Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности выражения страха в рисунках детей с высокой школьной тревожностью

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ С
ВЫСОКОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ… 5

1.1.
Сущность понятия тревожности. 5

1.2.
Школьная тревожность, высокая школьная тревожность. 9

1.3.
Характеристика детских страхов. Взаимосвязь страхов и тревожности. 16

Выводы по первой главе. 26

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫРАЖЕНИЯ
СТРАХА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ С ВЫСОКОЙ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ 28

2.1.
Организация и методики исследования. 28

2.2.
Результаты диагностики уровня школьной тревожности у учащихся. 30

2.3.
Результаты изучения особенностей выражения страха у детей с высокой школьной
тревожностью.. 42

2.4.
Практические рекомендации для учителей и родителей по работе с детьми, имеющими
высокую тревожность и школьные страхи. 50

Выводы по
второй главе. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 60

ПРИЛОЖЕНИЕ. 68

  

Введение:

 

Актуальность работы.

Изменения, происходящие в
мире, ускорение развития различных областей науки и техники, введение новых
образовательных стандартов привели современных детей к появлению тревожности,
напряженности и беспокойства.

Сегодня у каждого из нас
есть свои различные страхи. Данные проявления эмоций представляют собой
неотъемлемую часть жизни каждого человека. Большая доля страхов обусловлена
особенностями различных возрастных периодов и обладают временным характером.
Среди всех эмоций страх наиболее опасен.

Исследования, которые
посвящены изучению страха, создают основания для понимания этой эмоции в
дальнейшем. Страхи у детей старшего дошкольного возраста – на сегодняшний день
очень актуальная тема. И будучи еще в детском саду, дети должны пройти все
тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своем сознании.

На современном этапе
специалистами отмечается тенденция к высокому рост страхов у детей (В. В. Абраменкова,
И. В. Дубровина, А.С. Спиваковская и др.). Считаем, что исследование
этого феномена у школьников даст возможность определить правильные подходы к его
решению. Поскольку нельзя не обращать внимания на данную проблему – наличие
страхов у ребенка – это существенный фактор, вызывающий нарушения в развитии
личности (В.И. Гарбузов, В.В. Лебединский и др.).

Цель исследования
‒ выявить особенности выражения страха в рисунках детей младшего подросткового возраста с высокой
школьной тревожностью.

Объект исследования
‒ страхи у детей младшего подросткового возраста с высокой школьной
тревожностью.

Предмет исследования
‒ особенности выражения страха в рисунках детей младшего подросткового возраста с высокой школьной
тревожностью.

Гипотеза исследования
состоит в предположении о том, что между школьной
тревожностью и количеством страхов детей младшего подросткового возраста
существует прямая корреляционная зависимость, чем
выше уровень школьной тревожности, тем большее количество страхов испытывают
подростки. (Или выше уровень страха!)

Задачи исследования:

1. Дать характеристику детских страхов,
рассмотреть взаимосвязь страхов и тревожности.

2. Провести диагностику уровня школьной
тревожности.

3. Провести исследование особенностей
выражения страха в рисунках детей с высокой школьной тревожностью.

4. Проанализировать полученные результаты и
выявить взаимосвязь высокой тревожности и страха.

5. Разработать рекомендации для родителей и
учителей по работе с высокотревожными детьми.

Методы исследования:
анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; наблюдение; тестирование;
анализ детских рисунков, методы
математической статистики.

Методики исследования:

1. Тест на тревожность
Спилбергера -Ханина.

2. Методика изучения
родительских установок (Parental Attitude Research Instrument – РARI).

3. Графическая методика
М. А. Панфиловой «Кактус».

4. Опросник « Виды страха»
И.П. Шкуратовой.

5. Проективная методика
А. И. Захарова «Мои страхи».

База исследования: Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Городской
психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы,
Территориальное отделение «Бабушкинское», Ленская ул., 4.

Выборка исследования: 50 участников, учащихся 5-7 классов на базе
Государственного бюджетного учреждения города Москвы « Городской
психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы»,
Территориальное отделение « Бабушкинское», Ленская ул., 4, в возрасте 11-13
лет. Среди которых 26 девочек и 24 мальчика.

Практическая значимость
исследования состоит в том, что данные, полученные в
ходе эмпирического исследования, переданы педагогу-психологу Городского
психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города
Москвы, Территориальное отделение «Бабушкинское» для дальнейшей работы с
учебными страхами учащихся и профилактики их тревожных состояний; также
полученные результаты исследования могут послужить основанием для разработки
программы коррекции школьной тревожности и страхов у школьников.

Также результаты
работы изложены в статье и выступлении на студенческой научной конференции, и
могут быть использованы в процессе подготовки специалистов – психологов.

Структура работы
представлена введением, двумя главами, выводами, заключением, списком использованной литературы и приложением.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Повышенная тревожность
детей – особенно актуальная проблема. Школьники, демонстрирующие высокую и
низкую самооценку, нередко имеют такие нарушения психики, которые приводят к
искажению процесса адекватного развития психических актов. Это повышенная
тревога, беспокойство, неуверенность, эмоциональное непостоянство, то есть
состояния эмоций в виде тревоги, страхов, фобий, депрессий, когда необходимо
психотерапевтическое воздействие. При формировании повышенной тревоги имеют
значение генетические и социальные факторы развития детской психики.

Тревожность является
человеческим свойством, вызывающим состояние роста озабоченности, чувство
страхов и тревоги в ситуациях, когда социальное состояние достаточно
специфично. Отмена тревожного человека в часто возникающих эмоциональных
переживаниях, связанных с волнением и рвением: страх, боязнь, ужас. Человеком
чувствуется от всего окружающего угроза собственному «я».

Учеба в школе всегда
повышает тревожность у учащихся на всех уровнях. Факторы, провоцирующие
тревожность, чаще всего бывают в виде школьной дезадаптации, переутомления,
внутреннего конфликта, эмоциональной уязвимости, завышенных требований к
школьнику, негибкой догматической воспитательной системе, игнорирующей
собственную детскую активность, а также безразличия к ее интересам.

Страх посещения школы
часто сочетается со страхом опроса. Основой такого опасения является панический
ужас – ошибиться перед классом, быть высмеянным. Страшно отвечать на уроках
обычно детям с повышенной тревожностью и робостью. Самыми невыносимыми для них
являются ситуации ответа у доски, которая в полной мере является индикатором
беззащитности некоторых школьников.

По результатам теста
тревожности Спилбергера Ханина, мы получили следующие результаты:

— 50% (25 чел) детей имеют низкий
уровень;

— 30% (15 чел) детей умеренная
тревожность;

— 20% (10 чел) детей высокая
тревожность.

Дети, относимые к категории высокотревожных,
склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном
диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Далее были проведены
методики с данной группой детей.

Результаты по методике «Методика
изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument – РARI)»

— у 3 родителей детей с
высокой тревожностью наблюдаются семейные конфликты;

— у 2 родителей детей с
высокой тревожностью наблюдается подавление воли;

— у 4 родителей детей с высокой
тревожностью наблюдается излишняя строгость;

— у одного родителя детей
с высокой тревожностью наблюдается раздражительность.

Результаты по методике «Графическая
методика М. А. Панфиловой «Кактус».

У большинства детей
наблюдается стремление к одиночеству, а
также скрытность и осторожность, интровертированность.

Результаты по методике
Опросник « Виды страха» И.П. Шкуратовой.

У всех детей наблюдаются
учебные страхи.

У всех детей высокий
уровень страха.

Для изучения особенностей
выражения страха в рисунках детей с высокой школьной тревожностью мы
остановились подробней на рисунках детей по методике «Проективная методика А.
И. Захарова «Мои страхи».

При диагностике детям
было предложено использовать любые цвета, все дети использовали темные цвета,
некоторые рисовали ручкой.

На рисунках наблюдаются
штрихи.

Когда при помощи
штрихов создаётся, как бы, эскизное изображение – вначале лёгкими штрихами,
потом жирным обрисовывается рисунок – это говорит о попытках контроля своих
страхов и о желании успокоиться.

Наличие многочисленных
самоисправлений, является наиболее распространённым признаком страха,
проявление которого можно наблюдать во всех методиках

Резко увеличенный размер
рисунка, занявший всё свободное место на листе является типичным в состоянии
страха.

Это может быть
свидетельством, что данная сфера имеет особую значимость.

Ребёнок нарисовал слишком
большой домик, то есть школу, это означает, что основной страх заключается в
школе.

Присутствие большого количества
однотипных деталей, свидетельствует, что присутствует
тревожность, страхи, ригидность, перфекционизм.

Таким образом, мы видим
наличие школьных страхов у данной группы детей. Далее мы провели корреляционный
анализ между показателями страха и тревожности в данной группе детей. Анализ
производился по критерию r-Спирмена с помощью программы Excel. Нами были проранжированы
показатели, вычислена разность и квадрат разности рангов, далее мы подсчитали
коэффициент корреляции.

Самые высокие показатели
корреляции мы наблюдаем по шкале учебного страха с высокой тревожностью.

Мы видим положительную
корреляцию между скрытностью, осторожность и тревожностью. В данном случае это
может говорить об описанных шкалах как взаимосвязанных, ребенок с высоким
уровнем тревоги менее общителен, тревога не дает ребенку полноценно

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ С ВЫСОКОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ

1.1. Сущность понятия
тревожности Феномен тревожности
неоднократно становился предметом изучения исследователей, но и сейчас нет
четкой согласованности в определении и использовании понятий, касающихся
явлений тревожного ряда.

Необходимо различать
тревогу и тревожность. Если тревога — это ситуативное проявление тревоги и
возбуждения, то тревожность — это стабильное состояние [53;54].

Тревожность — это
индивидуально-психологическая характеристика, проявляющаяся в склонности
человека испытывать сильную тревогу часто по незначительным причинам. Это
рассматривается как своего рода личностное образование, или как характеристика
темперамента, связанная со слабостью нервных процессов, или и то, и другое
одновременно [51, с. 465]. Ситуационная тревожность порождается
конкретными ситуациями и объективно вызывает возбуждение. Это механизм
мобилизации, который позволяет человеку решать проблемы сознательно и
ответственно. Снижение ситуативной тревожности чаще всего свидетельствует о детскости
и недостаточной сформированности сознания [25, с. 257].

В ряде зарубежных
исследований, в частности B. Bloom [74],
H. Kelly [75],
также указывается на существенную роль в возникновении тревожности
несоответствия между реальными возможностями субъекта в конкретной ситуации и
силой его потребностей. В частности, тревожность рассматривается многими
учеными в качестве одного из видов страха. К примеру, З. Фрейд наряду с
конкретным страхом выделял неопределенности значений, бессознательный страх [64].
А.А. Черникова пишет о тревоге как « страхе ожидания», а А. Кондаш –
о страхе перед испытаниями [26].
Тревожность является результатом активности воображения, фантазии будущего.
Тревожность появляется у человека вследствие наличия незаконченных ситуаций,
заблокированной активности, что не дает возможности разрядить возбуждение [67].

К. Хорни
использовала термин тревожность (тревога) как синоним понятия «страх» ,
указывая таким образом на прямую связь между ними. В более поздних своих
работах она разделила эти два понятия по такому признаку:

‒ страх ‒ это реакция,
пропорциональная имеющейся опасности;

‒ тревожность ‒ это
несоразмерная реакция на реальную либо воображаемую опасность.

К. Хорни тревожность
рассматривала в качестве эмоциональной реакции на возникающую опасность (как
скрытую, так и субъективную); тревожность сопровождается определенными
физическими ощущениями (ускоренное дыхание, дрожь и т.д.) [67,
с. 33].

Личностная тревожность
представляет собой стабильную личностную черту, выражающуюся в том, что человек
в самых различных жизненных ситуациях постоянно испытывает склонность к
переживанию тревоги, ему свойственна готовность к восприятию любого события как
неблагоприятного и опасного. Отмечается конфронтация между личностной
тревожностью и базовыми личностными потребностями, к которым относятся следующие:
эмоциональное благополучие, чувство уверенности, безопасности. Личностная
тревожность возникает и закрепляется в следствии неудовлетворенности человека в
своих актуальных потребностях, приобретающих гипертрофированный характер [13;
17;
30].

Личностная тревожность,
выступающая в качестве черта либо свойства, позволяет выявлять индивидуальные
различия в реагировании на действие стрессоров различной направленности. По
мнению А.М. Прихожан, « личностная тревожность проявляется не только
непосредственно в поведении, она выражение субъективного неблагополучия
личности, создает специфический фон ее жизнедеятельности, угнетает психику» [46,
с. 46]. Здесь можно говорить о сравнительно устойчивой склонности человека к
восприятию в различных ситуациях угрозы собственному « Я» и реагированию на
данные ситуации повышением ситуативной тревожности.

Определенный уровень
тревожности является естественной и обязательной особенностью человеческой
активности. Для каждого человека характерен собственный оптимальный уровень
тревожности, выражающийся в полезной либо конструктивной тревожности. Такой
уровень тревожности обеспечивает оптимальную адаптацию личности к окружающей
реальности. Наличие у человека высокого (деструктивного) либо низкого уровня
тревожности говорит о том, что имеет место дезадаптивная реакция, проявляющаяся
в общей дезорганизованности поведения и деятельности. Дезадаптивная реакция ‒
это показатель неблагоприятного личностного развития. Согласно мнению А.М.
Прихожан, повышенная тревожность зачастую свойственна людям с
нервно-психическими заболеваниями, и людям, переживающим психотравму и ее
последствия. По своей сути ‒ тревожность ‒ это субъективный показатель
личностного неблагополучия [46,
с. 12].

Тревожность как
психическое свойство имеет выраженную возрастную специфику, которая проявляется
в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации.

З. Фрейдом были выделены три
вида тревожности [64]
(Рисунок 1): Рис. 1. Виды тревожности по
З. Фрейду

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы