Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Письменная речевая коммуникация в современном городе (объявления, указания, таблички и т. п) в лингводидактическом аспекте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы изучения письменной речи в
современном городе 5
1.1. Письменная
речь в языке современного города. 5
1.2. Топонимика как
раздел ономастики. 10
1.3. Общие классификации указателей. 13
1.4. Сложности и методы изучения указателей при обучении
русскому языку 17
Глава 2.
Особенности указателей Калуги и
их потенциал на занятиях. 26
2.1. Наименования, образованные от имен собственных. 26
2.2 Наименования, образованные от названий профессий, рода
и вида деятельности людей. 27
2.3 Названия, мотивированные историческими событиями. 30
2.4 Названия, образованные от названий предприятий,
организаций, учреждений, общественных учреждений. 31
2.5 Названия, мотивированные возрастным признаком. 35
2.6 Названия, мотивированные природно-географическими
признаками. 37
Глава 3. Планирование занятий по теме «Путешествие к
имени. Ономастическое пространство Калуги». 44
3.1. Роль топонимов Калуги в обучении русскому языку. 44
3.2 Разработка занятия по теме Имена в названиях. (3 ч.) 53
Заключение. 59
Список
литературы 62
Введение:
Важнейший объект
лингвокраеведения – изучение письменной речи на улицах наших городов. Лексика
наименований, которые употребляются в указателях, отражает основные
исторические этапы материальных и духовных слоев народной культуры, тем самым,
являясь ценнейшим источником познания истории, культуры и языка и народа. Кроме
того, в топонимической лексике проявляются закономерности языка, и работа с
этим языковым материалом поспособствует наиболее глубокому проникновению в
содержание и смысл слова и раскрытию многих «тайн» языка. Изучение топонимического
материала позволяет увидеть больше возможностей по изучению своего родного
края, его географических особенностей, истории.
Теоретическими
исследованиями данной работы послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов:
Н.Д. Арутюновой, Д.В. Гудкова, Т.А. ван Дейка, Ю.Н. Караулова, А.Е. Кибрика,
В.В. Красных, К.Ф. Седова, Ф. де Соссюра, Г.Г. Слышкина, А.П. Чудинова и других
ученых.
В разное время
исследованием указателей Калуги и сопредельных территорий занимались Л.А.
Климкова, Л.Л. Трубе, Н.В. Морохин, В.В. Носкова; легенды о происхождении
названий представлены в работах М.П. Шустова.
Методической базой данной
работы послужили исследования отечественных методистов преподавания русского
языка: Ларионовой А. А., Пассова Е.
И., Кибиревой Л.В. Так же исследованиями в этой области занималась Зимняя Е.И.
Говоря о востребованности
данной темы у исследователей, необходимо также иметь в виду, что рассмотрение онимов
на занятиях русского языка остается малоисследованным и достаточно
малораспространенным.
Цель исследования –
предложить способы, методы изучения специфики применения указателей в русском
языке как примера отражения письменной речи.
Поставленная цель требует
решения конкретных задач исследования:
1. Проанализировать
известный лингвистический материал о топонимах и склонении топонимов.
2. Описать типологию
топонимов
3. Рассмотреть
особенности топонимов Калуги и их лингводидактический потенциал
4. Рассмотреть возможности новых методик изучения склонений имен
существительных в школе на примере указателей
Объектом исследования
являются уличные указатели Калуги
Предмет исследования –
особенности указателей Калуги
В работе используются следующие
методы:
Описательный метод,
который предполагает описание и классифицирование собранного языкового
материала.
Картографический метод, предусматривающий
работу с картами. Этот метод применяется для установления закономерностей
размещения топонимических явлений. Карты, составленные в разные периоды
времени, дают возможность проследить развитие различных явлений и их
составляющих по данным топонимии.
Исторический метод.
Понимание современных исторических условий является одним из главных критериев
достоверности исследований. Каждая историческая эпоха характеризуется своим
топонимическим набором.
Этимологический метод
является древнейшим методом. Играет важную роль в топонимике, помогает
восстановить исходный смысл географического термина или названия;
Статистический метод. С
его помощью устанавливается соотношение количества топонимов с иными
категориями наименований, выявляются количественные показатели и их соотношения
с разными категориями топонимов.
Теоретическая значимость
проведённого исследования заключается в том, что оно вносит определённый вклад
в разработку вопроса об ономастике Нижегородского края.
Практическая значимость
диссертации состоит в выявлении лингвометодического потенциала региональной
топонимии: работе со школьниками и в вузе для изучения указателей на улицах
Калуги. Результаты данной работы могут быть использованы на спецкурсах и
спецсеминарах, посвящённых диахронии русского языка и изучению диалектов
Калужской области, на уроках краеведения в средней школе, а также применяться в
качестве наглядного пособия при составлении кратких топонимических словарей
других районов области. Данное исследование может быть интересно и полезно
также тем, кто занимается изучением топонимов на занятиях русского языка.
Новизна исследования
состоит в разработке конкретной системы использования топонимического материала
регионального характера – топонимов
Калуги. Структура исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы и источников и приложения.
Заключение:
Одной из наиболее
актуальных проблем отечественной топонимии является возрождение исторических
названий и лишение заидеологизированности процесса топонимной номинации. За
годы советской власти в России искусственно (волевым решением власти) было
переименовано примерно каждый четвертый, в 1944 году подавляющее большинство
населенных пунктов, радикально была изменена урбанонимная микросистема в
городах. Основу новых (советских) названий составляли так называемые
мемориальные топонимы, которые присваивались поселениям, улицам, площадям,
лесопаркам и т.д. в честь коммунистических ценностей и вождей (г. Дзержинск,
ул. Карла Маркса, с. Советское). Почти не проникли мемориальные названия и
тенденция к массовым переименованиям в те разряды топонимов, которые называли
природные географические объекты: гидронимы, оронимы, дримонимы. для
формирования топонимии России. Актуальными остаются проблемы, связанные с
систематизацией, стандартизацией и научной интерпретацией географических
названий в диахроническом и синхроническом аспектах.
В любом онтологическом
исследовании в реальности создаются знаки и очень часто знаковые системы.
Поэтому следует различать, когда деятельность их создания и обработки чисто
семиотической, а когда она принадлежит тем отраслям науки, в лоне которых она
осуществляется и проводится, не выходя за четко очерченные границы отдельных
дисциплин. Работа со знаками и знаковыми системами в рамках любой науки,
исполнена в концептах этой науки, принадлежит ей, и составляет ее частичную
семиотику. Работа со знаковыми системами социологии, а именно с
конструированием социальной реальности с помощью идеологии, социальной
коммуникации, в таком ключе есть социологической деятельностью, хотя и носит
семиотический характер.
Отдельно отметим, что
одним из векторов структурно-семиотического подхода является дискурсивный
анализ, предусматривающий исследование коммуникативного события, соотношения
между текстом и дискурсом, который понимается как завершенный продукт
коммуникации, ее результат. Дискурсивный анализ осуществляется по отношению к
самым разным сферам культуры.
Таким образом, входя в
сферу различных методологических подходов, семиотический анализ расширяет как
возможности методологии в целом, так и собственные исследовательские стратегии.
В результате научные разработки, продемонстрированные в смысле семиотического
анализа, показывают потенциал семиотики в смысле исследования городского
пространства. Привлечение семиотической перспективы позволит нам в дальнейшем
раскрыть рамки социологического анализа и применить представленные
методологические схемы для определения ткани символического пространства города
как объекта научного исследования.
В статье описаны теоретические
основы лингвокультурологического подхода к обучению русскому языку в начальной
школе, показан культурный потенциал топонимической лексики в реализации
лингвокультурологического аспекта обучения языку. Исследование позволяет
сделать вывод о необходимости проведения планомерной работы по изучению
топонимии в начальной школе. Однако следует отметить, что возможности
использования топонимической лексики в определенных случаях ограничиваются
отсутствием лингвистической литературы, топонимических словарей, адресованных
учителю начальных классов и младшим школьникам. Кроме того, трудности
использования топонимических данных в качестве естественнонаучного и
топонимического материала в начальной школе связаны с тем, что в процессе
реализации лингвокультурологического подхода необходимо учитывать особенности
возраста младших школьников и, следовательно, адаптировать лингвистический
топонимический материал.
В настоящее время уже
накоплен опыт по проблеме формирования языковых и культурных навыков учащихся,
однако практически отсутствуют книги, учебные пособия, дидактические материалы
по использованию топонимов как средства реализации лингвокультурологического
подхода в обучении русского языка. Поэтому была организована экспериментальная
работа, призванная реализовать на практике лингвокультурологический подход к
обучению русскому языку (на материале топонимии). Топонимическая лексика для
курсов русского языка была выбрана с учетом следующих принципов: отечественное,
коммуникативное, краеведческое. В ходе эксперимента был отобран дидактический
топонимический материал и разработаны различные формы использования этого
материала на уроках русского языка и в учебном процессе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы изучения письменной речи в современном городе
1.1. Письменная речь в
языке современного города
В современном мире особое
внимание исследователей привлекают города как основные и динамично развитые пространства
существования людей. Город представляет собой сложную систему связей и коммуникаций
Соответственно, в научном пространстве одновременно представлен ряд
методологических подходов к анализу феномена городов. В данном случае уместным является привлечение социокультурной
стратегии анализа объектного поля нашего исследования.
Конкретизируя ряд
аспектов аналитического взгляда на город как культурный текст, предлагаем
обратить особое внимание на кейс эвристических возможностей семиотического
анализа пространства города.
Как содержательно и
достаточно четко отмечает Н. Осипова, поскольку семиотика не имеет своего
предмета исследования, она может использоваться в качестве универсального
подхода в самых различных областях знания, в качестве надстройки над другими
науками, в которых используются такие категории, как знак, модель, система.
Например, интересы семиотики распространяются на человеческие коммуникации (в
том числе и речевые), информационные, социальные процессы, сферу
функционирования и развития культуры, искусство, повседневность и т.д. Задачей семиотики
есть также исследование способов передачи информации, свойств знаков и знаковых
систем (естественные и искусственные языки, явления культуры, мифа, ритуала),
коммуникации в природе [18].
Для начала, одним из
важных вопросов оказывается определение есть ли разница между понятием
«семиотика» и «семиология»? С одной стороны, в ряде публикаций по анализу знаково-символической
природы тех или иных объектов, явлений мы можем встретить ситуации, когда данные
понятия применяются или как почти синонимичны, или взаимозаменяемы, но следует
избегать подобной практики. Соответственно, обратим внимание на этимологию и
генезис понятий «семиотика» и «семиология». Для этого предлагаем рассмотреть
сходство и отличие при построении теории знаково-символических систем в работах
ученых, считающиеся одними из основателей данного направления – Ч. Пирса и Ф.
де Соссюра.
В своей работе "Курс
общей лингвистики" Ф. де Соссюр [31] задал парадигму гуманитарной мысли в
ХХ ст. Да, ученый предложил диадическую модель знака, предлагающую
рассматривать структуру знака, состоящую из двух взаимосвязанных частей:
означающее (signifier), то есть форма, которая может приобрести знак; означаемое
(signified) – презентуемое понятие. Триадическая модель знака была предложена
Ч. Пирсом [28] в работе "Экзистенциальные графы" и представляет
систему знака, в которой знак состоит из трех частей: репрезентамен
(representamen) – форма, приобретающая знак; интерпретанта (interpretant) – это
смысл, происходящий от знака; объект – то, на что проектируется знак.