Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогическое образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Педагогические условия развития у дошкольников понимания эмоциональных состояний окружающих людей (на примере МАДОУ д/с комбинированного вида №7 «Радуга»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8

1.1. Сущность и содержание понятия «эмоциональное состояние» 8

1.2. Особенности эмоционального развития в период дошкольного детства 15

1.3. Педагогические условия развития у дошкольников понимания эмоциональных состояний окружающих людей в условиях образовательного процесса ДОО 27

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35

2.1. Организация и проведение процедуры исследования уровня понимания эмоциональных состояний окружающих людей у детей старшего дошкольного возраста 35

2.2. Комплекс мероприятий по развитию у дошкольников понимания эмоциональных состояний окружающих людей 45

2.3. Оценка эффективности мероприятий и интерпретация результатов исследования 52

2.4. Практические рекомендации педагогам по совершенствованию образовательной практики в рамках оптимизации эмоционального развития дошкольников 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

ПРИЛОЖЕНИЕ 78


  

Введение:

 

Актуальность данного исследования определяется тем, что развитие ребенка, его личности, умение общаться во многом зависят от развития эмоциональной сферы: поскольку никакое взаимодействие и общение, как у взрослых, так и у детей, не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого, также управлять собственными эмоциями. Распознание и передача эмоций — сложный процесс, и без соответствующего уровня развития и определенных знаний столкнется со значительными трудностями. Чем больше ребенок знает эмоциональных состояний, тем точнее он поймет состояние другого участника коммуникативной деятельности. Не менее важное значение эмоции имеют для развития процесса взаимоотношений, поскольку они являются основой формирования симпатий и антипатий, возникающих при восприятии и оценке другого человека.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития у дошкольников понимания эмоциональных состояний окружающих людей. Закладывающиеся в дошкольном периоде образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют и эмоциональное развитие ребенка. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить факторы, влияющие на эмоциональное состояние ребенка: взаимоотношения в семье (З.Н. Богуславская, C.B. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), общение с педагогом (В.А. Горбачева, Т.О. Каштанова, М.И. Лисина, Е.А. Панько и др.), отношения со сверстниками (Л.Н. Башлакова, Т.Н. Ерофеева, Я.Л. Коломинский, A.A. Рояк и др.), достижение успеха в деятельности (P.C. Буре, Т.С. Комарова, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина и др.). Вместе с тем анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы развития у дошкольников понимания эмоциональных состояний окружающих людей.

Развитие личности, способной к восприятию и пониманию эмоциональных проявлений других людей является одним из ведущих условий адаптации в современном обществе. В современных исследованиях понимание эмоций определяется как способность понимать природу, причины и последствия собственных эмоций и эмоций других людей. Это и процесс комплексной обработки эмоциональной информации, и способность к идентификации эмоций, и показатель эмоциональной компетентности, что обусловливает различные аспекты исследования проблемы понимания детьми эмоций за рубежом (взаимосвязь понимания эмоций с показателями социального развития и учебных достижений; возрастные и гендерные особенности понимания детьми эмоций, особенности идентификации эмоций, влияние социального окружения и эмоционального опыта на развитие понимания эмоций) и отечественной науке (изучение уровней понимания детьми эмоций, психологических и педагогических условий развития понимания эмоций).

Важной особенностью эмоционального развития ребенка является тесная взаимосвязь с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму коммуникативного взаимодействия. Способность распознавать, понимать, описывать, прогнозировать эмоции окружающих позволяет понимать динамику и причины изменений эмоционального состояния и поведения окружающих. Понимание детьми эмоций окружающих создает основу для развития коммуникативных способностей, выстраивания позитивных взаимоотношений с другими, удовлетворения потребности в эмоциональных контактах. В то же время недостаточное понимание эмоций и эмоциональных состояний окружающих способствует развитию тревожности, трудностям коммуникации, эмоциональной некомпетентности. Поэтому очень важно изучить специфику развития понимания эмоций в дошкольном возрасте и определить факторы и условия, которые могут стимулировать этот процесс.

Объект исследования: процесс понимания эмоциональных состояний (эмоций).

Предмет исследования: педагогические условия развития у дошкольников понимания эмоциональных состояний окружающих людей.

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически выявить эффективность педагогических условий развития у дошкольников понимания эмоциональных состояний окружающих людей.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность и содержание понятия эмоциональное состояние (эмоции) в психолого-педагогической литературе.

2. Описать особенности эмоционального развития в период дошкольного детства

3. Проанализировать педагогические условия развития у дошкольников понимания эмоциональных состояний окружающих людей.

4. В рамках эмпирического исследования реализовать комплекс мероприятий по развитию у дошкольников понимания эмоциональных состояний окружающих людей и оценить его эффективность.

5. Разработать рекомендации по совершенствованию образовательной практики в рамках оптимизации эмоционального развития дошкольников.

Гипотеза исследования: развитие понимания эмоциональных состояний окружающих людей у старших дошкольников будет наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

— учете возрастных особенностей дошкольников;

— организации эмоционально-развивающей предметно-пространственной среды ДОО наглядными материалами с эмоциональным содержанием (игры, книги, плакаты);

— организации взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми в разных формах совместной деятельности;

— использовании игр и упражнений на обогащение как эмоциональной, так и коммуникативной сферы дошкольников;

— приобретении каждым ребенком эмоционально положительного опыта общения со сверстниками.

Методологическими основами исследования.

— положения о закономерностях развития личности на разных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин);

— представления о центральной роли эмоций в развитии ребенка (Л.И. Божович, Г.М. Бреслав; В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Е.И. Изотова, Е.П. Ильин, Д.Б. Эльконин и др.);

— положения о специфике эмоционального развития в дошкольном возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

— исследования в области восприятия эмоциональных состояний человека (Ю.А. Афонькина, Ю.В. Гранская, Е.И. Изотова, И.О. Карелина, В.А. Лабунская, Е.М. Листик, Т.Н. Малкова, Ю.А. Свенцицкая, Н.А. Титова, Г.А. Урунтаева, А.М. Щетинина, и др.).

Методы исследования:

1. Теоретический анализ педагогических и методических источников — анализ, синтез, сравнение.

2. Эмпирические методы – диагностика, педагогический эксперимент.

3. Прикладные математические методы обработки данных.

Экспериментальная база и выборка исследования: МАДОУ д/с комбинированного вида № 7 «Радуга». В экспериментальной работе приняло участие 20 детей старшей группы, составивших контрольную и экспериментальную группы.

Практическая значимость исследования определяется в возможности применения использованных диагностик, определяющих уровень понимания эмоциональных состояний окружающих у детей дошкольного возраста, а также возможность использования разработанных мероприятий в целях повышения уровня понимания эмоциональных состояний окружающих у детей дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть использованы для диагностики нормативности эмоционального развития детей в рамках организации образовательного процесса.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенной работы были проанализированы отечественные и зарубежные исследования по проблеме изучения понимания детьми эмоциональных состояний окружающих людей. Обобщая современные достижения педагогической и психологической науки и практики, следует отметить, что различие подходов к определению содержания понятия «понимание эмоций» в исследованиях обусловливает и различие критериев понимания детьми эмоций: в качестве общих критериев выступают наименование эмоций (точность словоупотребления), вербальный анализ (умение охарактеризовать воспринимаемое эмоциональное состояние, то есть выделить экспрессивные и импрессивные признаки, причины возникновения эмоций); распознавание, прогнозирование эмоций.

Понимание эмоций интерпретируется и как процесс, состоящий из последовательности уровней (процесс комплексной обработки эмоциональной информации), и как способность (в узком смысле — способность к идентификации эмоций, в широком смысле — один из компонентов эмоционального интеллекта и показатель эмоциональной компетентности), что обусловливает различные аспекты исследования проблемы понимания детьми эмоций в отечественной психологии (изучение уровней понимания детьми эмоций, психологических и педагогических условий развития понимания эмоций).

В дошкольном возрасте постепенно развиваются механизмы эмоциональной регуляции: эмоциональное предвосхищение, произвольность эмоциональных процессов, вербальное обозначение эмоциональных состояний; эмоциональная коррекция. Изменения в эмоциональной сфере детей обусловлены развитием мотивационной и познавательной сфер личности и самосознания. В эмоциональном развитии ребенка вырабатываются и формируются более сложные чувства: симпатии, антипатии, развитие социальных чувств, эстетических и нравственных, развиваются общественные мотивы. В процессе усложнения эмоций возникает способность сопереживания, эмпатии, сочувствия, чувства становятся более рациональными, эмоции утрачивают ситуативность.

Итоги проведенного исследования свидетельствуют об эффективности применяемых психолого-педагогических условий по развитию понимания детьми эмоциональных состояний окружающих, что подтверждается полученными результатами. Произошли положительные количественные и качественные изменения в уровне восприятия экспрессии, понимании и идентификации эмоций по различным модальностям и вербальным оценкам. В итоге дошкольники характеризовались адекватным восприятием, пониманием и идентификацией эмоций по различным модальностям и вербальным оценкам. В ходе анкетирования педагогов дети описывали все предъявляемые эмоции; показывали их мимикой и пантомимикой, называли почти все эмоции, проявляли самостоятельность. Дети не испытывают затруднений при описании различных эмоций, способны давать развернутые ответы; описывают действия, адекватные переживаниям, могут установить взаимосвязь между признаками эмоции и действиями, описывают различные способы выражения эмоций.

Полученные показатели свидетельствуют о преодолении детьми трудностей восприятии эмоциональных состояний и эмоциональной экспрессии. В дальнейшем необходимо проведение систематической работы по ознакомлению детей с основными понятиями эмоций, их модальностями, мимическими характеристиками, соотнесении их с жестикуляцией, позами, интонацией. Для этого необходимо использовать в работе различные эмоционально-экспрессивные средства дидактического обучения, средства художественной литературы, дидактические игры и упражнения, арт-терапевтические методики, психогимнастические игры. Выработаны соответствующие рекомендации по оптимизации эмоциональной сферы дошкольников.

Таким образом, становится очевидным подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Сущность и содержание понятия «эмоциональное состояние»

Психология состояний представлена опытом мировой психологической науки. Л.П. Гримак, В.И. Лебедевым, Т.А. Немчиным рассматривались тензионные состояния (состояния напряжения); А. Кемпинским, А.О. Прохоровым изучались эмоциональные состояния, которые возникают в чрезвычайных ситуациях. Н.Д. Левитов впервые возвел понятие «психическое состояние» в психологическую категорию [28, с. 176].

У. Джеймс при определении психического состояния идентифицирует дефиниции «состояние» и «процесс», другие авторы психические состояния рассматривают в сопоставлении с характеристиками эмоциональной сферы [13, с. 111]. А.Ф. Лазурским, К.К. Платоновым, А.А. Смирновым давались интегральные оценки психической сферы в сопоставлении с эмоциональными характеристиками [27, с. 117].

Д.Н. Левитов психическое состояние определяет как целостную характеристику психической деятельности в течении определенного периода времени, и данная характеристика подчеркивает своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых явлений и предметов действительности, предшествующих состояний и психических свойств [28, с. 129].

Психические состояния детерминируют качественные и количественные характеристики психических процессов, выраженность проявления психических свойств, субъективных проявлений состояния – чувств, переживаний, настроения. Психические состояния классифицируются по разным основаниям: личностные и ситуативные (в зависимости от роли личности и ситуации возникновения); интеллектуальные, волевые, эмоциональные (в зависимости от доминирующих компонентов); глубокие и поверхностные (от степени глубины), положительные и отрицательные (от влияния на личность), и т.д.

Выделяют качественные и динамические характеристики эмоциональных состояний:

– актуальные (ситуативные) эмоциональные состояния — относительно устойчивые позитивные переживания, формирующиеся и проявляющиеся в конкретных ситуациях деятельности и обусловленные ими;

– типичные эмоциональные состояния — относительно устойчивые позитивные переживания и эмоциональные отношения, возникающие в определенных, ситуациях деятельности, в которых проявляются ведущие формально-динамические характеристики личности;

– оптимальные эмоциональные состояния — состояния, возникающие в благоприятной среде, в максимальной степени удовлетворяющей потребности человека в реализации своих потенциалов в различных сферах деятельности;

– неблагоприятные эмоциональные состояния (стресс, страх, тревога, фрустрация, апатия) влекут за собой другие неблагоприятные эмоциональные проявления (плач, грусть, негативизм, злость), характеризуются ощущением дискомфорта, внутренней напряжённостью личности [37, с. 198].

Устойчивые эмоции включают следующие эмоциональные состояния.

Настроение продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, формируемое под воздействием доминирующих эмоций. Выступает в качестве общего эмоционального фона, в котором протекают остальные эмоциональные переживания, имеет разнонаправленный личностный характер.

Чувства — высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Носят предметный характер и характеризуются длительностью и устойчивостью. Вызываются людьми либо обстоятельствами, по отношению к которым вырабатываются мотивы. Уже сформированные чувства, возникшие как результат обобщения ситуативных эмоций, становятся ведущими образованиями эмоциональной среды личности, в свою очередь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, аффектов и настроений.

Страсть – устойчивое чувство, преобладающее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. Отличительным признаком является действенность, комбинация волевых и эмоциональных процессов.

В целом эмоциональное состояние представляет собой целостную характеристику психической деятельности. Эмоциональные состояния являются сложными многокомпонентными системами, выраженными противоположными переживаниями. Проявления неблагоприятных эмоциональных состояний обусловлены индивидуально-психологическими особенностями личности.

Среди благоприятных эмоциональных состояний следует назвать радость, интерес, симпатия и т.д. Среди неблагоприятных эмоциональных состояний в первую очередь необходимо выделить тревогу, страх, гнев, страдание, фрустрацию, апатию, агрессию, отвращение, презрение, стыд.

Неблагоприятные (негативные) эмоциональные состояния являются субъективными переживаниями человека, выраженными эмоциональным отношениям к событиям, явлениям, окружающим людям. Внешние проявления неблагоприятных эмоциональных состояний характеризуются определенными выражениями лица, позами, жестикуляциями.

В научной литературе нет однозначного определения позитивного и негативного эмоционального состояния, существуют только описания категориальных признаков данных состояний.

Негативное (неблагоприятное) эмоциональное состояние – это целостная характеристика психической деятельности человека за определённый период времени, отличающаяся ощущением дискомфорта, неблагополучия, неудовольствия, ведущая к временному расстройству деятельности. Негативное эмоциональное состояние пронизывает систему отношений и поведения индивида, сопровождается сильными переживаниями [41, с. 102].

В результате переживания негативных эмоциональных состояний, как правило, понижается психический тонус, включаются адаптационные механизмы и защитные функции организма. Страх, гнев, агрессия способствуют активизации энергетических ресурсов, провоцируют многочисленные поведенческие реакции, имеющие целью избежание фрустрирующих воздействий.

Среди состояний эмоциональной напряженности можно, в первую очередь, выделить тревожность, боязливость, страхи, агрессию, повышенную эмоциональную истощаемость, трудности общения, депривацию, стресс. Среди эмоциональных нарушений выделяют отклонения психогенного характера и эмоциональные депривации. Традиционно к эмоциональным нарушениям — нарушениям развития эмоциональной сферы, причисляют такие негативные эмоциональные состояния, как страхи, тревогу, пониженное настроение, агрессию, подавленность, напряженность и т.д.

Г.М. Бреслав, оперируя научными изысканиями Л.С. Выготского и А.В. Запорожца, определял эмоциональные нарушения с точки зрения показателя отклонений в процессе формирования личности [8, с. 119]. Г.М. Бреслав указывал, что подобные отклонения проявляются нарушениями в эмоциональной саморегуляции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы