Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Дошкольное образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА 6

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 6

1.2 Сущностная характеристика понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в педагогической науке 15

1.3 Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях 25

Выводы по 1 главе 40

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА 42

2.1 Диагностика уровня патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста 42

2.2 Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада 49

2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 57

Выводы по 2 главе 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

ЛИТЕРАТУРА 69

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….77

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Преобразования в стране начала XXI века определили крутой поворот в новейшей истории России, который сопровождают изменения в социально-экономической, политической и духовной сфере общества и сознании граждан. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования выступает соблюдение принципа приоритета патриотизма в процессе воспитания и обучения детей (статья 64) [1].

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [3] приоритетной задачей в сфере воспитания предполагает развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [64] предполагает учет этнокультурной ситуации развития детей в процессе воспитания, что предполагает заботу о формировании у детей любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

Проблема патриотического воспитания личности разрабатывалась в трудах философов (Х. Ортега-и-Гассет, И.А. Ильин, С.Н. Булгаков, В.В. Розов и другие), психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие), педагогов (П.П. Блонский, Л.В. Алиева, К.Ш. Ахияров, Н.В. Ипполитова, О.В. Лебедева, В.В. Майн, С.Е. Матушкин и другие).

Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада.

Цель исследования: теоретически обосновать, составить и проверить экспериментально программу патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада.

Гипотеза исследования: предполагается, что уровень патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста получиться повысить в случае обеспечения взаимодействия семьи и детского сада.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловила необходимость решения следующего перечня задач:

1. Представить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.

2. Привести сущностную характеристику понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в науке.

3. Описать взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях.

4. Выполнить диагностику уровня патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

5. Составить и апробировать программу патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада.

6. Выполнить анализ результатов экспериментального исследования.

Методы исследования:

— теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

— эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование; количественный и качественный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования.

База исследования: МБДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида». В экспериментальном исследовании приняли участие 40 воспитанников старших групп: 20 детей составили экспериментальную группу, а 20 – контрольную группу.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Воспитание патриотизма детей как личностного качества – важная социально-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает деятельность всех образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. Поэтому патриотическое воспитание дошкольников является значимым компонентом в воспитании и развитии личности, неотъемлемой чертой которой являются Любовь и уважение к Родине.

Основа патриотического воспитания закладывается в детском саду. Детям старшего дошкольного возраста уже доступны такие чувства как гордость, любовь и патриотизм. Патриотическое воспитание дошкольников имеет свои особенности: оно должно быть доступным по возрасту и проводиться по принципу «от малого к большему» – от любви к своей семье, городу до любви и уважения к стране и народу в целом.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста невозможно реализовать исключительно усилиями педагогов детского сада. Только при организации взаимодействия с семьями воспитанников, достижения слаженный работы и общей цели, реально достичь высокой патриотической воспитанности детей. Поэтому выбранная в рамках выпускной квалификационной работы тема является актуальной и востребованной, как наукой, так и практикой.

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, составить и проверить экспериментально программу патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:

— была представлена психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста;

— была приведена сущностная характеристика понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в науке;

— было описано взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях;

— была выполнена диагностика уровня патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;

— была составлена и апробирована программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада;

— был выполнен анализ результатов экспериментального исследования.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что уровень патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста получиться повысить в случае обеспечения взаимодействия семьи и детского сада.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста в характеристику; в систематизации научных позиций относительно сущностной характеристики понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в педагогике; в рассмотрении взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:

— педагогами с целью оптимизации своей профессиональной деятельности по обеспечению патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада;

— студентами, обучающимися по педагогическому профилю, с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям;

— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщение методических сведений и эмпирических данных.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Старшему дошкольному возрасту отводится очень важное место в процессе развития будущей личности. Детьми в этот период движет стремление играть лидирующую роль, а также добиться признания ровесников, они ориентированы быть лучшими и первыми, одновременно с этим они стремятся действовать согласно установленным правилам, а также эстетическим и нравственным нормам. В этот возрастной период ребенок в состоянии управлять посредством слов своими эмоциями. В старшем дошкольном возрасте происходит рост потребности в признании и уважении со стороны взрослых. У ребенка проявляется высшая форма общения с взрослыми – внеситуативно-личностная. Дети уже могут обращаться с вопросами и касаться в общении не только того, что происходит в данный момент, но более общих тем. Для старшего дошкольника становятся важными детали жизни каждого отдельного человека, его знания и опыт. В этом возрасте интерес вызывает специфика взаимодействия между взрослыми. Общение детей в старшем дошкольном возрасте очень эмоциональное. В ходе взаимодействия с взрослыми основная масса высказываний ребенка носит оценочный характер [12].

В старшем дошкольном детстве зарождается процесс развития новых психологических механизмов поведения и деятельности, формируется база для произвольного поведения, все это становится одним из основных новообразований развития ребенка этого возраста. Дети осваивают конкретную систему норм морали, социальных ценностей, а также правил поведения в обществе. В отдельных случаях ребенок уже способен контролировать свои непосредственные желания и может вести себя так, как нужно, а не так, как ему хочется в текущий момент. Не менее важным новообразованием этого возраста выступает децентрация, т.е. способность детей преодолевать свой эгоцентризм и принимать во внимание позицию партнеров по общению. Децентрализация – это один из факторов процесса социализации ребенка старшего дошкольного возраста.

В этот возрастной период, в виду расширения опыта детей, происходит смена содержания и тематики игр, они наполняются и обогащаются новыми смыслами. В игре старшего дошкольника начинает проявляться как то, что дети узнали из своего собственного опыта, так и то, что они смогли усвоить опосредованно, через рассказы взрослых и книги, а также в тех ситуациях, когда ребенок был лишь сторонним наблюдателем. В процессе игры начинает появляться «подготовительный этап» – этап игры, в ходе которого между детьми происходит распределение ролей, договоренность о том, как будет проходить игра, планирование сюжета игры, участники игры сооружают постройки, подбирают игрушки и пр., т.е. организуют обстановку игры [51].

Для того чтобы помочь ребенку разнообразить игровые сюжеты, взрослым следует продемонстрировать, что роль можно включать не только в одну, но и в разные взаимосвязи с иными ролями. Так, повар может взаимодействовать и с «гостями ресторана», и с разносящими заказы «официантами», и с другими «поварами», и с «уборщиками». Выбирая себе роль, старший дошкольник может избрать для себя не самую наилучшую роль, он может согласиться играть роль не очень для него привлекательную, лишь для того, чтобы принять участие в коллективной игре. При этом выбор игровых партнеров происходит либо в пользу друзей, либо тех детей, у кого есть желанные предметы. В старшем дошкольном возрасте для детей неважно качество исполнения роли.

В тех случаях, когда ребенок осведомлен о возможностях и интересах других играющих, нередко процесс распределения ролей может привести к зарождению конфликтной ситуации. Так, дети могут отказать в принятии в игру ребенку, плохо отыгрывающему свою роль; появляются дети, постоянно претендующие на главную роль. Происходит зарождение стабильных игровых сообществ, либо даже «закрытых» групп, в которые участники неохотно принимают посторонних. Например, девочки могу неохотно принимать мальчиков в «игры девочек». Такие случаи требуют от взрослого незначительной помощи, он может оказать воздействие на этапе подготовки, сместить акценты, обогатить игру новыми игровым сюжетом, посоветовать для «постороннего» ребенка новую, более уместную роль и пр. Кроме того, взрослые должны помочь в разрешении конкретной конфликтной ситуации, при этом обучая детей способности к компромиссному поведению и расширяя их опыт коммуникации [14].

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры, имеющие одно содержание, повторяются на протяжении длительного времени, за которое происходит их обогащение и развитие, они насыщаются новыми линиями сюжета. Следовательно, одна и та же игра может привлекать детей в ходе длительного периода времени. Подобная специфика содействует постижению, исчерпывающему овладению и эмоциональному проживанию определенных ролей, а также их общественных функций.

Усложнение и обогащение игровой деятельности протекает одновременно с интенсивным процессом речевого развития. Происходит значительное усложнение диалоговой речи – ребенок способен принимать активное участие в беседе, достаточно просто и полно давать ответы на вопросы, исправлять и дополнять ответы, даваемые другими, формулировать вопросы и подавать уместные реплики. Так же происходит совершенствование и монологической речи: ребенок, опираясь на наглядный материал, способен составить словесное описание картины и пр. Кроме того у старшего дошкольника формируется способность пересказывать литературные произведения, при этом обращаясь к использованию выразительных средств речи. Ребенок уже интересуется мотивами и чувствами героев произведений литературы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы