Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности учебной мотивации младших школьников из семей трудовых мигрантов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ.. 8

1.1. Проблема учебной мотивации в психолого-педагогической
литературе  8

1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников из семей мигрантов. 12

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 25

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ.. 27

2.1 Организация 
и методы исследования. 27

2.2 Анализ результата исследования учебной
мотивациииз семей мигрантов. 29

2.3 Методические рекомендации по сопровождению учебной мотивации младших школьников из семей мигрантов. 36

ВЫВОДЫ ПО 
ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 46

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 50

  

Введение:

 

Модернизация современной школы должна обеспечить ученику его
личностное развитие и успешность в учебной деятельности.  Один из критериев эффективности
педагогического процесса – устойчивая учебная мотивация школьников.
Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных
проблем современной школы. Её актуальность определяется обновлением содержания
обучения, самой учебной деятельностью, необходимостью формирования у школьников
навыков самостоятельного приобретения знаний. Учебная мотивация, на взгляд
ученых-педагогов, самопроизвольно не возникает из потребностей, а специально
формируется и развивается. Образовательным учреждениям, начиная с начальной
школы, нужно решать задачу формирования учебной мотивации, так как именно в это
период выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные
убеждения и потребности в определенных видах деятельности.

Для
полноценного развития и воспитания ребенка нужно многое: благоприятная
обстановка, питание, одежда, общение со сверстниками, заботливые родители, но
одним из главным также является взаимодействия с принимающим обществом.

Начало
школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый
дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Начало
обучения в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в
жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и
физическом плане.

Поступив
в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление,
вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и
сочетание черт младшего школьного детства с особенностями личности школьника
будет характеризовать весь период школьного возраста.

В
последнее время наиболее актуальной проблемой детей в образовательных
учреждениях, стала проблема детей-мигрантов.

Их
всех ждет адаптация и жизнь в новой стране. Поэтому первостепенной проблемой в
вопросе адаптации детей мигрантов является их адаптация в дошкольных
учреждениях, школах и всеми вопросами, связанными с системой образования.
Условно можно обозначить три группы детей, мигрировавших в Россию из других
стран (отчего в результате будут зависеть также способы их адаптации):


дети из русских семей, родители которых переехали из горячих точек;


дети других национальностей, хорошо владеющие русским языком;


дети, не владеющие русским языком.

Воспитатели
и преподаватели сталкиваются с такими проблемами, как: наличие большого
перерыва в образовательном процессе, частичное или полное незнание русского,
различие в системе образования двух стран. А результатом всех этим проблем
является низкая успеваемость.

Психологическая
комфортность пребывания в социальной среде школы, института, детсада
(приспособленность, и, что не менее важно, удовлетворенность межличностными
отношениями с другими детьми и преподавателями).

Срок
проживания в стране. Зависимость адаптации прямая – чем больше срок, тем
успешнее адаптация.

Сформированность
у младшего школьника учебной мотивации ведет к возникновению внутренней цели
деятельности самого ученика, превращая его в активный субъект учебной
деятельности. И тогда время, проводимое школьником на уроке, становится не
подготовкой к жизни, а собственно жизнью, осмысленной и значимой для самого
ученика.

С
позиций научно-педагогической значимости учебная мотивация – это важный фактор
совершенствования процесса обучения и одновременно показатель  его результативности и эффективности, так как
он стимулирует самостоятельность, 
познавательную активность, творческий подход к изучению материала,
побуждает к самообразованию. Психологи сходятся во мнении, что ядром личности
как субъекта сознательной деятельности является мотивационная сфера человека и,
прежде всего, его интересы и потребности.

Проблемой  учебной мотивации и познавательного интереса
занимались многие современные педагоги-исследователи, описывающие различные
аспекты и пути его формирования:  через
сочетание форм и методов обучения (Ю.К. Бабанский, 2013; Ж.Н. Тельнова, 2017);  через взаимосвязь различных видов
деятельности (Е.С. Заир-Бек, 2015); через интенсивность обучения (А.Н.
Леонтьев, 2011); через создание проблемных ситуаций в обучении (А.М. Матюшкин, 2011);
через организацию коллективной учебной деятельности (В.Ф. Моргун,2010; Н.У.
Садыкова, 2014). Специалисты выявили уровни сформированности познавательного
интереса, выделили показатели параметров и критериев этого явления (А.К.
Маркова, 2016; Г.И. Щукина, 2018). Во многих работах развитие познавательного
интереса связывается с памятью,
вниманием, наблюдательностью, любознательностью и т.д., то есть интерес
представляется как синтез сложных психических процессов личности (Н.Г.Морозова,
1979; А.В. Петровский, 2010 и др.).

С
введением в дидактику принципа положительной мотивации и благоприятного
эмоционального климата обучения возникает необходимость, по мнению В.И.
Загвязинского (2012), в стимулировании внутренних мотивов учения.  Г.И. Щукина (2018) в своих работах показала
необходимость использования специальных методик выявления интересов, которые
позволяют выявить сущность процессов их формирования. Изучая процесс
формирования познавательного интереса в онтогенезе, И.П. Подласый (2014)
подчеркивал его сложность и включенность в общий процесс  развития и воспитания школьников.

 Введение новых федеральных образовательных
стандартов в начальную школу определенно повышает социальную значимость
процесса формирования учебной мотивации. При этом во многих работах развитие учебной
мотивации связывается с познавательным интересом, наблюдательностью,
вниманием, памятью, любознательностью и т.д., то есть формирование
учебной мотивации предстает как синтез сложных личностных процессов.

Объект исследования: мотивационная сфера
младших школьников из семей
мигрантов.

Предмет исследования: особенности учебной мотивации младших
школьников из семей мигрантов.

 Цель исследования: выявить особенности
учебной мотивации младших школьников из семей мигрантов.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что
учебная мотивация младших школьников из семей мигрантов в значительной мере
определяется развитием их познавательных интересов. Чем выше показатели
развития познавательных интересов, тем успешнее протекает формирование учебной
мотивации  младших школьников из семей мигрантов.

Задачи исследования:

1. Выявить и теоретически обосновать условия
становления учебной мотивации младших школьников из семей мигрантов.

2. Определить
особенности учебной мотивации и познавательного интереса младших
школьников из семей мигрантов.

3. Разработать
методические рекомендации по сопровождению учебной мотивации младших школьников
из семей мигрантов.

Методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы,  тестирование.

Методики: Анкета «Познавательные интересы» (В.С.
Юркевич). Диагностика
школьной мотивации учащихся начальных классов (Н. Лусканова).   Методика для диагностики учебной мотивации
школьников М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой.

База исследования. 
Исследование
проводилось на базе Бегуницкой средней общеобразовательной школы Волосовского
района Ленинградской области, в нем приняли участие 20 человек – учеников 3-х
классов.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в проведении научного анализа
формирования учебной
мотивации младших школьников из семей мигрантов с учётом ФГОС НО.

Практическая значимость результатов исследования. Представленные в работе сведения могут
быть использованы педагогами и родителями в части формирования учебной
мотивации младших
школьников из семей мигрантов.

Структура и объём ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы, приложений.  ВКР
представлена 48 страницами текста компьютерного набора
(без приложения), текст содержит 4 таблицы и 5 рисунков, иллюстрирующие основные результаты
эмпирического исследования. Список литературы содержит 43 источника. Во введении раскрывается актуальность
исследования, цели, задачи, а также гипотеза исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования
мотивации учебной деятельности младших школьников из семей трудовых мигрантов. Приводится теоретическое и эмпирическое
обоснование психолого-педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников из
семей трудовых мигрантов.

Ключевые слова: дети из семей мигрантов, учебная мотивация, познавательный
интерес.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Школа
является важнейшим механизмом адаптации детей-мигрантов. Всё чаще можно
увидеть, что младший школьник-мигрант имеет проблемы не только в процессе
обучения, но и трудности во взаимодействии с окружающими, всё это влечет за
собой внутренние переживания ребенка-мигранта. В большинстве случаев
дети-мигранты беспокойны, тревожны, имеют заниженную самооценку, не уверенны в
себе, отсюда стремление "закрыться", спрятать свой внутренний мир от
окружающих.

Теоретический
анализ литературы показал, что тревога у детей-мигрантов зарождается в самом
раннем возрасте, чуть ли не с младенчества и уже к семи-восьми годам это
эмоциональное состояние переходит в черту личности. Закрепление и усиление
тревожности ведет затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального
опыта, который в свою очередь, порождает негативные прогностические оценки.
Высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности.

Проанализировав
теоретическую и методическую литературу по теме детей-мигрантов, мы определили
то, что дети-мигранты относятся к детям с особыми потребностями.

В
заключении, результаты нашего психологического исследования позволили сделать
следующие выводы:

1.
Необходимо тщательное изучение психологических особенностей, как самих
детей-мигрантов, так и их семей.

2.
Дети-мигранты требуют к себе особого внимания, и нуждаются в качественной
психолого-педагогической помощи и поддержки.

Учитель
класса, куда пришел ученик со слабым знанием языка, как правило, проводит
беседу с учениками о необходимости постоянной дружеской поддержки нового
товарища. Такая поддержка сверстников – языковая и моральная – очень помогает
ребенку адаптироваться в новой среде. Вовлечение ребенка в учебную и внеурочную
деятельность помогают ребенку выразить себя, проявить свои способности, вызвать
одобрение учителя и уважение сверстников. Достигнутые успехи в разного рода
занятиях могут принести ребенку популярность, повысить его самооценку и снизить
риск формирования комплекса неполноценности. Все эти приемы проверены опытом и
успешно работают в коллективе.

Также
можно дать следующие рекомендации родителям:

Решение
проблемы интеграции и психологической адаптации детей-мигрантов в школе состоит
в целенаправленном обучении их взаимодействию и сотрудничеству. Обучать детей
взаимодействию и сотрудничеству необходимо сразу же после их появления в школе:
это лучший способ избежать формирования и закрепления отрицательных
стереотипов, в том числе этнических. В центре внимания должно стоять
формирование у детей доброжелательного отношения к другому, готовности к
обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Современное общество нуждается в высокообразованных, способных к
непрерывному творческому саморазвитию специалистах и гражданах. В связи с этим
возрастает  значение фундаментального
образования, которое невозможно получить без творческих способностей обучаемых,
что с вою очередь невозможно без формирования познавательного интереса. Интерес
является той базой, на которой  строится
процесс обучения. В начальной школе 
ученик еще не ориентирован на завершение образования,  наоборот, его целью является  дальнейшее обучение, поэтому  в процессе образовательной деятельности  младших школьников педагогам важно не только
сформировать интерес, но и сохранить его на всех этапах школьного обучения.

Образовательный и воспитательный уровень 
в школе в значительной степени определяется тем, насколько
педагогический процесс ориентирован на психологию индивидуального и возрастного  развития ребенка. Это вызывает
необходимость  психолого-педагогического
изучения личности  школьников на
протяжении всего периода обучения с целью определения  индивидуальных вариантов развития, выявления
творческих способностей каждого ребенка, раскрытия неповторимости его личности,
укрепления его собственной позитивной активности,  оказания своевременной помощи при отставании
в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важным  это является в младших классах школы, когда
только начинается целенаправленное обучение ребенка, когда учеба становится
ведущей деятельностью, в процессе 
которой продолжают формироваться 
и развиваться  психические
свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к
себе как субъекту познания.

 В результате теоретического анализа
психолого-педагогической литературы по теме исследования  мы выявили, что познавательный интерес – одно из  социально значимых качеств личности,
которое  формируется у школьников в
процессе учебной деятельности. Познавательный интерес – это   направленность
личности на окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как активность и
избирательность, желание познать предметы и явления окружающего мира и
происходит на  положительном
эмоциональном фоне. Процесс формирования и развития познавательного интереса
осуществляется,   прежде всего,  в учебной деятельности.

Познавательный
интерес  выражается в стремлении узнать
новое, неизвестное.  Между уровнем
развития познавательного интереса и приобретением  знаний об окружающем мире существует
определенная взаимосвязь. Познавательный интерес приводит к активизации
различных психических процессов: внимания, восприятия,  памяти, воображения.

В структуре
познавательного интереса различают эмоциональный, интеллектуальный,
регулятивный и творческий компонент.

Младший
школьный возраст –  это тот период,
в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит
уровень и содержание познавательных интересов. 
 Познавательный интерес, связанный с
желанием  овладеть необходимыми знаниями
у младших школьников появляется под влиянием учителя. Если в начальной школе
складываются устойчивые познавательные интересы, то они оказывают  решающее влияние на ход дальнейшего обучения
ребенка. Устойчивое позитивное отношение младших школьников к учению и познанию
во многом определяется успешным развитием 
и качеством содержания самой учебной деятельности, обеспечивающей  переход
от познавательной потребности к развитию познавательных интересов.

Нами было проведено эмпирическое  исследование. 
Его целью было выявление 
особенностей познавательного интереса учеников и их взаимосвязи с
мотивами учения. Исследование показало, что у младших школьников недостаточно сформированы познавательные
интересы. Можно предположить, что мотивы школьного
обучения непосредственно влияют на познавательные интересы учащихся и их
уровень, так как они, по нашим данным, связаны. Внешние мотивы учения у младших
школьников  преобладают над внутренними, что
является свидетельством недостаточно сформированного познавательного интереса.

Считаем гипотезу исследования в основном доказанной, задачи
выполненными.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ
ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

1.1.   Проблема
учебной мотивации в психолого-педагогической литературе

 В начале школы очень важно опираться на
желание учиться с первого класса. Как правило, большинство детей с
удовольствием идут в первый класс, стремясь быстрее стать школьниками. Родители
всегда должны поддерживать это желание: искренне интересоваться жизнью ребенка,
спрашивать его о школе, делиться с ним своим школьным опытом — все это
усиливает учебную мотивацию. Но не сосредотачивайтесь только на уроках.

В
период адаптации молодому учащемуся необходимо чувство собственного успеха,
которое повышает интерес к обучению и помогает в развитии новых знаний, навыков
и способностей. Поэтому для первоклассника особенно важна родительская
поддержка. Необходимо не только хвалить ребенка, но и отмечать его конкретные
успехи в школе или поведении.

Положительные
аффирмации повышают самооценку и уверенность в успехе, а положительные эмоции
стимулируют желание учиться.

На
успехи ученика также влияют его отношения с учителем и одноклассниками.
Родителям необходимо как можно больше узнать о школьной жизни первоклассника: о
классах, одноклассниках, учителе, школе.

Вызвав
ребенка на беседу, родители могут рассказать о себе, своей школьной жизни, о
том, как что-то пошло не так, но усердие и тренировка помогли достичь желаемых
результатов.

Большинство
отечественных и зарубежных исследователей считают, что отбор детей в школу
нужно проводить за полгода — год до школы. Это позволяет определить готовность
к системному обучению детей и при необходимости провести комплекс коррекционных
занятий.

Адаптация
первых учеников — решающий этап в жизни маленького школьника, учителя,
родителей, потому что именно в этот период семилетний ребенок принимает и
усваивает школьные нормы, у него развивается интерес к школьной жизни.

Но в
процессе адаптации возникает отрицательная физиологическая реакция детского
организма на резкое изменение привычного образа жизни: быстрая утомляемость,
нарушение сна и аппетита, раздражительность, раздражительность. Поэтому учителю
необходимо установить положительный эмоциональный контакт с детьми и их
родителями, создать максимально благоприятные условия для психологической и
физиологической адаптации первоклассников к школьной жизни.

Работа
с первоклассниками требует обязательного учета таких характеристик, как слабое
развитие произвольной сферы, завышенная самооценка, стремление во всем быть
первым, выходить за рамки дозволенного и так далее. Поэтому содержание вводного
курса должно быть выполнено в соответствии с физическими и психологическими
особенностями семилетних детей.

Готовность
ребенка к школе сегодня рассматривается, прежде всего, как психологическая
проблема: приоритет отдается уровню сферы мотивационной потребности,
произвольности мыслительных процессов, навыкам работы и развитию мелкой
моторики руки. Подготовкой к школе в современных условиях считается подготовка
к школе или учебной деятельности. Этот подход основан на анализе проблемы с
точки зрения периодизации психического развития ребенка и изменения основных
видов деятельности.

По
мнению Э. Кравцова проблема психологической подготовки к школе получает конкретизацию
как проблема перемены  ведущих типов
деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности
[15,С.47].

Такой
подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности
не охватывает полностью феномена готовности к школе.

Познавательный интерес –
одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в
процессе учебной деятельности. В условиях современной школы необходимость
развития у школьников познавательного интереса 
представляется очевидной. Тем не менее, 
вопрос о том, каким образом возможно обеспечить наибольшее  его развитие, до сих пор остается открытым.
Данная проблема невозможно решить без теоретического обоснования понятия
«познавательный интерес».

При исследовании понятия «познавательный интерес» для
начала необходимо  обратиться к анализу
базового понятия – «интерес».

С
психологической точки зрения под интересом понимается  избирательное отношение личности к объекту,
определяемое  его жизненным  значением и эмоциональной привлекательностью.
Интересы порождаются  потребностями.
Потребность  выражает необходимость, а
интерес – приятие,  предрасположенность к
какой-либо деятельности. Утвердившийся интерес может стать потребностью.
Интересы индивида определяются 
особенностями объекта, на который они направлены,  и психических свойств самого индивида (его
воспитанности, культуры, характера, 
способностей) [13].

В учебнике психологии под редакцией И.В. Дубровиной [17] «интерес
– это потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к
познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем
плане». Интерес может все более обогащаться в 
условиях формирующейся познавательной деятельности, и включать  в себя новые связи и отношения материального мира.
Интерес имеет эмоциональную и волевую характеристики. Интерес  представляет собой  интеллектуальную эмоцию и соответствующее
усилие, которое связано с преодолением интеллектуальных трудностей. Интерес
свойственен человеку на этапе освоения им действительности в форме знаний.

К.Э. Изард [20] включает интерес в число базовых (первичных)
эмоций, которые имеют мотивационное значение, 
и описывает его  как увлеченность
содержанием и вовлеченность в процесс деятельности, связанный с решением
какой-либо задачи.

 В педагогической науке  интересопределяется как сложный
психический феномен, который отражает множество процессов и представляет  собой целостный объект [28].

По мнению Н.Г. Морозовой [31] , интересом называется
эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, где активную
роль играет субъект познания. С.Л. Рубинштейн [39] под интересом
понимал специфическую направленность личности. М.А.
Пастушкова [33] полагает, что интерес связан с особым избирательным отношением
человека к окружающему миру. На взгляд
И.П. Подласого[36],   интерес
является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности человека.
Интерес представляет реальную причину действий, которая ощущается человеком как
особо важная для него, это положительное оценочное отношение субъекта к  осуществляемой  деятельности.

Таким образом,  интерес  это:

—  избирательное отношение к
чему-либо;

— определенная направленность личности;

— эмоционально окрашенное отношение к объектам или явлениям
действительности;

— важная причина действий;

— условие познавательной деятельности.

Сегодня под
познавательным интересом преимущественно 
понимают «различные состояния человека, объединенные позитивной
направленностью к его деятельности: увлечения, склонности, любопытство» [18, с.
145]. В научной литературе, посвященной рассмотрению данного понятия, можно
найти  следующие трактовки.

Так,
например, И.С. Пологрудова [37] под познавательным интересом понимает
«эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую
деятельности человека увлекательный характер».

На взгляд
Г.И. Щукиной [43], познавательный интерес – 
это «избирательная направленность личности, обращенная к области познания,
к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».

Однако в
науке есть и более широкие толкования данного понятия.  По мнению Н.Г. Морозовой [31] познавательный
интерес представляет собой  активное
эмоционально-познавательное отношение человека к миру.

Таким
образом, можно прийти к  выводу, что  большинство авторов определяют познавательный
интерес как  направленность личности на
окружающий мир, отличающаяся такими свойствами, как избирательность и
активность. Если рассматривать  подходы к
познавательному интересу  более детально,
то многие авторы связывают его с преобладанием положительных эмоций,
сопровождающих познавательную деятельность, 
мотивацией к ней, потребностью 
познать предметы и явления окружающего мира.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы