Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Таможенное дело

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Повышение эффективности деятельности таможенных органов на основе применения информационных технологий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ.. 6

1.1 Понятие и классификация информационных таможенных
технологий. 6

1.2 Значение и роль информационных технологий в таможенных
органах. 18

1.3 Зарубежный опыт
применения информационных технологий в таможенных органах. 26

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖНИ НА
ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 36

2.1 Развитие и эффективность информационного обеспечения
управления в таможенных органах. 36

2.2 Практическое применение информационных технологий в
таможенных органах  52

2.3 Проблемы внедрения информационных технологий в
таможенные органы.. 62

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ.. 69

3.1 Направления повышения эффективности деятельности
таможенных органов на основе применения информационных технологий. 69

3.2 Предпосылки внедрения искусственного интеллекта в
деятельность таможенных органов. 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 80

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 84

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
В настоящее
время в мире быстрыми темпами развиваются различные современные технологии, в
частности, цифровые и информационные технологии в различных сферах жизни. Сфера
таможенной деятельности также не является исключением. Это именно та сфера
деятельности, которая за короткий период времени способна перестроиться и по
техническому и технологическому оснащению соответствовать уровню развития
научно-технического прогресса.

Предоставление таможенных
услуг неразрывно связано с информационно-обменными процессами между таможенными
органами, участниками внешнеэкономической деятельности, иными ведомствами и
организациями, с формированием информационного обеспечения таможенных операций
в соответствии с принятыми на международном, государственном, ведомственном
уровне технологиями. Одна из основных целей, при которой используются информационные
технологии в таможенном деле, заключается в ускорении и повышении качества
взаимных действий таможни и лиц, принимающих участие во внешнеэкономической
деятельности, а также управление информацией внутри определенных систем, в
частности таможенной системы.

Информационные технологии повышают
эффективность контроля над теми, кто принимает участие в деятельности,
связанной с внешней экономикой, и способствуют прохождению таможенных операций
более комфортно.

Степень
научной разработанности. Проблемы использования современных
информационных технологий в деятельности таможенных органов касались в своих
трудах О.В. Алехина, П.Н. Афонин, Н.Н. Баркова, Т.А. Гуляева, И.С. Ермилов, А.И.
Краснова, Л.Н. Крапчина, Г.Р. Курцева, З.С. Руднеева,  А.В. Усков, И.А. Хахаев и др.

Цель
исследования заключается в теоретической разработке направлений
повышения эффективности деятельности таможенных органов на основе применения
информационных технологий.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

— раскрыть сущность понятия «информационные
таможенные технологии», их классификации;

— охарактеризовать значение и роль информационных
технологий в таможенных органах;

— провести обзор зарубежного опыта применения
информационных технологий в таможенных органах;

— проанализировать эффективность деятельности
таможни на основе применения информационных технологий;

— выявить проблемы внедрения информационных
технологий в таможенные органы;

— разработать направления повышения эффективности
деятельности таможенных органов на основе применения информационных технологий;

— определить предпосылки внедрения искусственного
интеллекта в деятельность таможенных органов.

Объект исследования ‒ деятельность
таможенных органов.

Предмет исследования – повышение эффективности деятельности таможенных
органов на основе применения информационных технологий.

Научная значимость исследования
заключается в разработке направлений повышения эффективности деятельности
таможенных органов на основе применения информационных технологий.

Практическая значимость исследования
заключается в том, что  внедрение
разработанных направлений повышения эффективности деятельности таможенных
органов на основе применения информационных технологий позволит повысить
качество предоставляемых услуг.

Законодательная база
исследования:  Распоряжение
от 23 мая 2020 года № 1388-р «Об утверждении Стратегии развития таможенной
службы Российской Федерации до 2030 года»; Приказ ФТС России от 15.01.2021 № 11
«Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации федеральной
таможенной службы на 2021 — 2023 годы»; Приказ ФТС России от 17.06.2010 № 1154
"Об утверждении Положения о Единой автоматизированной информационной
системе таможенных органов; Приказ ФТС России от 25 марта 2013 г. N 567"Об
утверждении Положения об автоматизированной системе внешнего доступа таможенных
органов Российской Федерации"; Приказ ФТС РФ от 24.01.2008 № 52 «О внедрении
информационной технологии представления таможенным органам сведений в
электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с
использованием международной ассоциации сети «Интернет» и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате решения
задач исследования сделаны следующие выводы:

Информационные технологии
— алгоритмы обработки информации для ее практического использования, которые
позволяют рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто
повторяющийся информационный процесс. Информационные таможенные технологий представляют
собой автоматизированные алгоритмы осуществления таможенных операций.
Информационные таможенные технологии классифицируются в зависимости от вида
обрабатываемой информации; по типу пользовательского интерфейса; с точки зрения
участия или неучастия пользователя в процессе выполнения функциональных
информационных технологий. Выделяются также обеспечивающие и функциональные
информационные технологии.

Применение информационных
технологий в таможенных органах способствует: упрощению прохождения таможенных
операций; сведению к минимуму человеческого фактора; сокращению времени для
совершения таможенных операций; уделению большего времени и внимания
рискованным поставкам со стороны таможенных органов; освобождению работать с
бумажными документами; снижению вероятности коррупционных рисков; ускоренному
развитию процессов удаленной уплаты таможенных платежей; устранению
необходимости нахождения участника внешнеэкономической деятельности в местах
осуществления таможенной деятельности; избеганию ошибок при вводе информации;
увеличению количества услуг, предоставляемых в электронной форме; оптимизации
взаимодействия любого характера.

В целом, использование
современных технологий позволяет существенно упростить различные процессы и
отдельные операции таможенных органов, а человеческий фактор как критерий риска
постепенно уменьшается.

Обзор зарубежного опыта
применения информационных технологий в таможенных органах указывает на то, что
они способствует существенному сокращению времени совершения таможенных
операций, а также обработке и хранению больших массивов информации.

Информационное
обеспечение управления в таможенных органах находится в процессе развития и
представлено: ЕАИС ФТС России; автоматизированной системой внешнего доступа
таможенных органов (АСВД ТО); Комплексом программных средств WEB-сервера ФТС
России; официальным сайтом ФТС России. В целом процесс цифровизации
деятельности таможенных органов РФ продвигается довольно быстро, что
положительно влияет на решение возложенных на таможенную службу задач.

В результате анализа
статистических данных (по показателям: «информирование и консультирование по
вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных
органов»; «принятие предварительных решений о классификации товаров»; «ведение
таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности»; «ведение реестра
таможенных представителей»; «ведение реестра таможенных перевозчиков»; «ведение
реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли») установлено, что за период
2019-2021 гг. имеет место рост предоставления и получения услуг в электронной
форме, однако он носит нестабильный характер (по некоторым показателям), что
связано с развитием информационного обеспечения таможенных органов.

Определены проблемы
внедрения информационных технологий в таможенные органы, среди которых:
отсутствие достаточного объема финансовых вложений, направленных на развитие
инфраструктуры информационных технологий, применяемых в таможнях; малый
показатель унификации программных и технических средств, составляющих
информационную инфраструктуру таможенных служб, а также ошибки в форматах форм
электронных документов; сбои в работе программного обеспечения и каналов связи,
связанные с неравномерностью покрытия территории РФ каналами высокоскоростной
связи; недостаток квалифицированных кадров в регионах; поддержание
информационного обеспечения  в
работоспособном состоянии; несовершенство процедур, связанных с вопросами
электронного декларирования; отсутствие необходимой взаимосвязи  таможенных органов с государственными и  негосударственными организациями при
внедрении информационных технологий; задержки в ходе таможенного оформления; не
достаточная техническую оснащенность таможенных органов; ненадлежащий уровень
безопасности.

Обозначены направления
повышения эффективности деятельности таможенных органов на основе применения
информационных технологий, среди которых: подготовка
и переподготовка  кадров в сфере
информационных таможенных технологий; разработка программы развития
межведомственного электронного взаимодействия на 2023-2025 гг. с необходимыми
государственными и негосударственными структурами; модернизация системы
межведомственного электронного взаимодействия путем организации информационного
обмена на основе новейших информационных технологий; усовершенствование
системы, направленной на гарантированное обеспечение безопасности
информационных ресурсов таможенных органов; модернизации технической базы
таможенных органов; увеличение финансирования, реализация мероприятий,  направленных на создание единых оптимальных
электронных форм.

Использование
искусственного интеллекта в жизни человека с каждым годом набирает все большую
актуальность. Данная тенденция нашла отражение и в Стратегии развития
таможенных органов до 2030 года, в которой особое внимание уделяется созданию
«насыщенной искусственным интеллектом, умной таможенной службы». Основной
акцент в работе искусственного интеллекта (ИИ) таможенная служба сделает на
автоматизации контрольных процедур и безостановочном перемещении безрисковых
товаров через пункты пропуска. К 2030 г. планируется реализовать ряд значимых
проектов за счет насыщения информационных систем элементами искусственного
интеллекта, чтобы научить их не только получать, обрабатывать и передавать
информацию, но и пропускать через себя большие потоки данных. Также система
будет способна решать нелинейные задачи в многомерном пространстве и, в
конечном счете, принимать юридически значимые, как для участников ВЭД, так и
для таможенных органов, решения. Все это, в свою очередь, приведет к ускорению
совершения таможенных операций, улучшению обслуживания участников ВЭД и
повышению безопасности нашей страны.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

1.1 Понятие и
классификация информационных таможенных технологий Рассмотрим сущность феномена «информационные
таможенные технологии», однако прежде остановимся на более широком понятии
«информационные технологии».

Технология в широком смысле − наука о производстве
материальных благ, включающая три аспекта: информационный, инструментальный и
социальный. Информационный аспект включает описание принципов и методов
производства, инструментальный – орудия труда, с помощью которых реализуется
производство, социальный – кадры и их организацию. В более узком промышленном
смысле технология рассматривается как последовательность действий над предметом
труда в целях получения конечного результата[1].

Под информационной технологией понимается система
методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации
на основе применения средств вычислительной техники[2].

Понятие информационная технология возникло в
последние десятилетия XX века в процессе становления информатики. Особенностью
информационных технологий является то, что в ней и предметом, и продуктом труда
является информация, а орудиями труда – средства вычислительной техники и
связи. [1]
Афонин П.Н. Информационное
обеспечение в таможенных органах: учеб. пособие. СПб, 2018. 267 с. [2] Ермилов И.С., Игнатьева Г.В.
Передовые информационные технологии в таможенном деле // Информационная
безопасность регионов.  2016.  № 1 (22). 
С. 33.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы