Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Педагогические технологии обучения школьников 5-9 классов бегу на короткие дистанции.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ 5-9 КЛАССОВ БЕГУ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ 8 1.1. Возрастные
особенности учащихся 5-9 классов 8 1.2.
Характеристика бега на короткие и длинные дистанции 12 1.3.
Педагогические технологии обучения бегу на короткие дистанции учащихся 5-9
классов 19 ГЛАВА 2.
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32 2.1. Задачи
исследования 32 2.2. Организация
исследования 32 2.3. Методы
исследования 33 2.4. Обучение
технике бега на короткие дистанции посредством педагогических технологий 34 ГЛАВА 3.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 48 3.1. Анализ
уровня специально-физической и технической подготовленности учащихся в начале
эксперимента 48 3.2. Оценка
уровня специально-физической и технической подготовленности учащихся в конце
эксперимента 50 3.3. Выводы и
практические рекомендации 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59 ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Введение:
Актуальность
исследования. С каждым годом
расширяются научные исследования в области теории и методики физической
культуры и спорта, совершенствуется методы и принципы обучения, совершенствуют
и выделяются новые подходы к овладению двигательными умениями и навыками на
уроках физической культуры. Уроки физической культуры чаще всего направлены на
развитие общей и специальной физической подготовки. В программу по физическому
воспитанию школьников в её базовую часть входит обучения двигательным действиям
из различных видов спорта в том числе и лёгкой атлетике такому двигательному
действию как бег.
В разделе
«Легкая атлетика» предусмотрено изучение техники бега и использование его в
основном для развития таких двигательных качеств, как выносливость и быстрота.
Бег с преодолением препятствий изучается как необходимое упражнение, имеющее
прикладное значение. Следует учесть также, что бег является составной частью
как легкой атлетики, так и других видов спорта, таких, например, как подвижные
и спортивные игры, акробатические и гимнастические прыжки и др.
Обучение и совершенствование бега –
составная часть процесса обучения. Главное в основах методики обучения технике
бега – методы и средства создания представления об изучаемой техники,
практического овладения правильными движениями и действиями, оценки выполнения,
определение ошибок и исправления их.
Методика проведения занятий по легкой
атлетике и обучения двигательным действиям и развития физических качеств
рассматриваются в работах Железняка Ю.Д., Жукова М.Н., Холодова Ж.К., Б.И.
Мартьянова, Кузнецова В.С., В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана, А.Д. Новикова, И.Ю.Кулагина,
П.Ф.Лесгафта, М.Н.Жукова, Б.А. Ашмарина, П.А. Виноградова и д.р.
Программами по физической культуре
предусмотрено обучение учащихся среднего школьного возраста следующим
легкоатлетическим упражнениям: бег с высокого и низкого старта(10-60м); бег с
ускорением (20-50м); бег с максимальной скоростью (40-80м); бег в равномерном
темпе: мальчики до 20 мин; девочки до 15 мин; кросс.
Несмотря на большое внимание к данной
проблеме большинства исследователей (Б.А. Ашмарин, А.А. Гужаловский, В.И. Лях,
Л.А. Семенов и др.) на практике имеют место несоответствия, которые существенно
снижают эффективность школьного физического воспитания. К можно отнести:
— постоянное увеличение учебной нагрузки в
ущерб двигательной активности;
— недостаточное материально-техническое
обеспечение школьного урока физической культуры;
— низкое качество организации и проведения
видовых уроков физической культуры;
— отсутствие системы работы по
формированию здорового образа жизни школьников.
Эти несоответствия позволили определить
проблему исследования как обоснование эффективных педагогических технологий
обучения бега в школе на уроках физкультуры в 5-9 классе сформулировать тему
выпускной квалификационной работы: «Педагогические технологии обучения
школьников 5-9 классов бегу на короткие дистанции».
Объект
исследования — процесс обучения учащихся 5-9 классов бегу
на короткие дистанции на уроках физической культуры.
Предмет
исследования –особенности использования педагогических
технологии в процессе обучения учащихся 5-9 классов бегу на короткие дистанции.
Цель
исследования – теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность использования педагогических
технологии в процессе обучения учащихся 5-9 классов бегу на короткие дистанции.
Гипотеза
исследования: предполагается, что процесс обучения
учащихся 5-9 классов бегу на короткие дистанции в условиях СОШ, будет
эффективным, если:
– на уроках будут применяться подобранные
педагогические технологии физического воспитания;
– будет использоваться индивидуальный
подход при дозировании нагрузок с учетом возраста, пола, состояния здоровья,
уровня физической подготовленности.
Для реализации поставленной цели
исследования решались следующие задачи:
1. Определить
уровень скоростной, скоростно-силовой подготовленности и особенности техники
спринтерского бега у учащихся 5-9 классов.
2. Разработать
методику обучения бега на короткие дистанции посредством педагогических
технологий.
3. Экспериментально
обосновать эффективность разработанной методики в учебном процессе.
Практическая
значимость исследования. Результаты исследования могут
применяться в практической деятельности учителей адаптивной физической
культуры, а также учащимся и при прохождении педагогической практики.
Работа состоит из введения, трех глав,
выводов, списка литературы.
Заключение:
Система физического воспитания,
объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими
упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для
раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка,
его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития
системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и
деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного
процесса. Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать
свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных
ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у
учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями,
воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений,
приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого
применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня
физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных
занятий. Лёгкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта,
объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту,
метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также
легкоатлетические многоборья — десятиборье, пятиборье и др. Основой легкой
атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой
способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья детей. Популярность
и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим
разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения,
возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не
только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.
С пятого класса учащиеся начинаю изучать
более углубленно технику бега на короткие дистанции. Бег от старта до
финиша-это циклический вид. Технику спринтерского бега можно разделить на
четыре звена: старт (высокий к изучению которого приступают в начальной школе,
низкий старт), стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование. Косвенно
изучать техники всех вышеупомянутых фаз бега на короткие дистанции обучающиеся
СОШ начинают еще в начальной школе, но к углубленному разучиванию,
совершенствованию и развитию скоростных способностей они переходят в средней
школе. Объясняя обучающимся средней школы технику спринтерского бега, педагог
должен учитывать возрастные особенности, а также физические возможности
обучающихся.
Анализ данных научно-методической
литературы показал, что в настоящее время всеобщее признание завоёвывает
положение о том, что достижение высоких результатов в любом виде спорта требует
высокого уровня развития быстроты и техники бега, а также обучения старту и
стартовому разбегу. В лёгкой атлетике высокий уровень спортивного мастерства в
беге по дистанции достигается на базе развития быстроты и техники бега.
Для обучения техники бега была разработан
методика с использованием педагогических технологий. Метод предлагаемые
алгоритмического типа считается самым эффективным для обучения
легкоатлетическим упражнениям. Он может быть использован как для одной физического
упражнения по учебной программы, так и для группы задач, сходных по структуре,
но обязательно доступных на том или ином этапе обучения.
В первую серию учебных задач должны быть
включены такие педагогические технологии, которые развивают двигательные
возможности для успешного обучения двигательного действия. Здесь могут быть
использованы как словесные методы обучения, показ, демонстрация, подвижные
игры, или эстафеты, так и специальные легкоатлетические упражнения. Вторая
серия педагогических технологий должна включать специальные легкоатлетические
упражнения, для освоения выходных и конечных положений, которыми начинается и
заканчивается выбрана двигательное действие.
Третья и четвертая серии предполагают
освоение основных действий, обеспечивающих условия для выполнения определенного
упражнения.
В пятой серии учащиеся выполняют
упражнение в целом по облегченных условий, с помощью учителя, тренажерных
устройств, специальных средств.
Методика поэтапного формирования
двигательных навыков по легкой атлетике учащихся с контекстным подходом к
обучению, предусматривала применение четырех взаимосвязанных между собой этапов
(«Базового», «Формирование двигательного умения», «Формирование двигательного
навыки», «Формирование умения высшего порядка»)
Доказана эффективность предложенного
комплекса физических упражнений, которая была выявлена в достоверном увеличении
уровня развития физической и технической подготовленности учащихся.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ 5-9 КЛАССОВ БЕГУ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ 1.1.
Возрастные особенности учащихся 5-9 классов
Подростковый период – это переходной
период от детства к взрослости. Данный период соотносится с хронологическим
возрастом с 10-11 до 15-17 лет.
Подростковый возраст приходится на период
завершения морфофункционального созревания всех физиологических систем тела
человека. Функции организма становятся приближенными к взрослому человеку,
ассимиляции преобладает над диссимиляцией. Величина основного обмена — 2500
ккал / сутки для девушек и около 3000 ккал / сутки для юношей.
В подростковом возрасте значительно
возрастает роль корковых структур в регуляции психической деятельности и
физиологических функций организма. После периода некоторого ухудшение процессов
высшей нервной деятельности в среднем школьном возрасте наблюдается
восстановление высокого уровня уравновешенности нервных процессов, процессы
возбуждения и торможения гармонично сочетаются, улучшается дифференциация
условных раздражителей, более устойчивой становится внимание, усиливается роль
второй сигнальной системы, улучшается память. По завершении подросткового
возраста все свойства основных нервных процессов достигают уровня взрослого
человека [54].
К 15-16 годам все основные механизмы
управления движениями уже сформированы. Продолжается совершенствование
межцентральные взаимосвязи, что способствует совершенствованию сенсомоторных и
соматовисцеральных рефлексов. Хорошо дифференцируются и воспроизводятся
мышечные усилия. Достигается высокая точность движений, координация
деятельности мышц. Улучшается координация двигательных и вегетативных функций.
Завершается развитие ассоциативных зон коры, что способствуют более точной
пространственной ориентации движений, возрастает скорость принятия решений и
решения задач, сохранять высокую умственную работоспособность в условиях
интенсивной умственной деятельности в случаях дефицита времени. Становится
более информативным чувство усталости.
Подростки 14-15 лет могут чувствовать
усталость еще до появления ее проявлений, что позволяет лучше распределять
силы, более эффективно решать тактические задачи. Растет роли правого
полушария, что позволяет усовершенствовать абстрактно-логические операции,
словесную регуляцию движений, процессов экстраполяции. Центральная нервная
система приобретает характерные черты взрослого человека, однако окончательно
сформируется до 20 лет. А у подростков 14-15 лет она еще отличается меньшими
функциональным резервом и низкой устойчивостью к значительным физическим и
умственным нагрузкам.
Морфофункциональное строение центральной
нервной системы, а вместе с ней и выше нервная деятельность соответствует
уровню взрослого организма примерно до 18 лет. На этот момент общая масса мозга
в среднем составляет 1400 г у юношей и 1260 г у девушек.
У подростков совершенствуется
стереоскопичность зрения, увеличивается поле зрения и пропускная способность
зрительного анализатора до 16-17 лет, совершенствуется процессы темновой и
световой адаптации [34]. Считается, что в подростковом возрасте продолжается
совершенствование вестибулярной сенсорной системы, поскольку после 14 лет
наблюдается улучшение способности к поддержанию равновесия. В течение 14-17 лет
наблюдается максимальная острота слуха.
В костной системе подростков завершаются
процессы оссификации, растет толщины стенок костей за счет увеличения
содержания в ней солей кальция, фосфора, магния, усиливается связочный аппарат,
пропорции тела соответствуют взрослому человеку. Итак, на момент завершения
старшего подросткового возраста костная система по многим параметрам
соответствует уровню развития взрослого организма, хотя окончательное ее
формирование завершается только в возрасте 25-30 лет [28].
Объем и масса мышц возрастает, в возрасте
13-14 лет составляет 33% от массы тела, а в возрасте 16-17 лет — уже 44,2%. В
подростковом возрасте продолжаются процессы созревания мышечной ткани, мышц,
гликогеновых и жировых запасов волокон [23].
Сердечно-сосудистая система и система
крови подростков аналогичная взрослой. Частично могут наблюдаться проявления
дыхательной аритмии, но полное морфологическое и функциональное созревание
сердца происходит в 20-21 лет. Так, объем сердца достигает 130-150 мл, минутный
объем крови — 3-4 л/мин-1. Систолический объем в 15-16 лет
составляет 70 мл, а ЧСС – 60-80 уд/мин. Продолжаются процессы
увеличения толщины сердечной стенки, нарастание массы сердца. В
целом изменения в сердечно-сосудистой системе (уменьшение ЧСС,
увеличение периода общей диастолы, увеличение пульсового давления,
увеличение времени кругооборота крови) свидетельствует об экономизации функций
[21].
Дыхательная система подростков приближена
к взрослому организму. ЖЕЛ у мальчиков достигает значения в 3520 мл, а у
девочек – 2760 мл, уменьшается частота и растет глубина дыхания,
свидетельствует об экономизации работы дыхательной системы. Развитие дыхательной
системы завершается у девушек в 17-18 лет, а у юношей — в 19-20 лет [20, 21].
Неравномерно в процессе онтогенеза
происходят и изменения функциональных свойств мышц. Проанализируем изменения
таких свойств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость в подростковом
возрасте. Следует отметить, что у девочек в этом возрасте возникают
определенные изменения в проявлениях двигательных качеств [20].
Наиболее интенсивное развитие из числа
физических качеств касается скоростных показателей.
У подростков до 11 — 12
лет имеющиеся более благоприятные возможности для развития скорости, особенно
частоты движений и темпа