Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Педагогические условия использования информационно-коммуникативных технологий в развитии математических понятий у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.. 7
1.1.Общая характеристика содержания
математических понятий в начальной школе 7
1.2.Использование педагогических
технологий в овладении младшими школьниками математическим содержанием. 15
1.3. Педагогические условия организации процесса овладением
математического содержания у младших школьников с использованием ИКТ. 20
Выводы по I главе. 27
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Начальный уровень сформированности математических понятий у младших
школьников. 29
2.2. Комплекс уроков математики с использованием ИКТ. 38
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования. 48
Выводы по II главе. 53
Заключение. 56
Список использованной
литературы.. 59
Приложения
Введение:
Актуальность исследования.Изменения,
происходящие в современной системе начального образования, определяют
требования к результатам обучения: личностным, метапредметным и предметным.
Новая
парадигма математического нацеливает учителей начальных классов на понимание
теоретических и научно-методических подходов к процессу формирования
математических понятий.
Эффективность процесса формирования
математических понятий у учащихся начальных классов находит свое выражение не
только в практических результатах, но и в положительном развивающем эффекте.
Это возможно при использовании разнообразных форм обучения и новых
педагогических технологий. К таким технологиям можно отнести
информационно-коммуникативные технологии.
В
последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении информационных
технологий в начальной школе. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить
возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей
информационных технологий объективирует необходимость изучения их возможностей. Одной из основных частей информатизации
образования является использование информационно-коммуникативных технологий в образовательных дисциплинах, в том числе, в
математике. Информационно-коммуникативные
технологии уже доказали свою эффективность в школьном образовании. Предоставляя
разнообразные выразительные средства отображения образовательной информации в
сочетании с интерактивностью, мультимедиа обеспечивает качественно новый
уровень обучения. В Федеральном государственном образовательном стандарте
(ФГОС) начального общего образования приоритетом названо использование в
образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся
самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и
умозаключения, то есть использования ИКТ.
Степень разработанности проблемы.
Проблема
использования ИКТ в образовании школьников отражена в работах Ю.М. Горвиц, С.Л.
Новоселовой, Г.П. Петку, Н.В. Чайновой, А.В. Вербенец, Т.В. Калинина и др.
Некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной
технологии для образования можно только в том случае, если она удовлетворяет
основным принципам педагогической технологии, решает проблемы, которые ранее не
были теоретически или практически решены. Проблемой формирования понятий
занимались ученые: Ж.Пиаже, Л.С., Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я.
Гальперин, Л.П. Леонтьев и многие другие.
Можно
выделить противоречие между
достаточным количеством исследований, направленных на выявление возможностей
информационно-коммуникативных технологий в
развитии математических понятий у младших школьникови отсутствием детальных методических разработок, связанных
с активным внедрением в процесс обучения математике данных технологий.
Данное
противоречие обуславливает проблему
исследования — какие педагогические условия использования
информационно-коммуникативных технологий обеспечивают результативность развития
математических понятий у младших школьников?
Цель исследования
— выявить
педагогические условия использования информационно-коммуникативных технологий в
развитии математических понятий у младших школьников.
Объект исследования
— процесс развития математических понятий у младших школьников с использованием
информационно- коммуникативных технологий.
Предмет исследования
— педагогические
условия использования информационно-коммуникативных технологий в развитии
математических понятий у младших школьников.
Задачи: 1.
Определить содержание математических
понятий в начальной школе.
2.
Рассмотреть педагогические условия организации процесса овладения
математическим содержанием младшими школьниками с использованием ИКТ.
3. Провести
эмпирическое исследование влияния педагогических условий использования
информационно-коммуникативных технологий на развитие математических понятий у
младших школьников.
4.
Проанализировать сравнительные результаты исследования. Гипотеза исследования заключается в том, что развитие
математических понятий у младших школьников на основе
информационно-коммуникативных технологий будет результативным при соблюдении
следующих педагогических условий использования данных технологий,
обеспечивающих:
—
визуализацию дидактических целей изучаемых математических понятий;
—
возможность использования вариативных
заданий в процессе раскрытия содержания математических понятий;
—
организацию самостоятельной деятельности учащихся.
Методы исследования: изучение и анализ теоретических
источников по обозначенной проблеме, наблюдение, педагогическаядиагностика,
качественно-количественный анализ результатов продуктивной деятельности
учащихся, синтез, обобщение.
Теоретическая значимость заключается
в том, что была изучена литература по теме исследования, поставлены цели и
поставлены задачи исследования, установлено направление эксперимента,
установлены методы диагностики начального и конечного уровня развития
регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Практическая значимость. Разработанные
конспекты уроков,
наглядные материалы, упражнения с
использованием информационных технологий на уроках математики можно
применять в практической работе учителя начальных классов.
Апробация полученных результатов.
Результаты исследовательской работы обсуждены на международной конференции.
Тема конференции – «Педагогические условия использования
информационно-коммуникативных технологий в развитии математических понятий у
младших школьников». Материалы, выводы и рекомендации
диссертации были использованы автором в рабочей деятельности во время
проведения семинаров, лекций и практических занятий для студентов факультета
психологии.
Структура работы состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
В
первой главе рассмотрели теоретические основы использования
информационно-коммуникативных технологий в начальной школе. При анализе
психолого-педагогической литературы пришли к выводу, что математические понятия
обладают рядом особенностей. Главная особенность заключается в том, что
математические объекты, о которых необходимо составить понятие, в реальности не
существуют. Математические объекты созданы умом человека. Это идеальные
объекты, отражающие реальные предметы или явления. Определить понятие – значит,
в краткой форме выразить самые общие и существенные свойства определяемого
предмета, не исчерпывая всех его свойств, сторон, связей.
Понятия, которые изучаются в начальном курсе математики, обычно
представляют в виде четырех групп.
Сложность
формирования математических понятий в начальной школе состоит в том, что именно
математические понятия имеют высокую степень абстракции. Возрастные особенности
младших школьников, отсутствие у них логической подготовки ограничивают
возможности младших школьников по усвоению математических понятий. Перестройка
процесса формирования математических понятий требует от учителей начальных
классов понимания теоретических и научно-методических подходов к процессу
формирования научных понятий.
Использование
педагогических технологий на уроках математики позволяет не только облегчить
усвоение учебного материала, но и дает новые возможности для развития
творческих способностей и исследовательских умений и навыков. Системная работа
по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что
ученики лучше учатся, участвуют в олимпиадах и международных конкурсах по
предмету, показывают более высокие результаты.
Применение информационно-коммуникативных
технологий позволяет дифференцировать процесс обучения младших
школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески
работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации,
позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, делает его социально
значимым и актуальным. При анализе литературы были выделены педагогические
условия использования информационно-коммуникативных технологий
на уроках математики: визуализации и иллюстрации изучаемого материала;
вовлечение учащихся в поисковую познавательную деятельность; осуществление
дифференцированного контроля, самоконтроля и коррекции знаний и умений
учащихся; организация самостоятельной деятельности учащихся.
Для
подтверждения теоретических положений, рассмотренных в данной работе, провели
исследования, целью которого было выявить уровень сформированности
математических понятий у детей младшего школьного возраста. Для того чтобы
выявить исходный уровень сформированности математических понятий учащимся были
предложены 4 группы заданий, которые направлены на выявление сформированности
следующих понятий: геометрических фигур, понятия величины, натуральных чисел, алгебраических понятий.
Результаты
констатирующего этапа говорят о низком уровне сформированности математических
понятий. Проанализировав работы групп учащихся, можно сделать вывод, что
сформированность математических понятий у учащихся экспериментальной и
контрольной групп находятся на одинаковом уровне.
На формирующем этапе рассмотрели
комплекс уроков по математике по
формированию математических понятий младших
школьников с использованием информационно – коммуникационных технологий. В
результате проведенных уроков пришли к выводу, что ИКТ на данных уроках
необходимы в качестве дополнительного средства, который помогает учителю
выучить, закрепить и повторить материал.На уроках были соблюдены педагогические
условия: визуализации и иллюстрации изучаемого материала; вовлечение учащихся в
поисковую познавательную деятельность; осуществление дифференцированного
контроля, самоконтроля и коррекции знаний и умений учащихся; организация
самостоятельной деятельности учащихся.
Сравнивая
данные исследования на контрольном этапе, видим, что уровень сформированности
математических понятий в экспериментальной группе существенно повысился. Так, в
экспериментальной группе на констатирующем этапе на высоком уровне 35,5%, а на
контрольном 42,8%. Следовательно, детей с высоким уровнем увеличилось на 7,1%.
Также повысился процент среднего уровня сформированности математических
понятий. Сравнивая данные исследования контрольной группы, мы видим, что
уровень сформированности математических понятий в контрольной группе
существенно не изменился. Произошло небольшое изменение в среднем и низком
уровне.
Представленные материалы
свидетельствуют о том, что после реализации формирующего этапа опытно –
поисковой работы, учащиеся экспериментального класса показали более высокие
результаты по сравнению с результатами, полученными в контрольном классе. Можно
сделать вывод, что использования информационно-коммуникативных технологий на
уроках математики дает положительную динамику и способствует эффективному
усвоению математических понятий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1. Общая характеристика содержания математических понятий в начальной школе Понятие –
это форма мышления о целостной совокупности существенных и несущественных
свойств объектов реального мира. Формирование понятий – это длительный и
сложный процесс, которому уделяется большое внимание в математическом
образовании младших школьников. Полноценное усвоение понятий в начальных
классах является основой интеллектуального и общего психического развития
ребенка.
Процесс
формирования понятий рассматривался также в отечественной и зарубежной
психолого-педагогической науке (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,
Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже и др.). Понятие является
отражением наиболее существенных признаков предмета и образуется на основе
представленный путем различной степени абстракции. Представление или образ
выражают в большей степени единичное, а понятие – общее. При этом понятие и
образ не просто сосуществуют и сопутствуют, они взаимосвязаны по существу.
Функции образов не исчерпываются тем, что они служат необходимым опорным
материалом [21, с.54].
Исследования,
проведенные под руководством М. А. Никифорова, показали, что словесное
определение понятия не означает полное владение им. В психолого-педагогических
исследованиях указывается, что ребенок может овладеть понятием только в
результате собственной деятельности. Знание существенных признаков понятий
может стать элементом собственного интеллекта ребенка при условии, если эти
существенные признаки будут выступать ориентирами познавательной деятельности и
будут участвовать в решении задач, поставленных перед детьми в
учебно-познавательной деятельности [36, с.98].