Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Литература

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Пословицы и поговорки в литературном и педагогическом наследии Л.Н.Толстого

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ 6

1.1. Сущность и определение «пословиц» и «поговорок». Историческое значение 6

1.2. Основные типы классификации пословиц и поговорок 9

ГЛАВА 2. РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО 13

2.1. Пословицы и поговорки в дневниках, письмах и произведениях Л.Н. Толстого 13

2.2. Интерес Л.Н. Толстого к пословицам и поговоркам 24

2.3 Функции и роль пословиц и поговорок в произведении Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» 28

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА В ШКОЛЕ. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ШКОЛЕ 36

3.1. Изучение пословиц и поговорок в школе 36

3.2 Работа с пословицами и поговорками в средней школе 40

3.3 Анализ учебно-методических комплектов программ на предмет включения народного материала (пословицы, поговорки, творчество Л.Н. Толстого) 47

3.4. Разработка технологической карты урока литературы на произведение Л.Н. Толстого «Детство» 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 64

ПРИЛОЖЕНИЕ А 68

  

Введение:

 

Актуальность работы. Публикуемый список пословиц и поговорок, которые вошли в произведения, письма и дневники Л.Н.Толстого, убедительно говорит об интересе Толстого к тому виду народного творчества, который, по определению собирателя пословиц В. И. Даля, не сочиняется, а рождается. Еще в 60-е годы Толстой высказал убеждение, что в этих народных изречениях заложен глубокий смысл, что, будучи сказанными «кстати», они «получают вдруг значение глубокой мудрости». С годами эта высокая оценка не изменилась. Спустя более 20 лет Толстой утверждал, что посредством пословиц народ выразил «метким, кратким и сильным языком» свое мировоззрение.

Пословица – это короткое народное изречение, которое имеет переносное или буквальное значение и представляет собой законченное предложение.

Русские народные пословицы и поговорки несут в себе суть бытия русского народа, сложившуюся за всю историю его существовании и развития. Именно они помогают понять, почему люди поступают так, а не иначе; откуда взяты определенные манеры поведения, истоки национального менталитета и много другое.

В пословицах запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы.

Лев Николаевич нередко приводил русские пословицы, как общеизвестные, так и малоизвестные, записанные им от крестьян и богомольцев. Он говорил, что народная мудрость, выраженная в пословицах, поговорках, легендах, сказках и т. п., рассеяна по всей России; частицы ее можно услышать то от одного человека, то от другого; в целом они, дополняя друг друга, выясняют мировоззрение русского народа.

Дневники Льва Николаевича полны записей пословиц разных народов, которые он узнавал в устных беседах либо выписывал из печатных сборников сказок и половиц, из словаря В.И. Даля.

Л.Н. Толстой, как великолепный педагог, считал, что пословицы и поговорки – это очень важный материал для воспитания личности обучающихся. Обучающиеся в «толстовских» школах изучали пословицы и поговорки благодаря ему, воспитываясь на народной мудрости.

Гипотеза: разработка методических рекомендаций по изучению содержания и средств народного воспитания с учетом возрастных особенностей школьников будет успешной, если внедрить в нее пословицы и поговорки из наследия Л.Н. Толстого.

Объект исследования – процесс изучения пословиц и поговорок в литературном и педагогическом наследии Л.Н. Толстого.

Предмет исследования – урок литературы по произведению Л.Н. Толстого.

Цель исследования – изучить особенности пословиц и поговорок в литературном и педагогическом наследии Л.Н. Толстого.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть сущность и определение «пословиц» и «поговорок». Историческое значение;

2. выявить основные типы классификаций пословиц и поговорок;

3. проанализировать пословицы и поговорки в дневниках, письмах и произведениях Л.Н. Толстого;

4. рассмотреть интерес Л.Н. Толстого к пословицам и поговоркам;

5. определить функцию и роль пословиц и поговорок в произведении Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

6. изучить особенности работы с пословицами и поговорками в средней школе.

7. проанализировать учебно-методические комплекты программ на предмет включения народного материала (пословицы, поговорки, творчество Л.Н. Толстого)

8. разработать технологическую карту урока литературы на произведение Л.Н. Толстого «Детство».

Методы исследования.

— теоретические (Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, синтез);

— практические (анализ программ, методическое составление урока).

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложение

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что пословица – самое ценное высказывание. Оно несет в себе безусловную истину и без применения к жизненной ситуации. Пословица – это не характеристика. Пословица не определяет лицо, действия, обстоятельства, а несет в себе некий нравственный закон, безусловный для любого человека. Ее действие распространяется не на конкретное событие, а на весь срок человеческого существования. Это народная «заповедь», которой должны следовать все люди.

Появление пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Они с давних времен накапливали и продолжают накапливать мудрость народа, отражают его нравственные заповеди и устои. В пословицах и поговорках содержится вся народная мудрость, которая оживает в фольклоре и несет в себе актуальную информацию, которая представляет собой прямой совет или подсказку как следует поступать в конкретной ситуации.

Пословицы и поговорки не упоминают без причины или повода. Сказанная к месту поговорка или пословица помогает избежать лишних слов, кратко выразить свою мысль или отношение к происходящему, дать совет или подсказку. Это связано с тем, что каждая пословица и поговорка содержит краткий и образный смысл.

Коррелятивные связи языка и культуры многообразны, устойчивы и крепки. Язык может рассматриваться как орудие культуры. Язык и культура могут сопоставляться как независимые, автономные семиотические системы, во многих отношениях структурно изоморфные и взаимно отображенные.

Общность применяемых к языку и культуре понятий может проистекать из одинакового взгляда на эти феномены как на семиотические (знаковые) системы, описываемые с помощью одного и того же логического аппарата. К таким понятиям относятся понятия системы и текста в языке и культуре, формы и содержания, системной функции, давления системы, открытости системы и ее уровней. Язык может рассматриваться как инструмент для объединения смыслов, продуцируемых в результате мыслительной, эмоциональной и миросозерцательной деятельности человека, и как средство трансляции этих смыслов от одного коммуниканта к другому.

Таким образом, основываясь на анализе данных теоретической базы исследования, нужно подчеркнуть важность использования пословиц и поговорок в речи.

Они описывают поведение людей и явления, поучают и советуют, обобщают мудрость и опыт народа, оценивают ситуации прошлого, настоящего и будущего.

Для передачи образности пословицы и поговорки используют различные средства выразительности речи, такие как метафора, олицетворение, аллитерация, ассонанс, тавтология, метонимия, архаизм и другие.

В ходе данной работы было выяснено, что пословицы и поговорки, как фольклорный материал, очень ценны для изучения в школе. Знакомство с ними в школе развивает мышление обучающихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает обучающихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках литературы.

К пословицам и поговоркам обращался в своей педагогической деятельности Л.Н. Толстой, считая, что они – это потенциал народной мудрости. Л.Н. Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания.

В нашей дипломной работе, при анализе программ 5-11 классов по литературе мы выяснили, что изучение творчества Л.Н. Толстого происходит через призму таких тем как гражданственность, народность, человечность, традиция и так далее. С 5 по 9 класс изучение творчества Л.Н. Толстого более встречаемое. При этом замечено, что изучение пословиц и поговорок через его творчество не происходит – это отдельные фольклорные разделы. Мы же предположили, что можно изучать творчество Л.Н. Толстого через народный материал, поскольку он – народный писатель, который считал важным обращение к фольклору. Поэтому нами была представлена технологическая карта урока по изучению пословиц и поговорок в 7 классе на основании программы по литературе под редакцией Г.И. Беленького.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ

1.1. Сущность и определение «пословиц» и «поговорок». Историческое значение

Пословица – это короткое народное изречение, которое имеет переносное или буквальное значение и представляет собой законченное предложение.

Поговорка – это языковой афоризм, отличающийся особой краткостью и имеющий буквальное значение.

Появление пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Они с давних времен накапливали и продолжают накапливать мудрость народа, отражают его нравственные заповеди и устои. В пословицах и поговорках содержится вся народная мудрость, которая оживает в фольклоре и несет в себе актуальную информацию, которая представляет собой прямой совет или подсказку как следует поступать в конкретной ситуации.

Пословицы и поговорки не упоминают без причины или повода. Сказанная к месту поговорка или пословица помогает избежать лишних слов, кратко выразить свою мысль или отношение к происходящему, дать совет или подсказку. Это связано с тем, что каждая пословица и поговорка содержит краткий и образный смысл.

Появление пословиц и поговорок исторически обусловлено тем, что человек заботился не только о собственном пропитании и укрытии (жилище), но и со временем начала осознавать необходимость познания окружающего мира.

В процессе познания человек начинает сравнивать разнообразные предметы и явления, создает что-то новое в своем воображении. Многовековые наблюдения и раздумья приводят к тому, что люди начинают воплощать свои мечты, чувства, надежды и т.д. в сказках, песнях, легендах, пословицах, загадках и поговорках.

Таким образом, на протяжении всего существования человечества народ создает собственное искусство и поэзию.

Былины, потешки, сказки, загадки, пословицы, поговорки и иные виды устного народного творчества называют фольклором.

Фольклор – это слово, произошедшее от английского folk lore, в переводе означающее народное знание и народная мудрость.

Пословицы и поговорки относят к малым жанрам фольклора, порожденным устным народным творчеством, обобщающим опыт и мудрость человека.

Данный вид фольклора со временем стал одним из самых распространенным и необходимым в быту каждого человека и народа в целом.

Сложно точно сказать, в какой именно исторический период времени, пословицы и поговорки появились среди народа Руси. Бесспорным является то, что они возникли в древности, и сопровождают народ на протяжении всей его истории существования.

Отношение народа к пословицам и поговоркам, а также их значимость в жизни людей, ярко отражается в следующих изречениях:

«Пословица недаром молвится»,

«Пословица и в век не сломится».

Появление пословиц и поговорок относится еще к тому времени, когда на Руси появилась письменная грамота. Они передавались «из уст в уста», от «строго поколения – молодому поколению».

Таким образом, народ, который еще не умел ни писать, ни читать, создал своеобразную устную школу жизни. Через пословицы и поговорки народ передавал житейскую мудрость, заветные правила, учил подрастающее поколение.

В настоящее время отношение к пословицам и поговоркам уважительное, так как они представляют собой цвет народного ума, красят устную речь любого человека.

Кроме того, значимость пословиц и поговорок подтверждается тем, что начиная с 17-го века, начались масштабные работы по их рукописному сбору. Работу по сбору пословиц и поговорок вели многие известные писатели и поэты. Одним из наиболее крупных сборников является сборник Даля (1862 год).

Пословицы и поговорки были придуманы в разное время, разными людьми и при разных ситуациях и обстоятельствах.

Русские народные пословицы и поговорки несут в себе суть бытия русского народа, сложившуюся за всю историю его существовании и развития. Именно они помогают понять, почему люди поступают так, а не иначе; откуда взяты определенные манеры поведения, истоки национального менталитета и много другое.

Люди, используя пословицы и поговорки в повседневной жизни, даже не задумываются, как они появились и откуда. Первые пословицы и поговорки передавали жизненный опыт наблюдения, семейные радости и проблемы из поколения в поколение. На них воспитывалось подрастающее поколение.

Возраст пословицы можно определить, посмотрев на нее «между строк».

Так, пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», была придумана сравнительно недавно. Об этом свидетельствует слово «рубль», который является не самой старой, по мировым меркам, валютой. Пословица с более старой денежной мерой, говорит о том, что она придумана давно, например: «Мал золотник, да дорог». Именно слово «золотник» указывает на возраст пословицы и ее многовековую историю. Использование таких пословиц в процессе воспитания и обучения детей, позволяют знакомить их с историей страны, традициями своего народа, его мудростью и опытом.

Основой народной мудрости и опыта называют именно пословицы, так как они по своему содержанию представляют собой короткие изречения, поучительные по духу, которые имеют завершенный смысл и вывод. Поговорка же – это устойчивое сочетание, которое выражает определенную мысль.

Поговорки чаще всего используют для яркого выражения мыслей. Общее между пословицами и поговорками – народное авторство и заложенная в них мудрость.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы