Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Пересмотр базовых принципов оборонной политики Японии: причины и возможные последствия для регионального баланса сил».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ САМООБОРОНЫ ЯПОНИИ 8
1.1. Правовые основы обороны Японии 8
1.2. Особенности оборонной политики Японии во второй половине 20 века 22
ГЛАВА 2. НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ 32
2.1. Реформы кабинета Синдзо Абэ 32
2.2. Влияние современных тенденций в сфере вооружения Японии на баланс сил в АТР 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Введение:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ САМООБОРОНЫ ЯПОНИИ 8
1.1. Правовые основы обороны Японии 8
1.2. Особенности оборонной политики Японии во второй половине 20 века 22
ГЛАВА 2. НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ 32
2.1. Реформы кабинета Синдзо Абэ 32
2.2. Влияние современных тенденций в сфере вооружения Японии на баланс сил в АТР 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Актуальность исследования заключается в трансформации внешнеполитической стратегии Японии в условиях формирующегося нового мирового порядка. После окончания Второй мировой войны Япония как потерпевшая поражение держава-агрессор была лишена прав на создание собственных Вооруженных сил, и основу ее безопасности формировал и все еще формирует альянс с США.
Однако после окончания холодной войны в Японии активизировались дебаты на тему возрождения полноценных Вооруженных сил, которые должны сменить Силы самообороны, поскольку международная ситуация коренным образом изменилась, и вместе с ней изменился характер угроз и вызовов безопасности страны.
Интерес представляет изучение дебатов в японском обществе и политической элите страны относительно оборонной политики, будущего системы региональной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, видения новых вызовов и угроз национальной и региональной безопасности.
Актуальность представляет и роль Японии во внешней политике России. Двусторонние российско-японские отношения в настоящее время представляют собой динамично развивающиеся и одновременно противоречивые по существу связи, отражающие основные противоречия нового формирующегося мирового порядка и, вместе с тем, устаревший взгляд Японии на проблему «Северных территорий», под которой скрываются территориальные претензии к Российской Федерации.
Как Россия, так и Япония разделяют во многом схожее видение проблем обеспечения региональной безопасности в АТР, и при этом Япония сохраняет позицию ключевого регионального союзника США, более того, на ее территории размещено ядерное оружие Соединенных Штатов и развиваются системы противоракетной обороны.
Интенсивное политическое и экономическое сотрудничество не стало препятствием для введения Японией в 2014 году санкций против Российской Федерации и их расширения в 2022 году. Однако на этом фоне поступательное развитие двусторонних отношений продолжалось.
Наконец, две страны разделяет территориальный спор, восходящий к вопросу признания Японией итогов Второй мировой войны. И Россия, и Япония согласны рассматривать Договор 1956 года в качестве основы будущего мирного соглашения, однако дальше деклараций дело не продвигается.
Все вышеобозначенные проблемы и противоречия обуславливают актуальность данного исследования.
Цель исследования – выявить причины и возможные последствия пересмотра базовых принципов оборонной политики Японии для регионального баланса сил.
К задачам исследования относятся следующие:
— рассмотреть правовые основы обороны Японии;
— проанализировать особенности оборонной политики Японии ;
— охарактеризовать реформы кабинета Синдзо Абэ;
— определить влияние современных тенденций в сфере вооружения Японии на баланс сил в АТР.
Объект исследования – оборонная политика Японии.
Предмет исследования – процесс пересмотра базовых принципов оборонной политики Японии в контексте возможных последствий для регионального баланса сил.
Обзор источников. В процессе работы над диссертационным исследованием были использованы опубликованные
Заключение:
Правовое обеспечение обороны Японии включает в себя ряд нормативно-правовых документов и материалов доктринального характера, которые подробно описывают особенности положения Японии в сфере обеспечения обороны, сложившиеся после окончания Второй мировой войны.
В Конституции Японии отражается запрет на ведение войны и собственные вооруженные силы. Силы самообороны Японии имеют право исключительной защиты японской территории, но по окончании холодной войны их права были расширены до возможности участия в международных операциях в рамках коллективной безопасности или миротворческих сил.
Ключевым в области обороны является союз с США, существующий на основе Договора о взаимном сотрудничестве и безопасности Японии и США от 1960 года. Договор предусматривает взаимные обязательства Японии и США в случае нападения на Японию или американские вооруженные силы, размещенные в Японии.
Внешняя политика Японии во второй половине XX века находилась под влиянием итогов Второй мировой войны. Капитуляция Японии привела к ее временной оккупации со стороны США, присутствие которых после мирного договора 1951 года и договора о союзе 1960 года было оформлено в виде военных баз.
Альянс с США сохранял свое значение на протяжение всего периода холодной войны, однако к ее концу и после ее завершения в Японии начались дебаты относительно повышения своей роли в союзе с США.
Другим важным элементом были отношения с СССР, которые воспринимались в контексте военной угрозы периода холодной войны и проблемы «возвращения» Северных территорий, которые Япония считает относящимися не к курильским островам, а к острову Хоккайдо.
Реформы правительства С. Абэ существенно изменили оборонную политику Японии. Среди ключевых моментов реформ можно отметить централизацию руководства, институционально выраженную в форме образования Совета национальной безопасности как ключевой структуры правительства в отношении обеспечения национальной безопасности.
Впервые Япония приняла собственную Стратегию национальной безопасности, отражающую комплексное понимание политики страны в сфере обеспечения безопасности.
С. Абэ пересмотрел традиционный курс прежних правительств, рассматривавших в качестве безусловного приоритета экономическое развитие. Ставка на безопасность повлекла за собой увеличение военных расходов и формирование новых альянсов, в которых Япония стала играть более значительную роль.
Эти тенденции, заложенные С. Абэ, находят отражение и в текущих действиях нового японского правительства во главе с Кисида Фумио.
Политика Японии в отношении проблем безопасности ведет к изменениям в балансе сил и в целом ситуации в АТР. Прежде всего, следует отметить более активную роль Токио в альянсе с США и формирование группы четырех государств в составе Японии, Австралии, Индии и США, которые сосредотачивают усилия на безопасности Индо-Тихоокеанского региона.
Япония рассматривает КНР как растущую угрозу безопасности и принимает участие в военных учениях в Юго-Восточной Азии. Тем не менее, в двусторонних отношениях политические проблемы и вопросы безопасности пока еще разграничены от экономического сотрудничества.
Важным направлением является политика Токио в отношении так называемых «Северных территорий». Япония ужесточила свою позицию и в контексте конфликта на Украине осуществляет совершенно иной и более жесткий, чем при С. Абэ, курс, в отношении России, опасаясь, в том числе, односторонних действий по изменению статус-кво со стороны Китая в Восточной Азии, прежде всего, на Тайване.
В целом, политика С. Абэ стала большим шагом в отношении развития оборонной политики, отражая как международные изменения, так и стремление Японии играть активную роль в обеспечении региональной и глобальной безопасности на современном этапе.
Тенденции оборонной политики, заложении в период премьерства С. Абэ, находят отражение в современной политике правительства Японии и, видимо, будут оказывать долгосрочное воздействие на внешнюю политику и политику в области безопасности Японии.
В текущем году кабинет нового премьер-министра Японии Кисиды планирует принять новые Стратегии национальной безопасности и Среднесрочного плана военного строительства, которые предлагается засекретить. В них предполагается совместить традиционный курс экономического развития и приоритеты безопасности, которым уделялось больше внимания в период С. Абэ.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ САМООБОРОНЫ ЯПОНИИ
1.1. Правовые основы обороны Японии
Ключевой особенностью правовых основ обороны Японии является ее поражение во Второй мировой войне. В этой войне Япония была агрессором, и после поражения была вынуждена согласиться на условия, предполагавшие исключить возможность какой-либо агрессии в будущем.
В принятой в 1947 году Конституции Японии подчеркивалось положение страны после ее капитуляции во Второй мировой войне. С самого начала подчеркивалось, что необходимо обеспечить возможность пользоваться плодами мирного сотрудничества со всеми странами, не допускать новой войны и повторения ее ужасов.
В Основном законе Японии красной чертой проходит мысль, что японцы не желают войны, надеются на вечный мир. Вопросы обеспечения национальной безопасности будут рассматриваться сквозь призму справедливости и взаимодействия с миролюбивыми народами мира.
В духе либеральной демократии, проповедуемой основным союзником Японии после Второй мировой войны, США, Конституция Японии включает тезисы о стремлении навсегда уничтожить тиранию, рабство, угнетение и нетерпимость на всей планете. Благодаря этому можно рассчитывать на реализацию права всех народов на мирную жизнь, свободу от страха или нужды. Отношения должны строиться с учетом взаимных интересов, на основе равноправия и политической морали. Эти принципы стали фундаментальными в подходе к обеспечению своей безопасности в период холодной войны.
Глава вторая Конституции (статья 9) закрепляет отказ от войны или любого применения силы или угрозы силой. Мир, основанный