Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Педагогические условия организации познавательной деятельности младших школьников в процессе экологического образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретическое
изучение проблемы организации познавательной деятельности в процессе
экологического образования детей младшего школьного возраста. 6

1.1. Понятие и особенности
экологического образования. 6

1.2. Формы и методы
организации познавательной деятельности для экологического образования. 12

1.3. Анализ опыта
организации познавательной деятельности младших школьников в процессе
экологического образования в школе. 25

Выводы по главе 1. 31

Глава 2. Эмпирическое
изучение педагогических условий организации познавательной деятельности младших
школьников в процессе экологического образования. 31

2.1. Исследование уровня
экологической образованности у младших школьников. 32

2.2. Организация
педагогических условий осуществления познавательной деятельности младших
школьников в процессе экологического образования. 38

2.3. Оценка
результативности проведенной работы.. 53

Выводы по главе 2. 59

Заключение. 61

Список литературы.. 63

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Сегодня
как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего
отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования
нового поколения.

В
современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире,
проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный
масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и
природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с
природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Человеку необходимы
новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и
воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее
законами и принципами.

Экологическое
воспитание представляет собой средство образования в сознании младших
школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном
опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического
миропонимания. Экологическое образование и воспитание в современной школе
должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими
знаниями должны обладать все. Одной из актуальных проблем современности была и остается проблема
экологического образования и воспитания всех слоев населения, формирования у каждого
человека экологической культуры и экологического сознания, предполагающих
разумное и грамотное, с биологической точки зрения, взаимодействие человека с
природой.

Задача
школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по
экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений
природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости
своей практической помощи природе.

В
настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных
направлений развития системы школьного образования.

Степень изученности проблемы исследования. Проблема
экологического воспитания младших школьников занимает важнейшее место в
педагогике и требует всеохватного изучения и глубокого рассмотрения и в
теоретическом плане, и в плане организации практической деятельности учащихся. Проблематика
экологической культуры была рассмотрена Н.Н. Вересовым, С.Н. Глазачевым, Л.И.
Греховой, Л.П. Буевой, Н.С. Дежниковой, А.П. Сидельковским, И.Т. Суравегиной,
Л.С. Выготским, Э.В. Ильенковым, Г. Селевковым, М.И. Шиловой, Я.И. Габаевым,
И.Д. Зверевым, Б.Г. Иоганзеном, Е.Е. Письменной, которыми был разработан
принцип экологического образования современной школы. Сущность экологической
культуры, ее ведущие признаки и пути формирования были раскрыты учеными
педагогами: А.Н. Захлебным, А.П. Сидельковсковым Н.Н. Моисеевой и другими.

Проблему экологического
образования и воспитания исследовали И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Л.П. Симонова
и многие другие. Перечисленные авторы раскрывают цели, задачи, условия
экологического воспитания. Содержание, средства, формы и методы экологического
воспитания младших школьников отразили в своих учениях А.Н. Захлебный, Н.В.
Добрецова, А.В. Миронов, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и другие.

Специфику формирования у
учащихся младших классов экологической культуры раскрывали в работах Н.Ф.
Виноградова, А.В. Миронов, А.А. Плешаков, Л.П. Симонова, З.А. Клепинин и
другие.

Сегодня идеи современной
комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания
младших школьников.  Противоречие между
необходимостью формирования экологической культуры младших школьников в
процессе воспитания и недостаточностью методических разработок по этому вопросу
позволяет сформулировать проблему исследования: каковы возможности
формирования экологического образования младших школьников при реализации
педагогический условий организации познавательной деятельности?

Целью
работы является изучение возможностей экологического образования детей младшего
школьного возраста в процессе осуществления педагогических условий организации
познавательной деятельности.

Объектом
работы выступает процесс экологического образования младших школьников.

Предметом
являются педагогические условия организации познавательной деятельности для
экологического образования младших школьников.

Гипотеза
исследования: предполагается, что для экологического
образования детей младшего школьного возраста необходимо организовать систему познавательной
деятельности, которая будет предполагать использование следующих педагогических
условий:

— проведение внеклассных занятий в форме
экологического кружка;

— используя различные формы и методы
экологического воспитания в совместной с родителями работе.

В связи с поставленной
целью необходимо решить следующие задачи
исследования:

1. Раскрыть понятие и
особенности экологического образования.

2. Описать формы и методы организации познавательной
деятельности для экологического образования.

3. Проанализировать опыт организации познавательной
деятельности младших школьников в процессе экологического образования в школе.

4. Оценить актуальный уровень экологической образованности у
младших школьников.

5. Организовать педагогические условия осуществления
познавательной деятельности младших школьников в процессе экологического
образования.

6. Оценить результативность проведенной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Экологическое образование является новой
категорией, связанной с наукой экологией и ее разными ответвлениями. Оно должно
протекать непрерывно на всех этапах образования ребенка. Однако именно в
дошкольном учреждении происходит закладывание научных основ понимания
закономерностей связей в системе «природа-человек». В этот период формируется
ответственность за улучшение и преобразование окружающей среды

Целью исследования было
выявление возможностей экологического образования
детей младшего школьного возраста при использовании педагогических условий организации
познавательной деятельности. Проблема экологического
воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития
общества. Но правильное экологическое воспитание и образование позволит в
дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Раннее общение детей с
природой помогает выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на
нее, оценивать ее современное экологическое состояние и взаимоотношения
человека с окружающей средой. Но обязательным требованием достижения данной
цели является –исследование взрослыми сущности экологического образования,
использование всех аспектов его содержания, следование принципам и правилам.

При ознакомлении ребенка
с природой необходимо учитывать психолого-педагогические основы экологического
образования. Единичные, наиболее простые, зримые связи доступны пониманию детей
данного возраста. Младшие школьники уже способны устанавливать более сложные
связи, цепочки связей, чем дети дошкольного возраста. А понимание различных
связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к
причинному анализу экологических ситуаций.

Формы
работы по экологическому образованию должны осуществляться в соответствии
возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. В процессе
формирования представлений детей об окружающем мире, используется широкий
спектр методов и приемов педагогического влияния на детскую личность –
дидактические игры и упражнения, организация экскурсий и наблюдения за
природой, проведение уроков экологической направленности и экологических
викторин, беседы и совместная деятельность с родителями.

На основе полученных
результатов проведенного констатирующего эксперимента были определены основные
задачи программы, направленной на компенсацию имеющихся недостатков в плане
уровня сформированности экологической образованности у младших школьников. В
целях реализации поставленных задач была спроектирована система работы,
направленная на развитие у младших школьников экологических представлений в
специально организованной деятельности.

В заключение, можно
сделать вывод о результативности развития экологической образованности в
процессе обучения младших школьников с учетом применения педагогических условий
в форме совместной деятельности с родителями и во внеклассных мероприятиях в
виде экологического кружка.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Понятие и особенности экологического образования Масштабный экологический кризис и его негативные последствия
нельзя устранить без активной жизненной позиции каждого члена общества, поэтому
проблема экологического образования населения является одной из актуальных.
Экологическая культура является новой категорией, связанной с наукой экологией
и ее разными ответвлениями, среди которых экология животных, экология растения
и гуманная экология. Формирование экологической культуры должно протекать
непрерывно на всех этапах образования и развития личности.

Задачи,
поставленные во ФГОС перед начальным образованием, нацелены на конечный
результат – формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из
важных сторон этого процесса является экологическое образование. В настоящее
время экологическое образование рассматривается как средство безопасного и
комфортного существования личности в современном мире, как способ
самообразования личности.  Экологическое образование
младших школьников по ФГОС – это непрерывный процесс развития детей,
направленный на формирование у них экологической культуры.

Модель
экологического образования в целях достижения максимальной эффективности
необходимо выстраивать на принципах всеобщности и преемственности, объединяя в
единую цепь все уровни образовательной системы – начиная с дошкольного и
заканчивая высшим профессиональным образованием. (ст. 72, п.1 Федерального
закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» ст. 72, п.1). Экология представляет собой науку о взаимоотношениях живых
организмов между собой и с окружающей средой. Экологическое образование – даёт
теоретическое и практическое знание о природе и взаимоотношениях с ней
человека, о состоянии окружающей среды и причинах ее изменения [10].

Экологическое воспитание представляет
собой процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования понимания взаимосвязей, существующих
в природе, эмоционально-нравственного,
гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм
поведения в окружающей среде [30].

Экологическое воспитание характеризуется своей специфической
направленностью на формирование:

— бережного отношения к природе, фундаментом которого
является знание законов саморегуляции и оптимальных темпов самоочищения
природы;

— ответственности за состояние среды обитания.
Нерациональное использование природных ресурсов привело к разрушению природных
биоценозов и механизмов биологической защиты и самовосстановления биосферы;

— создание основ высоконравственной организации
взаимодействия человека с природой [9].

Результат экологического воспитания проявляется как
сформированная экологическая культура личности, составными частями которой
выступают знания о природе, умение их применения в реальной жизни и поведении,
в различной деятельности. При этом, экологическая культура считается сложным
личностным образованием, которое включает в себя ответственность за состояние
окружающей среды, сформированность экологических взглядов и убеждений, наличие
опыта практической деятельности по охране природы и знаний проблем экологии.
Также экологическую культуру считают многомерным целостным компонентом
интеллектуальной и духовной культуры личности, которая позволяет человеку
реализоваться в решении экологических проблем [22].

Обобщая такие определения, под экологической культурой мы
будем понимать интеграцию сформированных трех направлений:

1. Экологическое сознание, формирующееся на основе знаний и
убеждений индивида.

2. Экологическое поведение, основанное на сформированных
представлениях о природе как о высшей ценности.

3. Экологическое образование, основанное на наличии
правильных экологических представлений.

Следует отметить, что экологические представления выступают
как важная составляющая общего воспитательного процесса. Они представляют собой
знания о взаимосвязях в системе человек – природа.

Такие исследователи как А.Н. Захлебный и И.Т. Суравегина
указывают, что экологическое образование предполагает формирование навыков и
умений решать определенные хозяйственно-экологические задачи, не причиняя ущерб
окружающей среде и здоровью человека [17].

По мнению такого исследователя, как О.А. Воронкевич,
формирование экологических представлений включает в себя разные аспекты, среди
которых можно назвать следующие:

— наличие знаний об экологических проблемах и способах их
решения;

— воспитание ценностного отношения к природе и окружающей
среде;

— формирование мотивов, потребностей и привычек
взаимодействия с природой;

— наличие стремления осуществлять активную практическую
деятельности по охране окружающей среды [10].

Тем самым целью экологического образования будет воспитание
у обучающихся экологической культуры, проявляющейся в ответственном отношении к
природе.

Эффективность экологического образования определяется
следующими условиями:

— условиями духовно-нравственного воспитания, призванного
способствовать смене потребительского отношения к среде обитания на
природоохранное;

— совершенствованием системы экологического образования,
обусловливающего формирование навыков рационального природо- и
ресурсопользования;

— обеспечением единства образования и воспитания как
взаимодополняющих сторон единого процесса;

— разработкой объективных критериев оценки системы
образования с позиций ее гибкости, вариативности и экогуманизации [5].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы