Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Поэтика крымского лирического цикла А.К. Толстого
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
I. Особенности
крымского текста. 6
1.1.
Понятие локального текста в современном научном дискурсе. 6
1.2.
Концепция крымского текста в системе локальных текстов русской литературы.. 14
Выводы
по главе I 29
Глава
II. Крымский лирический
цикл А.К. Толстого в историко-культурном контексте времени. 32
2.1.
История создания крымского лирического цикла А.К. Толстого. 32
2.2.
Основные мотивы произведений цикла. 36
2.3.
Использование поэтических средств в стихотворениях А.К. Толстого (на примере
одного из произведений цикла) 52
2.4.
Сравнительная характеристика поэтики крымского цикла А.К. Толстого и крымских
очерков С.Я. Елпатьевского. 57
Выводы
по главе II 64
Заключение. 65
Библиографический
список. 68
Введение:
Поэтика крымского лирического цикла Алексея
Константиновича Толстого неразрывно связана с крымским мифом, берущим своё
начало ещё в античные времена. Миф, как и литература, к которой мы привыкли,
является значимым элементом, участвующим в формировании мировоззрения личности.
Миф помогает осознать и принять действительность такой, какой она является,
посмотреть на мир вокруг другими глазами и познать более глубокий смысл бытия.
Миф никогда не был отрешен от реальности: в нём всегда прослеживались
противоречия и противоположности мира, изобличавшие реальность в том числе и с
помощью философских притч о жизни.
Крымский текст сформировался в
русской литературе XIX века. Поводом для него послужил как раз крымский миф.
Этот миф состоит из разных фундаментальных постоянных текстов. Формирование
русского представления о Крыме древнерусские летописцы начинали опосредованно,
как интерпретаторы произведений византийского происхождения. Так, в русской
литературе появился ряд херсонесских сказок. Таким образом, крымский текст
происходит из формирования мифа о святости Крымской земли в 10-13 веках.
Алексей Константинович Толстой в
его «Крымских очерках», написанных в период его путешествия по Крыму в
1856-1858 гг. очень ясно и поэтично описывает всю красоту и уникальность
Крымского полуострова, заставляя читателя погрузиться в атмосферу Крыма
девятнадцатого века. Та реальность, которую описывает А.К. Толстой, очень
похожа на миф, но это прежде всего истинный облик Крыма тех давних лет.
Актуальность ВКР
заключается в обобщении накопленного эмпирического материала, связанного с
характером отображения Крыма в русской культуре, а также важностью выявления
содержательных отличительных характеристик Крымского текста. Проникаясь
крымскими текстами на примере литературы А.К. Толстого и С.Я. Елпатьевского, можно
найти решение не только узко литературоведческих и искусствоведческих проблем,
но и обеспечить новый виток осмысления разносторонней крымской проблемы в ее
социологической, политической, психологической и других сферах.
Целью ВКР является
исследование Крымского текста на примере «Крымских очерков» А.К. Толстого.
Актуальность и цель исследования
определили следующие задачи исследования:
1) дать определение понятию локальный
текст и охарактеризовать локальные тексты;
2) исследовать крымский текст в рамках
русской литературы;
3) изучить крымский лирический
цикл А.К. Толстого и сравнить данный цикл с крымскими очерками С.Я.
Елпатьевского.
Степень разработанности темы:
локальные тексты, крымские тексты, поэтика А.К. Толстого были исследованы
многими учёными-литераторами такими, как Топоров В.Н., Замятин Д.Н., Волошин М.А.
А.П. Люсый, М.В. Строганов, О.А. Лавренева и Нора П.
Объектом исследования
данной ВКР являются локальные (крымские) тексты.
Предметом исследования
является поэтика крымского лирического цикла А.К. Толстого.
Научная новизна ВКР
заключается в раскрытии данной узкоспециализированной темы в ином контексте, а
также в глобальном синтезе всей имеющейся литературы по данной теме, выявлении
новых характеристик крымского текста и его значимости для русской литературы.
Методы исследования,
использованные в работе: аналогия, классификация, синтез, обобщение,
сравнительно-аналитический анализ, изучение соответствующей литературы.
Теоретическое и практическое
значение заключается в развитии и внедрении особенностей крымского текста в
современную литературу, а также в развитии Крымского полуострова в целом. Ведь
история и литература на примере крымских текстов могут помочь не только
выстроить лучшее настоящее, но и будущее. Думается, что, не зная историю, не
имея возможности критически осмыслять и анализировать сильные и слабые стороны
края, невозможно развиваться в правильном направлении.
Цель, задачи, объект и предмет
исследования определили следующую структуру выпускной квалификационной работы:
введение, две главы, заключение, библиографический список.
Заключение:
В данной ВКР были исследованы
такие понятия, как «цикл», «поэтический цикл», «локальный текст», «крымский
текст». Крымские тексты представляют собой яркий пример локальных текстов,
олицетворяющих не только конкретный регион, но и страну в целом: например, те
же сибирские или уральские тексты повествуют не только о конкретном регион, но
и о стране в целом, как упомянуто выше.
В качестве наиболее яркого
примера описания Крыма можно выделить лирический цикл А.К. Толстого «Крымские
очерки» (лето 1856-1858), где элиминируется
противопоставление злободневного и вечного, где «дыхание только что прошедшей
войны “растворяется” в победном звучании вечной красоты природы и неистребимой
способности человеческого сердца к любви» [32]. Данный цикл послужил опорой
исследования крымского текста, проведенного в данной ВКР.
Творческие поиски Толстого
нередко были созвучны актуальным течениям общественной мысли. Так, на какое-то
время он обнаруживает близость панславистской линии; в вопросах о выборе и
ответственности заметны переклички с «гражданской» лирикой; не чужд Толстой и
нового поворота к народности, оказываясь практически в центре этого движения, в
частности, своими стихотворениями «в фольклорном духе». Творчество А.К. Толстого, подводя итог,
последовательно противостоит
разрушению, отрицанию, нигилизму в самом широком смысле этого слова,
представляя собой «естественное движение чуткого и честного художника к
утверждению высоких, вечных ценностей именно в тот момент, когда они оказались
наиболее уязвимым», и именно поэтому принадлежит своей эпохе. Это, однако, не
исключает принадлежности А.К. Толстого как истинного художника вечности, ибо в
его произведениях всегда присутствует второй план – «дыхание идеала».
Таким образом, в нашей работе
проделано следующее:
1. Исследована взаимосвязь литературы и истории, а
также влияние локального текста, отражающего историю определенной местности, на
литературу в целом.
2. Установлено, что Крымский текст возник в рамках крымского
(Таврического) мифа, являющегося первоосновой крымских текстов.
3. Выявлено, что Крымский текст взаимосвязан и
соотносится с разными уровнями Петербургского текста – одическим, онегинским,
повествовательным.
4. Показано, что наряду с Петербургским, в
формировании Крымского текста стали принимать участие и другие локальные
тексты.
5. Исследовано развитие Крымского текста в рамках
эволюции Таврического мифа, начиная с херсонесских сказаний.
6. Проанализированы произведения из крымского
лирического цикла А.К. Толстого и очерки С.Я. Елпатьевского, а также дана их
сравнительная характеристика.
7. Обозначены направления дальнейших исследований в
рамках избранной нами темы.
Таже необходимо отметить, что
исследованные литературные произведения, разные по форме и содержанию, всё же
очень похожи. Оба писателя запечатлели первозданную природу Крыма, ещё совсем
нетронутую цивилизацией и прочими стихийными обстоятельствами. Как было
упомянуто выше, литература с особым трепетом и точностью запечатлевает
исторические события. Читая оба произведения, читатель проникается историей
Крыма, его своеобразным колоритом и мироощущением. К сожалению, многое из того,
о чем писали в своих очерках А.К. Толстой и С.Я. Елпатьевский безвозвратно
утеряно, так как людям свойственно не беречь ни историю, ни литературу.
Действительно, не зная историю, не
имея возможности критически осмыслять и анализировать сильные и слабые стороны
края, невозможно развиваться в правильном направлении. Никогда не следует забывать о взаимосвязи литературы и
истории, что является кардинально важным для данной дипломной работы. Многие
люди ошибочно полагают, что, не уделяя внимания литературе, истории и их
взаимосвязи между собой, можно с легкостью прожить эту жизнь. В данной ВКР мы
использовали путь осмысления всех возможных взаимосвязей для того, чтобы
изучить и исследовать литературные произведения более детально, а не
поверхностно.
Думается, наша работа послужит
вехой в процессе интегрального изучения Крымского текста русской культуры, как
и текстуального характера культуры в целом. Резюмируя всё вышеупомянутое, цель,
заявленная во введении, и задачи были выполнены в данной дипломной работе. Всё,
что освещалось в данной работе, максимально отражает основу поэтики А.К.
Толстого.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Особенности крымского
текста
1.1. Понятие локального текста в современном научном
дискурсе
Понятие локального текста неотделимо от науки в целом,
ведь здесь могут рассматриваться краеведческие, литературные и иные аспекты
научного дискурса. Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса
локальный текст прежде всего стоит рассматривать в рамках литературы в целом. Далее
следует рассмотреть понятие литературы и её взаимосвязь с историей. Данный
аспект является краеугольным при изучении локальных текстов – так как
литература напрямую связана с историей (как с историей определенного края, так
и мировой).
Также следует дать определение таким понятиям, как
«литературный цикл» и «поэтический цикл», ведь локальные тексты, в частности, занимают
особое место в поэтических циклах писателей. «Литературный цикл – это ряд
литературных произведений на общую или аналогичную тему, с общим жанром,
главными героями, единым замыслом, иногда рассказчиком, исторической эпохой (в
прозе и драматургии), единым поэтическим настроением, местом действия, созданных
одним автором или коллективом авторов» [32]. Сообщество, объединяющее ряд
произведений, действует, помимо темы, еще и в жанре, месте и времени действия,
персонажах, форме и стиле повествования. Термин "цикл" в последние
десятилетия приобрёл популярность не только в области гуманитарных знаний, к
этому понятию проявляется повышенный общенаучный интерес. «Поэтический цикл –
это совокупность отдельных поэтических текстов одного автора, объединённых общим
названием, устойчивой повторяемостью данной совокупности текстов в нескольких
изданиях и/или невозможностью отдельных текстов данной совокупности входить в
другие устойчивые объединения текстов» [32].
Обращение к истории и взаимосвязи истории и литературы
является исходным моментом для обсуждения локальных текстов и литературы в
целом. История в своей основе – это история человечества. История делится на
антропологию, археологию и непосредственно историю. История – это хронология
репрезентации человеком своей собственной истории, то есть того, что люди на
протяжении веков предпочитали записывать и передавать через поколения.
Литература и история встречаются во многих формах, от налоговых отчетов и писем
до полных историй целых народов и цивилизаций. Как литература невозможна без
истории, так и история невозможна без литературы, ведь исторические письменные
сведения без чёткой литературной концепции изложения не имеют никакой весомой
силы в не только в научном дискурсе. Развитие человечества не может происходить
на уровне односложных и однотипных артефактов.