Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Ознакомление детей старшего возраста с животными через художественную литературу
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.
Теоретические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с
животными через художественную литературу. 6
1.1.
Особенности воспитания интереса к животным у детей старшего дошкольного
возраста. 6
1.2.
Художественная литература как средство познания животного мира старшими
дошкольниками. 9
Глава 2.
Экспериментальное исследование ознакомления детей с животными детей старшего
дошкольного возраста. 16
2.1.
Организация исследования уровня ознакомленности о мире животных у старших
дошкольников. 18
2.2. Работа
по использованию художественной литературы в старшей группе для ознакомления
детей с животными. 26
2.3. Анализ
результатов исследования. 44
Заключение. 52
Список
литературы.. 54
Введение:
Дети всегда и повсюду в той
или иной форме общаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки,
птицы, звери, облака, падающий снег, ручейки, даже лужи после летнего дождя – все
это привлекает внимание детей, радует их.
Игры в лесу, на лугу, на берегу
озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями
вызывают у детей много радостных переживаний. На протяжении всей жизни человек хранит
упоминание о реке, в которой он купался в детстве, о лужайке, на которой собирал
цветы. В виду природы, из расположения к месту детских игр возникает и развивается
любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Окрас, форма и запах цветов
и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы и сухих листьев,
скрип снега под ногами – все это дает возможность детям почувствовать природу и
может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного
воспитания.
Приобретенное в детстве умение
видеть, чувствовать природу такой, какой она есть на самом деле, вызывает у детей
глубокий интерес к ней, расширяет и углубляет их знания, способствует формированию
характера и интересов. Ознакомление детей дошкольного возраста с животными является
средством создания в сознании реалистичных знаний об окружающем мире, основанных
на чувственном опыте.
Актуальность
темы исследования обусловлена тем, что отсутствие у детей знаний,
правильно отражающих действительность, нередко приводит к возникновению у них различных
неправильных представлений, которые часто являются причиной жестокого отношения
детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых. Это не только
наносит вред природе, но и негативно влияет на психику детей, рождает в них жестокость.
Исправить уже имеющиеся неправильные представления гораздо труднее, чем создать
новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте
получили правильные сведения и представления о природе.
При этом ознакомление
детей с миром животным с помощью художественной литературы – одно из важных
средств их развития. В процессе его расширяется ориентация детей в окружающей
среде, формируются познавательные способности, воспитывается соответствующее
отношение к миру животных. Ознакомление детей с животными с помощью
художественной литературы предлагает дать им соответствующий объем знаний,
воспитании интереса и любви к ней.
Знакомство детей
дошкольного возраста с миром животных также является важнейшим средством
формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, обладающей знаниями и
навыками экологически целесообразного поведения в природе.
Проблема
исследования заключается в том, что педагогический
образовательный процесс должен быть направлен на формирование таких
психологических свойств личности, как потребность в общении с природой, интерес
к познанию ее законов, мотивы поведения и деятельности по охране природы,
убеждение – в социальной обусловленности отношения человека к природе, в
необходимости управления природными явлениями.
Объектом
исследования выступает работа по ознакомлению с
животным миром детей старшего дошкольного возраста.
Предметом
исследования является художественная литература как средство
ознакомления с животными детей старшего дошкольного возраста.
Целью
исследования выступает ознакомление детей старшего
возраста с животными через художественную литературу.
Поставленная цель предполагает
необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Изучить особенности ознакомления
детей старшего дошкольного возраста с животными.
2. Охарактеризовать художественную
литературу как средство познания животного мира старшими дошкольниками.
3. Организовать исследование
по изучению уровня сформированности представлений о мире животных у старших дошкольников.
4. Разработать методику использования
художественной литературы в старшей группе для ознакомления детей с животными.
5. Проанализировать результаты
исследования.
Гипотеза исследования:
Предполагаем, что разработанная и реализованная нами работа с использованием художественной
литературы в процессе осуществления образовательной деятельности будет способствовать
наиболее успешному ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с животными.
Теоретико-методологические
основы исследования опираются на положения следующих авторов:
— теории и концепции известных педагогов и психологов по вопросам
воспитания и обучения детей дошкольного возраста (К.Д.Ушинский, Л.С. Выготский,
В.А.Сухомлинский и др.);
—
концепции экологического образования и воспитания детей (Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевой, Л.
М. Маневцовой, А. И. Ивановой и др.)
Методы исследования:
1.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования,
анализ и синтез, обобщение теоретической информации.
2.
Организация эмпирического исследования (педагогическое наблюдение за деятельностью
дошкольников, беседа с детьми, проективная методика, показ картинок).
3.
Количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования
— детский
сад МБДОУ 27 « Росинка», 30 детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования
представлена разработанными конспектами формирования представлений детей о
животном мире через чтение художественной литературы, которые могут быть
использованы воспитателями при работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Апробация полученных результатов –
указать публикации по теме работы
Структура
работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения,
списка литературы.
Заключение:
Окружающий мир включает в себя социальный мир
людей, мир природы и предметов, которые созданы человеком. Для познания этого
нужно помочь ребенку построить целостную картину мира, в которой будут
синтезироваться познавательные и эстетические аспекты и нравственные нормы
взаимоотношений между людьми. При этом представления ребенка об окружающем мире
должны быть едиными и целостными. Важно следить за тем, чтобы полученные знания
не были абстрактными, и ребенок мог понимать и осознавать себя частью
окружающего мира.
Первые элементарные представления об окружающем
мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве.
Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, составляют непосредственное
окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум,
воображение. Непосредственные наблюдения в природе, общение с взрослыми, чтение
книг, просмотр телепередач имеют огромное значение для ребенка в первые семь
лет его жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений
о животном мире. При ознакомлении детей с животным миром решаются три задачи:
формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного
отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе.
Форма работы по ознакомлению
с миром животных должна осуществляться в соответствии возрастных и
индивидуальных особенностей дошкольников. Современная педагогическая практика
использует различные принципы в содержании и методах по ознакомлению с миром
животных детей, которые дают возможность повышать обучающий эффект образования,
среди которых на первый план в среднем дошкольном возрасте выходит чтение
художественных произведений.
К
выбору произведений о животных для чтения детям необходимо относиться очень
серьезно, стремиться к тому, чтобы они были не только информативными, но и пробуждали
у детей добрые, гуманные чувства по отношению к животным. Прежде всего, использовать
литературу, рекомендованную программами для детского сада. Это произведения А.
Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В.
Сухомлинского, а также К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Носова и др.
Во время
проведения констатирующего этапа эксперимента были выявлены трудности, которые
испытывают дошкольники при решении поставленных задач,
отмечены были особенности и недостатки сформированности представлений о живой природе. Был сделан вывод о том, что процесс целенаправленной коррекционно-развивающей работы по формированию представлений об окружающем мире должен осуществляться на
занятиях с использованием художественной литературы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей старшего
дошкольного возраста с животными через художественную литературу
1.1. Особенности воспитания интереса к животным у детей старшего
дошкольного возраста
Мир живой природы таит в
себе богатые способности для всестороннего развития дитя. Правильная
организация ознакомления с живой природой способствует развитию разных сторон
умственной деятельности детей, формированию умственных качеств, необходимых для
последующего обучения в школе. Поэтому так важно, чтобы живая природа как
средство воспитания правильно и в достаточном объеме использовалась в
педагогическом процессе дошкольного учреждения. Главной зависимостью,
определяющей возможность существования животных, как и всех других живых
существ, является неразрывная связь с внешней средой. У каждого живого существа
есть определенные жизненно важные потребности. Удовлетворить их можно только
контактом с внешней средой [11].
Дошкольный возраст – очень
ответственный этап в формировании знаний. Современные исследования физиологов, психологов,
педагогов свидетельствуют о том, что в этом возрасте закладываются основы знаний,
которые будут служить человеку на протяжении всей его жизни.
Период
дошкольного возраста является важным в развитии физических и психологических
возможностей детей. В это время протекает закладывание основ взаимодействия с
окружающим миром, а также с помощью взрослых у ребенка начинает формироваться
осознанное отношение к природе [5].
Такие российские ученые, как
Н.Н. Кондратьева, И.А. Хайдурова, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова заявляют о ведущей
роли системных знаний в развитии детей старшего дошкольного возраста, которые позволяют
ребенку осознать сущностные особенности объектов и явлений природы,
«системообразующие» связи, доступные его пониманию. Связь живых организмов со средой
обитания проявляется в многочисленных и разнообразных приспособлениях к ней живых
существ.