Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Мастерство хореографа

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Построение действия в казахском танце и способы его развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСКОГО ТАНЦА 7

1.1.Характеристика казахского национального фольклора и содержание народных танцев 7

1.2. Принципы исполнения и построения действия в женских казахских танцах 21

1.3. Вклад балетмейстеров и исполнителей в развитие казахского народного танца 27

ГЛАВА 2.ПОСТРОЕНИЕ КАЗАХСКОГО ТАНЦА И ЕГО РАЗВИТИЕ 31

2.1. Разработка композиции казахского танца 31

2.2.Образное развитие танца и его методы 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 59

Приложения 62


  

Введение:

 


Актуальность темы исследования. Казахский танец имеет древние корни, однако сегодня сценическая и профессиональная практика еще не сформулировала богатого исторического и методологического опыта. Известный музыковед, исследователь казахского музыкального фольклора Б.Г. Ерзакович писал, что мастерство обеспечено передачей знаний и практики «из уст в уста». Наличие тесной связи между традиционным искусством казахов и его самосознанием бесспорно. С одной стороны – национальное самосознание является отражением объективно функционирующих элементов культур народа, оно способно стимулировать ее развитие. С другой стороны, различные элементы культуры в разной степени воздействуют на национальное самосознание, на его содержание и формы проявления. Традиционная танцевальная культура казахов, как составная часть общей культуры, отражает пульсирующий образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы, отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился казахский народ. Все это, слитое воедино, образовало своеобразный, неповторимый комплекс пластических народных элементов, которые ярче, чем какое-либо другое явление, отражают специфику сложения общей казахской национальной культуры.

В силу влияния современной моды, казахский танец, являющийся уникальным проявлением национальной культуры, национального самосознания, неиссякаемым источником для разносторонних исследований, даже в самых традиционных видах претерпевает сегодня определенную эволюцию. Это наиболее полно актуализирует проблемы его сохранения, сбережения от псевдонаучных изысков, фальшивости в исполнении, усложняющих задачу воссоздания народного танца во всем его великолепии, определения инновационных методов и технологий обучения и подготовки хореографов.

Проблема обобщения вклада исполнителей и балетмейстеров прошлого в становление отечественной профессиональной народносценической хореографии и определение перспектив дальнейшего развития казахского танца в творчестве современных мастеров явилась основополагающей при выборе темы исследования «Построение действия в казахском танце и способы его развития».

Объект исследования: профессиональное народно-сценическое хореографическое искусство Казахстана.

Предмет исследования: образность и развитие казахского танца.

Цель исследования: раскрыть исторический аспект становления и развития школы национального казахского танца как целостной художественно-образовательной системы и сформулировать образное развитие танца на примере творчества шоу-балета «Фарандоль» (г. Алматы).

Исходя из поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть характеристику казахского национального фольклора и содержание народных танцев;

2) изучить принципы исполнения и построения действия в женских казахских танцах;

3) показать вклад балетмейстеров и исполнителей в развитие казахского народного танца;

4) разработать композицию казахского танца;

5) проанализировать образное развитие танца и его методы.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Специфическим особенностям традиционной художественной культуры казахского народа посвящено достаточное количество научных исследований этнографов, историков, искусствоведов, в частности Б.Г. Ерзаковича, У. Джанибекова и других.

Вопросам становления и развития казахской национальной хореографии посвятили свои исследования такие ученые как Д.Т. Абиров, А.А. Жолтаева и другие.

Издано большое количество монографий, учебно-методических пособий, сборников, в которых собран богатейший материал по записи и обработке народных танцев. Среди них следует назвать работы Ш.Б. Жиенкуловой, Д.Т. Абирова, А. Исмаилова, О.В. Всеволодской-Голушкевич и других.

Теоретические основы исследования опирались на:

— исторические аспекты, теорию и историю народной художественной культуры и этнохудожественного образования (А.Д. Арынова, Б.Г. Аюханов, Ч.Ч. Валиханов, У.Д. Джанибеков, Б.Г. Ерзакович, Г.Д. Лебедева);

— историю и проблемы развития национальных танцев (Д.Т. Абиров, А.М. Исмаилов, Д. Аменова, А.А. Жолтаева, Г. Жумасеитова, Т. Кишкашбаев, А. Шанкибаева, Л. Мамбетова, А.К. Кульбекова);

— теорию и методику профессионального образования (С. Кульбекова);

— танцевальную режиссуру (А.Е. Кусанова, Б.Е. Захава).

Методы исследования:

теоретические:

— изучение научной литературы по теме исследования;

— анализ творческой деятельности профессиональных балетмейстеров и исполнителей;

— сравнение и обобщение основных направлений репертуарной политики балетмейстеров и исполнителей;

практические:

— практическая

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования было выяснено, что казахский народный танец, основанный на национальном фольклоре, богат сюжетной тематикой, движениями и ходами, которое потрясающе переплетается со всеми составляющими культурного наследия народа. Казахский танец – это великая образность и, как правило, бытовые и другие жизненные темы в их сценическом воплощении. Особенностью казахского танца являются плавные движения рук.

Многими великими танцорами, балетмейстерами и режиссерами танца с древнейших времен бережно сохранялось богатое танцевальное наследие казахского народа, которое в настоящее время используется в различных профессиональных и самодеятельных коллективах.

Образы казахской мифологии в контексте пространственно-временного континуума, нашедшие свои воплощения в абсолютно иной от традиционного прочтения режиссерских интерпретаций современных режиссеров-балетмейстеров, где проявлены философские взгляды на происходящее в мире, поиски вечных вопросов о человеческой сущности, говорят о развитии расширенного диапазона взглядов и обращений к национальным темам прошлого.

Поставленные ими спектакли и постановки вполне могут послужить примером для последующих обращений к жанру национальных сказок, мифологии, посредством которых могут быть переданы и другие волнующие, актуальные темы.

Анализ казахских танцев позволяет сделать вывод о том, что сегодня режиссура, определяющая идею, замысел, художественное восприятие целостного драматического или временного действия в художественном произведении, в хореографическом искусстве заняла главное место.

Не прекращаются поиски режиссеров и балетмейстеров в интерпретации танцевальных стилей в драматических спектаклях, которые обеспечивают оригинальные по содержанию и формам танцевальные характеристики различных сценических образов.

Все это определяет направления творчества, а также обеспечивает перспективу сохранения национального достояния для последующих поколений казахстанского общества.

Национальное хореографическое искусство, в котором сценография становится высокоинформативным инструментом, насыщено знаковыми системами и семиотическими кодами, влияющими на развитие структуры сценического пространства. Сценографические решения, создававшие образы в шоу-балете «Фарандоль», становились главной определяющей стилистики балета; сценографические персонажи в качестве визуального компонента играют существенную смысловую роль.

В поставленных танцах коллектива чувствуется национальный колорит и тонкий вкус хореографа. В хореографических миниатюрах, композициях, танцах передается нежная, возвышенная красота казахского женского образа. Яркий синтез танцевальной лексики имеет контекстуальную значимость, то есть каждое движение несет смысловое значение и соответствующий пластический окрас.

Народные элементы национальных обычаев и ритуалов в сценической интерпретации перерастают в богатые, красивые движения, в индивидуальный авторский стиль национального в синтезе свободной пластики.

Усложнение форм, технические приемы исполнения национальных движений художественно обогатил лексику танца. Среди танцевальных номеров ярким примером синтеза национальной и классической хореографии является в «Фарандоли» являются танцы «Камажай», «Айжан-кыз» и «Былкылдак», «Ак-ку» и «Балбраун», «Кииз-басу» и «Былкылдак», «Праздничная сюита», «Куаныш» и другие.

Придерживаясь традиций, заложенных ведущими мастерами мирового и отечественного балетного искусства, современные казахстанские хореографы представляют балетные спектакли, раскрывающие глубокий смысл первоначального авторского замысла и новизну его сценического воплощения.

В результате их новаторских поисков и устремлений рождается новая современная танцевальная формация национального казахского танца.

Выявлено, что пластика казахского танца чрезвычайно богата, каждое движение потому – особенное, и на основе представленного ряда базовых положений и движений можно создавать огромное множество различных мотивов танцев, на различную манеру исполнения (от бытовых до шутливых), что и берет за основу современный казахский танец.

Тематика мотивов казахского орнамента, манеры исполнения, действительно, многообразны, и за всем этим находится весьма сильный философский подтекст. Так, например, «круг» нес в себе смысл неразрывной связи человека с вселенной. Сплошная линия круга как бы отгоняла злые силы и не впускала их во внутрь. Все злое и темное оставалось за его пределами.

Мы обратили внимание на то, что современные хореографы стараются сохранить национальные традиции, культурные и моральные ценности, отражающиеся в конкретных движениях, положениях, манере, стиле, темах, колорите в сочетании с современными тенденциями хореографического искусства.

Таким образом, задачи исследования решены. Цель достигнута.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСКОГО ТАНЦА

1.1.Характеристика казахского национального фольклора и содержание народных танцев

Казахский народный танец уходит корнями вглубь веков. археологическими памятниками, которые доказывают древнее происхождение казахского танца, являются петроглифы. Наскальные рисунки изображают исполнение массовых ритуально-обрядовых танцев. Эти сакральные танцы отображали мировоззрение древних казахов, их ощущение окружающего мира, природных явлений. Яркими носителями пластического языка в степной культуре являлись артисты сал-сере. Это универсальные артисты, которые и пели, и танцевали, и играли на музыкальных инструментах.

Салы и сере объединяли в себе качества и способности воина, акына, жыршы, композитора, артиста, декоратора, фокусника, танцора, акробата, гастролировали по аулам только группой, в сопровождении молодых людей, находясь во главе празднеств и веселья, по своей природе были близки к странствующим певцам-музыкантам.

То есть, мы видим, что генезис казахского танца теснейшим образом связан с богатым устным творчеством (фольклором), музыкальными произведениями. Танец и музыка воспринимались как единое целое.

Танцевальный фольклор зарождался вместе с традиционными бытовыми обрядами, особенно групповыми песнопениями, разными народными играми.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы