Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Планирование и прогнозирование социально-экономических процессов на уровне региона Москва
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы планирования и прогнозирования социально-экономических процессов 6
1.1. Сущностные характеристики планирования и прогнозирования социально-экономических процессов 6
1.2. Нормативно-правовая база, регламентирующая современные направления в планировании и прогнозировании социально-экономических процессов развития региона в современных условиях 19
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Особенности планирования и прогнозирования социально-экономических процессов на уровне региона Москва 27
2.1. Специфика планирования и прогнозирования социально-экономических процессов на уровне региона Москва 27
2.2. Проблемы планирования и прогнозирования социально-экономических процессов на уровне региона Москва 57
Выводы по главе 2 67
Глава 3. Концептуальные направления совершенствования планирования
и прогнозирования социально-экономических процессов на уровне региона Москва 72
3.1. Условия реализации концептуальных направлений планирования
и прогнозирования социально-экономических процессов в г. Москве 72
3.2 Оценка эффективности концептуальных направлений в планировании
и прогнозировании социально-экономических процессов развития
г. Москвы 74
Выводы по главе 3 82
Заключение 85
Список использованной литературы 91
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена задачей ускорения со-циально-экономического развития страны и ее регионов, поставленной Президентом России перед Правительством Российской Федерации, феде-ральными, региональными и муниципальными органами власти, деятель-ность которых должна способствовать на рост национальной и региональ-ной экономики, повышение ее конкурентоспособности, эффективности гос-ударственного управления, обеспечение улучшения жизни российских граждан. Именно в рамках системы стратегического планирования воз-можно формирование экономических и институциональных условий, не-обходимых и достаточных для обеспечения социально-экономического развития страны и ее регионов, его сбалансированного и устойчивого ха-рактера.
Однако такие документы, разрабатываемые в субъектах федерации, зачастую сохраняют парадигму директивного планирования, к их подго-товке не привлекаются представители бизнес-сообщества, научных, экс-пертных и общественных организаций, в результате чего стратегии и пла-ны не становятся реальный инструмент социально-экономического разви-тия, а достигнутые результаты не обеспечивают решения социальных про-блем, роста качества и уровня жизни граждан. Поэтому в настоящее время актуальна разработка системных подходов к управлению социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации с использова-нием системы стратегического планирования.
Следовательно, развитие стратегического планирования в субъектах федерации должно осуществляться не в виде разработки разрозненных и слабо связанных между собой документов, а как разработанной методоло-гии общих преобразований региональных социально-экономических си-стем и управления их состоянием, что требует пересмотра существующих подходов и внесения принципиально новых элементов в деятельность ор-ганов регионального государственного управления.
В связи с этим проблема совершенствования государственного управления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации на основе системы стратегического планирования в современ-ных условиях имеет актуальное научное, методологическое и практическое значение.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют науч-ные труды, теоретико-методические разработки и актуальные публикации отечественных и зарубежных ученых по стратегическому планированию, региональной экономике, а также другим дисциплинам, направленные на разработку основ стратегического, институционального, пространственно-го и других подходов. к анализу проблем и решению проблем региональ-ной экономики.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые документы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, фе-деральных органов исполнительной власти, данные экспертов, статистиче-ские данные, материалы научно-практических конференций и семинаров.
Цель выпускной квалификационной работы — разработка направле-ний по совершенствованию планирования и прогнозирования социально–экономического развития региона Москва на основе выявленных проблем.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Раскрыть сущностные характеристики планирования и прогнози-рования социально-экономических процессов.
2. Изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую совре-менные направления в планировании и прогнозировании социально-экономических процессов развития региона в современных условиях.
3. Рассмотреть специфику планирования и прогнозирования соци-ально-экономических процессов на уровне региона Москва.
4. Выявить проблемы планирования и прогнозирования социально-экономических процессов на уровне региона Москва.
5. Определить условия реализации концептуальных направлений планирования и прогнозирования социально-экономических процессов в г. Москве.
6. Провести оценку эффективности концептуальных направлений в планировании и прогнозировании социально-экономических процессов развития г. Москвы.
Объект исследования – планирования и прогнозирование социально-экономического развития региона Москва.
Предмет исследования – теоретические основы планирования и про-гнозирования социально-экономических процессов в регионах.
Методы исследования: методы работы со статистической информа-цией (экономико–статистический и сравнительно–аналитический анализ), правовой анализ, прогнозирование, системный анализ, а также количе-ственные и качественные методы, в том числе анализ текстов.
Рассмотрение вопросов регионального развития, форм и методов государственного управления, повышения его эффективности и результа-тивности отражено в работах А.А. Адамеску, И.И. Бабленковой, Л.И. Вла-сюк, А.И. Вострокнутовой, Ю.С. Дульшикова, В.В. Кистанова, А.И. Ко-стяева, Л.Э. Лимонова, Р.А. Мусаева, В.В. Окрепилова, С.Н. Растворце-вой, Ю.Н. Сагидова, Э.Л. Файбусовича, В.М. Ходачека, И.В. Шевченко и других.
Основой теории стратегического планирования развития социально-экономических систем стали научные труды А.Г. Аганбегяна, Д.С. Львова, В.Н. Лексина, А.И. Ноткина, В.Е. Рохчина, Ф.М. Русинова, В.Е. Селивер-стова, С.А. Суспицина, А.И. Татаркина, Р.И. Шнипера и других.
Особое внимание значению целеполагания в стратегическом плани-ровании, в государственном и корпоративном управлении, а также осо-бенностям стратегического подхода уделено в работах В.Л. Квинта.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением и списком использо-ванных источников.
Заключение:
В рамках проведенного исследования была поставлена цель — разра-ботать направления по совершенствованию планирования и прогнозиро-вания социально–экономического развития региона Москва на основе вы-явленных проблем.
Для достижения поставленной цели в ходе написания работы были решены следующие задачи:
1. Раскрыты сущностные характеристики планирования и прогнози-рования социально-экономических процессов.
2. Изучена нормативно-правовая база, регламентирующая совре-менные направления в планировании и прогнозировании социально-экономических процессов развития региона в современных условиях.
3. Рассмотрена специфика планирования и прогнозирования соци-ально-экономических процессов на уровне региона Москва.
4. Выявлены проблемы планирования и прогнозирования социаль-но-экономических процессов на уровне региона Москва.
5. Определены условия реализации концептуальных направлений планирования и прогнозирования социально-экономических процессов в г. Москве.
6. Проведена оценка эффективности концептуальных направлений в планировании и прогнозировании социально-экономических процессов развития г. Москвы.
В результате решения перечисленных задач были получены следу-ющие результаты:
Планирование и прогнозирование важны для управления экономи-кой. Планирование — процесс разработки целей и стратегий для достиже-ния результатов. Прогнозирование — оценка будущих событий на основе текущих данных. Планирование бывает долгосрочным (более 5 лет), сред-несрочным (1-5 лет) и краткосрочным (менее года). Также планирование может быть общественно-государственным, корпоративным и персональ-ным.
Прогнозирование классифицируется по времени и типу. Он может быть короткосрочным, среднесрочным или долгосрочным, а также эконо-мическим, социальным, демографическим и техническим. Планирование и прогнозирование социально-экономических процессов включают опреде-ление целей и ограничений на первом этапе.
На втором этапе собирают данные о текущих условиях и трендах. Затем анализируют данные на возможные риски и результаты. На четвер-том этапе разрабатывают стратегию или план действий с учетом целей и ограничений. Наконец, на пятом этапе выполняют план с мониторингом результатов. Одна из ключевых задач — определение инструментов для до-стижения целей.
Прогнозирование экономических изменений связано с налоговым за-конодательством, рабочими местами, экспортом и доходностью предприя-тий. Важными показателями являются ВВП, инфляция и безработица, а также социальные факторы, такие как демографические изменения и обра-зование.
Возможные сценарии развития событий строятся на основе разных предположений и расчетов вероятности. Метод SWOT используется для выявления сильных и слабых сторон, а также потенциальных возможно-стей и угроз. Системный анализ использует модели для предсказания бу-дущих изменений.
Методы прогнозирования и SWOT-анализ имеют ограничения. Пла-нирование и прогнозирование важны для управления экономикой. При использовании методов нужно учитывать их ограничения.
Планирование и прогнозирование динамичны и зависят от условий. Могут возникнуть положительные или негативные изменения. Цель долж-на быть учтена при планировании социально-экономических процессов, иначе программа может быть неэффективной.
Для достижения целей в социально-экономической сфере нужно ос-новывать инструменты на анализе фактов и данных. Это гарантирует успешное выполнение задач. В Москве необходимо предвидеть и планиро-вать социально-экономические процессы на уровне региона, учитывая спе-цифику планирования и прогнозирования.
Москва — большой муниципалитет с централизованной властью и широкими полномочиями. Необходимо координационное согласование между отделами и службами для инноваций. В экономике Москвы каждая отрасль имеет свои особенности и характеристики развития, которые нуж-но учитывать при планировании и прогнозировании социально-экономических процессов.
Москва — крупный международный центр бизнеса, финансов и инно-ваций, зависимый от внешних факторов. Она также является главным культурным центром России с богатым наследием искусства и множеством культурных событий. Сохранение культурного наследия при формирова-нии социально-экономических процессов является важным, но сложным.
В Москве живут более 12 млн. человек, что делает социальную сферу города ключевой. Необходимо обеспечить доступность высококачествен-ных услуг в здравоохранении, образовании, культуре и других сферах. Уникальность природной среды Московского региона требует планирова-ния экологически устойчивого развития города и его окружения.
Для планирования и прогнозирования социально-экономических процессов в Москве используются два подхода: комплексный и с учетом отраслей экономики. Первый подход включает оценку всех аспектов жизни города, второй – анализ тенденций и прогнозирование изменений в каж-дой из отраслей.
При планировании развития региона учитывается градостроитель-ный подход, основанный на оценке благоустройства и инфраструктуры. Стратегия развития Москвы основывается на системном подходе, включа-ющем экономические, социальные и технические факторы. Культурный подход учитывает сохранение культурного наследия для жизни горожан.
При планировании социально-экономических процессов в Москов-ском регионе необходимо учитывать экологическую ситуацию и создавать экологически устойчивый город. Для этого нужен комплексный подход и системная оценка всех аспектов жизни города. Однако, в Москве суще-ствуют проблемы, несмотря на развитую инфраструктуру для проведения таких работ.
Отсутствие точной информации о состоянии экономики и обществен-ной жизни затрудняет планирование социально-экономических процессов на уровне региона. Крупные города могут зависеть от мировых финансо-вых потоков, что приводит к колебаниям в экономике региона. Изменения валютного курса могут повлиять на стоимость импортированных товаров и услуг, вызвав рост инфляции.
Неравномерное развитие районов Москвы вызывает проблемы. Не-которые районы привлекательнее для инвестиций, если учитывать транс-порт, экологию и доходы населения. Прогнозирование социально-экономических процессов затрудняется оценкой эффективности мероприя-тий, например, дополнительных средств на инфраструктуру или отрасли экономики. Результаты таких мероприятий не всегда предсказуемы.
Изменения в политической среде региона могут повлиять на соци-ально-экономические процессы. Планирование и прогнозирование на уровне региона требуют точных данных и анализа. Правильное планиро-вание может обеспечить стабильность экономического развития и улучше-ние качества жизни жителей. Грамотное планирование важно для достиже-ния этих целей.
Для устойчивого развития городской среды нужно планировать и прогнозировать социально-экономические процессы. Реализация концеп-туальных направлений требует координации всех структурных подразде-лений города. Муниципальные органы управления играют ключевую роль в анализе экономической ситуации и разработке стратегий развития.
Для планирования и прогнозирования социально-экономических па-раметров города Москва нужна качественная база данных из разных ис-точников. Для контроля выполнения задач нужны механизмы, такие как система отчетности и аналитические группы или комиссии.
Информационные технологии повышают эффективность планирова-ния и прогнозирования, например, ГИС-технологии для инвестиций. Ав-томатизация сбора данных ускоряет принятие решений об объектах ин-фраструктуры. Необходимо учитывать глобальные экономические и поли-тические тренды, влияющие на социально-экономическое развитие Моск-вы.
Мировые цены на нефть и ресурсы, торгово-экономические отноше-ния и демографические потоки могут измениться. Для успешного планиро-вания и прогнозирования социально-экономических процессов в Москве нужна координация и организация структурных подразделений, доступ-ность базы данных, контроль задач, информационные технологии и учет глобальных тенденций.
Планирование и прогнозирование социально-экономических процес-сов — важная задача для государственных органов и муниципалитетов. Не-обходим глубокий анализ экономических процессов, таких как обеспече-ние экономической безопасности, эффективное использование ресурсов и инновации в разных отраслях экономики.
Важно повысить качество жизни населения через создание благопри-ятного социального климата, удобную городскую среду и доступность культурных и спортивных объектов. Необходимо учитывать демографиче-ские тенденции, например, в Москве нужно создавать равные возможности для растущей численности населения и мигрантов.
Развитие городской инфраструктуры связано с планированием соци-ально-экономических процессов, включая строительство жилых и коммер-ческих объектов, расширение транспортной сети и создание зеленых зон. Но для успешного прогнозирования важно также проводить мониторинг изменений в экономике и использовать актуальные данные.
Применение информационных технологий важно для получения ак-туальной информации о состоянии экономических процессов и обществен-ного мнения. Оно может улучшить планирование и прогнозирование со-циально-экономических процессов и создать благоприятную социальную среду. Важно уделить внимание демографическим тенденциям и использо-ванию информационных технологий при составлении прогноза.
Таким образом, можно сказать о том, что поставленные задачи были решены, а цель – достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы планирования и прогнозирования социально-экономических процессов
1.1. Сущностные характеристики планирования и прогнозирования социально-экономических процессов
Модели прогнозирования социально-экономических процессов по-могают определить будущее процветание, анализируя данные об экономи-ке. Этот анализ важен для частного и государственного секторов. Эконо-мическое прогнозирование помогает правительствам разрабатывать эко-номическую, денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику. Тор-говые организации и инвесторы изучают эти отчеты.
Инвесторы могут решить, как инвестировать и избежать рецессии. Потребители будут откладывать больше при росте цен и безработицы. В период Covid-19 многие люди начали откладывать сбережения.
Экономисты прогнозируют экономику, используя исторические дан-ные и текущую литературу. Они измеряют данные с помощью методов, таких как скользящие средние и регрессионный анализ. Затем они исполь-зуют экономическую модель для определения продолжения текущего ро-ста.
Отчёты используют информацию для определения роста ВВП и ин-фляции. Прогнозирование экономических процессов важно, но невозмож-но предсказать будущее на 100% из-за человеческих факторов и неожи-данных событий, таких как пандемия. Экономическое прогнозирование остаётся важным инструментом.
Эксперты упускают масштабы крупных кризисов и часто не замеча-ют их. Исследования показывают, что государственные и частные анализы допускают ошибки с одинаковой регулярностью. Например, королева Ан-глии после кризиса 2008 года спросила, почему никто не заметил рецессию до того, как она произошла.