Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Патриотическое воспитание младших школьников в проектной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I Теоретические основы изучения патриотического
воспитания младших школьников в проектной деятельности. 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся
младшего школьного возраста. 7
1.2 Сущностная характеристика понятий «патриотизм» и
«патриотическое воспитание» в науке. 16
1.3 Проектная деятельность как средство патриотического
воспитания младших школьников. 22
Глава II
Изучение уровня патриотической воспитанности обучающихся 2 класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»
г. Каширы.. 29
2.1 Уровень
патриотической воспитанности младших школьников. 29
2.2
Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников в
проектной деятельности. 42
2.3
Результаты опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию
младших школьников посредством проектной деятельности 47
Заключение. 59
Список использованной литературы.. 62
Приложение…………………………….……………………………………..68
Введение:
Актуальность исследования. Преобразования в стране начала XXI века определили крутой поворот в
новейшей истории России, который сопровождают изменения в
социально-экономической, политической и духовной сфере общества и сознании
граждан. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни
общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением
становится патриотическое воспитание.
Законом «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ одним из основных принципов
государственной политики и правового регулирования отношений в сфере
образования выступает соблюдение принципа приоритета патриотизма в процессе воспитания
и обучения детей.
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования предполагает учет
этнокультурной ситуации развития детей в процессе воспитания, что предполагает
заботу о формировании у детей любви и привязанности, преданности и
ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его
богатство.
Проблема патриотического воспитания
личности разрабатывалась в трудах философов (Х. Ортега-и-Гассет, И.А. Ильин,
С.Н. Булгаков, В.В. Розов и другие), психологов (Л.С. Выготский, С.Л.
Рубинштейн и другие), педагогов (П.П. Блонский, Л.В. Алиева, К.Ш. Ахияров, Н.В. Ипполитова,
О.В. Лебедева, В.В. Майн, С.Е. Матушкин и другие).
Объект исследования: процесс воспитания младших
школьников.
Предмет исследования: патриотическое воспитание
младших школьников в проектной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность реализации программы патриотического
воспитания младших школьников в проектной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что патриотическое
воспитание младших школьников в проектной деятельности будет реализовано
эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
— разработка и реализация комплекса
занятий в виде проектной деятельности «Мы – патриоты!»;
— работа по основным ценностным
направлениям: «Мир твоей души», «Я и окружающие меня люди», «Великие
люди России», «Мир культурного наследия», «Я и Родина (мое Отечество);
— использование различных форм и
видов деятельности (беседа, игра, тренинг, дискуссия, праздник, конкурс и пр.).
Заключение:
По итогам выполнения выпускной
квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы,
что позволило теоретически обосновать и экспериментально проверить
эффективность реализации программы патриотического воспитания младших
школьников в проектной деятельности.
Для достижения указанной цели были решены
следующие задачи:
— была представлена психолого-педагогическая
характеристика учащихся младшего школьного возраста;
— была приведена сущностная характеристика
понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в науке;
— была рассмотрена проектная деятельность
как средство патриотического воспитания младших школьников;
— была выполнена диагностика уровня
патриотической воспитанности младших школьников;
— была описана программа патриотического
воспитания младших школьников в проектной деятельности;
— было выполнено обсуждение результатов
внедрения программы патриотического воспитания младших школьников в проектной
деятельности.
Качественный и количественный анализ
эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что патриотическое
воспитание младших школьников в проектной деятельности будет реализовано
эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
— разработка и реализация комплекса занятий в виде
проектной деятельности «Мы – патриоты!»;
— работа по основным ценностным направлениям: «Мир
твоей души», «Я и окружающие меня люди», «Великие люди России», «Мир
культурного наследия», «Я и Родина (мое Отечество);
— использование различных форм и видов деятельности
(беседа, игра, тренинг, дискуссия, праздник, конкурс и пр.).
Таким образом, цель работы была
достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза доказана.
Также нами сформулированы следующие
практические рекомендации по повышению патриотизма у учеников младшего
школьного возраста:
1. Воспитание патриотизма у младших
школьников невозможно без привлечения родителей учащихся к этому процессу.
Несмотря на все усилия педагогического коллектива, нередко именно отсутствие
патриотических настроений в семье приводит к негативным последствиям. Поэтому
родителей воспитанников необходимо привлекать ко всем школьным мероприятиям
патриотической направленности.
Фрагмент текста работы:
Психолого-педагогическая характеристика
учащихся младшего школьного возраста Возраст – это
сравнительно независимый период человеческого развития, который отличается
качественным своеобразием. В соответствии с различными научными походами
(принятие во внимание онтогенеза, специфичных социальных процессов, а также
культурных представлений) человеческий жизненный цикл можно разделить на
возрастные категории. Обособление возраста младшего школьного детства в основной
мере обусловлено социальными и культурными аспектами, и имеет связь с
конкретным этапом образовательной системы – началом посещения
общеобразовательной школы и стартом школьного обучения [50].
Основываясь на
концепции Л.С. Выготского [12], отечественная научная мысль
считает, что возрастную периодизацию необходимо базировать на сути самого
онтогенеза, указывая на то, что под развитие ребенка следует понимать
присвоение, в процессе выстроенного взрослыми общения и деятельности,
исторического и социального опыта.
Д.Б. Эльконин [59] указывал
на тот факт, что базовыми параметрами возрастной периодизации являются:
— социальная
ситуация развития, которая проявляется в соотношение внутренних и внешних
условий психического развития, которое в свою очередь обуславливает отношение
ребенка к окружающим его вещам и предметам, людям, а также самому себе;
— ведущий вид
деятельности, под которым следует понимать такую деятельность, вырабатывание
которой определяется трансформацией психических процессов и психических способностей
детей;
—
новообразования возраста (положительные особенности, дающие ребенку потенциал
для перехода к новой стадии его развития, в частности новый тип деятельности
личности и ее строения, формируемый на протяжении данного периода и
обуславливающий трансформацию детского сознания, как внешней, так и внутренней
жизни) [59].
Согласно
подходам, предложенным такими учеными как Л.С. Выготский [12], А.Н.
Леонтьев [31],
Д.Б. Эльконин [59],
переход от одного возрастного этапа к другому сопровождается кризисом.
Например, кризис 7 лет сопровождает переход к младшему школьному возрасту от
дошкольного возраста. У ребенка к 6 годам начинает зарождаться готовность
(психологическая) к обучению в школе, а формирование ее предпосылок
взаимосвязано с кризисом 7 лет.
Отличительными
чертами кризиса 7 лет является:
— утрата
дошкольником непосредственности, что свойственна этому периоду, которая находит
отражение в переживаниях по поводу производимых им действий;
— для
дошкольника начинает быть характерно манерное поведение, проявляющееся в
утрированности поведения – дурашливость либо чрезмерная строгость, обращение к
выражениям из лексикона «взрослых» либо наоборот их коверкание;
— формирование
феномена «горькой конфеты» – дошкольник скрывает свою потребность во взрослых, либо
плохое самочувствие [48].
Согласно точке
зрения Л.И. Божович [5],
развитие кризиса 7 лет у дошкольника определяется формированием у него
значимого системного новообразования – «внутренней позиции», отражающей переход
ребенка на следующий уровень рефлексии и самосознания.
Л.С. Выготский [12] высказывал
точку зрения, что кризис 7 лет содержит в себе следующие основные фазы:
— докризисная
фаза, в рамках которой дошкольник в процессе ведущей деятельности
ограничивается игрой, а также позицией ребенка в общественных отношениях, игра
еще не исчерпала своего потенциала и дает ребенку возможность для развития.
Наряду с этим, становясь младшим школьником, дети испытывают реальной
готовности к процессу обучения в школе (однако, они могут испытывать желание
ходить в школу, т.к. их интересует соответствующая школе атрибутика, а также
новая «игра» – приобретение школьных принадлежностей и манипулирование ими).
Одновременно с этим старт обучения в школе, который неизбежно приносит с собой
и первые трудности (адаптацию к правилам школы, ее условиям и новому окружению,
школьные неуспехи) вызывают понижение интереса к школе, а также желание
возвратиться обратно в дошкольное образовательное учреждение. Таким образом,
ребенок переживает несогласованность занимаемой позиции школьника и его
реальных возможностей и желаний;