Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в современных условиях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
развития патриотизма младших школьников. 8
1.1. Патриотическое воспитание как
педагогическая проблема. 8
1.2. Педагогические условия
патриотического воспитания младших
школьников во внеурочной деятельности. 16
Выводы по 1 главе. 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по
патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности. 34
2.1. Диагностика развития патриотизма
младших школьников. 34
2.2. Педагогическая работа по
патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности. 43
2.3. Анализ результатов исследования. 69
Выводы по 2 главе. 72
Заключение. 74
Библиографический список. 79
Приложения 84
Введение:
Актуальность
исследования. Патриотизм является одной из важнейших
моральных ценностей человека, определяющей его отношение к Родине, народу,
государству, готовность защищать и оборонять национальные интересы.
Процессы, протекающие в
современном мире, оказывают значительное влияние на развитие, как целых
регионов, так и отдельных государств. Ускорение глобализационных процессов,
становление информационного общества, борьба за лидерство мировых центров сил
приводят к ситуации нарушения глобальной системы безопасности. В этих условиях сохранять
стабильность и поступательное развитие способны страны с устойчивой национальной
идентичностью и высоким уровнем патриотизма граждан.
В нашей национальной
культуре и исторической памяти сосредоточены колоссальные духовные богатства.
Это наш нравственный стержень, который помогает сохранить нашу национальную
самобытность. Сегодня, когда извне нашей молодежи навязываются чужие ценности,
очень важно показать богатство национальной культуры, сохранить свои идеалы и
чувство национального достоинства.
Сегодня для всех стало
очевидным, что основные угрозы нашему государству формируются не на поле боя, а
в идеологическом и информационном пространстве. В этих условиях очевидна
необходимость решения на государственном уровне наиболее острых проблем системы
воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления
государства. Поэтому проблема воспитания патриотизма молодого поколения имеет
государственное значение и является одной из центральных задач современной
общеобразовательной школы.
В законе РФ «Об
образовании» одним из важнейших принципов государственной политики в области
образования заявлено «воспитание гражданственности и любви к Родине» [76, с.4].
Фундамент патриотизма
личности закладывается с детства. Младший школьный возраст является сенситивным
периодом для воспитания патриотизма личности. Патриотическое
воспитание младших школьников позволяет сформировать у
учащихся базовые ценности личности, такие, как уважительное отношение к
прошлому, настоящему и будущему своей Родины, обычаям, традициям и законам
своей страны, толерантное отношение к другим народам, активную гражданскую
позицию, способность к самоопределению, готовность содействовать развитию
Отечества.
Проблема патриотического
воспитания привлекала известных философов, педагогов, психологов и социологов.
Этот вопрос в своих работах раскрывали такие известные ученые и педагоги, как
М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Психологические особенности воспитания патриотизма рассматривались в трудах
Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.
Анализ методической
литературы и практики патриотического воспитания школьников свидетельствует о
возрастающем интересе к проблеме воспитания патриота. В последние десятилетия
это направление разрабатывается в исследованиях Е.О. Галицких, Л.В. Кокуевой, Л.Ю.
Савиновой, Н.А. Левиной, В.П. Лукьяновой, Н.А. Мельниковой, Е.Е. Вяземского,
Т.М. Толкачевой и др.
Одной из важных проблем
воспитания основ патриотизма младших школьников является выбор содержания, форм
и методов формирования патриотических качеств личности, учитывающих их возрастные психологические особенности.
Заключение:
В ходе исследования проблемы
воспитания патриотизма младших школьников во внеурочной деятельности нами
сформулирован ряд положений.
Младший школьный возраст
является сензитивным для формирования основ патриотизма обучающихся. Опираясь на возрастные психологические
особенности данного возраста, необходимо активно развивать патриотическое
воспитание обучающихся.
С
целью успешной организации процесса воспитания патриотизма школьников педагогу
необходимо использовать в процессе работы методы и формы, активизирующие
личностную активность обучающихся.
Выявлены педагогические
условия патриотического
воспитания младших школьников во внеурочной деятельности:
1. Комплексность, системность,
последовательность и длительность. Что подразумевает единство целей, задач,
содержания, форм и методов патриотического воспитания.
Все звенья образовательной системы должны быть включены в систему патриотического
воспитания. Необходимо, чтобы оно проходило через все образовательные ступени,
постепенно увеличивая свою глубину и содержание.
2.
Учет возрастных психологических особенностей младших школьников. Процесс патриотического
воспитания должен строиться в соответствии с возрастными психологическими
особенностям обучающихся.
3. Методы, формы и
средства патриотического воспитания должны быть адекватны целям и задачам
программ.
4. Единство различных
направлений воспитательной деятельности (гражданское, патриотическое, правовое,
военно-патриотическое).
Как показало
исследование, разработанный комплекс занятий с применением методов и форм,
стимулирующих личностную активность младших школьников, является адекватным
средством совершенствования процесса патриотического
воспитания обучающихся.
На основании проведенного
исследования, нами разработаны рекомендации для учителя по совершенствованию методов и форм патриотического
воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Резюмируя проведенное
исследование, можно отметить, что наша гипотеза подтвердилась: процесс патриотического
воспитания младших школьников будет более эффективен при условии, если
организация процесса будет осуществляться во внеурочной деятельности.
Фрагмент текста работы:
. Патриотическое
воспитание как педагогическая проблема Понятие «патриотизм» является
основным в нашем исследовании. Изучением этой категории занимались великие
ученые, философы, педагоги и социологи.
В разные исторические
периоды, в зависимости от государственного строя, воспитание патриотизма
основывалось на различных идеях. Следовательно, изменялись и значения ключевых
понятий.
В советский период
общество и государство отождествлялись, а гражданское и патриотическое
воспитание понималось как единое целое. Тем не менее, эти понятия существенно
отличаются друг от друга.
Слово «патриотизм» имеет
греческое происхождение и означает отечество, соотечественник. В.И. Даль
трактует «патриотизм» как «любовь к своему Отечеству», которая выражается в
активной деятельности на благо страны [32, с.24]. В Словаре русского языка С.И. Ожегова под патриотизмом понимается
преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, готовность к любым
жертвам и подвигам во имя интересов своей родины» [57, с.447].
К.Д. Ушинский считал
патриотизм необходимым педагогическим средством воспитания «Как нет человека
без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает
воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с
его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [77, с.37]
Современные трактовки
понятия патриотизм содержательно отличаются от определений предыдущих лет. Это
объясняется глубокими изменениями, которые происходят в обществе.
Например, исследователь
А.Н. Вырщиков определяет патриотизм как одну из базовых составляющих
национального самосознания народа, которая выражается в чувстве любви, гордости
и преданности своему Отечеству, его истории культуре, традициям, быту, в
осознании своего нравственного долга перед ним, в готовности к защите его
интересов, а также проявления великодушия и толерантности в отношении других
народов [26, с.31].
В.С. Горбунов в
своем диссертационном исследовании рассматривает патриотизм как направленность
самореализации и социального поведения граждан, предполагающая на основе любви
и служения Отечеству приоритет общественных и государственных начал над
индивидуальными интересами и устремлениями и выступающая как высший смысл жизни
и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества [29].
Т.Е. Вежевич рассматривает
патриотизм на двух уровнях:
1) макроуровень (общественный) – патриотизм представляет собой
значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных
настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни,
истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Это основа
существования и развития наций и государственности.