Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки История

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему (Полиенко А. Н.) Тема: «Становление системы образования в Российской империи в период правления Екатерины II»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО II ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА 13

1.1. Историко-культурные условия формирования системы образования в Российской империи во II половине XVIII века 13

1.2. Просвещение и педагогическая мысль России второй половины ХVIII века……………………………………………………………………………23

ГЛАВА 2. РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II 32

2.1 Взгляды Екатерины II на способы воспитания и образование 32

2.2 Воспитание «новой породы» дворянства 39

2.3 Создание учебных заведений для «выращивания» сословия «третьего чина»..…..……………………………………………………………………47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59

  

Введение:

 

Актуальность. Развитию образования как важнейшей сферы духовной жизни уделялось внимание как в прошлом, так и на современном этапе развития общества. Беря во внимание сложные и противоречивые процессы, происходящие в нашем обществе, в том числе и в сфере образования в настоящее время, нельзя обойти вниманием исторический опыт становления системы отечественного образования, поскольку именно его уровень, степень благосостояния нации определяется исключительно ее интеллектуальным потенциалом. Более того, по нашему мнению, следствием работы системы образования является прочность и устойчивость развития государства в целом. Исходя из этого, сегодня становится актуальным обращение к эпохам устойчивого, динамичного развития общества в поисках ответов на стоящие перед обществом вопросы воспитания и образования.

Социальные кризисы и исторические потрясения оголяют комплекс проблем, связанных с утратой идентичности, исторической памяти, традиций, размыванием нравственных ценностей. Обращение исследовательского интереса к отечественному научно-педагогическому наследию, а также рост внимания к личности Екатерины II объясняется тем, что в отечественной историографии долгое время просветительская деятельность императрицы недооценивались, ее личный вклад в развитие отечественного образования находился в тени других деятелей эпохи, таких как И.И. Бецкий и Н.И. Новиков. Тем не менее, прогрессивные изменения общественно-духовной жизни, включая вопросы образования и воспитания были инициированы именно императрицей Екатериной II, которая не только активно переписывалась с известными просветителями, но и являлась автором педагогических сочинений, что свидетельствует о широте спектра ее просветительской деятельности.

Построение системы образовательных учреждений, появление школ, дающих общее образование исследователи связывают с временем правления Екатерины II. Учитывая растущие объективные потребности общественно-экономических условий, складывался запрос на всеобщность и бессословность системы образования. Сама императрица понимала отсталость существовавшей в стране системы образования, отсутствие классно-урочного обучения, педагогических кадров и методического обеспечения. Она искала наиболее оптимальные формы внедрения образования и просвещения, обращаясь при этом к опыту европейских стран, а также к просветителям эпохи. Общей тенденцией педагогических размышлений Екатерины являлся синтез понятий образование и воспитание, о чем свидетельствуют многочисленные источники, в том числе публицистического характера. Несмотря на незаконченность реформы системы образования периода «просвещенного абсолютизма», были заложены основы для ее дальнейшей реализации уже в ХIХ веке.

Следует отметить, что своеобразие отечественной системы образования проявляется в синтезе мирового опыта с акцентом на национальные особенности, ориентацией на решение практических задач общества и тесной связью с наукой. Таким образом, личность Екатерины II. ее реформаторская деятельность в сфере образования и своеобразие ее педагогических сочинений порождают значительный интерес к ее воззрениям на проблемы воспитания и обучения, идеям реформирования образования в России XVIII в.

Историография исследования. Педагогические воззрения императрицы Екатерины II приковывали интерес еще в дореволюционной период, что отражено в оценке ее деятельности исследователей уже в ХIХ – начале ХХ века. В исследовательских работах проводился анализ проектов учебных реформ, типов учебных заведений екатерининской эпохи, содержание образования в целом, выявлялись причины и итоги создания новых учебных заведений. К примеру, С.В. Рождественский, являясь специалистом в области истории народного просвещения в России, проводил всесторонний анализ структуры системы народного образования, считал, что общее образование в большей степени, чем остальные типы, зависело от государственного управления. Важнейшими показателями, по его мнению, в образовательной сфере исследуемого периода являлось именно становление педагогических учебных заведений, поскольку именно они являлись критериями прогресса образования в целом. На основе архивных документов ученый провел анализ образования в закрытых учебных заведениях, при этом акцент делал именно на воспитательном аспекте образовательных учреждений эпохи правления Екатерины II.

Профессор русской словесности и истории, филолог Я.К. Грот рассматривал педагогические взгляды посредством изучения переписки Екатерины II с европейскими просветителями. Его исследовательский труд посвящён личности императрицы Екатерины II, в том виде, как она проявилась в переписке с французским дипломатом Фридрихом Мельхиором Гриммом. Грот в своем исследовании повествует о том, как воспитывалась будущая императрица, и как это повлияло на ее характер. По его мнению, Екатерина «понимала потребности России и старалась удовлетворить их, что она в пределах возможности изменила, исправила многое и заметно подвинула развитие русского народа» .

Личность императрицы Екатерины II, ее реформаторская деятельность, а таже преобразования в области системы образования рассмотрены в трудах отечественных историков XIX — начала XX вв. С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Н.М. Карамзина . Оценки ее деятельности различны, например высоко отзывался о личности императрицы и ее правлении Н.М. Карамзин, в его «Историческом похвальном слове императрице Екатерине Второй» именитый историк считает ее последовательницей петровских преобразований, а время ее правления характеризует как «счастливейшее», императрица в его описании наделена большим потенциалом просвещенного самодержавия . С.М. Соловьем в своем многотомном историческом труде указал, что интересы Екатерины совпадали с интересами империи, исходя их этого статус единоличного правления Екатерины объективно оправдан . В.О. Ключевский же в своем исследовании дает всесторонний анализ правления Екатерины, акцентируя внимание на социально-экономическом развитии государства, приросте населения с одной стороны и укреплении роли дворянства с другой.

Среди исследователей дореволюционного периода, рассматривавших педагогические взгляды Екатерины II, а также ее просветительскую деятельность нельзя обойти вниманием Н.А. Лавровского, В.В. Каллаш, B.C. Иконникова и др. Ученые, изучающие наследие эпохи правления Екатерины II рассматривали изменения в воспитании, образовании, культуре.

Н.А. Лавровский, осуществляя анализ педагогического наследия императрицы считал, драматические опыты Екатерины Великой заключали в себе два элемента – как литературный, так и педагогический, кроме того, по его мнению, сочинения императрицы в педагогическом отношении он разделил на два вида: отрицательные и положительные. В.В. Каллаш в своих исследованиях рассматривает предпосылки проведенных пре6образований, причины неудач, а также дает критическую оценку ее результатам. B.C. Иконников представляет общие характеристики екатерининского царствования, в центре его внимания процессы, связанные с духовно-нравственным подъемом общества, он рассматривает изменения в воспитании, образовании, культуре, уголовном законодательстве.

Период советской историографии подавляющим большинством носил негативные оценки правления Екатерины II, причиной этому были, по нашему мнению, идеологические аспекты восприятия исторического прошлого периода просвещенного абсолютизма, в следствии чего педагогические взгляды императрицы практически не являлись предметом изучения советской педагогической наукой. Некоторые аспекты реформирования школы екатерининского времени затрагивались в немногочисленных трудах, затрагивающих вопросы воспитания подрастающего поколения с новых методологических подходов, например М.Т. Белявского и Н.А. Константинова . Это достаточно субъективные для советской науки трактовки идеологической направленности педагогических взглядов императрицы, несмотря на критику их продворянской направленности «псевдопросветительства». В основном преобладала критика как личности Екатерины, так и ее политики. М.Т. Белявский в своих трудах подчеркивал, что реакционная политика по содержанию сопровождалась лавированием, либеральной «просветительской» фразеологией, обещаниями улучшить жизнь народа. Н.А. Константинов в своих исследованиях затрагивал лишь некоторые аспекты реформирования школы екатерининского времени.

И только в последнее десятилетие ХХ века произошли значительные сдвиги в историографии педагогического наследия Екатерины II, исследования посвящены как личности императрицы, так и ее реформаторской деятельности, в том числе и в области образования, а также в целом по эпохе «просвещенного абсолютизма». Темы затронуты не только в исторических очерках и статьях, но также и в диссертационных исследованиях. Статьи В.В. Пономаревой, Г. Романова всесторонне анализируют не только личность Екатерины II, но дают оценку ее деятельности как правителя империи. В.В. Пономарева исследует влияние Екатерины II на состояние образования в России XVIII в. Г. Романова характеризует воспитательный аспект Екатерины в отношении внуков – наследников престола, выделяя, что это являлось важным государственным делом для действующей императрицы.

Значительный рост количества научно-популярных работ по тематике педагогических воззрений екатерининской эпохи свидетельствует об активизации общественного интереса к истории педагогики и отечественного образования. Смеем предположить, что данный интерес обуславливался переходным этапом в образовании конца ХХ – начала ХХI веков и поиска новых фундаментальных подходов к системе образования, методологии преподавания, а также концепций воспитания, не смотря на некоторую субъективность научных статей.

Среди диссертационных исследований одним из первых в постсоветской науке к педагогическому опыту Екатерины II и системы образования в целом обратился В.М. Меньшиков, отметивший личный вклад в развитие образования императрицы. Исследователь рассматривал развитие образования и педагогики России в XVIII в., а также связывал его с правлением Екатерины II. В.М. Меньшиков делал акцент на том, что все начинания и преобразования в сфере образования проходили либо под ее непосредственным руководством, либо при ее согласии .

Однако, несмотря на возрастающий исследовательский интерес к личности и педагогическим воззрениям Екатерины II, в настоящее время данные вопросы не являются систематизированными и в достаточной степени подвергнуты комплексному научному анализу, чем и обуславливается ее актуальность изучения.

Следует отметить, что степень разработанности проблемы, результаты научных исследований в достаточной степени не соответствуют сегодняшним (современным) реалиям развития общества, интерес в научных кругах к проблеме осуществления реформ Екатериной II в сфере образования не угасает вплоть до сегодняшнего дня, что создает предпосылки для дальнейшего научного исследования данной темы и не уменьшает актуальности исследуемого вопроса.

Объект исследования. Система образования в Российской империи во второй половине ХVIII века.

Предмет исследования. Реформа образования в Российской империи в период правления Екатерины II.

Цель исследования – выявить влияние просветительских взглядов Екатерины II на становление образования в Российской империи во второй половине ХVIII века.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать историко-культурные условия формирования системы образования в Российской империи во второй половине XVIII века

2. Выявить особенности педагогической мысли России второй половины ХVIII века.

3. Проанализировать взгляды Екатерины II на способы воспитания и образования

4. Дать характеристику учебным заведениям, созданным для «выращивания» сословия «третьего чина».

Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины ХVIII века и обусловлены временем правления Екатерины II (1862 – 1896 гг.).

Географические рамки исследования определяются границами Российской империи в период правления Екатерины II.

Методологической основой исследования являются принцип научной объективности, а также принцип историзма, предполагающий рассмотрение явлений в изменении, развитии, во взаимосвязи с другими явлениями и учетом конкретной исторической ситуации, в которой они происходили.

В работе также были использованы теоретические и эмпирические методы: метод систематизации, который помог рассмотреть совокупность общественно-педагогических взглядов изучаемой эпохи; теоретический анализ и обобщение библиографической, компаративный метод, который заключается в сравнении и противопоставлении различных точек зрения на исследуемую проблему.

Источниковедческая база исследования. Среди источников, используемых в написании данной работы, выделим в первую очередь нормативные документы, указы, распоряжения, отражавшие законодательную базу проводимых Екатериной преобразований в сфере школьного образования. Среди них выделим Полное собрание законов Российской империи , Сборник русского императорского исторического общества , «Учреждения для управления губерний всероссийской Империи» , «Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта Нового уложения» .

Во вторую очередь были использованы произведения, письма, очерки, написанные самой императрицей Екатериной II, среди которых выделим » Сказка о царевиче Февее» и «Сказка о царевиче Хлоре» , «Наставление к воспитанию внуков» , Письмо Екатерины II к Гримму . Данная группа источников дает преставление о педагогических взглядах императрицы, ее размышлениях по вопросам образования и воспитания.

К третьей группе источников нами были отнесены произведения современников императрицы Екатерины II – ее советника И.И. Бецкого, представителей педагогической мысли и философов Просвещения – Е. Дашковой, А.Н. Радищева, А.А. Прокопович-Антонского, Н.И. Новикова, Ж.-Ж. Руссо и пр. Данные источники позволили раскрыть многообразие воззрений по вопросам воспитания личности, ее свободного развития. Произведения И.И. Бецкого, который являлся проводником идей французского Просвещения в России и главным советником по вопросам образования рассмотреть подробно вопрос воспитания «новой породы человека».

Кроме того, в исследовании были использованы труды российских историков Карамзина Н.М., Ключевского В.О. и Соловьева С.М. , которые помогли в описании личности императрицы Екатерины II, а также представили характеристику эпохи исследуемого периода.

Структура исследования включает введение, две главы, состоящих из пяти параграфов, заключения, списка источников и литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, проведя исследование, целью которого являлось выявление влияния просветительских взглядов Екатерины II на становление образования в Российской империи во второй половине ХVIII века, можно сделать следующие выводы.

Нами были охарактеризованы историко-культурные условия формирования системы образования в Российской империи во второй половине XVIII века. Взошедшая на престол Екатерина II стремилась создать лучшую систему образования, используя передовые и совершенные разработки, а также западноевропейский педагогический опыт. Екатерина видела прямую зависимость благополучия и процветания общества от уровня образования общества. Однако развитию массового и всесословного образования в Российской империи препятствовал ряд недостатков таких как устаревшие методики преподавания, несовершенная классно-урочная система, неустановленные сроки обучения и т.д. Тем не менее, было положено начало формирования самой идеологии образования, в стране утвердилось понимание необходимости и важности наличия образованных людей для развития самой государственности.

Исследуя педагогическое наследие императрицы Екатерины II, мы обратились к ее к публицистическим сочинениям, которые отражают ее позицию по вопросам педагогики и воспитания. Екатерина в своих произведениях неоднократно подчеркивала значимость нравственного и морального воспитании, а также ставила акцент на гармоничном сочетании моральных и умственных составляющих, что непосредственно отражается на формировании ребенка.

Интересными для изучения являются ее публицистические произведения «Сказка о царевиче Хлоре» и «Сказка о царевиче Февее», в которых посредством метафорических образов передают читателю критерии поведения, акцентируя внимание на уважении мнения старших и послушании, таковыми по мнению императрицы должны расти достойные правители государства. Проводя параллели между реальной действительностью и сказочным миром, Екатерина показывает негативные стороны первого, преодоление которых зависит от воспитания героя, а достижение цели является показателем его добродетели.

Рассмотренный в исследовании психолого-педагогический трактат, «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина», представил видение принципов воспитания на основе традиционных принципов и многовековом общественном опыте социализации ребенка.

В целом, Екатерина II не была новатором в педагогике, тем не менее, ее взгляды носили прогрессивный для своего времени характер и были направлены на формирование всесторонне развитой, гуманной и свободной от предрассудков личности, что являлось, по ее мнению, делом государственной важности.

В целом, педагогические взгляды Екатерины не ограничивались вопросами воспитания, изучая первоисточники нами были выделены другие аспекты, которые интересовали императрицу из сферы педагогики, среди которых вопросы о роли учителя, о функции родителей в процессе педагогическом, присутствуют размышления о способах и приемах воспитания, что в цело можно охарактеризовать как представление методических разработок технологии педагогического процесса.

В поисках путей решения вопросов разработки оптимальных форм образовательной системы Екатерина неоднократно обращалась к непосредственно к европейским просветителям Проводником идей французского Просвещения в России стал И.И. Бецкой, назначенный Екатериной в 1763 году главным советником по вопросам образования. Он стал первым, кто попытался внедрить в России идеи французских просветителей в практической плоскости. Сфера его задач включала разработку, составление и внедрение законодательной базы. За основу при проведении реформ в образовании были взяты, во-первых, педагогический опыт европейских государств, во-вторых, идеи Просвещения.

В данном исследовании был рассмотрен вопрос формирования «новой породы людей». Императрица считала, что для преобразования общества стоит начать с воспитания младшего поколения, из которого можно воспитать людей с высокими нравственными качествами и интеллектом, усваивающих новые ценности. Основная задача в формировании слоя «третьего чина» состояла не столько в обучении его профессиональным навыкам, но и воспитание человека и гражданина. Императрица считала, что для преобразования общества стоит начать с воспитания младшего поколения, из которого можно воспитать людей с высокими нравственными качествами и интеллектом, усваивающих новые ценности.

Исследование выявило, что не все идеи, воплощенные в жизнь, показали свою жизнеспособность, все еще не хватало в первую очередь профессиональных кадров, особенно в педагогике, а также методической базы для внедрения полноценного всеобщего начального образования. Кроме этого, большой проблемой являлась сословная пропасть в обществе, обусловленная историческими традиционными особенностями социальных отношений в Российской империи.

В целом, в эпоху «просвещенного абсолютизма» попытки формирования полноценной системы образования имели незавершенный характер, однако благодаря активизации интереса общественности к проблеме и лично императрицы Екатерины II осознанное понимание необходимости перемен в образовании постепенно переходило в практическую плоскость. Среди причин, создававших трудности реализации реформ нами, были выделены нехватка педагогических кадров и самих учебных заведений, попустительское и негативное отношение дворянского сословия к образованию в целом.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО II ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

1.1 Историко-культурные условия формирования системы образования в Российской империи во II половине XVIII века

Рубеж XVII-XVIII веков для России является эпохой перемен, ознаменованный переходом от православного Московского государства к светской Российской империи. Огромная роль в этом процессе принадлежала Петру I, однако после его смерти все реформы, начатые им, затормозились, но были подхвачены сначала Елизаветой Петровной, а затем — Екатериной II и продолжились с новой силой.

Основной тенденцией XVIII века являлось утверждение приоритета светских начал во всех сферах общества, включая культуру и образование. Можно с уверенностью утверждать о потере Церкви монополии в определении направлений и форм культуры, хотя ее влияние в обществе продолжало оставаться значительным. Духовная сфера в данный период испытывала влияние идей Просвещения, в основе которых лежал принцип монархической власти, способной создать гармоничное общество, где люди в отношениях друг к другу должны руководствоваться гуманными принципами.

В этот период реформаторская деятельность была направлена на европеизацию, поскольку именно в ней элита видела основу экономического и политического развития, укрепление внешнеполитических и культурных связей с Европой, а также возможность вхождения в историко-культурный процесс Запада.

Однако ошибочно было бы утверждать, что траектория европеизации отрицала национальную самоидентичность, несмотря на мощное влияние европейских ценностей на культурно-духовную жизнь России все же в основе отечественного историко-культурного процесса находился вектор развития национальной русской культуры. Исследователи считают, что в этот период начинает формироваться само понятие русской нации, в результате смешения диалектов происходит трансформация единого русского языка, происходит сближение литературного языка с разговорным, благодаря этому постепенно складывается общенародный русский разговорный, образцом выступает московский диалект . Наряду с этим появляются и развиваются новые сферы культуры — наука, художественная литература, светская живопись, общедоступный театр и др., происходит активизация общественной мысли .

С другой стороны, русская культура на этом этапе демонстрировала открытость и готовность к интеграции в поликультурном пространстве Европы и это свидетельствовало о разрушении конфессиональной замкнутости и расширении связей с Западом. Эта относительная открытость и способствовала проникновению в общественно-культурное пространство идей гуманизма, просвещения и рационалистических концепций, в то же время, европейские идеи Просвещения подпитывали идеологию абсолютной монархии идеями рационализма.

Европу, вступившую на капиталистические рельсы, характеризовали процессы усложнения общественно-экономического развития, процесс дифференциации, что также стимулировало развитие культуры, появление журналистики, театрального искусства, скачок в науке. Лозунгом эпохи стали наука и прогресс, где просветители обращались не просто к разуму, а к научному разуму, свободному от религиозных предрассудков и сверхъестественных гипотез. Эти идеи имели место и в России.

Поворот в сторону культурной европеизации в России состоялся в годы правления императрицы Екатерины II, вошедший в анналы как эпоха просвещенного абсолютизма. В следствии этого формируются понятия нравственности, уделяется внимание воспитанию. Не случайно в этот период приходит из европейской общественной мысли концепции нравственно совершенных или «новых людей» как инструмент изменения общества в целом. Все эти веяния не могли не затронуть образование, которое, во-первых, стало больше уделять внимание гуманитарному образованию, во-вторых, было направлено на воспитание в исключительно западном духе.

Процесс частичной секуляризации, начатый еще Петром I, в середине ХVIII века способствовал развитию светской культуры, которая не только приобретает общественное признание, но и оказывает все большее влияние на российское общество. Однако ошибочно было бы утверждать, что с увеличением влияния светской культуры происходило отмежевание от культурных национальных традиций. Нет, Екатерина II, не являясь русской по происхождению, очень тепло и трогательно относилась к России, поэтому русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого, но стремилась к восприятию нового, в большей степени рационального, мирского, свободного от догм аскетизма и религиозной морали.

Опора на коренные отечественные культурные традиции, на древнерусское искусство, которые накапливались столетиями для многих русских деятелей являлась определяющим в процессе приобщения к европейскому наследию в культуре. Таким образом, в течение XVIII века шел процесс не столько преемственности культур, сколько синтеза и проникновения европейских культурных ценностей в систему национальных школ, в том числе сфере художественной культуры – живописи, музыке, поэзии, литературе и театре.

Говоря об историко-культурных условиях в Российской империи во половине, XVIII века следует отметить видных деятелей общественной мысли исследуемого периода, которые не могли не оказать влияние на духовный климат.

Яркий представитель общественно-просветительской мысли – Н.И, Новиков, являлся крупным издателем, под началом которого издавались популярные журналы сатиры «Живописец» и «Трутень». Новиков, являясь издателем попытался организовать народное просвещение независимо от государства, избрав основным средством для этого печать . Именно ему принадлежит заслуга популяризации журнально-газетного дела. Помимо публикации детской периодики Новиков издавал учебную литературу для народных школ, а также просветительскую литературу. Н.И. Новиков в сатирических журналах не только критиковал пороки, но давал советы к их преодолению: «…впредь о том никому не рассуждать, чего кто не смыслит; и шестое, чтоб никому не думать, что он один весь свет может исправить».

Его трудно назвать теоретиком, поскольку большую часть жизни он посвятил не столько публицистическим размышлениям о благе просвещения, образования и воспитания, а как общественный деятель, кроме издательской деятельности открывал типографии, библиотеки, школы, училища, книжные лавки и магазины, издавал книги. Издаваемая им литература, в том числе учебная, была достаточно разнообразна – он стремился обхватить изданием все отрасли знаний. В своей типографской деятельности получение прибыли не было для него целью. Известны случаи, когда Новиков отпускал книгопродавцам на льготных условиях товар в кредит с целью удешевить стоимость книг, чтобы увеличить число потенциальных потребителей книжной продукции. Его издательская деятельность охватила примерно 30 % от всей печатной продукции того времени, а книжные лавки открывались не только в столицах, но и в провинциальных магазинах, а также в деревнях и поселениях.

Таким образом, свою просветительскую миссию Новиков видел как в популяризации светской литературы, так и через реальную практическую деятельность. Новиков критиковал Екатерину за «недостаточную просвещенность», выступал против крепостничества, критиковал пороки, порождаемые этой системой, писал обличительные статьи. Его взгляды, не смотря на новаторство и прогрессивность и стали причиной ареста, который пришелся на расцвет таланта и издательской активности. Журналиста, сатирика и просветителя Н. Новикова называют одним из первых в России политических заключенных.

Особое место среди деятелей занимает Александр Николаевич Радищев. Главным произведением автора стало «Путешествие из Петербурга в Москву». Идеи, высказанные Радищевым несмотря на то, что они не встретили массового одобрения у современников, тем не менее были для своего времени достаточно революционными. Критике автора подверглась феодально-крепостническая система, более того, он высказывался за ликвидацию данной системы революционным путем. В этом же произведении автор размышляет о вопросах воспитания, например, в главе «Крестьцы» Радищев, наблюдая сцену расставания отца с сыном, который отправляется на службу, говорит, что добропорядочность проявляется в пользе обществу и отечеству, которую приносят дети, не гнушающиеся работы, физического труда, не думающие о том, что скажут в обществе, не боящиеся презрения .

Интересными являются взгляды А. Радищева на систему образования в России, поскольку он выступал с ее критикой. Радищев отстаивал право народа на образование. В своем произведении «Беседа о том, что есть сын отечества» Радищев говорил, что основной задачей воспитания является воспитание человека высокой нравственности, любящего больше всего свою родину, отдающего всего себя борьбе за благо народа. По его мнению, современная автору система образования не является совершенной, особой критике он подвергал систему закрытых учебных заведений, поскольку оторванность ребенка от родителей, от семьи не способна воспитать человека с высокими нравственными качествами, имеющего сформированное гражданское сознание и патриотические позиции. С другой стороны, Радищев был противником семейного диктата, когда ребенок в воспитании слепо подчиняется воле родителя. Здесь он акцентирует внимание, что том, что детско-родительские отношения и вопросы воспитания являются не внутрисемейным, а глубоко общественное делом. В таких отношениях он подчеркивал как разумную и объективную требовательность, так и взаимоуважение детей и родителей друг к другу. Радищев также определяет важность социальных факторов при воспитании, говоря о том, что природные задатки играют меньшую роль в формировании человека, нежели социальная среда, под воздействием окружения которой и происходит становление личности.

В данном исследовании стоит уделить внимание системе образования, сложившейся к середине ХVIII века в Российской империи. Система регулярных учебных заведений начала складываться в период европеизации, инициированной Петром I. До начала масштабных реформ в России не было учебных заведений, дающих образование детям на регулярной основе, приоритет оставался за домашним и семейным образованием, с присущим ему господством старорусского воспитания. Изменение отношения власти к образованию, как к необходимому элементу перестройки и модернизации общества при построении сильного и светского государства повлекло за собой перестройку педагогических традиций, начинает складываться особая социальная группа людей, профессионально занимавшаяся педагогической деятельностью.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы