Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Постсоветская Центральная Азия в системе современных международных отношений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
Глава 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В СИСТЕМЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 7
1.1
Природно-ресурсный потенциал Центральной Азии. 7
1.2
Социально-экономический потенциал Центральной Азии. 18
1.3 Основные
международные партнеры Центральной Азии. 25
Глава 2.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕГИОНЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 38
2.1 Основные аспекты двусторонних отношений государств
Центральной Азии 38
2.2 Основные проблемы Центральной Азии в системе
современных международных отношений и пути их решений. 51
2.3 ЦА и основные международные организации. 58
Глава 3. Роль
государств ЦА в системе современных международных отношений.. 67
3.1 Основные направления внешней политики Казахстана. 67
3.2 Узбекистан и Туркменистан в системе современных
международных отношений 83
3.3 Основные аспекты внешней политики Кыргызстана и
Таджикистана. 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 114
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 117
Введение:
Актуальность темы исследования
заключается в том, что регион Центральной Азии, несмотря на преодоление статуса
периферийного сегмента мировой политики, остается сложным и неоднородным в
плане политических процессов, экономики, безопасности и т.д. Он до сих пор не
сложился как пространство стабильных отношений, формированию которого во многом
препятствуют внутрирегиональные противоречия.
Центральная Азия — это срединное
геополитическое пространство, традиционно имеющее значение в глобальном и
региональном масштабе. Регион играл огромную роль в мировой политике, а в
настоящее время его значение еще более возросло. Находясь на стыке континентов
и цивилизаций, занимая стратегическое геополитическое положение, имея
богатейшие ресурсы и выгодные транспортные пути и коммуникации, регион остается
средоточием жизненных интересов России, Запада и Востока.
Регион стал объектом пристального
внимания определяющих центров силы современного мира, что автоматически сделало
его партнерами не только близлежащие, но и весьма отдаленные государства. В
условиях глобализации этой отдаленности уже не существует: мир довольно тесен и
весьма чувствителен к любым колебаниям в мировом сообществе, а крупные державы
и их объединения, союзы способны проецировать свое влияние и генерировать
мощные импульсы в политике и экономике практически в любой точке мира.
Страны Центральной Азии являются
естественными и важнейшими партнерами во многих сферах международной жизни. Их
тесное взаимодействие обусловливается многими факторами, в первую очередь
географической близостью, общностью истории, приверженностью одним и тем же
нравственным и культурным ценностям.
Очень важен потребительский потенциал
стран центрально-азиатского региона, обусловленный совокупным 66-миллионным
населением и активно развивающимися отраслями экономики, позволяющий
экспортировать в регион как товары массового потребления, так и
высокотехнологичную продукцию российского производства. Развитие международного
сотрудничества со странами Центральной Азии является перспективным и
актуальным, так как в нем заключен многообещающий потенциал, который еще
предстоит освоить и развивать. Успех будет напрямую зависеть от того, насколько
энергично и эффективно будут налаживаться политические и экономические контакты
между государствами в осуществлении совместных проектов.
При написании данного исследования, в
первую очередь, использование учебники, монографии и научные труды таких ученых
как: Мантусов В.В., Казанцев А.А., Кошлаков Г.В., Ниязи А.Ш., Глазьев С.Ю.,
Богомолов Ю.Г., Щербанин Ю.А., Наумкин В.В., Игумнов П.В.. Рахимов К.К.,
Сафаров С.С и др.
Объектом исследования стали страны
Центральной Азии в системе современных международных отношений.
Предмет исследования — процесс
участия стран Центральной Азии в современных международных отношениях.
Цель исследования — проанализировать
основные аспекты и перспективы участия стран Центральной Азии в системе
современных международных отношений.
Задачи исследования:
1. изучить роль и значение стран
Центральной Азии в системе международных отношений,
2. проанализировать основные аспекты
международных отношений в центрально-азиатском регионе,
3. выявить роль и значение государств
Центральной Азии в системе современных международных отношений.
Методологическую и теоретическую
основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых
по теории и практике взаимоотношении со странами Центральной Азии, а также идеи
и разработки экономистов по проблемам экономической интеграции, развития
транспорта и энергетики.
Новизна данной заключается в том, что
в работе представлена попытка определить роль и значение стран Центральной Азии
в системе современных международных отношений.
Методы исследования: анализ основных
источников и литературы по месту и роли стран Центральной Азии в системе
современных международных отношений, анализ, обобщение, систематизация.
Практическая значимость полученных
результатов заключается в том, что основные выводы могут быть полезны при
дальнейшем исследовании роли и значения стран Центральной Азии в системе
современных международных отношений.
Структура работа. Данная работа
состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
С момента появления независимых
государств Центральной Азии на политической карте мира каждое из них все еще
переживает процесс становления социально-политической системы, экономики и культурной
идентичности. Некоторые страны делают это с большим успехом, в то время как
другие делают это с меньшим успехом. Но весь регион и каждая из его стран
представляют большой геополитический интерес для региональных и мировых держав.
Центральная Азия приобретает ключевое
геополитическое значение в современном мире по целому ряду причин, в частности
по наличию энергоресурсов и развитию транспортных коридоров. В 2020-х годах
влияние Китая в регионе, скорее всего, возрастет. Китайский капитал будет играть
важную роль в ключевых секторах экономики региона (прежде всего в
энергетическом секторе).
Узбекистан и Казахстан являются
ключевыми игроками, обладающими потенциалом для борьбы за региональное
лидерство. Более благоприятная геостратегическая позиция и сбалансированный
внешнеполитический курс Нурсултана Назарбаева отличает его от конфликтной
стратегии Ташкента. Узбекистан связан с наиболее острыми вызовами в регионе,
такими как водный конфликт и всплеск религиозного экстремизма. Давление
Ташкента на соседние страны в период президентства И. Каримов (Кыргызстан и
Таджикистан) подорвал систему безопасности в регионе, что могло быть
использовано радикальными фундаменталистскими группировками, использующими
политическую нестабильность в Афганистане для создания собственных военных
лагерей и баз.
Неготовность стран Центральной Азии к
региональному сотрудничеству обусловлена прежде всего непониманием ими
экономических, политических и социальных дивидендов/выгод сотрудничества и
интеграции; практически отсутствуют реальные механизмы, которые могли бы
способствовать его формированию.
Таким образом, основная проблема
заключается, прежде всего, в отсутствии устойчивых механизмов
системно-аналитического обеспечения и поддержки процесса регионального
сотрудничества. Проблема решена, но за весь постсоветский период ни одно
центральноазиатское государство не пыталось организовать и провести хотя бы
одно серьезное исследование по теме регионального сотрудничества, а тем более
по созданию механизмов стимулирования сотрудничества и интеграции.
Во многом по этой причине среди
правящих элит и экспертных кругов стран региона не было и, скорее всего, вряд
ли есть понимание того, каким конкретным алгоритмам следует следовать для
запуска процесса регионального сотрудничества. Эта проблема усугубляется еще и
тем, что центральноазиатские государства не имеют самостоятельного опыта
стратегического планирования: в советское время это было исключительной
прерогативой Москвы, а национальные элиты лишь старательно следовали директивам
и указаниям, исходившим из Центра.
Чтобы противодействовать процессу
дальнейшей дезинтеграции и фрагментации региона и не допустить реализации здесь
каких-либо негативных и/или неблагоприятных сценариев, необходимо иметь внешний
локомотив, способный мобилизовать центральноазиатские страны на региональное
сотрудничество. Для того чтобы он работал, вам необходимо выполнить следующие
рекомендации.
Рекомендация № 1 (основное условие):
создание постоянного механизма аналитической поддержки и поддержки усилий по
развитию регионального сотрудничества в Центральной Азии. Предлагается создать
специальный региональный аналитический центр (далее — Центр) по сотрудничеству
в Центральной Азии. Основными задачами этого Центра должны стать аналитическое
обеспечение и сопровождение процесса регионального сотрудничества в Центральной
Азии, разработка программ, схем и алгоритмов его развития и стимулирования,
поиск» локомотивных проектов «и» прорывных решений « существующих проблем
региона и формирование временных аналитических групп по конкретным темам и
направлениям.
Рекомендация № 2: Создание механизмов
поддержки политики стран Центральной Азии по отношению друг к другу.
Предлагается создать ряд механизмов, которые могли бы помочь решить ключевые
проблемы на пути развития каждой из центральноазиатских стран и снизить
вероятность возникновения конфликтов в регионе в целом.
Рекомендация № 3: Создание механизмов
содействия двустороннему сотрудничеству. Предлагается создать ряд механизмов,
которые на начальном этапе хотя бы способствовали бы снижению напряженности в
двусторонних отношениях, формируя тем самым основу для возможного
сотрудничества. Эти механизмы предлагается применять в первую очередь к
узбекско-таджикским, узбекско-казахско-киргизским и кыргызско-таджикским
отношениям, которые характеризуются наибольшим конфликтным потенциалом.
