Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Педагогическая культура специалиста по физической культуре и спорту на примере
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Методологические
основы формирования профессионально. 7
педагогической культуры
специалиста физического воспитания и спорта. 7
1.1. Современные подходы к
пониманию сущности культуры.. 7
1.2. Культурологический
подход как теоретико-методологическая основа стратегии формирования
профессионально-педагогической культуры специалиста физического воспитания и
спорта. 14
1.3. Поликультурное и
полиэтническое измерение профессионального. 28
физкультурного образования. 28
1.4. Структура и содержание
педагогической культуры личности специалиста физического воспитания и спорта. 32
Глава 2.
Педагогическая система формирования педагогической культуры личности
специалистафизического воспитания и спорта…………………….40
2.1. Организация и проведение
констатирующего эксперимента. 40
2.2. Оценка уровня
сформированности педагогической культуры специалиста по физической
культуре и спорту. 44
2.3. Рекомендации по воспитанию
профессионально-педагогической культуры будущих педагогов в соответствии со
сделанными исследованиями. 48
Заключение. 68
Список использованных
источников. 71 Приложение…………………………………………………………………… 78
Введение:
Актуальность темы исследования. В
последние годы в научно-педагогической литературе активно используется термин
«спортивная культура», формируется широкий философско-культурологический взгляд
на спортивную культуру и физкультурно-спортивное образование [2, 3, 5, 13]. В
подходах к определению сущности и содержания данного понятия авторы
отталкиваются от деятельностного и ценностного понимания феномена физической
культуры. В специальной литературе существуют десятки определений понятия
«физическая культура», многие из которых существенно отличаются друг от друга.
Общей родовой категорией для физической и спортивной культуры выступает понятие
«культура».
С конца 80-х годов ХХ столетия
характеристика личности и деятельности педагога, учителя школы рассматривается
отечественными учеными во взаимосвязи с его педагогической и
профессионально-педагогической культурой.
На наш взгляд данная позиция
отражает современные требования и к личности и деятельности специалиста по
физической культуре и спорту.
Развитие системы высшего
физкультурного образования в рыночных условиях предъявляет все новые требования
к личности специалиста по физической культуре и спорту, его профессиональному
мастерству, нравственному потенциалу, психологической и физической готовности к
выполнению профессиональной деятельности.
В связи с этим особую актуальность
приобретает изучение психолого-педагогической характеристики личности и
деятельности специалиста по физической культуре и спорту, что послужит основой
их профессионального становления.
Анализ литературных источников
позволил определить тему исследования: «Педагогическая культура специалиста по
физической культуре и спорту на примере ГБПОУ КФКС СПАРТА»
Цель
исследования: изучить педагогическую культуру
личности специалиста по физической культуре и спорту как составляющая общей и
профессиональной культуры.
Объект исследования: процесс
формирования педагогической культуры личности специалиста по физической
культуре и спорту.
Предмет исследования: технология
формирования педагогической культуры специалиста по физической культуре и
спорту.
Задачи исследования:
1. Раскрыть
методологические основы формирования профессионально
педагогической
культуры специалиста физического воспитания и спорта.
2.Рассмотреть педагогическую систему формирования педагогической культуры
личности специалиста физического воспитания и спорта.
3. Провести
опытно-экспериментальную проверку технологии формирования педагогической
культуры специалиста по физической культуре и спорту на примере
ГБПОУ КФКС СПАРТА.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач в
работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы
количественной обработки данных:
— теоретические
методы: анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме
исследования;
—
эмпирические методы: анкетный опрос, тестирование, самооценка.
Опытно-экспериментальной базой
послужила ГБПОУ КФКС СПАРТА
Выборку составили студенты и
преподаватели педагогического училища № 17 по
подготовке учителей физкультуры ГБПОУ КФКС СПАРТА:
студенты – 20 человек (10 молодых
людей и 10 девушек)
преподаватели –20 человек (10 мужчин
и 10 женщины)
Степень научной разработанности темы ВКР. Исследованием проблемы
педагогической системы формирования педагогической культуры личности
специалиста физического воспитания и спорта занимались такие авторы как Иваний
И.В. в работе «Поликультурное и полиэтническое измерение специального
физкультурного образования», Выдрин В.М. в работе «Современные проблемы теории физической культуры как
вида культуры», Молчанова Ю.С. в работе «Формирование потребностей к занятиям
физической культурой у школьников 14-15 лет»,
Фазенда Нелсон Пиреш Викторин в работе «Методика применения народных подвижных игр на уроках физической
культуры в 6 классах в школах Мозамбика», Собянин Ф.И., Лотоненко
А.В. в работе «Наукоемкие классы явлений теории физической культуры в системе
профессионального физкультурного образования» и др.
Этапы исследования:
Первый этап (ноябрь — декабрь 2021
г.) – Начальный этап формирования педагогической культуры, направленный на
активизацию учебной деятельности студентов.
Второй этап (январь – февраль 2022
г.) – Основной этап формирования педагогической культуры у учащихся, на данном
этапе студентам необходимо предлагать задания, отвечающие их возможностям и
интересам, выполнение которых требует от них принятия самостоятельных
решений.
Третий этап (апрель — май 2022 г.) –
рефлексия, анализ и интерпретация полученных данных по диагностике уровня
формирования педагогической культуры специалиста по физической культуре и
спорту.
Достоверность
и обоснованность полученных результатов обеспечена непротиворечивостью
методологической базы, логической корректностью научного исследования,
адекватностью используемых методов задачам исследования, репрезентативностью
выборки, корректной математико-статической обработкой экспериментальных данных.
Научная
новизна результатов исследования состоит в разработке и научном обосновании
технологии формирования физической культуры личности в условиях непрерывного
физкультурного образования на базе ГБПОУ КФКС СПАРТА.
Теоретическая значимость
исследования заключается в дополнении теории и методики физической культуры и
спорта положениями и выводами данной работы, в которых: изучена педагогическая
культура
личности специалиста по физической культуре и спорту как составляющая общей и
профессиональной культуры.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении темы «В разработке и научном обосновании технологии
формирования физической культуры личности в условиях непрерывного
физкультурного образования», а также в качестве методического пособия для
преподавателей непрерывного физкультурного образования.
Работа
состоит из Введения, основной части, Заключения, списка литературы и Приложения.
Заключение:
На основе аналитического обзора
исследований авторов о спортивной культуре, можно заключить, что спортивная
культура – это часть общей культуры личности и вид физической культуры,
представляющей собой интегральную характеристику человека, которая включает
положительное мотивационно-ценностное отношение к спорту,
социально-психологические свойства и физические качества, знания, умения и
навыки физкультурно-спортивной деятельности, определяющие в своем
взаимодействии готовность к ее осуществлению для сохранения и укрепления
здоровья, физического совершенствования, достижения жизненно значимых
целей.
Необходимость дальнейшего изучения
культурологического подхода, как методологического инструментария, существенно
должно повысить продуктивность, популярность и эффективность культурологических
исследований в сфере физической культуры.
Поликультурные обучение и воспитание
способствуют развитию толерантности будущего специалиста, созданию условий,
которые гарантируют свободный выбор индивидом своей идентичности, содействуют социализации
студентов на основе овладения личностью системой национальных и общекультурных
ценностей, коммуникативных эмпатийных умений, что позволяет им осуществлять
межкультурные взаимодействия и понимать другие культуры. При условии активных
интеграционных процессов культурологическая подготовка будущих специалистов
сферы физической культуры и спорта должна базироваться как на общечеловеческих
достижениях, так и на этнонациональных ценностях.
Учителю
физической культуры в своей деятельности необходимо правильно понимать и
учитывать мотивы, интересы учащихся к физкультурно-спортивной деятельности.
Глубокие знания, мастерство, воля, выдержка, спокойствие, уверенность, такт
помогают учителю физической культуры успешно решать поставленные задачи.
Учителю физической культуры приходится воспитывать учащихся в духе преодоления
трудностей, вести их по пути «от простого к сложному», от изученного к
неизученному, т.е. все время создавать перед учащимися систему перспективных
направлений в стремлении к самосовершенствованию.
Гуманизация
образования, как необходимое условие формирования
профессионально-педагогической культуры студента физкультурного факультета –
это построение учебного процесса с учетом личной заинтересованности,
формирования и реализации внутренних потребностей каждого студента в
педагогической деятельности, в совершенствовании себя как будущего спортивного
педагога.
Нами была организована и проведена
опытно-экспериментальная проверка технологии формирования педагогической
культуры специалиста по физической культуре и спорту на примере ГБПОУ КФКС
Спарта.
Технология
формирования педагогической культуры включает 3 этапа: начальный, основной,
заключительный, объединенных общей целью – формирование педагогической
культуры. Каждый этап содержит совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих
традиционных и нетрадиционных методов, приемов и средств, что позволяет
учитывать особенности формирования педагогической культуры и оптимизировать
учебный процесс.
Основной
формой формирования педагогической культуры является организация
самостоятельной работы студентов, в сочетании с самообразованием и
самовоспитанием. Наша технология характеризуется также тем, что включает в себя
две взаимосвязанные линии: одна включала в себя работу со всей группой с учетом
уровня сформированности компонентов педагогической культуры у большинства
студентов на данном этапе учебнвоспитательного процесса; другая же подчинялась
решению задач индивидуального подхода к учебно-воспитательной работе со
студентами.
Как у
юношей, так и у девушек уровень речевых умений по всем показателям
сформирован на оценку — хорошо.
Уровень
сформированности базовой культуры, у студентов выпускников равен 2,7 балла, у
тренерско-преподавательского состава составило 2,9, что на 0,2 выше, чем у
студентов выпускников. Профессиональная компетентность и у тех и у других равна
2,7. Уровень сформированности педагогического мастерства у студентов
выпускников равен 3,2, тогда как у тренерско-преподавательского состава всего
3,1, что практически находится на одном уровне. Показатель формирования
личностного роста спортивного педагога получился такой: студенты выпускники
3,0, тренерско-преподавательский состав 2,6. В результате можно сделать вывод:
технология формирования педагогической культуры, которая включала 3 этапа:
начальный, основной, заключительный, объединенных общей целью – формирования
педагогической культуры, эффективна, т.к. студенты показали уровень
формирования педагогической культуры не ниже, чем у
тренерско-преподавательского состава, но по некоторым параметрам и выше.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Методологические основы формирования профессионально
педагогической
культуры специалиста физического воспитания и спорта
1.1.
Современные подходы к пониманию сущности культуры Общеродовой категорией является
понятие «культура». Ф. И. Собянин (2010) предлагает исследовать две концепции
физической и спортивной культуры с позиций теории культуры [45]. Культура
теперь понимается как определенные виды человеческой деятельности/ Современное
понятие «культура» охватывает все методы и результаты преобразовательной
деятельности человека, имеющие ценность для общества и личности. Помимо
объективных ценностей, создаваемых непосредственно в процессе преобразования
внешней природы, культура есть еще и все, что воплощает в себе успехи человека
в преобразовании собственной природы. К этим составляющим культуры относится и
физическая культура [44].
В отечественной педагогике понятие
"культура" рассматривается с точки зрения деятельностного подхода, и
должна базироваться на качественных характеристиках деятельности субъекта [40].
Таким образом, Ф. И. Собянин (2010)
предлагает исследовать две концепции физической и спортивной культуры с позиций
теории культуры [39] с позиции общеродовой категории понятия «культура». Те. культура
— это определенные виды человеческой деятельности [40]. В настоящее время понятие
«культура» более широкое и охватывает как методы, так и результаты
преобразовательной деятельности человека, которые представляют ценность для
общества и личности. Стоит отметить, что помимо объективных ценностей, которые
созданы непосредственно в процессе преобразования внешней природы, культура
есть еще и все, что воплощает в себе успехи человека в преобразовании
собственной природы. Физическая культура также относится к таким составляющим
культуры [44]. Особенность физической культуры
заключается главным образом в том, что она включает средства и результаты,
имеющие жизненно важное значение для человека, использующего собственные
двигательные навыки для оптимизации своего физического состояния и развития.
Физическая культура называется культурой потому, что она должна стать частью
жизни каждого культурного человека.
По мнению В. И. Столярова и С. Ю.
Баринова (2009), понятие культуры характеризует процесс и результаты
деятельности социального субъекта (индивида, социальной группы, общества в
целом) по созданию и сохранению социальных явлений, считающихся наиболее
важными, наиболее содержательными и рассматриваемыми как ценности. [41].
Данные ценности мы рассматриваем как
идеалы и нормы общества, необходимые для его нормального развития и
преобразования. К данным нормам и
идеалам относятся и спортивные. Под спортом эти авторы подразумевают спортивное
соревнование, его подготовку и связанные с ним общественные отношения,
институты, движения. Следовательно, к спортивной культуре они относят ценности
и идеалы, накопленные годами результате в организации различных спортивных
мероприятий.
По мнению К.Б. Тумарова, (2012) спортивная
культура – это ценности конкретного человека, реализуемые им результате спортивных
достижений.
Автор определяет необходимые
компоненты содержания спортивной культуры личности. Необходимые компонентами
содержания спортивной культуры личности по определению К.Б. Тумарова, являются
[49]: Рис. 1.1 Необходимые компоненты
содержания спортивной культуры личности по определению К.Б. Тумарова,
Л.И. Лубышево и А.И. Загревской
(2013) под спортивной культурой личности понимается интегративное образование
личности, включающее в себя систему средств, методов и результатов
физкультурно-спортивной деятельности, направленных на восприятие,
воспроизведение, создание и распространение ценностей физической культуры и
спорта. И технологии. Спортивная культура человека формируется в процессе
интериоризации культурно-воспитательного потенциала, ценностей и технологий
спорта, а также в результате накопления опыта физкультурно-спортивной
деятельности и наполнения его личностными смыслом [30]
Л.И. Лубышева (2013) отмечает, что,
встраивая спорт в систему общей культуры, человечество опирается на его
ценностное содержание. Таким образом, спортивная культура базируется прежде
всего на ценностях спортивной деятельности, в которую, по мнению автора, могут
с успехом включаться те социальные процессы, которые обеспечивают успешное
функционирование спорта в обществе, а также социально-психологические. климат,
определяющий ценностное отношение людей к спорту [31].
Важной особенностью спорта является
соревновательная деятельность, включающая соревнование и связанные с ним
отношения соперничества и сотрудничества между спортсменами, специфические
отношения с другими участниками: тренерами, судьями, организаторами, болельщиками.
Под соревнованиями и всем, что с ними связано понимаются нормы, правила,
стандарты, поведение спортсменов во время
соревновательной деятельности. [32]
Под целью спорта понимается
достижение наилучших спортивных результатов в период спортивных соревнований в результате
хорошо подготовленного тренировочного процесса. Саму же подготовку к
соревнованиям мы не относим к признакам спортивной деятельности, т.к.
изначально спорт не подразумевал тренировочного процесса.
Современный спорт высших достижений
(игровые виды спорта) основан на преимуществе серии соревнований при сокращении
количества тренировочных занятий. Одним из действенных методов достижения
результатов, достойных соревнований разного уровня, является подготовка к ним,
т.к. без необходимой подготовки спортсмен не будет иметь четких представлений о
целях, задачах спортивного процесса и его результатов, не будет иметь должной
физической подготовки. Следовательно, под спортом на сегодняшний день
мы понимаем, как соревновательную деятельность, так и специальную подготовку к
ней [3].
Такие авторы, как Л.И. Лубышева
(2006) и Г.Л. Драндров (2013) также имеют свою точку зрения относительно спорта
и его деятельности. Так по мнению первого, в спортивной деятельности наиболее
значимы: личностные качества, выраженные в умении организовать собственный
процесс подготовки к соревнованиям и настроем на победу и спортивные достижения
[6].
Второй же автор полагает, что
наиболее важна мотивация спортсменов, являющаяся лучшим стимулом на
достижение. Деятельность же в спорте
важна для спортсмена тем, что она и является таким мотиватором, т.к. именно
через спортивные достижения спортсмен может реализовать себя, как спортсмена,
открыть в себе спортивный потенциал, научиться побеждать и быть первым среди
других спортсменов. Это диктует определенные нормы: этические, моральные,
физические, психические, поведенческие, коммуникационные между спортсменами и
иными участниками спортивного процесса.
Следовательно, мы можем говорить о
культурном начале спортивной деятельности, несущей свои мотивы, ценности,
традиции, что позволяет говорить о культурологических качествах спорта и о
культуре спорта в целом [3].
Трансформация ценностей спорта из
категории общественно значимых в категорию личностно значимых позволяет судить
о наличии у спортсмена спортивной культуры личности.
По утверждению Л.И.Лубышевой (2014),
через духовный личностный и физический потенциал достигается цель спортивной
деятельности, которая выражена в наилучших спортивных результатах. Все это,
вместе взятое, и содержит спортивную культуру личности [5].
По определению В.И.Столярова и С.Ю.
Баринова, умение достойно ввигрывать и проигрывать, и вера в себя и свои лучшие
достижения и являются ценностями спортивной культуры [14].
По определению Л.И. Лубышева (2002)
важна социализация спортсмена в обществе.
Им выделены психологические и специфические ценности спорта: физическое
саморазвитие, понимание значимости спортивных достижений, как социального самоутверждения
[9].
Занимаясь спортом человек
самосовершенствуется и в спортивном, и моральном, и нравственном, и
интеллектуальном качестве, что и является показателями спортивной культуры
личности. Под ценностями же спорта автор понимает спортивные достижения
(награды, разряды, звания), улучшение здоровья (как ценность быть здоровым и
физически крепким).
А.И.
Загревская (2013) отмечает, что выработанные в спорте и физической культуре
ценности только тогда могут быть органично восприняты личностью и присвоены на
личностно-смысловом уровне, когда они пережиты ею и приняты эмоционально, а не
только поняты и усвоены рационально.
В отличие от
приобретения знаний, спортивный процесс выражен в коммуникации между объектами
спорта через духовные качества и ценности каждого, как во всех сферах жизни, так
и в спортивной деятельности, и физической культуре [4].
Таким образом, под целью спорта понимается
достижение наилучших спортивных результатов в период спортивных соревнований в
результате хорошо подготовленного тренировочного процесса. Под спортом на
сегодняшний день мы понимаем, как соревновательную деятельность, так и
специальную подготовку к ней [3].
В спортивной деятельности наиболее
значимы: личностные качества, выраженные в умении организовать собственный
процесс подготовки к соревнованиям и настроем на победу и спортивные достижения
[6].
Наиболее важна мотивация спортсменов,
являющаяся лучшим стимулом на достижение. Деятельность же в спорте важна для
спортсмена тем, что она и является таким мотиватором, которая диктует
определенные нормы: этические, моральные, физические, психические,
поведенческие, коммуникационные между спортсменами и иными участниками
спортивного процесса.
То есть мы можем говорить о
культурном начале спортивной деятельности, которая несет свои мотивы, ценности,
традиции, что позволяет говорить о культурологических качествах спорта и о
культуре спорта в целом [3].
Таким образом, трансформация
ценностей спорта из категории общественно значимых в категорию личностно
значимых позволяет судить о наличии у спортсмена спортивной культуры
личности.
Через духовный личностный и
физический потенциал достигается цель спортивной деятельности, которая выражена
в наилучших спортивных результатах. Все это, вместе взятое, и содержит
спортивную культуру личности
Умение достойно выигрывать и
проигрывать, и вера в себя и свои лучшие достижения и являются ценностями
спортивной культуры [14].
Важна социализация спортсмена в
обществе. Имеются психологические и
специфические ценности спорта: физическое саморазвитие, понимание значимости
спортивных достижений, как социального самоутверждения [9].
Под ценностями же спорта понимают
спортивные достижения (награды, разряды, звания), улучшение здоровья (как
ценность быть здоровым и физически крепким).
Выработанные
в спорте и физической культуре ценности только тогда могут быть органично
восприняты личностью и присвоены на личностно-смысловом уровне, когда они
пережиты ею и приняты эмоционально, а не только поняты и усвоены рационально.
И последнее:
в отличие от приобретения знаний, спортивный процесс выражен в коммуникации
между объектами спорта через духовные качества и ценности каждого, как во всех
сферах жизни, так и в спортивной деятельности, и физической культуре. Из всего сказанного выше можно сделать
вывод, что ценности спортивной деятельности можно классифицировать по
биологическому, психологическому, педагогическому и социальному эффектам (Рис.
1.2) Рис. 1.2. Классификация ценностей спортивной
деятельности На основе аналитического обзора
исследований авторов о спортивной культуре, можно заключить, что спортивная
культура – это часть общей культуры личности и вид физической культуры,
представляющей собой интегральную характеристику человека, которая включает
положительное мотивационно-ценностное отношение к спорту,
социально-психологические свойства и физические качества, знания, умения и
навыки физкультурно-спортивной деятельности, определяющие в своем
взаимодействии готовность к ее осуществлению для сохранения и укрепления
здоровья, физического совершенствования, достижения жизненно значимых
целей.