Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Переговоры, как способ решения политических конфликтов: теория и практика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-методологическая основа политических
переговоров.. 9
1.1.
«Политические конфликты»: понятие, типологии, стадии и способы разрешения. 9
1.2.
«Политические переговоры»: понятие, принципы, типологии, функции и технологии. 21
Глава 2. Практика ведения переговорного процесса для
решения политических конфликтов.. 35
2.1.
Переговоры как способ решения международных конфликтов. 35
2.2
Основные аспекты участия и участники дипломатических переговоров на примере ООН.. 39
2.3
Некоторые особенности национальных переговорных стилей для решения политических
конфликтов. 58
Заключение. 66
Список использованных источников и литературы.. 69
Введение:
Актуальность
темы. Дипломатия является важнейшим инструментом в осуществлении внешней
политики государства. Современная дипломатия должна соответствовать реалиям
международной обстановки, которые в настоящее время отличаются от тех, что были
20 лет назад. Появились новые государства, с которыми необходимо налаживать
сотрудничество. Обострились морские споры за территориальные воды и морские
пространства.
Мы стали жить в условиях ядерной опасности, так как
многие государства имеют оружия массового поражения. Именно в этих условиях
человечество все больше стало понимать, что нам необходима современная
дипломатия, которая представляет собой совокупность невоенных практических
мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом международной обстановки.
Все больше людей соглашается с тем, что война не является эффективным способом
решения проблем возникающих между государствами, только переговоры и тонкая
дипломатия могут спасти мир от гибели[1].
Современное общество ориентированно на диалог, это
обусловлено необходимостью искать решения образовавшихся проблем, связанных с
экологией, борьбой с терроризмом, урегулированием конфликтов исключительно
совместными усилиями. В результате решение международных проблем становится
одной из главных функций дипломатии. Соответственно современная дипломатия
подстраивается под тенденции современного общества, которое нуждается в тонкой
и профессиональной дипломатии.
Столкновение интересов государств на
международной арене является неизбежным. В большинстве случаев конфликтные отношения
удается урегулировать дипломатическими или судебными средствами. Вместе с тем,
в практике межгосударственных отношений нередки случаи, когда нерешенные
вопросы приводили к нарушению мира. Вооруженные конфликты ХХ-ХХ1 вв. наглядно
продемонстрировали необходимость поиска новых и совершенствования уже
существующих путей урегулирования конфликтных отношений.
В этой связи, международно-правовое
исследование содержания принципа мирного разрешения споров и его эволюции
представляется весьма актуальным.
Степень изученности проблемы. При написании дипломной работы
подверглись анализу различные научные и публицистические труды ученых и
исследователей, занимающихся изучением данной проблематики. Базируясь на
структуре исследования, их работы можно разделить на несколько групп.
Историю и современное состояние международных дипломатических отношений
рассматривают в своих работах А.Д. Богатуров, Е.Н.
Васильева и Н.А. Цынарева[2], Н.А. Косолапов, В.П.
Потемкин[3], М.А. Хрусталев[4], В.И. Попов[5], С.А. Семедов[6], А.В. Торкунов[7], П.А. Цыганков[8] и другие.
Дипломатию в рамках международного права изучали П.Н. Бирюков[9], С.А. Егоров[10], В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов[11], Ю.М. Колосов[12], А.Л. Стремовская[13] и другие.
Переговорному процессу в современных дипломатических отношениях посвящены
исследования М.В. Авдевича[14], И.А. Василенко[15], И.И. Лукашук[16], Н.М. Минасян,
А.М. Ладыженский, И.П. Блищенко[17], П.Г. Зверев[18], А.В. Манойло[19], М.А. Хрусталев[20], С.Г. Шеретов[21] и других авторов.
Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время в мире проводится
огромное количество исследований по переговорам, а также существующую в течение
многих веков практику их ведения (переговоры использовались и используются в
международных отношениях чаще чем войны, — исследованы они значительно меньше
по сравнению с другими вопросами международных отношений, что не позволяет
говорить о достаточной разработанности темы. Однако, несмотря на вышедшие
работы, в целом надо отметить, что отечественная наука сегодня значительно
отстает от зарубежной по степени разработанности и даже по знакомству с
проблематикой, связанной с подготовкой и ведением переговоров.
Целью данного исследования является теория и практика ведения международных
переговоров как способа решения
политических конфликтов.
Объект исследования — политические конфликты.
Предмет исследования — политические переговоры как способ решения конфликтов в
политической сфере.
Задачи исследования:
1. изучить понятие, типологии, стадии и способы разрешения «политических
конфликтов»;
2. изучить понятие, принципы, типологии, функции
и технологии «политических переговоров»;
3. рассмотреть переговоры как способ решения
международных конфликтов;
4. выявить основные аспекты участия и участников
дипломатических переговоров;
5. выявить особенности национальных переговорных
стилей на примере конфликтов на Ближнем Востоке в XXI веке и особенностей
российской дипломатии.
Источниковая
база. Данное исследование базируется на разнообразных источниках: В процессе
работы были использованы источники различных видов, среди которых –
нормативно-законодательные, делопроизводственные, статистические и
публицистические документы.
К первой
принадлежат нормативно-законодательные
документы, относящиеся к основам дипломатической деятельности: Договор
государств – участников Содружества Независимых Государств[22], Международная конвенция о
борьбе с захватом заложников от 18 декабря 1979 г.[23], Европейская конвенция о борьбе
с терроризмом от 27 января 1977 г.[24], Федеральный закон от 6 марта
2006 г. N 35-ФЗ О противодействии терроризму[25], Указ Президента РФ от 30 ноября
2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»[26], Указ Президента РФ от 6
сентября 2008 г. «О некоторых вопросах государственного управления в области
международного сотрудничества»[27], Концепция внешней политики
Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 12 февраля 2013 г.)[28].
Вторую группу
источников составляют делопроизводственные
документы, характеризующие деятельность органов, ответственных за политику
стран Распоряжение Президента РФ от 2 февраля 2010 г. «О создании Фонда
поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова»[29], Распоряжение Президента РФ от 2
февраля 2010 г. «О создании некоммерческого партнёрства «Российский совет по
международным делам»[30].
Третью группу составляют публицистические источники.
В работе использовались официальные декларации и заявления
представителей стран, что помогло определить позицию официальных лиц по
отношению к международному сотрудничеству Доктрина информационной безопасности Российской
Федерации (утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895)[31].
Таким образом, обращение к данным видам источников
позволило автору комплексно изучить основы современной дипломатической
деятельности в рамках ведения дипломатических переговоров. Подобная
репрезентативная источниковая база позволила сделать обоснованные, достоверные
и показательные выводы.
Теоретико-методологическая основа исследования. Основными методами
работы выступают метод сравнительного анализа,
позволяющий выявить специфику,
своеобразие политических
позиций разных акторов
по урегулированию конфликта
на современном этапе; системный
метод, позволяющий дать
целостное представление и показать
динамику столь сложного
явления, как кризис идентичности; метод политического
прогнозирования, позволяющий выявить основные
тенденции и перспективы
решения конфликта. Для
решения поставленных в диссертации
задач используются также
функциональный анализ,
логически-концептуальный
анализ, позволяющий выстроить понятийную структуру работы.
Практическая
значимость исследования. Исследование обобщает и анализирует различные комплексы
взаимодействия стран в дипломатических переговорах. Положения и выводы
исследования могут служить базой для новых научных исследований международного
переговорного процесса. Помимо этого, данное исследование можно использовать и
в рамках учебного процесса, например, для дисциплин, посвященных теме
внешнеполитической деятельности государств.
Структура
работы. В соответствии с целью и задачами исследования структурно дипломная работа
состоит из «Введения», двух глав, «Заключения», списка источников и литературы. [1] Бирюков П. Н. Международное право : учебник для бакалавров / П. Н.
Бирюков. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2014. –С.
54. [2]
Архитектура международных отношений в XXI веке и глобальные тренды
современности: теория и реальность: межвузовский сборник научных трудов / под
ред. Е.Н. Васильевой, Н.А. Цынаревой. – Тверь: Тверской государственный
университет, 2016. – 226 с. [3] История дипломатии: в 3 т. – Т. 1. / В.П.
Потемкин, [и др.]. – М.: Государственное социально-экономическое издательство,
1941. – 566 с. [4] Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки
теории и политического анализа международных отношений. – М. Научно-образовательный
форум по международным отношениям, 2002. –
384 с. [5] Попов В.И. Современная дипломатия. Теория и практика.
– М.: Эксмо, 2009. – 374 с. [6] Семедов
С.А. Теория и история дипломатии.
Словарь-справочник: учебно-методическое пособие / С.А. Семедов. — М.:
Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. – 70 с. [7] Торкунов А.В. Современные международные отношения. –
М.: Академия, 2009. – 375 с. [8] Цыганков П.А. Теория международных отношений. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 590 с. [9] Бирюков П.Н. Международное право : учебник для бакалавров / П. Н.
Бирюков. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2014. – 856
с. [10] Егоров
С.А. Международное право: Учебное пособие. – М.: «Статут», 2016. – 848 с. [11]
Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р.
Тузмухамедов. 2-е изд. М., 2007. – 960 с. [12]
Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.М. Колосов. М., 2005. –
624 с. [13] Стремовская А.Л. Некоторые аспекты ведения международных переговоров //
Российский внешнеэкономический вестник. – 2012. – № 2. – с. 93-99. [14] Авдевич
М.В. Современные тенденции многостороннего регулирования международных
экономических отношений. – М.: 2001. – 169 с. [15] Василенко
И.А. Политические переговоры. Учебное пособие. –
2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфа-М, 2010. – 396 с.; Василенко, И. А. Международные переговоры: учебник для
магистров / И. А. Василенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство
Юрайт, 2017. – 485 с. [16] Лукашук И.И. Дипломатические переговоры и принимаемые
на них акты. – М.: Nota bene, 2004. – 285 с. [17] Минасян
Н.М., Ладыженский А.М., Блищенко И.П. Мирные средства разрешения споров между
государствами: Учебное пособие. – М.: «Госюриздат», 1962. – 174 с. [18] Зверев
П.Г. О разграничении международных и внутренних вооруженных конфликтов в
контексте международного миротворчества Организации Объединенных Наций. //
Международное право и международные организации. – 2015. – №3. – С. 347-364. [19] Манойло
А.В. Урегулирование и разрешение международных конфликтов. // Журнал «Мир и
политика», 2013. – №10. – С. 130-140. [20] Хрусталев М.А. Методология анализа международных
переговоров // Международные процессы. – 2012. – №10. – С. 37-42. [21] Шеретов С.Г. Ведение международных переговоров: Учеб.
пособие. – Алматы: Ин-т междунар. права и междун. бизнеса «Данекер», 2004. –
155 с. [22] Договор
государств – участников Содружества Независимых Государств // Сборник
нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств-участников
Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью / Исполнительный
комитет Содружества Независимых Государств. Вып.2 – Минск, 2001. – С. 98 – 110. [23]
Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 18 декабря 1979 г. //
Действующее международное право. – Т. З. – С. 23 – 29. [24]
Европейская конвенция о борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г.// Действующее
международное право. – Т. 3. – С. 94 – 99. [25]
Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» //
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения 02.02.2022). [26] Указ
Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней
политики Российской Федерации» Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime//71452062/ (дата обращения 02.02.2022). [27] Указ
Президента РФ от 6 сентября 2008 г. «О некоторых вопросах государственного
управления в области международного сотрудничества» // Официальный сайт
Президента России. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/28020
(дата обращения 02.02.2022). [28] Концепция
внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 12 февраля
2013 г.) // Официальный сайт МИД России. – 18.02.2013. – Режим доступа: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
(дата обращения 02.02.2022). [29]
Распоряжение Президента РФ от 2 февраля 2010 г. «О создании Фонда поддержки
публичной дипломатии имени А.М. Горчакова» // Официальный сайт Президента
России. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/30577
(дата обращения 02.02.2022). [30]
Распоряжение Президента РФ от 2 февраля 2010 г. «О создании некоммерческого
партнёрства «Российский совет по международным делам» // Официальный сайт
Президента России. – 03.02.2010. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/6779
(дата обращения 02.02.2022). [31] Доктрина
информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 9
сентября 2000 г. № Пр-1895) // Официальный сайт Совета безопасности РФ. – Режим
доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/5.html
(дата обращения 02.02.2022).
Заключение:
В данной дипломной
работе поставленная нами цель достигнута. Цель работы — исследование теории и практики
ведения международных переговоров как способа решения политических
конфликтов.
Было определено, что
самое глубокое влияние на реальный характер дипломатии глобальных изменений XXI
века является то, что общественные сферы
множатся в современных государствах, особенно в западных демократиях.
Разрушение наших обществ, процесс, который ускоряется в этом столетии, породил
эту фрагментацию. Наши дома, профессиональные миры, образование, интересы, опыт
и идеологические ориентации становятся все более дифференцированными. Поэтому в
области дипломатии мы взаимодействуем с растущим разнообразием действующих лиц,
которые охватывают множество различных и сосуществующих общественных областей,
и отвечаем на них. Эти разнообразные общественные сферы существуют бок о бок,
иногда не касаясь друг друга; они также могут работать вместе или сталкиваться
и разделяться на новые частицы публики.
Определено, что
переговоры — это процесс, к которому можно подходить разными способами. Ключ к
переговорам о положительном результате — способность участников переговоров
тщательно рассмотреть все элементы ситуации, а также определить и продумать
варианты. В то же время участники переговоров должны быть в состоянии держать
события в перспективе и быть настолько честными и честными, насколько позволяют
обстоятельства. Поскольку общая позиция или заинтересованность привели стороны
за стол переговоров, переговорщик может извлечь выгоду, пытаясь извлечь выгоду
из этой общей позиции. Рассматривая другую сторону как партнера, а не
противника, и работая вместе, участники переговоров получают возможность
выработать решение, которое будет выгодно обеим сторонам.
Современное искусство
ведения переговоров, особенно его теория, во многом является результатом опыта
прошлых событий, результатом использования теоретических знаний и практики,
приобретенных во время многих прошлых кризисов, и полностью зависит от опыта
этих событий. Развитие осведомленности людей о том, что столкновения могут
привести к ядерному уничтожению человечества, все больше влияло на развитие
методов и способов мирного урегулирования кризисов и конфликтов.
В наши дни дипломатия
добилась такого прогресса, что сотрудничество государств не может представить
себе работу без специально подготовленной дипломатической сети.
Серьезные страны
уделяют особое внимание выбору и подготовке будущих дипломатов.
Переговоры являются
основным средством дипломатии и других средств мирного урегулирования
конфликтов и кризисов. Соблюдается в более широком контексте.
Ведение переговоров —
это процесс коммуникации, применимый в ряде официальных и неофициальных
случаев, в основном используемый для улучшения отношений между сторонами на
переговорах.
С началом переговоров
начинается процесс прекращения конфликта и начала сотрудничества. Как правило,
они представляют собой первую взаимную деятельность сторон в конфликте, и это
их первый контакт после столкновения.
Переговоры — это
процесс, который устраняет или, по крайней мере, смягчает антагонизм. Его
особенности включают противостояние между заинтересованными сторонами с
противоположными позициями. Многие из них готовы назвать переговоры как метод,
который способствует достижению лучшего качества человеческих отношений.
Даже настолько
осмысленный или сведенный к минимуму как навык, переговоры заслуживают полного
внимания исследователей. Только путем переговоров достигается компромисс между
сторонами, стремящихся достичь взаимоприемлемого реального результата по
вопросам, представляющим общий интерес.
Можно сказать, что
переговоры — это процесс, который выполняет определенные требования, чтобы
получить то, что мы хотим от людей, которые что-то ищут от нас. Фактически, это
процесс разрешения конфликтов между двумя или более сторонами, когда обе или
все стороны в споре адаптируют свои требования к достижению взаимоприемлемого
компромисса. Мы все еще можем сказать, что переговорный процесс является общим
соглашением между сторонами, стремящимися достичь идеального результата .
Переговоры можно
определить как двустороннее сообщение, направленное на достижение соглашения
между сторонами, которые имеют взаимные интересы или противоречат друг другу.
Это фактически процесс общего принятия решений посредством соглашения и
используется как в международных отношениях, так и в других сферах
человеческого общества. Основным требованием для переговоров является наличие
связи.
Переговоры определяются
как процесс коммуникации между двумя или более участниками, которые стремятся
установить новые отношения друг с другом или субъектом, интересы которого они
представляют, мирным путем.
Несомненно, ландшафт
дипломатии и ее практики изменились от старых методов к современной системе;
начиная с развития технологий и образования, что делает необходимым адаптацию к
требованиям, вытекающим из продолжающихся преобразований международной системы.
Исследование обобщает
и анализирует различные комплексы взаимодействия стран в дипломатических
переговорах. Положения и выводы исследования могут служить базой для новых
научных исследований международного переговорного процесса. Помимо этого,
данное исследование можно использовать и в рамках учебного процесса, например,
для дисциплин, посвященных теме внешнеполитической деятельности государств.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологическая основа политических переговоров 1.1.
«Политические конфликты»:
понятие,
типологии, стадии и способы разрешения
Что такое политический конфликт? Существует
два подхода к определению термина «политический конфликт».
Первый — развить идею политики для определения
отношения между политикой и конфликтом. Этот метод отличает политику от
политики, идею политики от политики в обычном смысле этого слова. Это различие
может быть проведено двумя противоположными способами: с одной стороны,
представляя как собственно политическое определение врага и друга1; с другой
стороны, определяя как политическую межсубъективную связь, выкованную общими
действиями. Второй метод — с самого начала подвергнуть сомнению наш опыт политических
конфликтов. Этот метод работает противоположно первому. Он опирается на общий
политический опыт, чтобы рефлексивно получить понимание политики. Это
размышление не будет рассматривать различие между политикой и политикой как
данность априори. Он предпочтительно будет рассматривать оба смысла политики: с
одной стороны, политическую деятельность и жизнь (политику); с другой стороны,
определение строки и метода действия (политики). Тогда возникает вопрос, при
каких условиях и в каких пределах политическая жизнь делает возможными
осмысленные действия.
Обращаясь к нынешнему значению
понятия политического конфликта, мы можем выделить три его характерные черты:
1. Политические конфликты включают группы в
самом общем смысле этого слова: социальные классы или слои, этнические или
конфессиональные