Рекомендация № 4: Создание механизмов
содействия многостороннему сотрудничеству. Очевидно, что на современном этапе
будет крайне сложно или даже невозможно стимулировать региональное сотрудничество
в Центральной Азии в пятистороннем формате. Поэтому принципиально важным шагом
может стать продвижение сотрудничества хотя бы в трехстороннем формате: выход
за жесткие двусторонние рамки сам по себе будет значительным прорывом.
С высокой степенью уверенности можно
утверждать, что реализация этих рекомендаций замедлит, остановит и, возможно,
обратит вспять процесс дезинтеграции и фрагментации региона, а также поможет
странам-членам выйти на уровень реального сотрудничества, вплоть до
сотрудничества и интеграции.
Фрагмент текста работы:
Актуальность темы исследования
заключается в том, что регион Центральной Азии, несмотря на преодоление статуса
периферийного сегмента мировой политики, остается сложным и неоднородным в
плане политических процессов, экономики, безопасности и т.д. Он до сих пор не
сложился как пространство стабильных отношений, формированию которого во многом
препятствуют внутрирегиональные противоречия.
Центральная Азия — это срединное
геополитическое пространство, традиционно имеющее значение в глобальном и
региональном масштабе. Регион играл огромную роль в мировой политике, а в
настоящее время его значение еще более возросло. Находясь на стыке континентов
и цивилизаций, занимая стратегическое геополитическое положение, имея
богатейшие ресурсы и выгодные транспортные пути и коммуникации, регион остается
средоточием жизненных интересов России, Запада и Востока.
Регион стал объектом пристального
внимания определяющих центров силы современного мира, что автоматически сделало
его партнерами не только близлежащие, но и весьма отдаленные государства. В
условиях глобализации этой отдаленности уже не существует: мир довольно тесен и
весьма чувствителен к любым колебаниям в мировом сообществе, а крупные державы
и их объединения, союзы способны проецировать свое влияние и генерировать
мощные импульсы в политике и экономике практически в любой точке мира.
Страны Центральной Азии являются
естественными и важнейшими партнерами во многих сферах международной жизни. Их
тесное взаимодействие обусловливается многими факторами, в первую очередь
географической близостью, общностью истории, приверженностью одним и тем же
нравственным и культурным ценностям.
Очень важен потребительский потенциал
стран центрально-азиатского региона, обусловленный совокупным 66-миллионным
населением и активно развивающимися отраслями экономики, позволяющий
экспортировать в регион как товары массового потребления, так и
высокотехнологичную продукцию российского производства. Развитие международного
сотрудничества со странами Центральной Азии является перспективным и
актуальным, так как в нем заключен многообещающий потенциал, который еще
предстоит освоить и развивать. Успех будет напрямую зависеть от того, насколько
энергично и эффективно будут налаживаться политические и экономические контакты
между государствами в осуществлении совместных проектов.
При написании данного исследования, в
первую очередь, использование учебники, монографии и научные труды таких ученых
как: Мантусов В.В., Казанцев А.А., Кошлаков Г.В., Ниязи А.Ш., Глазьев С.Ю.,
Богомолов Ю.Г., Щербанин Ю.А., Наумкин В.В., Игумнов П.В.. Рахимов К.К.,
Сафаров С.С и др.
Объектом исследования стали страны
Центральной Азии в системе современных международных отношений.
Предмет исследования — процесс
участия стран Центральной Азии в современных международных отношениях.
Цель исследования — проанализировать
основные аспекты и перспективы участия стран Центральной Азии в системе
современных международных отношений.
Задачи исследования:
1. изучить роль и значение стран
Центральной Азии в системе международных отношений,
2. проанализировать основные аспекты
международных отношений в центрально-азиатском регионе,
3. выявить роль и значение государств
Центральной Азии в системе современных международных отношений.
Методологическую и теоретическую
основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых
по теории и практике взаимоотношении со странами Центральной Азии, а также идеи
и разработки экономистов по проблемам экономической интеграции, развития
транспорта и энергетики.
Новизна данной заключается в том, что
в работе представлена попытка определить роль и значение стран Центральной Азии
в системе современных международных отношений.
Методы исследования: анализ основных
источников и литературы по месту и роли стран Центральной Азии в системе
современных международных отношений, анализ, обобщение, систематизация.
Практическая значимость полученных
результатов заключается в том, что основные выводы могут быть полезны при
дальнейшем исследовании роли и значения стран Центральной Азии в системе
современных международных отношений.
Структура работа. Данная работа
состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.