Основы деятельности государственных образовательных учреждений и их роль в условиях рынка 16
2. Анализ и оценка деятельности государственных образовательных учреждений в условиях рынка 23
2.1 Анализ деятельности Российского Государственного Гидрометеорологического Университета в условиях рынка 23
2.2 Оценка уровня образовательных услуг Российского Государственного Гидрометеорологического Университета в условиях рынка 30
3. Меры по повышению роли государственных образовательных учреждений в условиях рынка 42
3.1 Направления повышения роли Российского Государственного Гидрометеорологического Университета в условиях рынка 42
3.2 Оптимизация процесса повышения роли Российского Государственного Гидрометеорологического Университета в условиях рынка 51
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 73
Введение:
Главными тенденциями последних десятилетий являются мощные интеграционные процессы, охватывающие все сферы общественной жизни, в частности образование. Образование и наука становятся глобальным фактором общественного развития, входят в главные национальные и мировые приоритеты.
Вызовы экономического, политического, социокультурного, этического характера требуют от человечества непрерывного обращения к образованию, которое в XXI в. стало определяющим фактором общественного прогресса. Успех каждого государства и народа зависит от конкурентоспособности образовательных систем. Человечество вошло в XXI в., которое ЮНЕСКО объявило веком образования. Это означает, что международное сообщество признало образование как доминанту не только в решении глобальных проблем, которые переживает человечество, но и в формировании духовных основ новой цивилизации. Уровень и качество образования ООН признала показателями развития человеческого потенциала, который обеспечивает социально-экономический прогресс общества в целом.
Мировой практикой признано, что образование способствует социальной интеграции граждан, снижает уровень преступности и сглаживает последствия социального неравенства, помогает в борьбе с бедностью. Следовательно, образование является основой стабильности гражданского общества.
Решая вопросы реформирования и развития образования отдельных стран, сегодня уже нельзя исходить из критериев только национального уровня. По мнению ученых, в XXI веке образование ни одной страны не сможет готовить специалистов, отвечающих требованиям постиндустриального информационного общества и обеспечивать стабильное развитие.
Образование является необходимым условием динамичности общества. Практика его реформирования выявила целый ряд проблем, требующих научного осмысления. На сегодня выявлены основные тенденции развития системы образования в России. Образование становится многоуровневым и непрерывным. Ее непрерывность обусловлена информатизацией общества, потребностью в постоянном обновлении знаний, технологий и повышении квалификации.
Государственная политика в области образования осуществляется с учетом мировых тенденций развития образования, в соответствии с социально-экономическими, технологическими и социокультурными изменениями.
В современных условиях на первый план выдвигается чрезвычайно важная задача — обеспечить подготовку специалиста нового типа. Его основными качествами становятся профессиональная гибкость и мобильность, то есть способность к переквалификации или даже к смене профессии.
Обязательные элементы квалификации — основательное общее образование, широкая профессиональная подготовка и высокий культурно-технический уровень, умение быстро обновлять и пополнять знания.
Одним из актуальных направлений современных научных исследований стало изучение проблемы модернизации высшего образования. Высшему образованию придается большое значение по таким основным причинам:
— во-первых, информация, знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки, необходимые для этого, становятся решающим фактором развития общества;
— во-вторых, требования конкурентоспособности и эффективного трудоустройства понятны гражданам и является мощным мотивом для их образования.
Об интенсивности поисков новых путей развития высшего образования, в частности путем сравнительного анализа образовательных систем, свидетельствуют многочисленные научные исследования.
Актуальность проблематики высшего образования как важной составляющей непрерывного образования, особенно возрастает в связи с радикальными реформами, происходящими во многих странах мира. Российская Федерация, вступившая на инновационный путь развития, не остается в стороне от процессов реформирования образования, которые начались во всем мире.
В современном обществе высшее образование выполняет особую роль и от эффективности его миссии зависит развитие социально-экономической и духовно-культурной сфер и прогресс страны в целом. Впрочем, в условиях интернационализации оно выходит за национальные рамки и становится международным институтом, а следовательно фактором глобального развития человечества. В таком контексте усиливается конкуренция высших учебных заведений и вместе с тем расширяется сотрудничество близких по уровню университетов. При этом высшее образование призвано реагировать на вызовы современности, растущие потребности в обновлении знаний, способствуя обучению на протяжении всей жизни, то есть созданию системы непрерывного образования.
В современном высшем образовании переплетаются процессы модернизации содержания и управления высшими учебными заведениями, которые все больше интегрируются в общество, в частности в определенные его сферы. Социальную природу высшего образования можно рассматривать как совокупность основных качеств и характеристик, интегрированных данным социальным институтом в процессе совместной деятельности, что выражается через его функции и структуру. По своему содержанию социальная природа отражает социальные отношения и процессы данной сферы, отношение высшего образования к своему месту в обществе и тем самым способствует выработке критериев оптимального развития высшего образования в конкретно-исторических условиях. Поэтому важно рассмотреть деятельность высшего образования как социального института и его функции.
Проблемы развития современного профессионального многоуровневого образования в Российской Федерации на основе международного опыта исследовали такие российские ученые, как Л. Казарин, В.М. Плюснин, В. А. Снытко и другие.
Процессы глобализации, исторические аспекты развития системы образования России исследовались в работах К.Г. Барбаковой, M.Л. Белоножко, К.Д. Бейли, И.В. Бестужева-Лады, Л.С. Выготского, Б.С. Гершунского, В.К. Левашова, Д. Львова, В.А. Нечаева, В.Г. Новикова, А.Н. Силина, П. Скотта, В.А. Ядова и т.д.
Изучению проблем реформирования системы образования посвящены работы В.И. Добренькова, Б.П. Есипова, А.Б. Зельманова, Г.Е. Зборовского, В.И. Загвязинского, A.M. Осипова, В.М. Рогозина, В.В. Серикова, Ф.Р. Филиппова, Н.Г. Хайруллиной, Г.Ф. Шафранова-Куцева и других.
Информационные потоки и информационное взаимодействие, необходимые для эффективного управления образованием, показаны в работах С.В. Чернышенко, Г.В. Леонидовой, В.С. Чернышенко.
Цель выпускной квалификационной работы – исследовать пути повышения роли государственных образовательных учреждений в условиях рынка (на примере Российского Государственного Гидрометеорологического Университета).
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть сущность и особенности деятельности государственных образовательных учреждений в условиях рынка;
— рассмотреть основы деятельности государственных образовательных учреждений и их роль в условиях рынка;
— провести анализ деятельности Российского Государственного Гидрометеорологического Университета в условиях рынка;
— дать оценку уровня образовательных услуг Российского Государственного Гидрометеорологического Университета в условиях рынка;
— определить направления повышения роли Российского Государственного Гидрометеорологического Университета в условиях рынка;
— разработать пути оптимизации процесса повышения роли Российского Государственного Гидрометеорологического Университета в условиях рынка.
Объект исследования – Российский Государственный Гидрометеорологический Университет.
Предмет исследования – пути оптимизации процесса повышения роли Российского Государственного Гидрометеорологического Университета в условиях рынка.
Для решения поставленных задач в исследовании использовались теоретические методы: изучение и анализ нормативных документов и научной литературы в области управления и образования, раскрывающей рассматриваемые в исследовании вопросы.
Для анализа собранной информации был применен системный анализ, структуризация информации, обобщение результатов. Также при написании работы использовались следующие эмпирические методы: сбор данных, измерение, наблюдение, описание.
Заключение:
Прогрессивной идеей российского опыта считаем поддержку исследований в университетах через создание научно-исследовательских центров, в которых сочетается образование, исследовательская деятельность и развитие внешних связей с организациями, предприятиями. Необходимо отметить, что накопленный Российской Федерацией опыт интеграции науки и образования свидетельствует, что для создания успешных интеграционных структур важными являются: обязательная государственная поддержка на этапе становления интеграции; сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования; целевая поддержка молодых научных и преподавательских кадров; обязательное поощрение развития внешних связей организаций с другими институтами и научными секторами; постоянный мониторинг и гибкое регулирование программы.
Представляется полезным для развития высшего образования в опыт Российской Федерации по созданию открытых информационных образовательных ресурсов. Примерами успешных проектов Российской Федерации, среди многих других, есть «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (window.edu.ru), «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (school — collection.edu.ru) (Российская Федерация).
На современном этапе развития высшего образования в Российской Федерации не сформировано единой системы оценивания знаний и навыков будущих специалистов, не решен вопрос оптимального соотношения аудиторных часов и часов для самостоятельной работы.
В Российской Федерации компетентностный подход провозглашен одним из основных направлений стратегии развития высшего образования. Значительную часть проектов России в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) и аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы» было направлено на решение ключевых проблем, связанных с внедрением ФГОС ВО и многоуровневого высшего профессионального образования. Главным инструментом обеспечения приоритетного развития ступенчатого высшего профессионального образования в России является федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.
Для обеспечения реализации Болонского процесса в системе высшего образования в Российской Федерации осуществлены следующие меры:
— проведен анализ особенностей всех направлений высшего образования и выработаны рекомендации и поставлена задача по оптимизации системы высшего образования;
— создана рабочая группа по осуществлению болонских принципов;
– созданы системы мониторинга качества высшего образования и изменений, происходящих в высших учебных заведениях;
— внесены изменения в законодательстве и нормативной базе по закреплению правовых гарантий академической автономии университетов, укреплению процессов формирования многоуровневой системы высшего образования, созданию правовых условий, способствующих интеграции науки и Высшей школы;
– созданы условия для повышения уровня информированности руководства высших учебных заведений, профессорско-преподавательского состава, студентов о сущности и механизмов реализации Болонского процесса. С этой целью проводятся различные мероприятия (конференции, круглые столы, семинары и др.), создан информационный портал и тому подобное.
В Российской Федерации в рамках комплекса мер по реализации основных задач развития системы высшего образования в соответствии с Болонской декларацией были определены главные высшие учебные заведения, осуществляющие координацию взаимодействия высших учебных заведений по реализации принципов и по основным направлениям Болонского процесса. Были определены функции вузов — координаторов по направлениям Болонского процесса:
– координация межвузовского взаимодействия, в том числе в рамках международных программ;
– осуществление мониторинга и оценки эффективности выполняемых проектов;
– информационное и аналитическое сопровождение (включая проведение семинаров, конференций, консультирование, подготовку материалов).
Проведенный анализ роли РГГМУ на рынке образовательных услуг показал, что РГГМУ входит в базу вузов Европейского реестра обеспечения качества высшего образования (EQAR) (https://www.eqar.eu/qa-results/search/by- institution/institution/?country=Russia&id=5926).
По результатам Глобального агрегированного рейтинга 2022 Российский государственный гидрометеорологический университет вошел в ТОП 10% лучших университетов мира. 128 российских высших учебных заведений расположились среди лучших, из них 58 включены в ТОП 10 %. 22 вуза вошли в рейтинг впервые. В российском сегменте Университет занял 57 место.
Университет по итогам 2021 года вошел в число вузов-лидеров предметного рейтинга вузов России RAEX по направлению подготовки «География». В локальном рейтинге RAEX вузов Северо-Западного федерального округа РГГМУ занимает 26 место.
В качестве направлений по повышению роли РГГУ в условиях рынка предложены следующие мероприятия:
— Повышение имиджа университета.
— Участие в реализации Федеральных программ.
— Создание образовательного кластера.
Проведенный анализ по продвижению вуза в социальных сетях показал, что в настоящее время социальные сети являются весьма действенным и перспективным инструментом коммуникации, который необходимо задействовать в интеграции с традиционными средствами коммуникационной деятельности вузов. При этом важным условием эффективного продвижения вуза является правильный выбор наиболее популярных социальной сети или социальных сетей в соответствии с целевой аудиторией, на которую вузы направляют свое воздействие. Современным вузам необходимо активнее взаимодействовать с аудиторией в социальных сетях, изучая ее вкусы и предпочтения, тем самым определять наиболее действенные подходы к построению коммуникационной политики вуза.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы государственных образовательных учреждений в условиях рынка
1.1 Сущность и особенности деятельности государственных образовательных учреждений в условиях рынка
Образование – важная сфера человеческой жизнедеятельности, стратегический фактор социально-экономического, интеллектуального и духовного развития общества. По определению, принятому ХХ сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1978г., под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Образование представляет собой социальный процесс воспроизводства и накопления интеллектуального и культурного потенциала.
Образование – многофункциональная отрасль. Ее важными функциями являются познавательная, воспитательная, развивающая, координирующая, адаптационная, профориентационная, экономическая, социальной защиты и тому подобное. Она одновременно выступает как единство пяти качеств: как ценность, как процесс, как результат, как услуга, как система.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации» дается следующее определение образования: «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [2].
Объективно образование относится к высшим ценностям человека и общества, выступая предпосылкой их развития. Именно в сфере образования последовательно развиваются способности и формируются жизненные стремления людей. Чем выше образовательный уровень личности, тем шире ее возможности для создания оптимальных условий жизни и труда.
Как отрасль хозяйства образование «производит» продукцию, которой являются знания, квалифицированная рабочая сила. Существует прямая зависимость между уровнем образования и уровнем производительности труда человека. По отдельным оценкам, начальное образование обеспечивает повышение производительности труда на 20%, среднее – на 60-70%, высшее – на 120-140% [14, 16]. Сегодня в развитых странах мира 70-85% от прироста ВВП обеспечивается новыми знаниями, воплощенными в технологиях, оборудовании, организации производства, квалификации работников. Образование стоит в одном ряду с такими приоритетами человечества, как здоровье и доход. Это зафиксировано в индексе человеческого развития – синтетическом показателе, который учитывает общий уровень образования, продолжительность жизни и долю ВВП на душу населения. По прогнозам ЮНЕСКО, соответствующего мировым стандартам благополучия достигнут только те страны, трудоспособное население которых на 40-60% будет состоять из лиц с высшим образованием [19, 46].
Ценностная характеристика образования предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образования как ценности государственной; образования как ценности общественной; образования как ценности личностной.
Интеллектуальный, экономический, культурный потенциал общества напрямую зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. Поэтому государство заинтересовано в развитии образования, придании ему приоритетного значения.
Ведущими тенденциями в современном образовании являются: стремительное экстенсивное и интенсивное развитие, тотальный охват всех людей, увеличение продолжительности обучения, уменьшение возраста начала образования, переход к образованию в течение всей жизни, расширение доступа к образовательным услугам, усиление контроля за их качеством.
Перед современным образованием поставлены качественно новые задачи, которые отражают новые общественные тенденции. Во-первых, современная школа создавалась в других исторических условиях: раньше человеческие знания на протяжении жизни одного поколения менялись медленно и знания, которые получались в школе, были прочной базой для длительной профессиональной деятельности. Сегодня во многих странах мира интенсивно разрабатывается и реализуется идея «образования в течение всей жизни».
Во-вторых, отечественное образование, как и мировое, переживают период глубоких изменений, обусловленных новыми тенденциями в развитии мирового общества. Речь идет о процессе глобализации, который характеризуется ростом спроса на высшее образование. Уже сегодня треть европейцев работает в ориентированном на знаниях обществе, что требует соответствующего уровня образования (в Швеции, Дании – 40%). На сегодня 20% жителей ЕС в возрасте 35-39 лет имеют высшее образование, 20 лет назад этот показатель составлял лишь 12,5% для этой возрастной группы [23, 250].
В наши дни в России граждан с полным высшим образованием — 13%, с базовым высшим – 1%, с неполным высшим – 18%. Доступ к образованию стал более демократичным [23, 255]. Во многих развитых странах более 40% молодежи продолжает обучение в вузе. Это является следствием того, что технологическая революция ХХ в. положила конец доминированию физического труда. Изменилась ценность природных ресурсов, уменьшилась их важность в определении богатства нации. Сегодня основным фактором, определяющим развитие и богатство нации, отдельных ее граждан, является интеллектуальный капитал и знания (умение оперировать знаниями и информацией). Знания становятся ключом к успеху, а образование (от начальной школы до университетов, современная система образования на протяжении всей жизни) стала существенной составляющей глобальной экономики. Все чаще употребляется новый термин «образовательная индустрия», что подчеркивает роль образования в экономике.
В современном обществе образование имеет большое значение, определяя уровень развития человеческого потенциала нации. Конкурентоспособность государства в значительной мере зависит от содержания и структуры образования, его организации. В связи с этим происходят постоянные изменения в системе образования. Это характерно и для Российской Федерации, в которой происходит становление современной системы непрерывного образования. Особенно ощутимо трансформация образования влияет на учреждения высшего образования.
Главной движущей силой всех современных реформ в высшем образовании является рост требований к уровню интеллектуального и нравственного развития человека с высшим образованием, в ее социальных и профессиональных качеств и подготовки, необходимых для жизни в современном меняющемся и сложном мире, и связанное с этим стремление к адекватным изменений в задачах, содержании, организации систем высшего образования и закреплении их в качестве новых социальных норм для функционирования и развития таких систем.
Значительное влияние на трансформацию высшего образования в Российской Федерации имеют социально-экономические и демографические изменения, произошедшие в стране в течение последних десятилетий.
Как отмечает Н. В. Артамонова, процесс модернизации института образования в России на современном этапе тесно связан с внутренними социально-экономическими факторами, которые приводят к изменениям значения образования как таковой в российском обществе:
— перераспределение сфер социального влияния, появление новых социальных групп и слоев населения, что еще не сформировались окончательно как элемент социальной структуры общества;