Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Педагогические условия формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 6
1.1. Сущность понятия «интерес» в зарубежных и
отечественных психолого-педагогических исследованиях. 6
1.2. Характеристики и значение познавательного интереса в
развитии детей дошкольного возраста. 15
1.3. Условия формирования познавательного интереса детей
старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. 28
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ. 39
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 42
2.1. Особенности проявления познавательного интереса
детей старшего дошкольного возраста. 42
2.2. Опыт реализации педагогических условий формирования
познавательного интереса старших дошкольников в дошкольной образовательной
организации  55
2.3. Динамика познавательного интереса детей старшего
дошкольного возраста  62
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 71
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 78

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Качественное обновление современного
дошкольного образования определяется новой гуманистической парадигмой,
актуализирующей интерес к развитию и саморазвитию личности ребенка. Важнейшей
характеристикой личности выступает система ее интересов, являющаяся показателем
личностного и познавательного развития.

Старший дошкольный возраст является временем «впитывания»,
накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Активное
становление познавательного интереса приходится на старший дошкольный возраст
[61, с.11], важно не упустить возможность его развития. В связи с этим важным направлением
психолого-педагогических исследований на современном этапе становится изучение
интересов дошкольников и характера их изменений.

Многочисленные
работы зарубежных и отечественных ученых по данной теме касаются в основном
школьного возраста. Познавательный интерес изучен в трудах многих педагогов и
психологов. Вопросам познавательной активности, познавательного интереса
посвящены исследования ученых, среди которых А.Р. Аблитарова [1],
Э.А. Баранова [7], Л.А. Венгер [12], В.С. Ильин [25],
А.К. Маркова [40], Н.Г. Морозова [46], С.Л. Рубинштейн [54],
К.Д. Ушинский [63], Г.И. Щукина [44], и многие другие. Познавательный интерес является стимулом для
развития волевых качеств (Л.С. Выготский [15],
Н.Г. Морозова [46], и др.). Познавательный интерес рассматривается в качестве источника
умственной активности (Л.И. Божович [11]); особого сплава
эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, способствующих активности
сознания и деятельности (Л.А. Гордон, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л.
Рубинштейн [54]); избирательной направленности личности на объекты и явления
окружающей действительности (В.Б. Бондаревский, Л.М. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков
[54]); условие повышения познавательной активности (Л.С. Выготский [15], и
др.).В
исследованиях Л.С. Выготского [15], А.Н. Леонтьева [38], С.Л. Рубинштейна [54],
и др. развитие познавательного интереса связано со способностью к самодвижению,
самоизменению, построению себя в процессе деятельности как личности.

Изученные материалы свидетельствует об обострении противоречий между:


потребностью дошкольников в познании окружающего мира и недостаточной
организацией познавательного общения со взрослыми;

— необходимостью
формирования познавательного интереса дошкольников и отсутствием эффективных
условий, путей и средств в детском саду;


повышением
требований к способам формирования и поддержки познавательных интересов детей и
недостаточной разработанностью их комплексного методического сопровождения.

Данные
противоречия обусловили проблему исследования: каковы педагогические
условия формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного
возраста.
Решение
проблемы определило выбор темы исследования: «Педагогические условия
формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста».

Цель работы: теоретически обосновать и
опытно-экспериментальным путем проверить результативность педагогических
условий формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного
возраста.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса детей старшего
дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательного интереса детей старшего
дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование
познавательного интереса детей будет результативно, при:

– вовлечении детей в индивидуальные и совместные со
взрослыми и сверстниками познавательно-исследовательские виды деятельности
(коллекционирование, экспериментирование, проектная деятельность),

– систематическом обогащении развивающей
предметно-пространственной среды группы детского сада занимательными предметами
и материалами,

– разработке и применении комплекса
эмоциональных средств сообщения и обобщения содержания образования.

Задачи исследования:

1) раскрыть сущность понятия «познавательный интерес» в
зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях.

2) выявить характеристики и значение познавательного
интереса в развитии детей старшего дошкольного возраста.

3) обосновать педагогические условия формирования
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

4) определить
критерии сформированности познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;

5)
разработать и реализовать комплекс
педагогических условий формирования познавательного интереса детей
старшего дошкольного возраста и оценить
их результативность на практике.

База
исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
(МБДОУ) № 218.

Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение,
синтез, сравнение);эмпирические
(наблюдение, опрос, педагогический эксперимент, качественный и количественный
анализ результатов исследования).

Практическая значимость определяется
возможностью использования результатов исследования педагогами дошкольного
образования, родителями старших дошкольников в процессе формирования познавательного
интереса детей.

Структура исследования. Выпускная
квалификационная работа содержит
введение, две главы, заключение и список литературы, представленный 72 источниками,
приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ретроспективный анализ
психолого-педагогической литературы позволил выявить феномен познавательного
интереса, рассматриваемый как активное природное свойство субъекта деятельности
в процессе познания окружающей действительности, максимально развивающееся при
реализации следующих педагогических средств: субъект-субъектное взаимодействие педагогов, детей и родителей,
внедрение активных методов и форм организации познавательно-игровой деятельности,
развитие рефлексивных
способностей у старших дошкольников в процессе познания.

Феномен
познавательного интереса трактуется учеными с различных подходов. Под
познавательным интересом рассматривается «побудительная сила деятельности»
(Д.И. Писарев); «сосредоточенность на предмете познания»
(С.Л. Рубинштейн); «эмоционально-познавательное отношение к предмету
познания, становящееся направленностью личности» (Н.Г. Морозова);
«глубинный внутренний мотив поведения» (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин.

Познавательный
интерес представляет собой избирательную направленность личности, целостное
личностное образование, включающее интеллектуальные, эмоциональные и волевые
процессы. В процессе развития познавательного интереса у дошкольников
осуществляется последовательный переход от любознательности дошкольника к
устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс деятельности на
основе участия ребенка в различных видах деятельности.

Возрастными
особенностями познавательного интереса являются: актуализация активности в
поиске информации; появление стремления в познании нового; интеллектуализация
процесса познания; переход от чувственного познания мира к теоретическому;
расширение спектра интересных объектов; углубление познавательных интересов.

Эмпирическое исследование
проводилось с детьми 6–7 лет (старший дошкольный возраст) в количественном
составе 20 человек. Компонентами измерения уровня развития у
старших дошкольников познавательного интереса являлись мотивационный,
когнитивный, эмоциональный, к определению сформированности каждого компонента
подбирались соответствующие методики.

Результаты констатирующего этапа исследования
выявили недостаточный уровень сформированности познавательного интереса у
дошкольников по всем компонентам, что послужило основой для разработки и
реализации программы формирующего эксперимента.

На формирующем этапе происходила экспериментальная проверка
эффективности педагогических средств развития познавательного интереса у
старших дошкольников. Методика работы с детьми включала подбор игр и упражнений
применительно к каждому компоненту познавательного интереса. В качестве
наиболее эффективных средств развития познавательного интереса у старших
дошкольников можно выделить дидактические и сенсорные игры, опыты и
экспериментирование, продуктивную деятельность.

На
контрольном этапе эксперимента выявлена положительная динамика. Наибольшей
сформированностью отличается эмоциональный компонент познавательного интереса,
что свидетельствует о том, что большинство детей отличается положительными эмоциональными
реакциями при принятии задания и на всем протяжении решения задач, что
подтверждается наличием мимики, вербализации.

Показатели мотивационного и когнитивного уровня практически
распределились между высоким и средним уровнями, что доказывает
результативность применяемых педагогических средств. Большинству детей
свойственно устойчивое проявление заинтересованности познавательной
деятельностью; проявление положительных эмоций в связи с процессом и
результатом познавательной деятельности.

Таким образом, можем заключить, что цель исследования достигнута,
задачи решены, гипотеза подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

С точки
зрения семантики, понятие «интерес» характеризуется следующими содержательными
аспектами: «потребность, связанная с мотивацией познавательной деятельности».
Интерес представляет собой специфическую форму проявления познавательных
потребностей, которая обеспечивает личностную направленность на осознание целей
деятельности в процессе ознакомления с новыми фактами для наиболее эффективного
отражения окружающей действительности. Интерес является сложнейшим и значимым
образованием личности.

Вопросов исследования интереса
в своих работах касались педагоги прошлого. Так, Я.А. Коменский, создатель классно-урочной системы, интерес
рассматривает в качестве одного из важнейших ориентиров для эффективности
процесса обучения [31]. Ж.-Ж. Руссо, акцентируя внимание на конкретном интересе
ребенка по отношению к окружающим его явлениям и предметам, предпринимал
попытки организации легкодоступного для ребенка обучения. К.Д. Ушинским
познавательный интерес трактует как ведущий стимул обучения [63].
И.Ф. Гербарт настаивал на необходимости выстраивания процесса обучения с
ориентацией на интерес как одно из важнейших личностных качеств [52].

Современная зарубежная наука представлена достаточно
разнообразными трактовками интереса. Так, американский психолог R.B. Perry
[71] и английский исследователь F.R. Tennant [72] определяют интерес как
субъективное отношение человека к предметам и явлениям действительности на
основе желаний, склонностей и симпатий. Д. Фрейер [51, 65] интерес определяет
как активатор различных чувств.

Э. Фромм
рассматривал категорию интереса в качестве психологической познавательной в
смысле как «активно стремиться к чему-либо» – предпосылкой стремления к какому-либо
знанию выступал стимул [66].Т. Рибо считает «интерес» избирательной направленностью
внимания человека [66].

По мнению С.Л.
Пресси и и Ф.П. Робинсона, в качестве ведущего источника интересов служит
стремление индивида к активной деятельности. Д. Сьюпер интерес рассматривает
как отличную от черты личности и склонности, характера и личности вещь.
Шарлотта Бюлер, А. Роэ существенно дополнили данное положение, выделив интерес
как проявление определенной чувствительности, проявление внимания либо
склонности (Ш. Бюлер, А. Роэ), как активатор чувств (Д. Фрейер).

Другие ученые
интерес рассматривали в качестве высшей духовной сущности, и определяли его как
свойство, которое присуще индивиду с момента рождения (И.Ф. Гербарт, Бертон, Джон
Дьюи, Э. Клапаред и др.) [52].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы