Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности управления деятельностью образовательных учреждений (на примере средней школы №2 город Алапаевск Свердловской области).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4

1. Теоретические основы современного управления деятельностью учреждений сферы образования 9

1.1. Сущность и особенности управления образовательными учреждениями 9

1.2. Современные модели управления образовательной организацией 14

1.3. Особенности государственного и муниципального регулирования деятельности учреждений сферы образования 21

2. Анализ и оценка управления деятельностью Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» ……………………………………………………………………………….27

2.1. Общая характеристика МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск 27

2.2. Анализ основных показателей деятельности МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск 35

2.3. Процесс управления и регулирования деятельности МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск 39

3. Основные пути повышения эффективности муниципального регулирования деятельности МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск 46

3.1. Современные направления регулирования деятельности учреждений сферы образования 46

3.2. Разработка мероприятий по повышению эффективности управления образовательной организацией МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск 49

3.3. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий 53

Заключение 59

Список использованных источников 63

Приложения 70

  

Введение:

 

Актуальность работы. Для современного состояния системы управления образованием России характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных и других проблем.

Муниципальная система образования представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальными органами управления образованием, в интересах населения территории данного муниципального образования, ее комплексного развития.

Так А. М. Моисеев под системой управления школой понимает совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому осуществляется процесс управления, реализуются управленческие функции.

B. C. Лазарев под управлением школой понимает особую деятельность субъекта, обеспечивающую организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы посредством решения управленческих задач.

Важно подчеркнуть, что управление школой не может существовать на сугубо административной основе. В этой связи проявление внутренней активности всех участников образовательного процесса возможно лишь в случае значимости и понятности целей управления, а также позитивного результата для каждого участника процесса функционирования образовательной организации.

Модернизация системы образования также требует совершенствования форм и методов деятельности органов местного самоуправления, что позволяет повысить эффективность их образовательного комплекса до соответствующего уровня.

Муниципальная система образования, как и вся система образования, основана на государственной политике, основанной на принципах законности, демократии, автономии учебных заведений, открытости информации и учета интересов детей.

Муниципальная система образования действует на основе федеральных и региональных нормативных актов, и других ограничений, но преследует особые цели, которые отвечают интересам населения, пользующегося ее услугами, может устанавливать связи с другими учреждениями как внутри, так и за пределами своего департамента и территории, укрепляя связи с другими учреждениями.

Отличительной чертой муниципального уровня управления образованием является его организационная обособленность.

Содержание процесса управления раскрывается в его функциях, представляющих собой комплексы повторяющихся управленческих действий и процедур, объединенных единством содержания и целевой направленностью, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект.

В работах Т. И. Шамовой выделены следующие функции управления школой: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная.

При этом управление школой призвано обеспечивать целенаправленность и организованность процессов в управляемом объекте. Данная позиция реализуется посредством решения специфических управленческих задач.

Среди них можно выделить: формирование образа того, что должно быть; распределение обязанностей и полномочий между исполнителями, предполагающее построение и поддержание формальной структуры; создание условий, обеспечивающих заинтересованность исполнителей в продуктивной работе; контроль хода работ и т. д.

В настоящее время органы местного самоуправления имеют право разрабатывать свою собственную политику и стратегии развития в интересах жителей муниципальной территории, полномочия в области образования, статус учредителей образовательных учреждений, дошкольного и дополнительного образования детей, собственного бюджета и других территориальных ресурсов.

Включение в местную социально-культурную среду, которая имеет важное значение для успеха социальных инноваций, может опираться на местную общину в решении социально значимых проблем. В то же время муниципальный уровень управления образованием не компетентен решать вопросы, связанные с установлением системных связей и отношений в образовании. Его основная задача — обеспечить функционирование системы образования, созданной государством.

Управление школой означает осуществление разнообразной деятельности: административной, хозяйственной, организационной, правовой, педагогической.

Эта деятельность направлена на решение различных по характеру задач, например, укрепление материально-технической базы школы, благоустройство территории, обеспечение санитарно-гигиенических условий в школе, расстановку педагогических кадров, комплектование классов, регулирование режима работы школы, контроль за деятельностью педагогов и учащихся, организацию массовых мероприятий с учащимися, обеспечение сплоченности, творческого отношения к делу и др.

Модернизация российского образования ставит задачу повышения качества обучения и воспитания школьников. Успешное выполнение современной школой своих задач, направленных на достижение качества образовательного процесса, сегодня напрямую зависит от эффективности взаимодействия всех его участников, прежде всего, администрации и педагогического персонала.

Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Цель работы – определить особенности муниципального управления деятельностью образовательных учреждений (на примере МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск).

Для выполнения поставленной цели в работе необходимо выполнить ряд задач:

— определить сущность и особенности управления образовательными учреждениями;

— представить современные модели управления образовательной организацией;

— описать особенности государственного и муниципального регулирования деятельности учреждений сферы образования;

— представить общую характеристику МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск;

— провести анализ основных показателей деятельности МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск;

— определить процесс управления и регулирования деятельности МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск;

— представить современные направления регулирования деятельности учреждений сферы образования;

— отразить разработку мероприятий по повышению эффективности управления образовательной организацией МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск;

— провести расчет эффективности предлагаемых мероприятий.

Объект исследования – система муниципального управления деятельностью общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования – процесс управления муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 2».

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, подведение итогов, преставление информации в графическом и табличном виде.

Информационной базой исследования являются источники литературы, периодической печати как отечественных, так и зарубежных авторов, а также законодательные акты и информация сети Интернет.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная работа включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников и приложения.

В первой главе работы рассмотрены теоретические основы государственного и муниципального регулирования деятельности учреждений сферы образования.

Во второй главе рассмотрена характеристика объекта исследования, а также проведен анализ процесса управление муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 2».

В третьей главе предложены направления по повышению эффективности управления образовательной организацией.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:

1) Определить сущность и особенности управления образовательными учреждениями.

Непосредственное управление государственным или муници¬пальным образовательным учреждением осуществляет директор {заведующий, ректор) или иной руководитель. Он может быть из¬бран коллективом самостоятельно, либо после согласования кан¬дидатуры с учредителем, либо с ее последующим утверждением учредителем.

Руководитель учреждения также может быть назна¬чен учредителем с предоставлением совету образовательного уч¬реждения права вето либо без такового.

2) Представить современные модели управления образовательной организацией.

Важнейшим направлением государственной политики на современном этапе является обеспечение качественного и всестороннего образования подрастающего поколения, что во многом зависит от эффективности управления образовательной организацией.

Эффективность современного руководителя определяется реальными результатами в деятельности образовательной организации. Умение спроектировать модель управления образовательной организацией с учетом изменений содержания и технологии образовательного процесса будет способствовать достижению качественного образования.

3) Описать особенности государственного и муниципального регулирования деятельности учреждений сферы образования.

Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

4) Представить общую характеристику МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск.

Основное направление образовательной деятельности в МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск – создание условий для повышения качества образования, модернизация его содержания, освоение современных технологий обучения и воспитания, рост профессионального мастерства учителя.

Основную часть работников в МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск составляют учителя, доля которых в среднем достигает 70 % от общего числа персонала, в категорию других служащих, можно отнести администраторов, бухгалтерию, кадровых специалистов учреждения.

5) Провести анализ основных показателей деятельности МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск.

В школе ведутся платные курсы: «Школа дошкольника» и «Дополнительное пребывание детей в школе». Также учащимися оплачивается питание в школе, выручку организации приносит буфет, расположенный на территории МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск.

6) Определить процесс управления и регулирования деятельности МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск.

МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск переориентирована на поддержку деятельности каждого учителя. Половина педагогов школы прошли курсовую подготовку по информатизации образования, информационно-коммуникационной и медиа-культуре. Осуществляется помощь учителям в их профессиональной и творческой деятельности. Неотъемлемой частью школы является кабинет учителя.

7) Представить современные направления регулирования деятельности учреждений сферы образования.

Современное состояние российской системы управления образованием характеризуется процессом децентрализации, т. е. передачи ряда функций и полномочий от высших органов управления к нижестоящим, в которых федеральные органы вырабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные усилия сосредоточены на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных и других проблем.

8) Отразить разработку мероприятий по повышению эффективности управления образовательной организацией МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск.

Предлагается устранить факторы, негативно влияющие на деятельность организации, с помощью таких мероприятий, как:

 улучшение процесса принятия решений, посредством формирования попечительского совета МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск;

 разработка мероприятий, направленных на повышение мотивации и профессиональной подготовки персонала.

В настоящее время в целях повышения эффективности управления МАОУ СОШ № 2 г.Алапаевск в качестве действенной меры предлагается ввести систему попечительских советов.

Таким образом, попечительский совет обеспечивает мобилизацию финансовых и других ресурсов, необходимых для развития учреждения, определения приоритетов их расходования и защиты интересов организации. А попечительский совет является одним из наиболее эффективных демократических способов влияния на образовательную политику общества.

9) Провести расчет эффективности предлагаемых мероприятий.

Реализация предложенных мероприятий по совершенствованию системы принятия решений, формированию Попечительского совета, совершенствованию системы управления персоналом.

Данные мероприятия позволят привлечь средства на улучшение качества предоставляемых услуг и совершенствование образовательного процесса, рационализировать процесс принятия управленческих решений, оптимизировать деятельность по работе с персоналом, что в результате приведет к повышению эффективности деятельности организации в целом.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы современного управления деятельностью учреждений сферы образования

1.1. Сущность и особенности управления образовательными учреждениями

Концепция образования как уникального и целенаправленного процесса образования и обучения, который является важным социальным благом и осуществляется в интересах личности, семьи, общества и государства, изложена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция)» [2].

Он также определяет образовательную организацию как некоммерческую организацию, которая осуществляет образовательную деятельность по лицензии в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, для которых была создана такая организация [5, с. 84].

Соответственно, основными характеристиками образовательной организации являются:

 цель и направление деятельности – реализация образовательных программ;

 ведение образовательной деятельности на основании лицензии;

 статус некоммерческой организации – организация, не имеющая прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

 деятельность и не распределяет прибыль между участниками;

 образовательная организация может быть организована в любой форме в соответствии с гражданским законодательством [6, с. 450].

Название каждого вида отражает цель создания конкретной образовательной организации. Его вид определяется при его создании и указывается в уставе образовательной организации.

Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоличности и коллегиальности.

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, руководитель, заведующий или иной руководитель), который в настоящее время руководит деятельностью образовательной организации [7, с. 21].

В образовательной организации образуются коллегиальные органы управления, в состав которых входят общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования-общее собрание (конференция) работников и студентов образовательной организации), совет директоров (совет директоров), а также могут быть образованы попечительский совет, попечительский совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные настоящим Федеральным законом и Уставом соответствующей образовательной организации [51, с. 21].

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации [8, с. 180].

Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и учителей творчески использовать новейшие достижения науки и передовой практики, взаимоотношений в коллективе, активности учителей и учащихся в учебно-воспитательной работе [9, с. 17].

В решениях, касающихся школ, особое внимание уделяется демократизации управления школами. Налицо недопустимость командно-административного стиля руководства, подавляющего инициативу, активность членов коллектива, свободу личности. Однако везде подчеркивается важность дисциплины, необходимость сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве школой, роль педагогического совета, профсоюза, родительского комитета и автономии детей.

Деятельность любого образовательного учреждения регламентируется и «Типовым положением» о соответствующем типе образовательного учреждения [10, с. 29].

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ каждая школа самостоятельно разрабатывает и принимает устав. В уставе указывается место нахождения учреждения, его тип, язык, на котором ведётся обучение, права и обязанности руководителей, преподавателей, учащихся и родителей, структура финансовой и хозяйственной деятельности, регламентируются режим дня и порядок управления [2].

Организационная деятельность начинается с распределения обязанностей, подготовки циклограммы управления. Необходимо определить круг должностных обязанностей и прав всех руководителей школы.

Распределение обязанностей и поручений в школе идёт по четырём направлениям:

 между членами администрации;

 между педагогами;

 между учебно-вспомогательным персоналом и техническими работниками;

 на уровне актива учащихся [11, с. 93].

Четкое распределение обязанностей между директором и представителем устраняет параллелизм в работе, обеспечивает единство действий, позволяет охватить все направления работы, позволяет равномерно распределять рабочую нагрузку и учитывает членов административного отдела.

Директор должен любым способом поддерживать авторитет и значимость своего заместителя, не должен отменять свое решение и должен способствовать его выполнению. Если директор не согласен со своим заместителем, он должен решить вопрос в частном порядке и убедить его, но перед лицом коллектива правительство должно действовать единым фронтом.

Присущая такой организации четкость позволяет нам максимально использовать личные качества учителей и минимизировать затраты их усилий и времени, тем самым решая многие проблемы воспитания и образования. Каждый член преподавательского состава получает справедливое задание, и каждый имеет право выбирать [12, с. 4].

Если директор не может организовать деятельность врачей, библиотекарей, техников, бухгалтеров, лаборантов, поваров и т.д., организация управленческой работы не может быть завершена. Для таких типов сотрудников необходимо разработать график работы, изучить и упорядочить, что должен делать каждый сотрудник и в какое время дня и недели. Эти инструкции организуют работу обслуживающего персонала и способствуют контролю за их деятельностью.

В этих инструкциях, принимая во внимание конкретные обстоятельства школы, необходимо перечислить обязанности и указать необходимые условия для создания, сохранность инвентаря, вопросы техники безопасности и т.д. Именно отсутствие четкого распорядка, неопределенность инструкций и обязанностей чаще всего является причиной всевозможных поспешных мгновенных инструкций и слабой работы обслуживающего персонала [13, с. 105].

Внедрение в практику основных требований научной организации труда во многом зависит от условий, которые созданы для всех сотрудников школы. Это, прежде всего, элементарный порядок, экономия времени, материальная поддержка, педагогическая культура, ответственность сотрудников за порученное дело.

Только комплексная деятельность администрации, учителей и воспитателей по выработке рациональных методов ведения образовательного процесса дает наилучшие результаты с наименьшими затратами сил и времени [14, с. 6].

В учебных заведениях могут создаваться другие органы самоуправления. Например, в высших или средних профессиональных учебных заведениях это могут быть педагогические и методические советы, которые в первую очередь занимаются вопросами методического обеспечения образовательного процесса, принимают решения об издании школьных учебников и других дидактических и методических материалов, обсуждают учебные программы и программы. образовательные программы [48, с. 174].

Комитет по науке и технологиям также играет важную роль в университете, координируя исследовательскую работу факультетов и кафедр и контролируя подготовку научно-преподавательского состава.

Различные формы автономии общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений могут различаться. Например, для общеобразовательных учреждений характерна «отдельная» автономия учителей, учащихся и родителей учащихся (их законных представителей). В частности, автономными образовательными учреждениями являются совет по образованию школы, методический совет (ассоциация) [15, с. 15].

Структура самоуправления учащихся в школе может включать школьное собрание учащихся как высший орган самоуправления. Он собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год в составе учащихся V-XI классов и решает наиболее важные вопросы (формирует органы самоуправления учащихся, рассматривает и утверждает местные подзаконные акты, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе и т. д.).

В период между собраниями высшим органом самоуправления учащихся является школьный совет учащихся, который координирует деятельность всех школьных органов и объединений учащихся, поддерживает дисциплину и порядок в школе, организует соревнования между классами и т. д [16, с. 92].

В современных условиях трудно переоценить роль родительского самоуправления в организации деятельности школы и в образовательном процессе. Органами родительского самоуправления являются собрания родителей I-IV класса, родительские комитеты школы и класса. Органы родительского самоуправления участвуют в обеспечении благоприятных условий для организации образовательного процесса, организации питания, внешкольной работы с детьми, тем самым оказывая значительную поддержку педагогическому коллективу [49, с. 83].

Непосредственное управление государственным или муници¬пальным образовательным учреждением осуществляет директор {заведующий, ректор) или иной руководитель. Он может быть из¬бран коллективом самостоятельно, либо после согласования кан¬дидатуры с учредителем, либо с ее последующим утверждением учредителем.

Руководитель учреждения также может быть назна¬чен учредителем с предоставлением совету образовательного уч¬реждения права вето либо без такового [17, с. 18].

Руково¬дителям запрещается совмещение двух руководящих должностей внутри образовательного учреждения или вне его. Кроме того, должностные обязанности руководителей образовательных учреж-дений не могут исполняться по совместительству.

Таким образом, современная школа развивается в условиях рынка, новых экономических отношений, что требует от руководителей принципиально новых подходов к управлению школой.

1.2. Современные модели управления образовательной организацией

Важнейшим направлением государственной политики на современном этапе является обеспечение качественного и всестороннего образования подрастающего поколения, что во многом зависит от эффективности управления образовательной организацией.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы