Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Общая психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности супружеских конфликтов, их профилактика и устранение в молодых семьях.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ 7

1.1. Изучение межличностных конфликтов в психологии 7

1.2. Особенности супружеских конфликтов: структурно-содержательные характеристики и факторы возникновения 12

1.3. Психологические особенности молодой семьи 19

1.4 Направления психологической работы с молодой семьей 24

Выводы по главе 1 29

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ 30

2.1. Организация, выборка, методы и методики исследования 30

2.2. Анализ результатов исследования особенностей конфликтов в молодых семьях 36

2.3. Программа профилактики семейных конфликтов и оценка ее эффективности 53

Выводы по главе 2 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………68

  

Введение:

 

Данное исследование посвящено проблеме конфликтов в молодых семьях. Семья является уникальным явлением, древнейшим институтом человеческого взаимодействия. Уникальность института семьи заключается в том, что, будучи по своей сути полнофункциональной системой, она объединяет в свои рамки несколько человек, которые на протяжении продолжительного периода времени, включающего в себя десятки лет, то есть большую часть продолжительности человеческой жизни, взаимодействуют самым тесным образом. Очевидно, что в условиях существования в этой системе, между ее участниками, то есть членами семьи, не могут не возникать различные конфликтные ситуации, споры, недомолвки и кризисы.

Супружеский конфликт — разновидность семейного конфликта, который возникает между супругами на основе нарушения этики супружеских отношений, биопсихологической несовместимости, противоположности интересов и потребностей, различных взглядов на воспитание детей, различного отношения к родственникам и т. п.

Супружеский конфликт обладает позитивными и негативными последствиями и является стимулом к изменениям, возможностью выхода на другой уровень отношений в паре, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей. Исследование супружеских конфликтов, как и самих супружеских взаимоотношений, весьма затруднено, так как эта область сугубо личная и интимная жизнь человека. В этом смысле брак и семья «закрытые» малые группы, в которые посторонним лицам, доступ воспрещен или сильно ограничен. Естественно, каждый исследователь, изучающий супружеские взаимоотношения, испытывает большой дефицит информации о том, что происходит в отношениях между супругами при возникновении тех или иных конфликтных ситуаций. На формирование супружеского конфликта влияет множество внешних и внутренних факторов, в том числе и прохождение супругами по нормативным кризисам жизненного цикла семьи, как закономерному явлению, которое сопровождается ростом напряжения, отчаяния, конфликтов и мыслями о разводе, как о способе решения возникших проблем у обоих супругов. Семья — это непрерывно развивающаяся система. В норме процесс развития семьи представляет собой последовательную смену относительно стабильных стадий (жизненных циклов) и коротких кризисных периодов (с бурными негативными или позитивными изменениями).

Актуальность темы исследования. В настоящие время проблемы молодых семей стоят в нашей стране остро и имеют устойчивый характер. Молодая семья часто сталкивается со многими социально-психологическими трудностями на начальном этапе своего развития, среди которых можно выделить регулирование и распределение семейного бюджета, социально-политические и социально-экономические, влияющие на ценностные различия супругов, уровень жизни семьи и т.п. К основным социально-психологическим процессам, составляющим кризис института семьи и брака, можно отнести: неопределенность социальных норм, регулирующих семейную жизнь; кризис семейной идентичности; объективно заданную конфликтность семейных отношений.

Теоретической и методологической основой исследования послужили: субъективный подход к исследованию проблем в молодых семьях (Н.Д. Аккерман, Т.В. Андреева, Д. Карнеги, С.В. Ковалев, В. Сатир, В.А. Высенко), изучение причин конфликтных ситуаций (Ю.В. Василькова, С.В. Ковалев, Е.Г. Силяева), методология рассмотрения проблемы семейных конфликтов (Т.Ф. Велента, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Н.И. Олифирович).

Объект исследования: конфликты в молодой семье.

Предмет исследования: особенности и профилактика конфликтов в молодой семье.

Цель исследования: провести теоретическое и эмпирическое исследование особенностей супружеских конфликтов в молодых семьях и разработать программу их профилактики.

Гипотеза исследования: лица с различным уровнем конфликтности определяются по таким характеристикам как:

— уровень удовлетворенности браком,

— стратегиями преодоления конфликтных ситуаций, влияющих на поведение обоих партнеров в браке,

— уровнем ролевых ожиданий и притязаний и представлений супругов о доминирующих семейных ценностях

— особенностями внутрисемейного общения (коммуникативными умениями).

Задачи исследования:

1. Провести анализ научных работ, посвященных межличностным конфликтам в психологии, особенностям супружеских конфликтов и психологическим особенностям молодой семьи.

2. Выделить направления психологической работы с молодой семьей.

3. Организовать и провести исследование особенностей конфликтов в молодых семьях.

4. Обосновать, организовать и провести эмпирическое исследование особенностей конфликтов в молодых семьях.

5. Проанализировать результаты исследования и провести статистическую обработку полученных данных.

6. Разработать программу профилактики семейных конфликтов и оценить ее эффективность.

Для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования:

1. Обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме;

2. Тестирование;

3. Количественно-качественные методы обработки результатов,

4. Статистический анализ полученных данных. Методы статистической обработки информации включали в себя описательную статистику (подсчет средних значений с помощью методики Манна-Уитни), вычисление эффективности проведенной работы исчислялось с помощью метода математической статистики — коэффициента корреляции Кендэла.

Методики исследования:

1. «Удовлетворенность супружескими отношениями» (авторская).

2. Методика Томаса-Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации.

3. «Ролевые ожидания и уровень притязаний в браке» (О. М. Волкова).

4. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона.

Эмпирическая база исследования: молодые семьи — 50 семейных пар, проживших в браке 1-2 года, возрастом от 20 до 40 лет.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологических консультативных служб при работе с молодыми семьями, в которых возникают и трудно решаются конфликты.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, цель исследования заключалась в теоретическом и эмпирическом исследовании особенностей супружеских конфликтов в молодых семьях. А также на этой основе разработать программу профилактики конфликтов и провести с молодыми семьями тренинг по оптимизации отношений и снижении уровня конфликтности.

В ходе исследования мы предположили, что лица с различным уровнем конфликтности различаются по таким характеристикам как: уровень удовлетворенности браком, коммуникативными умениями, разногласия между ожиданиями в определенной сфере и готовностью достигать этих ожиданий и ведущим поведением в конфликтных ситуациях.

Проведенное исследование позволило получить следующие выводы:

1. Анализ работ, посвященных межличностным конфликтам в психологии, особенностям супружеских конфликтов и психологическим особенностям молодой семьи, показал, что Особенности общественно-экономического развития нашей страны негативно отражаются в институте молодой семьи. В частности, растет процент разводов на всех стадиях существования семьи, снижается уровень удовлетворенности браком. Семьи разрушаются из-за большого количества все чаще возникающих конфликтов и которые они отказываются разрешать, считая при этом развод наилучшим выходом из ситуации.

Конфликтная ситуация в сфере ценностных ориентаций, препятствующая созданию взаимоприемлемой системы семейных ценностей более широкого объема, чем индивидуальные, делает невозможным интеграцию семьи, а следовательно и выполнение ею своих обязанностей, создает опасность для ее существования. Вызывая напряжение в семейных отношениях, конфликты ценностных ориентаций дезинтегрируют семью.

Отметим, что несогласованность ценностей безусловно влияет на формирование молодой семьи, ведь разногласия в системе индивидуальных ценностей порождают ряд конфликтов и приводят к ухудшению межличностных отношений в семье.

2. Выделяя направления психологической работы с молодой семьей мы выяснили, что основными путями предупреждения конфликтов является построение семейных отношений на основе равноправия, взаимной ответственности, доверия и уважения. Большинство кризисов можно избежать путем честной беседы, четких ожиданий и открытости к нуждам и чувствам супругов.

3. С целью проверки гипотезы было организовано эмпирическое исследования с молодыми семьями в количестве 50 пар, которые проживают 1-2 года в браке. Были подобраны методики, которые позволили изучить уровень удовлетворенности в браке, ролевые ожидания и притязания молодых супругов, уровень коммуникативной компетентности, а также выявить основные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

4. Полученные результаты показали, что:

— Большинство партнеров склоняется к положительной оценке супружеских отношений (62%). Среди 38% респондентов, оценивших собственные отношения негативно, треть считает их совсем неудовлетворительными.

— Из 50 пар испытуемых в 26 парах оба партнера компетентны в коммуникации, что составляет 52% от общего количества супружеских пар. В общей сложности среди 100 респондентов 71 человек компетентен в коммуникации, среди них 38 женщин и 33 мужчин. Зависимыми в коммуникации 20 человек (10 мужчин и 10 женщин), а агрессивными – 9 человек (2 женщин и 7 мужчин).

— у 80% респондентов была обнаружена «чистая» стратегия поведения в конфликтной ситуации. В остальных 20% наблюдается сочетание двух стратегий поведения. К тому же стратегия конфронтации встречается в сочетании со стратегиями сотрудничества и компромисса. Стратегия сотрудничества встречается в сочетании со всеми другими стратегиями. В целом наиболее распространена стратегия конфронтации, которой придерживаются 28 респондентов, что соответственно составляет 28% результатов. Наименее распространенной чистой стратегией является компромисс – 7% респондентов.

— Разногласия во взглядах были обнаружены у 27 супружеских пар, что составляет 54% от общего количества пар, участвовавших в эмпирическом исследовании.

5. Опираясь на эти данные в ходе работы, мы разработали тренинг, который может быть использован при работе с семьями с целью преодоления семейных конфликтов и формирования подобной системы ценностей в семье.

Полученные результаты позволили определить направления работы психотерапевта по предотвращению конфликтов. К таким направлениям стоит отнести укрепление супружеской подсистемы и создание атмосферы близости между партнерами, налаживание открытой, ясной коммуникации, выстраивании внешних и внутренних границ, которые защищали бы супружество и семью в целом от стрессоров внешней среды, создание собственных правил семейной жизни и стереотипов взаимодействия.

6. После профилактических мероприятий всем участникам было предложено пройти повторно методику «Удовлетворенность супружескими отношениями». Это было сделано для сбора информации для проверки эффективности программы профилактики. Сравнивая результаты до и после участия супружеских пар в программе профилактики, можно заключить, что программа эффективна и оказала положительное влияние на конфликтность партнеров в супругах.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ

1.1. Изучение межличностных конфликтов в психологии

Приблизительно в середине ХХ века произошло выделение психологии конфликта как самостоятельного направления, а позже и как самостоятельной отрасли на стыке социальной психологии, социологии и психологии личности. По состоянию на сегодняшний день в рамках данной отрасли проводится систематизация теорий конфликтов, разработка методов диагностики конфликтного поведения, изучение личностных детерминант, обусловливающих ту или иную модель поведения в конфликтной ситуации, анализ подходов, разрешающих кризисные и экстремальные кризисные ситуации. Поэтому можно судить, что в современной психологии наблюдается устойчивый растущий интерес по изучению различных аспектов и проявлений конфликта и конфликтного поведения.

В психологии есть два основных подхода к определению понятия «конфликт». Первый подход рассматривает конфликт с точки зрения отношений, возникающих между конфликтующими сторонами, как составляющую интерактивной стороны общения, как определенную ситуационную несовместимость, как соперническое взаимодействие, но в то же время как природное условие жизнедеятельности людей [2]. Второй подход рассматривает конфликт как более простую константу, а именно как столкновение, противоречие, то есть действие нескольких противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, взглядов, мнений, установок, стремлений личности [6]. Иными словами, в психологии конфликт, прежде всего, рассматривается как столкновение, противоречие составленных мотивов.

Конфликт является неотъемлемой частью жизни и обыденной действительности. Его можно наблюдать во всех проявлениях жизнедеятельности как растительного и животного мира, так и повседневном человеческом бытии. Жизнь человека в своей основе конфликтогенна, так как конкуренция и соперничество является составной частью развития и действует в единой системе. Ссоры, распри, конкуренция, противоборство столкновения интересов, перехват инициативы, непреодолимая личная неприязнь, борьба с целью получения односторонних преимуществ – это все проявление конфликта. Он имеет совершенно разную длительность, эмоциональную напряженность, характер последствий. Однако для всех конфликтов общим является их завязанность на разных интересах, целях несущих в основе своей противоречия [15].

Опираясь на анализ различных психологических литературных источников функции межличностного конфликта, можно условно разделить на конструктивные (положительные) и деструктивные (отрицательные). Характер влияния конфликта детерминируется, прежде всего, социальной системой. В группах, характеризующихся свободной структурированностью, где конфликт является нормальным проявлением жизнедеятельности и есть четкие механизмы его урегулирования, конфликтное взаимодействие обычно способствует оживлению динамических процессов и способствует прогрессивному движению группы. У социальной группы с тоталитарным строем конфликт не признается как таковой вообще, а единственным фактическим методом урегулирования является подавление силой. Такой способ разрешения способствует угнетению конфликта, который в свою очередь приобретает дисфункциональный характер, что становится причиной эскалации старых и зарождению новых противоречий. Оставаясь не разрешенными противоречиями накапливаются и порождают конфликты, которые могут привести к серьезным социальным потрясениям [19].

Деструктивные функции конфликта характеризуются уничтожением уже существующего совместного взаимодействия; ухудшением и разрывом отношений; отрицательным чувством участников взаимодействия; уменьшением эффективности дальнейшей деятельности и т.д. Данная сторона конфликта не приятна для людей, она вызывает у них негативные чувства, поэтому они стремятся избежать ее [22]. Подавляющее большинство конфликтов оказывает негативное влияние на психическое и психологическое состояние его участников. Конфликты деструктивного характера, сопровождающиеся высоким уровнем эмоционального напряжения, могут привести к проявлениям психологически или физического насилия, что травмирует его участников. Также конфликты как ресурснозатратная ситуация являются источником стрессового состояния.

Среди дисфункциональных последствий конфликта можно выделить: негативное влияние на физическое и психологическое здоровье участников взаимодействия; образование вражды, открытой конфронтации и ненависти между участниками; ухудшение социально-психологического климата в коллективе; снижение эффективности работы работников; формирование отрицательных установок на взаимодействии с другими; отсутствие дисциплины [26].

Вместе с деструктивными ряд ученых выделяет и конструктивные функции конфликта. Так сигнальная функция конфликта докладывает человеку, что не все в порядке в сегодняшних отношениях либо содействии. И в зависимости от того, как человек воспримет этот сигнал и какую систему действий выберет, это может привести к изменению системы взаимодействия и как результаты привести к формированию новых навыков адаптации в системе отношений. Достижения нового уровня адаптации на каждом новом этапе отношений обеспечивают повышению шанса «выживания» таких отношений. Также конфликт дает возможность участникам сблизиться, ведь во время конфликта происходит выяснение отношений, выражение всех претензий, происходит откровенный разговор.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы