Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Педагогическая поддержка навыков сотрудничества у детей в совместной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения педагогической поддержки навыков сотрудничества у детей в совместной деятельности 6

1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста 6

1.2 Характеристика совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и процесса формирования у ребенка навыков сотрудничества 14

1.3 Цель и содержание педагогической поддержки навыков сотрудничества у дошкольников 20

Выводы по главе 1 26

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по педагогической поддержке навыков сотрудничества у детей в совместной деятельности (на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Лада» г. Черноголовка Московской области) 28

2.1 Диагностика начального уровня педагогической поддержки воспитателями навыков сотрудничества у детей в совместной деятельности 28

2.2 Комплекс мероприятий по совершенствованию педагогической поддержки навыков сотрудничества у детей в совместной деятельности 42

2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 48

Выводы по главе 2 55

ГЛАВА 3. Направления повышения эффективности педагогической поддержки навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности 56

3.1 Оптимизация педагогической поддержки навыков сотрудничества у детей в совместной игровой деятельности 56

3.2 Совершенствование педагогической поддержки навыков сотрудничества у детей в совместной продуктивной деятельности 57

3.3 Обеспечение педагогической поддержки навыков сотрудничества у детей в совместной трудовой деятельности 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….66

  

Введение:

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы (ВКР). Изучение проблемы педагогической поддержки навыков сотрудничества у детей в процессе их совместной деятельности является актуальной темой для исследования в современных условиях развития общества. В каждой группе детского сада между детьми разворачивается сложная и зачастую драматическая картина межличностных отношений. Дети с кем-то дружат, кого-то обижают, с кем-то находятся в ссоре. Среди дошкольников уже в этом возрасте выделяются «продвинутые» дети и дети-изгои, лидеры, аутсайдеры и др. Все это разнообразие межличностных отношений вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания. В том случае, когда дошкольник испытывает со стороны окружающих детей и взрослых положительное внимание и поддержку, в нем формируется чувство уверенности и защищенности – залог эмоционального благополучия личности.

Именно эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств и появлению доброжелательного отношения к другим людям. При негативном характере педагогической поддержки навыков сотрудничества у детей в процессе их совместной деятельности, напротив, у ребенка формируется агрессивность, тревожность, развиваться сниженная самооценка – классический арсенал эмоционально неблагополучной личности.

Игровая деятельность является ведущей для детей старшего дошкольного возраста. Именно игра обеспечивает возможность для развития личности ребенка, его социализации и усвоения общественных норм поведения. Однако в современном мире игре нередко уделяется меньше внимания, чем требуется, ее заменяют гаджеты и социальные сети, поэтому задачей воспитателя является обеспечить педагогическую поддержку навыков сотрудничества у детей в совместной игровой деятельности для того, чтобы вернуть игру в жизнь ребенка. Высоким потенциалом, помимо игровой деятельности, в вопросах развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности, обладают также продуктивная и трудовая деятельность, которые также нуждаются в обеспечении педагогической поддержки со стороны воспитателей.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков сотрудничества в совместной деятельности актуализируется также в аспекте их подготовке к школьному обучению. Старшие дошкольники – будущие первоклассники, и уже скоро им потребуется взаимодействовать со сверстниками в совместной учебной деятельности, а также с учителями и другими наставниками.

В связи с этим необходимо отметить, что работу по педагогической поддержке воспитателями дошкольной образовательной организации (ДОО) навыков сотрудничества у детей в совместной деятельности необходимо вести, начиная с дошкольного возраста.

Степень разработанности проблемы.

Теоретико-методологическое и практическое обоснование проблемы развития навыков сотрудничества у детей в дошкольном возрасте представлены в трудах В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой и др.

Организация совместной деятельности дошкольников со сверстниками как предмет научного исследования разрабатывался Л.С. Выготским, Л.Н. Галигузовой, Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной, А.А. Рояк, Р.К. Терещук и др. Педагогическую поддержку дошкольников рассматривали в своих работах Т.В. Анохина, О.С. Газман, Н.Н. Михайлова и др. Несмотря на значительную изученность проблемы исследования, социально-экономические изменения условий жизни и новое качество современных детей обуславливают необходимость продолжения её дальнейшего изучения.

Цель исследования: проанализировать теоретические основы педагогической поддержки навыков сотрудничества у детей в совместной деятельности; разработать и проверить результативность комплекса мероприятий по педагогической поддержке навыков сотрудничества у детей в совместной деятельности; обосновать основные направления повышения эффективности педагогической поддержки навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности.

Задачи исследования:

1. Обобщить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, влияющие на формирование у них навыков сотрудничества в ходе совместной деятельности.

2. Охарактеризовать совместную деятельность детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, процесс формирования у детей навыков сотрудничества, а также цель и содержание педагогической поддержки навыков сотрудничества у дошкольников.

3. Организовать опытно-экспериментальную работу по педагогической поддержке навыков сотрудничества у детей в совместной деятельности на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Лада».

4. Обосновать основные направления повышения эффективности педагогической поддержки навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности.

Объект исследования: сотрудничество детей в совместной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: педагогическая поддержка воспитателями дошкольной образовательной организации навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; тестирование; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); качественный и количественный анализ эмпирических данных.

Структура работы. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило проанализировать теоретические основы педагогической поддержки навыков сотрудничества у детей в совместной деятельности; разработать и проверить результативность комплекса мероприятий по педагогической поддержке навыков сотрудничества у детей в совместной деятельности; обосновать основные направления повышения эффективности педагогической поддержки навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

— были обобщены психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, влияющие на формирование у них навыков сотрудничества в ходе совместной деятельности;

— была охарактеризована совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, процесс формирования у детей навыков сотрудничества, а также цель и содержание педагогической поддержки навыков сотрудничества у дошкольников;

— была организована опытно-экспериментальная работа по педагогической поддержке навыков сотрудничества у детей в совместной деятельности на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Лада»;

— были обоснованы основные направления повышения эффективности педагогической поддержки навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности.

В качестве основного результата опытно-экспериментальной работы было установлено, что внедрение в педагогический процесс комплекса мероприятий по совершенствованию педагогической поддержки навыков сотрудничества у детей в совместной деятельности способствует росту сплоченности в детской группе, формированию конструктивных коммуникативных реакций в конфликте, закреплению благоприятного образа сверстника и развитию чувствительности в процессе общения.

В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в систематизации и уточнении научных позиций относительно психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста;

— в выявлении мнения ученых по проблеме характеристики совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и процесса формирования у ребенка навыков сотрудничества;

— в рассмотрении цели и содержания педагогической поддержки навыков сотрудничества у дошкольников.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:

— педагогами и психологами, работающими в дошкольных образовательных организациях, с целью оптимизации своей профессиональной деятельности в отношении педагогической поддержки навыков сотрудничества у детей в совместной деятельности;

— студентами, обучающимися по психолого-педагогическому профилю, с целью подготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям;

— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических и методических сведений.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения педагогической поддержки навыков сотрудничества у детей в совместной деятельности

1.1 Психолого-педагогические особенности детей

старшего дошкольного возраста

Согласно современной возрастной периодизации, дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет. Так, Л.С. Выготский относит к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет и отмечает исключительное значение этого периода в развитии психики ребенка (Л.С. Выготский, 2022). М.И. Лисина в рамках данной периодизации выделяет: младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Также М.И. Лисина отмечает, что в рамках этого периода под влиянием воспитания происходит активное развитие психики ребёнка (М.И. Лисина, 2017).

Старшему дошкольному возрасту отводится очень важное место в процессе развития будущей личности. Детьми в этот период движет стремление играть лидирующую роль, а также добиться признания ровесников, они ориентированы быть лучшими и первыми, одновременно с этим они стремятся действовать согласно установленным правилам, а также эстетическим и нравственным нормам. В этот возрастной период ребенок в состоянии управлять посредством слов своими эмоциями. В старшем дошкольном возрасте происходит рост потребности в признании и уважении со стороны взрослых. У ребенка проявляется высшая форма общения с взрослыми – внеситуативно-личностная. Дети уже могут обращаться с вопросами и касаться в общении не только того, что происходит в данный момент, но более общих тем. Для старшего дошкольника становятся важными детали жизни каждого отдельного человека, его знания и опыт. В этом возрасте интерес вызывает специфика взаимодействия между взрослыми. Общение детей в старшем дошкольном возрасте очень эмоциональное. В ходе взаимодействия с взрослыми основная масса высказываний ребенка носит оценочный характер (Л.И. Божович, 2019).

В старшем дошкольном детстве зарождается процесс развития новых психологических механизмов поведения и деятельности, формируется база для произвольного поведения, все это становится одним из основных новообразований развития ребенка этого возраста. Дети осваивают конкретную систему норм морали, социальных ценностей, а также правил поведения в обществе. В отдельных случаях ребенок уже способен контролировать свои непосредственные желания и может вести себя так, как нужно, а не так, как ему хочется в текущий момент. Не менее важным новообразованием этого возраста выступает децентрация, т.е. способность детей преодолевать свой эгоцентризм и принимать во внимание позицию партнеров по общению. Децентрализация – это один из факторов процесса социализации ребенка старшего дошкольного возраста (Н.И. Гуткина, 2020).

В этот возрастной период, в виду расширения опыта детей, происходит смена содержания и тематики игр, они наполняются и обогащаются новыми смыслами. В игре старшего дошкольника начинает проявляться как то, что дети узнали из своего собственного опыта, так и то, что они смогли усвоить опосредованно, через рассказы взрослых и книги, а также в тех ситуациях, когда ребенок был лишь сторонним наблюдателем. В процессе игры начинает появляться «подготовительный этап» – этап игры, в ходе которого между детьми происходит распределение ролей, договоренность о том, как будет проходить игра, планирование сюжета игры, участники игры сооружают постройки, подбирают игрушки и пр., т.е. организуют обстановку игры (Д.Б. Эльконин, 2022).

Для того чтобы помочь ребенку разнообразить игровые сюжеты, взрослым следует продемонстрировать, что роль можно включать не только в одну, но и в разные взаимосвязи с иными ролями. Так, повар может взаимодействовать и с «гостями ресторана», и с разносящими заказы «официантами», и с другими «поварами», и с «уборщиками». Выбирая себе роль, старший дошкольник может избрать для себя не самую наилучшую роль, он может согласиться играть роль не очень для него привлекательную, лишь для того, чтобы принять участие в коллективной игре. При этом выбор игровых партнеров происходит либо в пользу друзей, либо тех детей, у кого есть желанные предметы. В старшем дошкольном возрасте для детей неважно качество исполнения роли (О.В. Акулова и др., 2013).

В тех случаях, когда ребенок осведомлен о возможностях и интересах других играющих, нередко процесс распределения ролей может привести к зарождению конфликтной ситуации. Так, дети могут отказать в принятии в игру ребенку, плохо отыгрывающему свою роль; появляются дети, постоянно претендующие на главную роль. Происходит зарождение стабильных игровых сообществ, либо даже «закрытых» групп, в которые участники неохотно принимают посторонних. Например, девочки могу неохотно принимать мальчиков в «игры девочек». Такие случаи требуют от взрослого незначительной помощи, он может оказать воздействие на этапе подготовки, сместить акценты, обогатить игру новыми игровым сюжетом, посоветовать для «постороннего» ребенка новую, более уместную роль и пр. Кроме того, взрослые должны помочь в разрешении конкретной конфликтной ситуации, при этом обучая детей способности к компромиссному поведению и расширяя их опыт коммуникации. (О.В. Акулова и др., 2013).

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры, имеющие одно содержание, повторяются на протяжении длительного времени, за которое происходит их обогащение и развитие, они насыщаются новыми линиями сюжета. Следовательно, одна и та же игра может привлекать детей в ходе длительного периода времени. Подобная специфика содействует постижению, исчерпывающему овладению и эмоциональному проживанию определенных ролей, а также их общественных функций (Д.Б. Эльконин, 2022).

Усложнение и обогащение игровой деятельности протекает одновременно с интенсивным процессом речевого развития. Происходит значительное усложнение диалоговой речи – ребенок способен принимать активное участие в беседе, достаточно просто и полно давать ответы на вопросы, исправлять и дополнять ответы, даваемые другими, формулировать вопросы и подавать уместные реплики. Так же происходит совершенствование и монологической речи: ребенок, опираясь на наглядный материал, способен составить словесное описание картины и пр. Кроме того у старшего дошкольника формируется способность пересказывать литературные произведения, при этом обращаясь к использованию выразительных средств речи. Ребенок уже интересуется мотивами и чувствами героев произведений литературы (Е.Е. Кравцова, 2022).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы