Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Педагогическая работа с родителями по развитию гармоничных взаимоотношений родителей и детей старшего дошкольного возраста с отклоняющемся поведением
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ.. 9
1.1. Психологические
особенности детей старшего дошкольного возраста. 9
1.2. Особенности
отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Нравственные качества
как феномен личностного развития детей старшего дошкольного возраста. 26
1.4. Особенности влияния
взаимоотношений с родителями на формирование нравственной сферы старших
дошкольников. 33
Выводы по главе 1. 40
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ.. 42
2.1. Организация и методики
исследования. 42
2.2. Анализ и интерпретация
результатов эмпирического исследования. 46
2.3. Методические
рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми старшего
дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. 53
Выводы по главе 2. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 59
Введение:
Особая роль в развитии
ребенка, его эмоциональной, нравственной и личностной сферы, традиционно
отводится фактору взаимодействия с родителями. В процессе постоянного контакта
с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные
взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические
приемы организации его поведения.
Благодаря своим
особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для
эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые
помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его
безопасности и покоя, вызывают желание оказать помощь и поддержку другим людям.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с
близкими взрослыми является главным и решающим условием становления всех его
психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, воображения
эмоциональной и нравственной сфер и пр.
История человечества
показала, что отклоняющееся поведение является неотъемлемой частью жизни
общества. Но формы его проявлений могут быть как более опасными, так и вполне
недопустимыми. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее
распространенных проблем на сегодняшний день. Особенности ее проявлений
беспокоят не только педагогов, но и родителей.
Обычно с усвоением правил
и норм поведения непосредственные проявления детской агрессивности уступают
место просоциальным формам поведения. Однако, у определенной категории детей
агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и
развивается, трансформируясь в устойчивое свойство личности. В результате
снижается и потенциал ребенка, сужается сфера его полноценного общения,
деформируется личностное развитие. Поведение ребенка с отклоняющимся поведением
создает множество проблем не только для окружения, но и для самой личности.
Важно понять причины такого поведения или детерминанты и условия его
формирования.
Заключение:
В результате проведенного исследования были
сформулированы следующие основные выводы.
1. В теоретической части исследования было
установлено, что стиль семейного воспитания – это прием взаимодействия
родителей и детей, который характеризуется применением определенных средств и
способов воспитательного действия, выражается в специальной манере вербального
и невербального общения. Присутствует ряд всевозможных классификаций стилей
семейного воспитания. Популярным в психолого-педагогической литературе считается
разделение стилей семейного воспитания на демократический (авторитетный),
авторитарный, либеральный (снисходительный) и индифферентный
(равнодушный). 2. Отклоняющееся поведение понимается как
отклонение от действующих в обществе социально-правовых и нравственных норм,
как социально-дезадаптационное поведение.
Девиантное поведение ребенка – это его защитная реакция, которая
формируется в результате противоречивостей требований к ребенку со стороны
родителей. Следовательно, одним из главных условий профилактики девиантного
поведения дошкольника является организация работы с родителями (выявление таких
факторов семейного воспитания, которые обусловливают отклоняющееся от норм
поведение ребенка, а также формирование конструктивных форм взаимодействия
родителей с ребенком, способствующих предупреждению отклоняющегося поведения
ребенка.
3. Нравственные качества – это феномен личностного
развития детей старшего дошкольного возраста, который обусловливается
спецификой становления и развития личности детей старшего дошкольного возраста.
При этом большим потенциалом обладает игровая деятельность детей данной
возрастной категории.
4. Под преодолением процесса девиации
рассматривается процесс сложного взаимодействия двух взаимоадаптирующихся
систем – личности и социальной среды, являющихся субъектом и объектом
общественных отношений и обусловленный возникновением позитивных либо
негативных результатов.
5. Было проведено
эмпирическое исследования для выявления особенностей нравственной сферы и
взаимоотношений родителей и детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся
поведением. Изучение семейных взаимоотношений (АСВ) показало, что: не выявлено
нарушений в 1 семье (6%); гиперпротекция (Г+) выявлена в 4 семьях (24%);
гипопротекция (Г-) – в 5 семьях (29%); потворствование (У+) – в 2 семьях (12%);
игнорирование потребностей ребенка (У-) – 1 в семье (6%); чрезмерность
требований (обязанностей) (Т+) – в 6 семьях (35%); чрезмерность
требований-запретов (доминирование) (3+) – в 6 семьях (35%); недостаточность
требований-запретов к ребенку (3-) – 1 в семье (6%); чрезмерность санкций
(жестокий стиль воспитания) (С+) – в 5 семьях (29%).
Фрагмент текста работы:
Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста Задачей настоящего параграфа является
выделение психологических особенностей детей, характерных для старшего
дошкольного возраста в контексте предмета исследования.
Старшим дошкольным возрастом принято считать
период от 5 до 7 лет. Он является очень важным этапом в становлении личности. В
этом возрасте очень бурно развиваются психические процессы. Именно в таком
возрасте происходят большие изменения во всех сферах, начиная от
совершенствования психических и физиологических функций и кончая возникновением
сложных личностных новых образований.
Закономерности психического развития
дошкольников изучали многие отечественные и иностранные ученые, труды которых
являются методологической основой данной работы. Среди выдающихся
исследователей можно выделить Л.С. Выготского.
Отечественный психолог Л.С. Выготский,
отмечает, что «старший дошкольный возраст характеризуется очень бурным
развитием и перестройкой в работе, как физиологических систем организма
ребенка, так и в психическом развитии: в данный период жизни начинают
формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения» [17, c. 78].
По мнению А.Н. Леонтьева, дошкольный возраст
является периодом начального склада личности. Он обращает внимание на то, что в
это время происходит становление основных личностных механизмов и образований,
развиваются тесно связанные, друг с другом, эмоции и мотивы сферы, формируется
самосознание.
Д.Б. Эльконин отмечает, что в «старшем
дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется стойкая
структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности; возникает новый
тип мотивации − основа произвольного поведения. Ребенок усваивает определенную
систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе» [65, c. 91].
Время дошкольного детства, является
завершающим этапом в общем развитии ребенка. На данном возрастном этапе
закладываются основы для дальнейшего познавательного, эмоционально-волевого
развития детей, происходит активное формирование функции сознания, развитие
сенсорных и умственных способностей. К концу этого периода ребенок начинает
ставить себя на место другого человека, смотреть на ситуацию с другой стороны и
понимать сущность их действий, а также самостоятельно выстраивать цепочку
действий и конечный результат.
Интересам детей старшего дошкольного возраста
присуще сильно выраженное эмоциональное отношение к тому, что особенно ярко и
эффективно раскрывается в содержании знаний. Интерес к впечатляющим событиям
общественной жизни, фактам, истории, к описанию природных явлений, наблюдения
рождают интерес к языковым формам. Одновременно с этим практические действия в
еще большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждающие
всматриваться в причины явлений окружающего мира [25].
По мнению большинства авторов, которые
подходили к изучению психологических особенностей детей 5-7 лет наблюдается:
– стремление к расширению своего кругозора;
– желание выявить и понять существующие в
нашем мире связи и отношения;
– потребность утвердиться в своем отношении к
окружающему миру.
Уровень умственных умений детей старшего
дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление
закономерностей) помогает им более осознанно и глубоко воспринять, постигнуть и
разобраться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире. Так, в 6-7 лет
начинается период, когда упорядочивается информация. Накопленные к 6 годам
сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития
познавательной сферы ребенка [52, с. 84].