Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Основные понятия и содержание проектной и исследовательской деятельности 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития младших школьников 18
1.3. Характеристика проектно-исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 37
2.1. Диагностика уровня сформированности проектно-исследовательских умений младших школьников 37
2.2. Реализация педагогических условий организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе 43
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
Актуальность исследования. Математика считается ключом к познанию мира, т.к. эта наука исторически основана на решении задач о количественных и пространственных соотношениях реального мира путём идеализации необходимых для этого свойств объектов и формализации этих задач. Математика формирует в человеке способность правильно, логично рассуждать, понимать смысл задачи, развивает навыки алгоритмического мышления. Роль математики в развитии науки и техники невозможно переоценить. Уверенность и компетентность в математике ведут к продуктивному участию в современном сложном информационном обществе, что в свою очередь открывает двери для новых возможностей.
Требования к уровню математической подготовки очень высоки. Важно отметить, что современному обществу нужны люди, способные самостоятельно решать различные проблемы, обладающие креативным мышлением и творческим потенциалом.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) важнейшим приоритетом является формирование у младших школьников метапредметных результатов, которые представлены универсальными учебными действиями (УУД). Одним из способов решения проблемы создания УУД, изложенных в новом стандарте, является использование проектно-исследовательской деятельности.
Вместе с тем ФГОС НОО нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а метод проектов определен как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. В современные развивающие программы начального образования проекты включены в содержание различных курсов
В то же время проектно-исследовательская деятельность рассматривается как образовательная технология, цель которой – ориентировать ученика на обновление имеющихся знаний и получение новых (иногда посредством самообразования) с целью активного участия в проектной деятельности в социокультурной среде.
На данный момент существует большое количество различных педагогических технологий, методик, научных трудов А.Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, Н.Б. Истоминой, В. А. Сластенина, раскрывающих различные аспекты формирования и развития исследовательских умений младших школьников. Технологии, рассматриваемые авторами, включают в себя творческие задания, работы поискового и исследовательского характера, логические разминки.
Основная цель проектно-исследовательской деятельности – развить способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы действия в любой области человеческой культуры. Однако школа на протяжении многих лет выступает против традиционного и проектного обучения. И, как и прежде, традиционное образование, особенно в нашей стране, основано не на творческих и независимых методах исследования, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже кем-то усвоенных истин. Из-за такого обучения ребенок во многом утрачивает главную характеристику необходимую при проведении проектно-исследовательской деятельности – владение умениями исследовательской деятельности.
Результатом является потеря любопытства, способности мыслить независимо, что делает практически невозможными процессы самообучения, самообразования и, следовательно, саморазвития. Поэтому подготовка ребенка к деятельности в рамках проекта, обучение его навыкам и умениям исследовательской работы становится важнейшей задачей современного образования и учителей.
Проблема исследования: каковы условия организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников.
Итак, актуальность данной проблемы позволила определить тему работы «Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе».
Цель исследования – теоретически обосновать и на основе опытно-экспериментальной работы изучить эффективность педагогических условий организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе.
Объект исследования – обучение математике в начальной школе.
Предмет исследования – педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе.
Гипотеза исследования: предполагаем, что эффективными педагогическими условиями организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе являются следующие:
использование различных методов и средств, а также специальных творческих и исследовательских заданий;
использование ИКТ;
следование основным этапам проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные понятия и содержание проектной и исследовательской деятельности.
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития младших школьников.
3. Проанализировать характеристику проектно-исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе.
4. Представить содержание и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
теоретические (сравнение, анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, синтез, систематизация, классификация, анализ, обобщение);
эмпирические (анкетирование, качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы).
Теоретико-методологическая основа исследования:
концепция психического развития и возрастно-психологический подход Л.С. Выготского и его последователей;
концепция по использованию метода проекта в обучении, что находит свое отражение в научных исследованиях многих педагогов: О.В. Брыкова, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, М. Б. Романовская, И. С. Сергеев, А. Е. Тихонова и других;
концепция исследовательской деятельности учащихся в начальной школе, чем в последнее время занимаются такие авторы как: Л.А. Гребенникова, Е.Ю. Волчегорская, Н. В. Шабалова, Х.И. Кациева, и другие.
Организация и этапы исследования: заключается в том, что в данной работе опытно-экспериментальная работы проводится в соответствии с 3 этапами: констатирующим, формирующим и контрольным.
Практическая значимость исследования: выявлены эффективные педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе.
База исследования: МОУ СОШ № 3, г. Пятигорск.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Объём исследования 67 страниц без списка литературы и приложения.
Заключение:
На основе анализа литературы было определено, что проектная деятельность – это активная познавательная позиция, которая связана с поисками, глубоко осмысленной и творческой обработкой информации, особый способ работы мыслительных процессов с аналитическими и прогностическими свойствами. В свою очередь, исследовательское обучение – особый подход к обучению, предполагающий доминирование продуктивных (исследовательских) методов обучения над методами репродуктивными.
Процесс развития исследовательских умений наилучшим образом реализуется в начальной школе. Организация исследовательской деятельности так же обеспечивает формирование универсальных учебных действий младшего школьника, которые в совокупности составляют исследовательские умения. Формируются такие качества как: трудолюбие, самостоятельность, ответственность. Слабые учащиеся, работая в группе с сильными, получают возможность развивать лидерские качества.
Проанализировав различные источники литературы, можно сделать вывод, что в период обучения в начальной школе у учащихся есть свои отличительные психолого-педагогические особенности, на основе которых строится процесс обучения. Психологические особенности учащихся начальной школы подразумевает стремительное развитие всех познавательных процессов. У младших школьников мышление изменяется ближе к понятийному и словесно-логическому типу, мышление становится более рассуждающим. Активно в период обучения в начальной школе развивается внимание, восприятие и память. Улучшается речь, и продолжают формироваться речевые навыки. Внимание учащихся в начальной школе зачастую неустойчивое, кроме того, оно отличается слабой произвольностью. Особенности памяти детей в начальной школе заключаются в том, что развит именно наглядно-образный ее тип. Восприятие развивается у детей в этом возрасте на основе ярких элементов, выделяющихся в предмете.
Рассмотрев характеристику проектно-исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе, можно выделить основные условия, обеспечивающие ее максимальную эффективность:
использование различных методов и средств, а также специальных творческих и исследовательских заданий;
использование ИКТ;
следование основным этапам проектной деятельности.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 3 с учащимися 4 класса. Всего в исследовании приняло участие 20 младших школьников. Целью опытно-экспериментальной работы являлось проверить эффективность педагогических условий организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе, включающих:
использование различных методов и средств, а также специальных творческих и исследовательских заданий;
использование ИКТ;
следование основным этапам проектной деятельности.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 3 этапов – констатирующего, формирующего и контрольного. Было выбрано 2 диагностические методики для проведения данного исследования на констатирующем и контрольном этапе: методика 1. Диагностика умения выдвигать гипотезу (на основе работа А.И. Савенкова); методика 2. Диагностика умения экспериментировать (на основе работа А.И. Савенкова).
В результате проведения констатирующего этапа было выявлено, что у большинства детей проектно-исследовательские умения развиты на низком уровне. В обследуемом классе преобладает количество младших школьников с низким уровнем сформированности умения экспериментировать и умения выдвигать гипотезу.
В рамках формирующего этапа были реализованы педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе. В рамках данной деятельности были разработаны и проведены 10 проектов для учащихся по математике. Проекты проводились в урочной и внеурочной деятельности. Эффективность данной работы оценивалась в процессе контрольного этапа исследования.
В результате проведения контрольного этапа было выявлено, что у большинства детей исследовательские способности улучшились, и повысился уровень сформированности умения экспериментировать и умения выдвигать гипотезу.
По итогу проведенного анализа результатов опытно-экспериментальной работы, можно отметить, что полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в уровне сформированности исследовательских способностей учащихся начальных классов. Следовательно, можно говорить об эффективности разработанной работы формирования исследовательских способностей учащихся начальных классов, а также представленной системы условий. Продолжая работу по данной методике, можно продолжить формирование исследовательских способностей учащихся начальных классов.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Основные понятия и содержание проектной и исследовательской деятельности
В настоящее время без математики не обходится практически ни одна сфера жизнедеятельности человека. Именно наука является одним из основных способов решения разнообразных жизненных вопросов людей. Активное использование математических знаний во многих сферах говорит о важности и необходимости знания математики [10, 11, 13].
При этом условия в современном мире находятся в непрерывном изменении, поэтому иногда образовательный процесс может не успевать за такими изменениями и происходит разрыв между тем, что школьники проходят в школе, и тем, что им фактически необходимо для реальной жизни. Навыки, которые пригодятся учащимся в обычной жизни, могут успешно формироваться педагогами в проектной деятельности [8, c. 79].
История проектной деятельности началась с такого исследователя как Джон Джью (США) в конце 19-начале 20 века. Педагог-теоретик и философ двадцатого века Джон Дьюи отмечал, что активный опыт может намного эффективнее подготовить школьников к существующей реальности, и спорил с другими педагогами о том, что все школьники могут быть только пассивными получателями знаний. В основу концепции Дж. Дьюи положено то, что процесс обучения может быть наиболее интересен для активно вовлеченных школьников [20, c. 67].
Основным направлением работы Дж. Дьюи являлось трансформация традиционного образования. По идеи Дж. Дьюи школьный учитель должен не только сформировать у школьника определенные привычки и дат ему знания, но и должен выбирать такие методы обучения, которые должны положительно сказываться на учащихся. Автор заложил основы практического обучения, основанного на использовании практико-ориентированных знаний.
По мнению Дж. Дьюи, в школах с традиционной системой обучения знания и их практическое применение были разделены между собой. С целью устранения данного недостатка автор попытался обосновать идею о взаимосвязи учебных материалов и фактических реальных жизненных проблем [34, c. 181].
Продолжателем идеи Дж. Дьюи стал его ученик – Уильям Херд Килпатрик. Данный автор в начале двадцатого века разработал модель проведения проектов. Жизненный опыт, с точки зрения данного автора, можно получить лишь из определенных практических действий, следовательно, учащиеся должны получать новые знания и обучаться, выполняя различные практические действия [27, c. 14].
Идея проектной деятельности развивалась и среди отечественных авторов. В основу таких идей легли работы У.Х. Килпатрика переведенные на русский язык. Свой вклад в развитие идеи проектного обучения в России вложили С.Т. Шацкий, М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин [31, 66, 67].
С.Т. Шацкий рассматривал применение метода проекта в тесной связи с практическим жизненным опытом учащихся. В рамках такой деятельности школьники выполняли практически значимые работы и в течение этого времени приобретали и развивали соответствующие умения и навыками, а также получали необходимые знания. Такое обучение предполагает, что при участии в различные проектах в процессе своего обучения школьники могут активно взаимодействовать между собой, обмениваться определенными концепциями и задавать друг другу вопросы, что может помочь им развивать свои умения и приобретать новые знания [66, c. 120].
Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных способов формирования исследовательских навыков и развития познавательной активности младших школьников. Однако до сих пор в научной литературе, а также в практике школьных учителей недостаточно информации по этому вопросу. Рассмотрим подробнее саму проектную деятельность и ее педагогический потенциал [68, c. 89].