Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Освоение фонетической системы английского языка как методическая проблема
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОБУЧЕНИИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Теоретические вопросы обучения фонетике на занятиях по иностранному языку 6
1.2. Связь фонетики и других аспектов 15
1.3. Критический анализ литературы по вопросу развития фонетических навыков 20
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. РАБОТА НАД ФОНЕТИКОЙ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОСОБИЙ 30
2.1. Анализ содержания пособия по фонетике 30
2.2. Типы упражнений в пособии 33
2.3. Методические установки в пособии для преподавателя 50
Выводы по 2 главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Введение:
Настоящая работа посвящена рассмотрению особенностей освоения фонетической системы английского языка как методической проблемы.
Актуальность темы исследования. Как известно, цель обучения иностранному языку в школе является интегративной по своей сути. Она состоит в формировании и развитии коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Учитывая фундаментальность иноязычного образования на среднем этапе, на ее роль в развитии у учащихся учебной деятельности, организация процесса развития навыков и умений иноязычной речевой деятельности призвана обеспечить и решение ведущих психолого-дидактических задач дидактики, а именно: развивать учебную деятельность и ее субъект, создавать ситуацию социального развития учащегося. Решению этих задач будет способствовать коммуникативный подход в образовании. Коммуникативный подход к обучению иностранному языку требует от учителя создания атмосферы сотрудничества с учащимися, активного их участия в процессе обучения на уроке, когда ученики охотно выражают свои мнения, делают выводы и предлагают свои варианты решения сложных жизненных проблем. Учебный материал на уроке должен быть максимально приближенным к реальной жизни учеников, к проблемам, которые их интересуют, и виды деятельности должны влиять не только на сознание учащихся, но и проникать в их эмоциональную сферу.
В связи с введением в 9-м и 11-м классах устного экзамена по английскому языку одной из самых главных проблем в аспекте методики обучения английскому языку стала проблема обучения произношению на начальном этапе ступени обучения английскому языку. При этом, обучение правильному английскому произношению – одна из самых сложных задач. Наряду с этим отмечается невозможным формирование коммуникативных навыков и проявления коммуникативной функции языка без правильно поставленного произношения.
Современными исследованиями доказано, что произношение – это базовая характеристика языка, основа для развития, а также совершенствования всех видов речевой деятельности. Важной ступенью в выработке речевых умений, а также в практическом овладении произносительной нормой и механизмом произношения является формирование фонетических навыков. Ученики не смогут разобраться в грамматике и понять современное письмо, не зная фонетики. Поэтому формирование фонетических навыков играет важную роль именно в младшем школьном возрасте, именно в этом возрасте у учащихся формируется речь и произношение. Кроме того, стойкое нормативное произношение – это необходимая предпосылка для эффективного и быстрого усвоения языкового материала. Этим и обусловлена актуальность темы данной курсовой работы, которая призвана систематизировать полезную теоретическую базу, а также методические разработки в формировании фонетических навыков у учащихся на начальной ступени.
Практически все педагоги и методисты, работающие с детьми на разных этапах обучения (Л. Ашер, П. Венер, И. Ильчишин, А. Метелкина, А. Михайлова, А. Стом, Д. Шустер, Дж. Эванс, D. Eken, Т. Dale М. Glazner и др.), отводят большое место игровым технологиям и аутентичному рифмованному материалу при изучении английского языка.
В рамках данной работы мы будем рассматривать особенности освоения фонетической системы английского языка как методическую проблему на среднем этапе обучения, поскольку именно на этом этапе в приоритете находятся задачи формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка. Развитие базовых навыков иноязычного общения, в частности, фонетических, – это одна из важнейших задач.
Объектом исследования является фонетическая система английского языка.
Предметом исследования является освоение фонетической системы английского языка как методическая проблема.
Цель исследования состоит в выявлении специфики работы над фонетикой на основе специализированных пособий.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические вопросы обучения фонетике на занятиях по иностранному языку.
2. Раскрыть связь фонетики и других аспектов.
3. Провести критический анализ литературы по вопросу развития фонетических навыков.
4. Провести анализ содержания учебных пособий на предмет обучения фонетике английского языка.
5. Провести анализ типов упражнений, используемых в анализируемых пособиях для освоения учащимися фонетической системы английского языка.
6. Рассмотреть методические установки для педагогов в анализируемых пособиях.
В качестве методов исследования, способствующих решению поставленных задач, были следующие:
‒ критический анализ литературы по проблеме исследования;
‒ синтез;
‒ обобщение;
‒ анализ учебных пособий;
‒ систематизация;
‒ классификация.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Фонетические навыки являются системой, основу которой составляют такие компоненты, как знания о нормативном состав фонетических элементов (фонем и интонем) иностранного языка, слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков автоматизации их отбора и комбинирования, фонетические умения.
При обучении произношению иностранного языка речь складывается из ограниченного количества фонем и особенностей их произношения, особенностей введения иностранного языка, голосовых, звуковых и ритмико-интонационных навыков. Фонетический компонент речи тесно связан с лексическим и грамматическим компонентами. Данная связь реализуется в говорении.
Основными подходами к обучению произношения: аналитический (или артикуляторный) подход; иммитативный (или акустический) подход; аналитико-иммитативный (или комбинированный) подход.
Во второй главе данной работы нами были проанализированы следующие пособия на предмет освоения учащимися фонетической системы английского языка: 1) Афанасьева О.В. Английский язык. VII класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. с прил. на элетрон. носителе / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. ‒ М.: Просвещение, 2012. – 352 с. 2) Kampa K. Oxford Discover 3. Student’s book / K. Kampa, Ch. Vilina. – Oxford: Oxford University Press, 2014. – 195 p. 3) Nakata R. Let’s go 6. Student’s book / R. Nakata, K. Frazier, B. Hoskins. – Oxford: Oxford University Press, 2012. – 81 p. 4) Mann M. Laser A2. Student’s book / M. Mann, S. Taylor-Knowles. – Oxford: Macmillan Education, 2012. – 159 p.
Проведенный анализ позволил сделал ряд выводов о специфике обучения фонетической стороне речи. В проанализированных пособиях существенное внимание уделяется освоению фонетической системы английского языка. Обучение фонетике, произношению осуществляется, как правило, посредством использования различных аудиотектов. В результате освоения фонетической системы английского языка по данным пособиям, учащиеся научатся произносить все звуки английского языка, понимать на слух звучащую речь; овладеть ударением и интонацией изучаемого языка.
Далее были проанализированы типы упражнений, используемые в анализируемых пособиях для освоения учащимися фонетической системы английского языка. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что фонетика усваивается в процессе аудирования и говорения. Только в пособии Laser A2 отдается предпочтение освоению отдельных аспектов фонетической системы английского языка.
Кроме этого, в результате нашего исследования было установлено, что процесс овладения фонетической системой английского языка в рассмотренных пособиях тесно связан с процессом овладения лексической и грамматической системами.
Рассмотрение методических установок для педагогов в анализируемых пособиях позволило сделать вывод, что эти методические пособия позволяют учителю сделать освоение фонетической системы более успешным и эффективным. Вместе с этим считаем, что данных методических установок недостаточно. На уроках учитель должен пользоваться не только учебником, но и дополнительной системой упражнений, направленных на освоение учащимися фонетической системы английского языка.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОБУЧЕНИИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1.1. Теоретические вопросы обучения фонетике на занятиях по иностранному языку
В России сегодня отмечается тенденция к повышению интереса к изучению иностранных языков, среди которых английский язык занимает одну из первых позиций, что продиктовано ролью английского языка в современном мировом сообществе: развитие торгово-экономических отношений со странами, в которых функционирует английский язык, появление сети Интернет, а возможности путешествий, работы и отдыха за рубежом. На начальной ступени обучения иностранному языку формирование фонетических навыков признается учеными и методистами как одна из самых важных задач, так как учащиеся в первую очередь сначала знакомятся с новым языком именно на уровне фонетики. Произношение является своеобразной «визитной карточкой» говорящего, так как чистота и правильность речи свидетельствует об уровне овладения языком [Коробова 2012].
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) содержит требования к уровню владения иностранным языком в целом и к овладению фонетической стороной иноязычной речи, в частности. Стандарты, разработанные для средней общеобразовательной школы, учитывают возрастные физиологические и психологические особенности учащихся: ФГОС начального общего образования (1-4 классы); ФГОС основного общего образования (5-9 классы); ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 классы) [ФГОС].
Традиционно в методической литературе фонетические навыки рассматриваются как включающие в себя две ключевые категории: слухо-произносительные навыки и ритмико-интонационные.
Слухо-произносительный навык состоит в корректном произношением в потоке речи всех фонем, а также их адекватном понимании при восприятии на слух речи других людей. Согласно С.Ф. Шатилову, «под речевыми слухопроизносительными навыками понимаются навыки фонемно правильного произнесения всех звуков в потоке речи, понимание всех звуков при аудировании речи. Под ритмико-интонационными навыками подразумеваются навыки интонационно и ритмически правильного оформления речи и, соответственно, понимания речи других».
Сходная позиция представлена и в работе Е.Н. Солововой. «Ритмико-интонационные навыки предполагают знание ударения и интонем, как логических, так и экспрессивных. Слухопроизносительные навыки, в свою очередь, делятся на аудитивные и собственно произносительные. Аудитивные, или слуховые, предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений. Собственно произносительные навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях и предложениях». Поэтому акустические фонетические навыки, связанные с артикуляцией, ловкостью, вот и все, а также понимание звуков и ритмико-интонационные навыки – интонация, что кажется вполне справедливым, так как фонемы и богатые являются наиболее важными частями звуковой стороны распознавания речи [Гальскова 2004, с. 37]. Интонационный навык предполагает корректное интонационное оформление собственной речи, а также адекватное понимание речи других людей в процессе восприятия.
В то же время существует иная точка зрения, согласно которой совершенно правомерно приписывать только артикуляционные навыки наличию аудиокомпонента, отрицая при этом ритмико-интонационные навыки, а также их влияние на значимость характерной функции языка. Исключение термина «произношение» из названия навыков ритмической интонации также не раскрывает их сущности. Другими словами, оба типа фонетических навыков имеют звуковые и произносительные компоненты.