Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Научно-исследовательская работа студента (психологи)

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности тревожности школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРЕВОЖНОСТИ 7

1.1. Подходы изучения тревожности в психологии 7

1.2 Психологические особенности развития школьников 17

1.3 Причины и специфика проявления тревожности 30

Выводы по 1 главе 42

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 44

2.1 Методы эмпирического исследования 44

2.2 Анализ результатов исследования 46

2.3 Рекомендации по снижению уровня тревожности школьников 52

Выводы по 2 главе 59

Заключение 60

Список литературы 61

  

Введение:

 

Изучение школьной тревожности имеет научную значимость, охватывая социальные, теоретические и практические аспекты. С социальной точки зрения, школьная тревожность в значительной степени влияет на социальную адаптацию учащихся и их взаимодействие с родителями и учителями. Уровень тревожности напрямую влияет на их коммуникативные навыки и самооценку. В современном обществе растет признание важности психологического благополучия студентов, что привело к растущему интересу к исследованию и решению проблемы тревожности.

С теоретической точки зрения тревожность в школьной среде стала предметом научного исследования с целью понимания ее проявлений и механизмов развития. Психологи активно изучают факторы, способствующие развитию тревожности у школьников, одновременно занимаясь поиском профилактических мер и стратегий совладания. Благодаря исследованиям в этой области наши знания о психологическом развитии школьников расширяются, предлагая ценную информацию об эффективных подходах к поддержанию их психологического благополучия.

На практическом уровне растущее число тревожных школьников требует практических решений и мер поддержки. Изучая специфические характеристики тревожности у школьников, исследователи могут разработать эффективные программы и методологии для выявления, оценки тревожности и управления ею. Практические рекомендации, основанные на результатах исследований, служат ценным руководством для учителей, родителей и специалистов в области образования, позволяя им лучше понимать и решать проблемы, связанные со школьной тревожностью.

Таким образом, изучение особенностей тревожности у школьников имеет широкий спектр научной значимости, охватывая социальные, теоретические и практические аспекты. Социальная значимость исследования проявляется в его влиянии на социальную адаптацию учащихся и взаимоотношения с родителями и учителями. Теоретическая значимость заключается в понимании проявлений и механизмов развития тревожности в школьной среде, а практическая значимость выражается в разработке эффективных программ и методологий для выявления, оценки и управления тревожностью. Этим обоснована актуальность исследования.

Проблема исследования заключается в необходимости понимания и выявления факторов, влияющих на проявление тревожности у школьников разных классов, с целью разработки эффективных подходов к ее предотвращению.

Цель исследования — изучить особенности тревожности школьников.

Объект исследования – тревожность личности.

Предмет исследования – тревожность школьников.

Гипотезы исследования: заключается в предположении, что по мере обучения ребенка в школе уровень тревожности повышается.

Задачи исследования:

1. Проанализировать подходы к изучению тревожности;

2. Изучить психологические особенности школьников;

3. Выявить причины и специфику проявления тревожности;

4. Проанализировать уровень тревожности школьников разных возрастных групп;

5. Эмпирическим путем изучить особенности тревожности у школьников.

Теоретико-методологические основы исследования тревожности составили Спилбергер К.Д. , Фрейд З. и др. Проблема исследования школьной тревожности изучалась множеством отечественных и зарубежных психологов, в том числе Немовым Р. С. , Прихожан А. М. , Литвиненко Н.В. , Мэй Р. и др. Вопросом изучения психологических особенностей старшеклассников занимались Кошелев В. Н. , Кулагина И.Ю. , Шумилин Е. А. и др.

За основу исследования возьмем теорию С. Л. Рубинштейна , которая заключается в том, что личность формируется в контексте социокультурной среды, в которой она находится, и что ее развитие происходит благодаря взаимодействию между индивидуумом и этой средой.

Методы исследования:

1. «Исследование тревожности» (Ч.Д.Спилберг);

2. «Исследование школьной тревожности» (Б. Н. Филлипс);

3. Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан).

Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическое исследование проходило в ГБОУ школа № 1747 корпус г. Москва.

Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для разработки новых теоретических подходов к изучению тревожности личности и школьников.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на практике для разработки программ и методов работы по преодолению тревожности школьников.

Положения, выносимые на защиту:

1. Тревожность является распространенным феноменом среди школьников и оказывает значительное влияние на их психологическое благополучие и академические достижения.

2. Уровень тревожности школьников может варьироваться в зависимости от возраста, пола и индивидуальных особенностей личности.

3. Определенные факторы, такие как школьная среда, отношения с учителями и сверстниками, семейная обстановка и внешние ожидания, могут оказывать влияние на уровень тревожности у школьников.

4. Высокий уровень тревожности у школьников может быть связан с негативными последствиями, включая снижение академической успеваемости, психологические проблемы и социальную изоляцию.

5. Развитие и внедрение программ психологической поддержки в школьной среде, включая тренинги для учителей и родителей, может снизить уровень тревожности у школьников и улучшить их психологическое благополучие.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Тревога представляет собой сложное эмоциональное состояние, которое может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на жизнь индивида. Определенный уровень тревожности является необходимым для адаптации к изменениям в окружающей среде, однако избыточная или хроническая тревожность может вызвать ряд психологических и эмоциональных проблем. Источники тревоги могут быть разнообразными, включая конкретные ситуации или неопределенные угрозы. Личная тревожность представляет собой относительно постоянную тенденцию к ощущению угрозы в различных ситуациях и может быть связана со страхом и беспомощностью. Таким образом была решена первая задача исследования.

Для решения второй задачи, были изучены психологические особенности учащихся начальной, средней и старшей школы. В начальной школе дети активно развивают базовые навыки чтения, письма и математики, становятся более ловкими и координированными. Они начинают формировать свое самоопределение и учатся работать в коллективе, развивая социальные навыки.

Средняя школа является переходным периодом между начальной и старшей школой. Учащиеся начинают проявлять большую самостоятельность и стремление к самоопределению. Подростки начинают интересоваться своим местом в обществе и формируют свои ценности и убеждения. Важным аспектом развития становится социальная адаптация и умение вступать во взаимодействие с ровесниками.

Старшая школа, представляет собой завершающую ступень среднего образования и подготовку к будущей карьере или высшему образованию. В этом возрасте подростки развивают более сложные когнитивные навыки и абстрактное мышление. Социальные взаимоотношения становятся более важными, а ребята начинают осознавать свою роль в обществе и принимать ответственность за свои действия.

Решая третью задачу исследования, были выделены специфика и причины проявления школьной тревожности. Личные представления индивида об успехе и неудаче могут существенно повлиять на его переживание тревоги в школе. Тревожность в школьных условиях может варьироваться в зависимости от разных возрастных групп. Дошкольники и дети младшего школьного возраста могут испытывать тревогу, связанную с неудовлетворением их потребности в надежности и защите со стороны непосредственного окружения, включая близких взрослых, таких как учителя. Старшеклассники часто испытывают тревогу, связанную с успеваемостью, адаптацией, авторитетом и автономией. Неправильное воспитание и неблагоприятные отношения между родителями и детьми, особенно с матерью, могут быть существенными причинами школьной тревожности у детей. Стиль взаимодействия педагогов и несогласованность их требований и оценок могут способствовать возникновению школьной тревожности. Школьные экзамены, которые представляют собой период напряженной работы и академического давления, могут быть значительным источником беспокойства для большинства старшеклассников.

Анализ уровня тревожности школьников разных возрастных групп показал, что среди учащихся 7-го класса, показало, что 19% имели нормальный уровень ситуационной тревожности, 50% испытывали умеренную ситуационную тревожность и 31% имели высокий уровень ситуационной тревожности. По шкале личностной тревожности у 22% студентов была низкая тревожность, у 44% — умеренная тревожность и у 34% — высокая тревожность. Среди учащихся 10-х классов 17% имели нормальный уровень ситуационной тревожности, 34% испытывали умеренную ситуационную тревожность и 48% имели высокий уровень ситуационной тревожности. По шкале личной тревожности у 14% была низкая тревожность, у 28% — умеренная тревожность и у 59% — высокая тревожность. Диагностика тревожности среди учащихся 3-х классов показала, что у 11% была слегка повышенная тревожность, у 61% был нормальный уровень тревожности, а у 29% не было тревожного состояния.

Проведенный анализ результатов диагностики по шкалам переживания социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха несоответствия ожиданиям окружающих, низкой физиологической сопротивляемости стрессу, проблем и страхов в отношениях с учителями среди учащихся 3, 7 и 10 классов позволяет сделать следующие выводы:

Уровень переживания социального стресса учащимися возрастает по мере перехода в более старшие классы. В 3 классе наблюдается высокий уровень стресса у 4% учеников, в 7 классе — у 31%, а в 10 классе — у 55% учеников.

Фрустрация потребности в достижении успеха также возрастает с увеличением возраста учащихся. Высокий уровень фрустрации отмечен у 14% учеников в 3 классе, 38% в 7 классе и 41% в 10 классе.

Страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний также повышаются с переходом в старшие классы. Высокий страх самовыражения присутствует у 7% учеников в 3 классе, 22% в 7 классе и 41% в 10 классе. Высокий страх ситуации проверки знаний наблюдается у 14% учеников в 3 классе, 44% в 7 классе и 55% в 10 классе.

Страх несоответствия ожиданиям окружающих также увеличивается с возрастом. В 3 классе высокий страх несоответствия отмечен у 25% учеников, в 7 классе — у 38%, а в 10 классе — у 45%.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу имеет тенденцию к увеличению с возрастом. В 3 классе низкую сопротивляемость стрессу демонстрируют 14% учеников, в 7 классе — 22%, а в 10 классе — 31%.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями усиливаются с возрастом. В 3 классе высокий уровень проблем и страхов не отмечен, 22% в 7 классе и 7% в 10 классе.

Эти результаты свидетельствуют о том, что уровень тревожности учащихся повышается по мере того, как они переходят в более высокие классы.

Были разработаны рекомендации по снижению тревожности у школьников. Развивающие методы направлены на повышение самооценки детей, используя позитивное подкрепление и поощрение. Активизирующие методы помогают снять мышечное и эмоциональное напряжение, включая упражнения на расслабление и телесно-ориентированную терапию. Успокаивающие методы создают ощущение спокойствия и помогают уменьшить беспокойство, включая ролевые игры для отработки навыков самоконтроля. Мобилизующие методы дают возможность принять меры для преодоления тревоги, включая обучение дыхательным упражнениям и саморегуляции.

Методы арт-терапии, такие как психогимнастика, рисование и сказкотерапия, эффективны для снижения тревожности, помогая выражать эмоции и развивать навыки решения проблем.

Таким образом задачи исследования решены, гипотеза подтвердилась, а цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРЕВОЖНОСТИ

1.1. Подходы изучения тревожности в психологии

Психологи давно занимаются проблемой тревожности и до сих пор не утратили своей актуальности. Мы живем в череде быстро меняющихся событий, точнее, когда мы ожидаем и прогнозируем различные типы изменений, ситуации неопределенности заставляют нас чувствовать себя некомфортно. Для многих людей такой ритм жизни становится постоянным стрессором, поскольку не все могут самостоятельно и мобильно справляться с негативными переживаниями, которые, в свою очередь, оказывают разрушительное воздействие на психологическое благополучие человека, снижают продуктивность его деятельности и затрудняют саморазвитие. Конечно, уровень тревожности до определенного предела присущ всем людям и даже необходим для позитивной адаптации к изменившимся условиям окружающей среды. Напротив, тревожность как стабильное личностное образование свидетельствует о нарушениях: она мешает эффективной деятельности, полноценному общению, ограничивает человека в его жизненных планах.

З. Фрейд ввел термин «тревога» и первым изучил это явление. В своих лекциях Фрейд часто подчеркивал, что «тревога» является отправной точкой для многих важнейших вопросов и что понимание загадки «тревоги» пролило бы свет на многие аспекты психической жизни индивида. Фрейд определял тревогу как неприятное переживание, которое сигнализирует об ожидаемой опасности и сопровождается чувством неуверенности и беспомощности. Фрейд считал тревогу симптоматическим проявлением внутреннего эмоционального конфликта, возникающего из-за бессознательного подавления человеком ощущений, переживаний или импульсов, которые являются слишком угрожающими или раздражающими. Тревога возникает в ответ на угрозу самому себе или самоуважению.

Теория личностных конструктов, разработанная Дж. Келли , обеспечивает основу для понимания того, как индивиды интерпретируют и воспринимают свой опыт, в том числе связанный со школой.

Личностные конструкты — это когнитивные модели, которые люди используют для осмысления своего мира и прогнозирования будущих событий. Система конструктов, которую учащийся использует для понимания и интерпретации школьного опыта, может оказать значительное влияние на уровень его тревожности. Например, если учащийся имеет конструкцию «успех – неудача» и считает, что он всегда должен добиваться успеха, чтобы избежать неудачи, он может испытывать беспокойство в ситуациях, когда успех не гарантирован, таких как сдача теста или участие в обсуждении в классе.

Представления учащегося, связанные с авторитетными фигурами, сверстниками и академической успеваемостью, также могут способствовать школьной тревоге. Например, если у ученика есть конструкт «поддерживающий – неподдерживающий» по отношению к своим учителям и он воспринимает их как неподдерживаемых, он может испытывать беспокойство по поводу обращения за помощью или обращения к ним за поддержкой.

Педагоги и родители могут помочь учащимся выработать более адаптивные конструкции и стратегии преодоления тревоги, понимая их личностные особенности и то, как они интерпретируют свой школьный опыт. Предоставляя положительную обратную связь и подкрепление, бросая вызов негативным убеждениям и обучая навыкам решения проблем, учащиеся могут научиться интерпретировать свой опыт более конструктивным и менее вызывающим беспокойство образом.

Обращаясь к неадаптивным личностным конструктам и продвигая адаптивные стратегии совладения, преподаватели и консультанты могут помочь учащимся справиться со своей тревогой и улучшить их успеваемость и самочувствие.

В исследованиях как зарубежных, так и отечественных авторов (Р.Б. Кеттелл, У.П. Морган, Я. Рейковский, К. Спенс, Ч. Спилбергер, И.Г. Сарасон, Дж. Тейлор, Х. Хекхаузен, К.А. Эликсон, Д.Ю. Андрияшик, Н.В. Вязовец, Г.Ш. Габдреева, А.А. Голушко, Н.Д. Левитов, М.П. Мороз, В.В. Плотников, Ю.Л. Ханин) сходные мысли можно найти в том, что беспокойство не мешает деятельности, но даже улучшает ее в простых, привычных для человека ситуациях, когда он выполняет стандартные задачи, для которых навык уже сформирован, и, с другой стороны, мешает в сложных материалах, характеризующихся неопределенностью стимулов. или когда условия для его выполнения меняются, и, с другой стороны, в сложных материалах, характеризующихся неопределенностью стимулов. от изменения задач. В этом процессе важную роль играет начальный уровень тревожности человека. Другими словами, сложность ситуации может определяться как сложностью задания, так и сложностью ситуации (ее личная значимость для испытуемого, включение оценочного компонента, присутствие внешних наблюдателей и т. д.), то есть всем тем, что характерно для экзаменационной ситуации в современной школе.

Исследования российских психологов восходят к школе тревожности К. Левина, связанной с несоответствием самооценки и притязаний. Это противоречие затрудняет выбор действий и стратегий поведения, что в итоге приводит к внутреннему дискомфорту, напряженности и беспокойству.

Стремление к признанию мотивирует человека к достижениям в социальном пространстве и на внутреннем, духовном уровне. Но это также глубоко травмирует в случае неудачи, безынициативности, лени. Негативные страсти лишают человека способности рисковать и добиваться того, чего он хочет. Характеристики заявления о признании подчеркивают основные социально-психологические характеристики личности.

В своей работе о тревоге в оценочных ситуациях (так называемая тестовая тревога) И.Г. Сарасон отметил, что тревога перед проверкой знаний (будь то экзамены или тестовые задания) отражает общую тревогу человека по поводу оценки . После разработки «Шкалы тестов на тревожность для детей» психолог провел продольное исследование, которое показало, что результаты экзаменов и тестов у людей, не испытывающих беспокойства, лучше, чем у детей с высоким уровнем тревожности, и по мере взросления учащихся эта тенденция также усиливается. Автор видит причину этого в обучении неадекватным реакциям на такие и подобные ситуации.

Согласно исследованиям А.М. Прихожан — современный страх качественно отличается от того, каким он был раньше: он возникает на фоне потери векторов жизненных планов и целей, растерянности перед ближайшим будущим и трансформируется в глубокий страх, который наименее всего поддается преодолению. Возникает психическая нестабильность, личность становится незащищенной при столкновении с разного рода стрессорами, за которыми следует растущая предрасположенность к невротическим реакциям и психоэмоциональным расстройствам. Симптомы можно описать как постоянное чувство незащищенности, беспокойства и внутреннего немотивированного страха. Это, в свою очередь, вызывает злоупотребление психоактивными веществами, развитие неврозов, рост суицидальных попыток и совершенных самоубийств. В эту «группу риска» попадают в основном подростки и молодые люди. Беспокойство современных школьников стало предметом нашего исследования. С философской точки зрения тревога — это предчувствие или страх, который не всегда оправдан, в отличие от страха, возникающего в ответ на реальную опасность. Тревога может возникать при относительно безобидных обстоятельствах и создавать внутренние эмоциональные конфликты, причины которых могут быть не до конца поняты. Это возникает из-за активного воображения или ощущения того, что вы застряли в незавершенной ситуации, что приводит к эмоциональному состоянию.

А.М. Прихожан указывает на то, что тревожность – это эмоциональное переживание дискомфорта, который связан с ожиданием неблагополучия, с внутренним предчувствием грозящей опасности, служит выражением полного или частичного неудовлетворения значимых потребностей человека. Тревожность – устойчивое личностное образование, которое сохраняется длительное время, характеризуется сложным строением. В структуре тревожности включены когнитивный, эмоциональный и операциональные аспекты при доминировании эмоционального .

Тревога может восприниматься как чувство напряжения, нервозности или предчувствие грядущих неприятностей. Это действует как раннее предупреждение о надвигающейся угрозе, предоставляя время и возможности для принятия необходимых мер. Согласно К.Д. Спилбергеру и Ю.Л. Ханину, тревожность определяется следующим образом:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы