Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Русская классическая литература и методика преподавания

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Поэтическое изображение русского мира в пьесах А.Н. Островского «москвитянинского» периода и организация внеурочной деятельности учащихся

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Эстетические принципы драматургии А.Н. Островского «москвитянинского» периода 6

1.1. Творческая эволюция А.Н. Островского 6

1.2. Эстетика русского быта в пьесах «москвитянинского» периода 13

Глава 2. Проблематика и поэтика в пьесах А.Н. Островского «москвитянинского» периода 21

2.1. Проблематика и конфликт в пьесе «Не в свои сани не садись» (1852) 21

2.2. Семейные ценности в пьесе «Бедность не порок» (1853) как источник формирования народного характера 28

2.3. Фольклорная основа драматургического действия а пьесе «Не так живи, как хочется» (1854) 37

Глава 3. Организация внеурочной деятельности учащихся на основе драматургии А.Н. Островского 45

3.1. Методика организации внеурочной деятельности учащихся 45

3.2. Конспект «Литературной гостиной» на основе пьес А.Н. Островского «москвитянинского» периода 52

Заключение 59

Список литературы 63

  

Введение:

 

Актуальность темы. А.Н. Островского необходимо причислить к числу самых известных русских драматургов, пьесы которого уже больше ста пятидесяти лет продолжают ставиться на сцене. Нередкими становятся новые постановки пьес А.Н. Островского в различных театрах России, которые становятся заметным явлением в культурной жизни. Кроме того, пьесы Островского экранизируют и изучают в литературоведении, таким образом, его творчество до сих пор переосмысляется и анализируется исследователями. Все это свидетельствует о том, что в творчестве Островского есть нечто такое, что по-прежнему вызывает интерес и отклик зрителей и читателей, и это заставляет обращать внимание на феномен Островского.

Островский выступил автором приблизительно пятидесяти пьес. К пьесам «москвитянинского» периода обычно относят произведения 1850-1855 гг. К этим пьесам относятся «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Пьесы «москвитянинского» периода являются заметной частью его творчества, именно они принесли драматургу успех и стали основой становления русской театральной школы с такими ее особенностями, как демократизм и психологическая достоверность. Типичными персонажами пьес «москвитянинского» периода являются купцы, их жены и дети, прислуга. Русский купеческий мир, по мнению Островского, строится на своей особой философии и культуре, которая заслуживает внимания. Пьесы рассчитаны на простого зрителя, построены на бытовом материале, фольклоре, их отличает национальный колорит, поэтичность в изображении характеров, обычаев, традиций, жизни людей того времени.

Позже Островский отошел от поэтизации патриархального русского мира, и в произведениях позднего периода, таких как «Воспитанница» или «Гроза», уже появились критические оценки многих сторон русского быта. Тем не менее, пьесы Островского «москвитянинского» периода строятся на воссоздании положительных начал национального характера, русской культуры и потому представляют интерес для исследователя. Их можно использовать и при воспитании учащихся школ, так как они учат добру. Воспитательный потенциал русской литературы вообще велик, он позволяет педагогам оказывать влияние на формирование мировоззрения учащихся. Пьесы Островского дают поэтическое изображение русского мира, показывают учащимся обычаи и традиции народа, учат ценить семью, честность и здравый смысл. Внеурочная работа на основе пьес Островского способна помочь формированию ценностных ориентаций учащихся. Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в современности пьес Островского и необходимости формирования у учащихся школ ориентиров, нужных для воспитания духовно развитой личности.

Актуальность темы заключается в недостаточно полной изученности поэтики пьес именно «москвитянинского периода» в современной науке.

Объект исследования: пьесы А.Н. Островского «москвитянинского» периода.

Предмет исследования: поэтическое изображение русского мира в пьесах А.Н. Островского «москвитянинского» периода и организация внеурочной деятельности учащихся.

Цель исследования: проанализировать систему изобразительно-выразительных средств в пьесах А.Н. Островского «москвитянинского» периода в аспекте организации внеурочной деятельности учащихся.

Задачи:

1) охарактеризовать образы и символы в пьесах указанного периода;

2) изучить эстетику русского быта в пьесах «москвитянинского» периода и философскую основу бытия героев;

3) проанализировать сюжетно-композиционные особенности в пьесах А.Н. Островского «москвитянинского» периода: «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок (1853) и «Не так живи, как хочется» (1854);

4) рассмотреть методику организации внеурочной деятельности учащихся;

5) разработать конспект «Литературной гостиной» на основе пьес А.Н.Островского «москвитянинского» периода.

Материалом исследования являются пьесы «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок (1853) и «Не так живи, как хочется» (1854).

Методологическую основу исследования составили работы ведущих ученых: Овчининой И.А., Лебедева Ю.В., Журавлевой А.И., Пирогова Г.П., Поспелова Г.Н., Ревякина А.И., Смирновой Т.В. и других.

Методами исследования являются общенаучные методы: анализ научной литературы, сравнительный метод, стилистический анализ, обобщение; и литературоведческие методы: описательный метод, биографический метод, культурно-исторический метод, метод структурализма.

Структура исследования включает введение, три главы, заключение и список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследование поэтического изображения русского мира в пьесах А.Н. Островского «москвитянинского» периода и организации внеурочной деятельности учащихся позволило оценить вклад драматурга в разработку описания русского мира в пьесах и понять особенности стиля Островского как драматурга.

В драматургии А.Н. Островского традиционно выделяют несколько этапов. Пьесы «москвитянинского» периода – второй этап в творчестве драматурга, связанный с сотрудничеством с журналом «Москвитянин». Пьесы «москвитянинского» периода отразили интерес Островского к традиционной народной культуре, патриархальному купеческому быту. В дальнейшем позиция и эстетика Островского еще не раз менялись, совершенствовались и обретали новые черты. При этом пьесы «москвитянинского» периода занимают важное место во всем творчестве драматурга.

Эстетика и поэтика пьес «москвитянинского» периода строится на представлениях драматурга о русской купеческой культуре. Островский имел свою концепцию русского мира, отчасти основанную на идеях славянофилов. Русский мир понимался драматургом как сложное явление, в структуре которого есть различные социальные элементы, но главным, основным фундаментом является русский народ и передаваемые им традиции. Купцы как основные действующие лица пьес «москвитянинского» периода – это не случайность, а закономерность, поскольку обычаи и традиции русского народа во времена Островского лучше всего сохраняло купечество. Подобный взгляд на купечество имел под собой основания, так как большинство купцов происходило из разбогатевших крестьян. Заметной частью русского мира было дворянское сословие, при этом в дворянах Островский подмечал не только достоинства, но и недостатки. В результате такого восприятия русского общества в пьесах «москвитянинского» периода выделились два типа мужских характеров – купец традиционных взглядов и купец, стремящийся походить на дворянина. Но, так как сами дворяне не были идеальными, то и купцы заимствовали от них негативные черты, такие как эгоизм, равнодушие к родственникам, поверхностная образованность, презрение к народной культуре.

Для пьес «москвитянинского» периода типичной является четкая возрастная дифференциация женских персонажей при некоторой неподвижности, героини часто на протяжении всей пьесы не изменяются. Молодая русская женщина в пьесах Островского «москвитянинского» периода представляет собой персонаж с такими чертами, как естественность, искренность, способность к любви, привязанность к родителям. Пожилые женщины отличаются здравомыслием, уважением к традициям и глубокой привязанностью к мужу и детям. Второстепенными персонажами могут быть женщины, которые стремятся походить на дворянок, что в мире Островского видится как глупость и аморальность.

Островский изображает персонажей в семейной среде, где сильные стороны его героев проявляются лучше всего. В этом состоит заметная черта всех пьес изучаемого периода.

В пьесе «Не в свои сани не садись» (1852) хорошо видно, что создание русского мира в пьесах «москвитянинского» периода происходило под влиянием взглядов славянофилов. Это привело к изображению купца традиционных взглядов как положительной личности, серьезной и здравомыслящей, по контрасту с аморальным дворянином. Некоторая поверхность при описании образа купца преодолевается при помощи показа через монологи и диалоги внутреннего мира персонажа, в котором драматург находит четкие взгляды, веру в бога, верность слову. Купцы в целом описаны как люди грамотные, живущие с убеждением о том, что нельзя нарушать честное слово, следует нести ответственность за свои деньги. Островского интересуют положительные черты русского мира, такие как прямота, честность, точность в оценке явлений и людей.

Пьеса «Бедность не порок» (1853) рисует внутренние противоречия в купеческой среде. В пьесе хорошо показаны психологические и социальные противоречия внутри купеческого сословия. Островский точно показал несколько типов купцов, среди них стремящийся подражать дворянам Гордей Торцов, хищный делец Коршунов и растративший все капиталы Любим Торцов. Женские образы пьесы состоят из жены и дочери купца, которым традиционная патриархальная семья дает возможность проявить свою эмоциональную сторону, они искренни, эмоциональны, способны глубоко любить. Островский вводит в действие святки, делает речь персонажей образной. Это повышает впечатление от созданной картины купеческой семьи, в которой следование традициям сопровождается душевностью, близостью людей. Происходящее в концовке объединение разрозненной семьи проходит по русским, православным законам, через прощение братьями друг друга.

Пьеса «Не так живи, как хочется» (1854) знаменует собой окончание «москвитянинского» периода в творчестве Островского. Сюжет вновь строится на конфликте внутри купеческой семьи. Молодой сын купца желает проявить свою «волю», вследствие чего едва не убивает свою жену, только звон пасхальных колоколов приводит его в чувство. Фоном драмы выступает русская культура, показанная через Масленицу, для русского мира пьесы характерна яркость, экспрессивность, эмоциональность. Русский мир ориентирован на традициях и обычаях, и в целом строится на следовании нравственным ориентирам, что Островским расценивается как правильная линия поведения, позволяющая избежать хаоса и зла. Персонажи пьес, теряющие ориентиры, погружаются в пустоту, остаются без родственных связей. В «Грозе», повторяющей отчасти сюжет пьесы «Не так живи, как хочется», это заканчивается трагически, однако в своем раннем произведении Островский дает возможность выхода из, казалось бы, тупиковой ситуации разлада со всеми близкими людьми. Путь, на который становится в пьесе молодой купец – это путь признания правоты отца. Так драматург подчеркивает важность семьи.

Во всех пьесах Островский «москвитянинского» периода выступает как реалист и психолог. В персонажах можно легко уловить признаки целого типа людей, одновременно все герои пьесы – индивидуальности. Разница в мировоззрении и поведении героев-купцов связано с влиянием социальных и экономических факторов, что вызывает перемены в строгом и приверженном традициям купеческом мире. В пьесах «москвитянинского» периода любой разрыв с традициями расценивается отрицательно, не как даже безнравственность, а как глупость, неразумное игнорирование опыта предыдущих поколений.

Итак, русский мир у Островского – это богатый мир традиций, обычаев и правил поведения, продуманных и создаваемых столетиями. Детальное изображение этого мира при заметной симпатии драматурга к нему позволило создать ему немало колоритных характеров и одновременно показать сложность купеческого мира, его неоднородность. Это достижение дает возможность использовать пьесы драматурга как средство нравственного воспитания учащихся во внеурочной деятельности.

Перспективой дальнейшего исследования видится в прослеживании эволюции образов купцов в творчестве Островского.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Эстетические принципы драматургии А.Н. Островского «москвитянинского» периода

1.1. Творческая эволюция А.Н. Островского

А.Н. Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. И отец женился снова, мачеха, по свидетельству биографов, Эмили (шведская баронесса по происхождению) хорошо относилась к приемному сыну. Островский получил домашнее образование, в 1835 году начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет. Университет не окончил, по настоянию отца работал писцом в суде. Но основным увлечением был театр. Первое драматическое произведение «Свои люди – сочтемся!» было написано в 1849 г., и сразу принесло Островскому известность. Основой сюжета были взаимоотношения в купеческой среде; эту тему Островский отлично знал, а к купцам относился с пониманием, что и привело в итоге к созданию оригинального произведения.

Островский как драматург создал около 50 пьес, при этом на протяжении всего творческого пути его взгляды и вкусы менялись. Поэтому можно выделить пьесы ряда периодов, и в литературе о драматургии Островского постоянно предпринимаются попытки описать отдельные этапы его творчества.

Л.М. Лотман, характеризуя особенности драматургии Островского, соотносит их с проблемой художественного метода и жанра. Основные периоды творчества драматурга JI.М. Лотман выделяет в такой последовательности:

а) «Реализм 40-х годов и формирование художественного стиля Островского»;

б) «Первые опыты Островского в области народной драмы;

в) «Народная драма 60-х годов»;

г) «Борьба Островского за развитие социально-обличительной драматургии в 70-80-ые годы» [19].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы