Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Педагогические условия развития межличностных отношений учащихся в условиях групповой работы на уроках по предмету окружающий мир
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1. Теоретические
основы развития межличностных отношений учащихся в условиях групповой работы.. 9
1.1. Исследование
межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов. 9
1.2. Особенности развития
межличностных отношений в младшем школьном возрасте. 18
1.3. Групповая работа как
средство развития межличностных отношений младших школьников. 26
Выводы по 1 главе. 39
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по развитию межличностных отношений учащихся в
условиях групповой работы на уроках по предмету окружающий мир. 40
2.1. Диагностика уровня
развития межличностных отношений младших школьников. 40
2.2. Реализация
педагогических условий по развитию межличностных отношений учащихся в условиях
групповой работы на уроках по предмету окружающий мир. 51
2.3. Анализ результатов
опытно-экспериментальной работы.. 64
Выводы по 2 главе. 70
Заключение. 72
Список литературы.. 75
Приложение. 84
Введение:
Современные изменения,
происходящие в обществе, образовании, диктуют введение новых подходов к
проблемам межличностных отношений обучающихся. В настоящее время наблюдается
дефицит устойчивых межличностных отношений подрастающего поколения, живущего в
условиях активной информатизации общества (компьютеризация, телевидение),
оказывающей мощное влияние, как на область образования, так и досуга. Встает
вопрос: нужны ли современному человеку в условиях доступности и избытка
информации межличностное общение, взаимодействие, дружеские отношения.
Межличностные отношения,
дружеское общение, эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно в
младшем школьном возрасте. Именно они создают то эмоциональное благополучие
ребенка, которое, в свою очередь, во многом определяет положительный
психологический климат детского коллектива в целом. Именно личностные отношения
играют важную роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка: в
эмоциональном контакте, в защищенности, в стремлении быть личностью. Таким
способом происходит нравственное воспитание ребенка: он приобретает опыт
заботы, любви, уважения, терпимости. Из совокупности таких межличностных
отношений формируется социально-психологический климат детской группы,
социальный контекст развития и социализации ребенка. Также межличностное
общение имеет особое значение в развитии у детей познавательных и психических
функций, способностей, интересов, увлечений. Сформированные способы поведения в
межличностных контактах помогают ребенку активно осваивать окружающую
действительность, включаться в широкую систему социальных отношений.
В соответствии с ФГОС НОО
учащийся должен иметь «навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций». Также стандарт ориентирован на становление личности
«доброжелательной, умеющей слушать и слышать собеседника, обосновывать свою
позицию, высказывать свое мнение…». Необходимость формирования позитивного
опыта общения, наличие эмоциональных привязанностей обуславливают актуальность
проблемы межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
На необходимость
формирования межличностных отношений указывают многие исследователи: Н.М.
Брунчукова, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, В.К. Дьяченко, Г.А. Карпова, А.В.
Киричук, Я.Л. Коломинский, В.А. Краевский, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин
и др. Изучению особенностей общения и межличностных отношений младших
школьников со сверстниками посвящены труды Л.И Божович, Е.О. Смирновой, Д.И.
Фельдштейна.
Заключение:
Межличностные отношения –
это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся
в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в
процессе совместной деятельности и общения.
Межличностные отношения
детей младшего школьного возраста представляют собой совокупность определенных
установок и ожиданий у ребенка, в основе которых лежат цели, содержание и
организация его совместной деятельности, как со сверстниками, так и с
педагогами.
Анализ
психолого-педагогической литературы показал, что наиболее благоприятным
возрастом для формирования межличностных отношений является период младшего
школьного возраста. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений
и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень
достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе.
В
настоящее время одной из наиболее значимых задач, стоящих перед начальной
школой, является подбор содержания, форм и методов, средств, которые,
соответствуя требованиям современного образования, обеспечивали бы формирование
межличностных отношений. Одним из таких методов выступает групповая работа. Под
«групповой работой» понимается такая форма организации учебно-познавательной
деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп,
работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Парная
и групповая работа на этих уроках обладает большим значением для психического
развития младшего школьника: работа в паре/группе – это взаимодействие, это
совместное решение учебной (учебно-игровой) задачи, это реализация потребности
каждого ребенка в общении с одноклассниками на уроке, формирование деловых
отношений в классе. Выявили основные приемы организации групповой работы. К ним
относятся: «мозговой штурм», «продолжи», «снежный ком», «водоворот»,
«эксперты».
В целях изучения
особенностей межличностных отношений детей младшего школьного возраста мы
провели исследование. В исследовании приняли участие 18 учащихся 3-го класса. В
классе обучается 15 мальчиков и 16 девочек. Для диагностики уровня развития
межличностных отношений в коллективе учащихся 3-го класса были использованы
следующие методики: Методика «Капитан корабля» А.А. Романов, «Опросник
межличностных отношений» А.А. Рукавишникова, «Совместная сортировка»
(Бурменская), Анкета «Умение слушать».
В результате проведенного
исследования было выявлено, что большинство учащихся (39%) имеют средний
уровень развития межличностных отношений, т.е. большинство учащихся 3-го класса
с трудом договаривается с товарищами. Не всегда приходит к общему решению.
Ребенок умеет слушать партнёра, даже если чем-то не доволен. Иногда позволяет
себе перебить собеседника для того, чтобы вставить своё «слово». Данные дети
берут на себя ответственность в некоторых случаях, в каких-то ситуациях сами
выступают «лидером», а в каких-то уступают эту позицию. 32% учащихся имеют
низкий уровень развития межличностных отношений. И всего 29% учащихся имеют
высокий уровень развития межличностных отношений. Данные дети способны:
договориться, задавать вопросы для построения диалога, прийти к общему решению.
Ребенок достаточно хороший слушатель, у которого собственные эмоции не мешают
слушать даже то, что не очень нравится, всегда стараются находиться в позиции
«лидера», что может по-разному отражаться на отношениях, которые выстраивает
ребенок.
Фрагмент текста работы:
Исследование межличностных отношений в трудах отечественных и
зарубежных авторов
Современная проблематика
межличностных отношений в психологии содержит в себе сложные и особенно
динамичные отношения человека к окружающему его миру, которые воплощаются в его
психической деятельности. На пути объективного психологического изучения стоит
одна из психологических школ марксистская психология, без которой немыслимы
исследования этих отношений.
Понятие «межличностные
отношения», по определению А.Б. Курбановой, – это специфический вид отношения
человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного или
опосредованного техническими средствами, одновременного или отсроченного
ответного личностного отношения. При этом он считает важным выделить
взаимоотношения как особый тип отношений, имеющий свои отличительные
особенности. К числу таковых он относит, во-первых, взаимный характер отношений
человека к человеку и, во-вторых, непосредственный контакт между участниками
взаимоотношений. При отсутствии этих характеристик взаимоотношения перестают
быть особым видом отношений [33].
Понятие «личные
взаимоотношения» рассматривается как личностно значимое образное,
эмоциональное, интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое
представляет собой их внутреннее состояние. Личные взаимоотношения возникают в
процессе совместной деятельности, и образуются они на основе взаимодействия, а
со временем приобретают относительно самостоятельный характер и воздействуют на
процесс и результаты деятельности [44].
Личный характер понятия
«отношения» подчеркивает и М.И. Лисина. Она рассматривает понятие «отношение»
как продукт общения и считает, что взаимоотношения зависят от потребности
личности в общении. C одной стороны взаимоотношения реализуются и проявляются в
процессе общения, представляя собой его мотивационно-потребностную основу, с
другой – они видоизменяются, развиваются, формируются в зависимости от
особенностей общения [34].
Ю.В. Чуфаровский
определяет понятие «межличностные отношения» как систему межличностных
установок, ориентаций и ожиданий, которая связана с совместной деятельностью
индивидов. Также Ю.В. Чуфаровский подчеркивает, что такие взаимоотношения
характеризуются избирательностью, которая обусловлена потребностями человека [56].
В.Н. Мясищев уточняет,
что межличностные отношения человека избирательны, прежде всего, в
эмоционально-оценочном (положительном или отрицательном) смысле, а также
представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую
связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в
его действиях, реакциях и переживаниях. Под избирательностью автор
подразумевает число признаков, которые являются значимыми для установления и
воспроизводства отношений. Такие виды отношений как дружба, любовь, супружество
имеют наибольшую избирательность [37]. Автор также рассматривает понятие
«взаимоотношения» так, что в рамках общественных отношений можно соотнести с
«межличностными отношениями».
Еще одной отличительной
чертой межличностных отношений между людьми, по мнению Г.М. Андреевой, является
их эмоциональная основа, которая означает, что взаимоотношения возникают и
складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению
друг к другу.