Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности стрессоустойчивости у студентов психологии служебной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические анализ проблемы стрессоустойчивости
в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. 6
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости личности. 6
1.2. Модели стрессоустойчивости. 13
1.3. Психологические особенности проявления
стрессоустойчивости в юношеском возрасте 21
Выводы по 1 главе. 29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей
стрессоустойчивости у студентов психологии служебной деятельности. 30
2.1. Организация и методы исследования. 30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования. 34
2.3. Программа тренинга по развитию стрессоустойчивости у
студентов психологии служебной деятельности. 48
Выводы по 2 главе. 66
Заключение. 68
Список литературы.. 71
Приложения 76
Введение:
Актуальность
исследования. В современных социокультурных условиях
жизнедеятельность человека невозможна без максимальных по интенсивности и объемах
нагрузок, острого соперничества, напряженной борьбы, постоянных переживаний
успеха или неудач, всего того, что составляет семантику понятие «стресс».
Непрерывные переменные условия социальной среды вызывают необходимость
формирования качеств, повышающих устойчивость психики к воздействиям
интенсивных внутренних и внешних раздражителей, то есть к воздействию различной
интенсивности стрессоров.
Для сотрудников,
работающих в сфере «человек – человек» (учителя, врачи, психологи, социальные
работники и др.), особую значимость приобретает такое качество как
стрессоустойчивость. Эти профессии наиболее подвержены влиянию стресс-факторов
(необходимость быстро ориентироваться в коммуникативной среде; интенсивное
общение; повышенная ответственность за разрешение проблем клиентов; сдерживание
внешнего проявления эмоций; неизбежность быть объектом наблюдения и оценивания
и др.). Присутствие стрессоров в учебной деятельности может привести к
возникновению пагубного функционального состояния — стресса.
Проблеме стресса
посвящено большое количество работ, авторами которых являются отечественные
исследователи А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Ф.Е. Василюк, Л.А. Китаев-Смык,
Н.И. Наенко, Л.П. Гримак, В.А. Бодров, Д.М. Аболин, В.А. Ганзен, В.Д.
Небылицын, Д.Н. Исаев и многие другие, а также зарубежные авторы Г. Селье, А.
Минделл, Р. Лазарус, Р. Лонье, М. Селегман, И. Розенток, Н. Ризви и другие.
Особое внимание ученые выделяют изучению факторов устойчивости, ее проявлениям
в учебной деятельности, а также значению на пути освоения профессии молодым
специалистом. Это показано в работах отечественных и зарубежных авторов – К.К.
Платонов, О.Я. Черникова, В.Л. Марищук, Л.А. Китаев-Смык, В.А. Бодров, С.В.
Субботин, Р. Лазарус, С. Фолкман, Л. Перлин, С. Кобаса, и другие.
На современном этапе
развития системы высшего образования одной из важнейших задач является
формирование саморазвивающейся, самоактуализирующейся и самодостаточной
личности. Студент обладает большими ресурсами для развития. Однако у студентов
существует ряд индивидуально-психологических особенностей, которые могут
помешать полноценно решить данную задачу. Среди таких особенностей особое место
занимает стрессоустойчивость. Учебный стресс, сопровождающий студента на
протяжении всего периода получения высшего образования, оказывает влияние на
успешность обучения и здоровье студента. Большое значение имеет изучение
саморегуляции и стрессоустойчивости студентов, так как многообразие подходов к
проблемам стрессоустойчивости и саморегуляции не позволяют оставить их без
внимания.
Проблемой нашего
исследования является малоизученность особенностей юношеского возраста, в том
числе феномен стрессоустойчивости данного возрастного периода, знание которых
необходимо современному обществу для создания благоприятных условия
формирования и самоопределения личности.
Цель исследования:
выявить уровень стрессоустойчивости студентов психологов на разных этапах
обучения.
Объект исследования:
стрессоустойчивость студентов-психологов.
Предмет исследования: особенности
проявления стрессоустойчивости студентов на разных этапах обучения.
Гипотеза исследования: мы
предполагаем, что студенты- психологи в зависимости от этапа обучения будут
демонстрировать разный уровень стрессоустойчивости.
Задачи исследования:
1. Осуществить обзор
литературных источников по проблеме стрессоустойчивости личности.
2. Изучить
психологические особенности студентов как социальной группы.
3. Подобрать диагностический
комплекс, направленный на выявление стрессоустойчивости студентов.
4. Осуществить анализ эмпирических
данных.
5. Разработать программу
тренинга по развитию стрессоустойчивости у студентов психологии служебной
деятельности.
Теоретико-методологическая
основа исследования: методологические позиции авторов
относительно исследования проблемы стресса (Г. Селье, Р. Лазарус, М.Ф. Фролов,
В.П. Зинченко, Ю.А. Александровский, О.М. Боканова, А.В. Вальдман,
Г.Д.Горбунов, Г.Н.Кассиль, Л.А. Китаев-Смык, Ф.П. Космолинский, Б.Г.Мещеряков,
А.Б. Леонова, А.Е. Олынанникова, Ч.Д. Спилбергер, М.Ф. Фролов, Ю.В. Щербатых,
R.R. Caplan, S. Cohen, C.L. Сооре, R.D. Holt), особенностей психологических
стрессоров (A.M. Зингерман, Л.А. Китаев-Смык, Г.И. Косицкий, А.Г.Кузнецов, В.И.
Медведев, \Н.И. Наенко, К.К.Платонов,C.A. Разумов, В.В. Суворова, И.М.
Фейнгерберг, М. Франкенхойзер и др.), психологические теории стресса и
поведения личности в стрессовых ситуациях (Л.И. Анцыферова, О.А. Васильева,
Н.В. Вострокнутов, Дж. Гринберг, Л.А. Китаев-Смык, Ф. Меерсон , Г. Селье, В.Ф.
Суворова, Ю.В. Щербатых и др.), стрессоустойчивость личности в различных видах
деятельности (М.В. Грицаенко, П.Б. Зильберман, В.Л. Марищук, Е.А. Милерян, С.М.
Оя, О.А.Черникова, О.П.Карпова, О.В. Лозгачева, А.А. Реан, Ли Канг Хи, В.А.
Файвишевский, В.А. Бодров, Т.С.Тихомирова, Л.М. Аболин, Н.И. Бережная,
Б.Х.Варданян, СВ. Субботин), психологические особенности юношеского возраста
(Л.С. Выготский, Стэнли Холл, Арнольд Гезелл, Жан Вильям Фриц Пиаже, Зигмунд
Фрейд,Курт Левин); экзамен как стрессогенный фактор (Ю.В. Щербатых, Л.С.
Фаустов, Б.Л. Вяткин, В.А. Доскип, В.В. Плотников, И.М. Щулшенко)
Методы
исследования: теоретические (анализ и обобщение научной
литературы по проблеме исследования) и эмпирические методы (методы опроса и
тестирования), методы математической статистики (подсчет среднего
арифметического, дисперсии, корреляционный анализ).
Методики исследования: методика
«Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» И. А. Усатов, Копинг-тест
Р. Лазаруса, тест на самооценку стрессоустойчивости личности С. Коухена и Г.
Виллиансона; тест на учебный стресс (авторская разработка Ю.В. Щербатых),
количественный и качественный анализ результатов исследования, графическое
отображение результатов исследования, статистические методы обработки данных.
Практическая значимость
исследования заключается в использовании результатов
исследования в работе педагогов-психологов, преподавателей вуза для
формирования стрессоустойчивости у студентов и совершенствования
образовательного процесса в целом.
Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,
приложений.
Заключение:
Современный мир
характеризуется неустойчивостью, непредсказуемостью, неопределенностью
геополитических, социально-политических, экономических, общественных явлений.
Особую группу риска подверженности данным феноменам составляют сотрудники сферы
обслуживания, так как по специфике профессиональной деятельности через них
проходит каждодневный значительный человекопоток. Значимыми у сотрудников сферы
обслуживания становятся личностные характеристики, связанные с толерантностью,
стрессоустойчивостью, умением контактировать и конструктивно взаимодействовать
в межличностных отношениях друг с другом и посетителями или клиентами.
Стрессоустойчивость – это
базовая характеристика личности, которая представляет собой устойчивость
личности к действию стрессогенных факторов для сохранения способности к
социальной адаптации, значимых межличностных связей, трудоспособности, здоровья
и обеспечения обеспечение успешной самореализации, а также достижения жизненных
целей.
Причиной возникновения
стресса являются стресс-факторы — таких условий внешней и внутренней среды, в
результате которых человек оказывается в состоянии стресса, что делает
необходимым совладание с ним. В качестве уровней защитно-совладающего механизма
рассматриваются психологические защитные механизмы и копинг-стратегии.
Психологическое преодоление (копинг) – это индивидуальный способ взаимодействия
с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни
человека и его психологическими возможностями. Посредством механизмов
психологического преодоления человек включается в ситуацию, изменяет различным
образом ее требования, сводит к минимуму действие стрессовой ситуации. Типы
копинга, или копинг-стратегии – это определенные способы, приемы, используемые
человеком при совладании с трудной, стрессовой ситуацией.
Юность является периодом
завершения физического созревания. В этом возрасте происходит расширение
представлений о личных и социальных перспективах на будущее. Также мы хотим
отметить, что стрессовая ситуация для студента может являться следствием как
объективно заданных параметров (изменчивость ситуации и ее высокая динамика),
так и его субъективной интерпретацией, которая связана с личностными
особенностями человека, отсутствием жизненного опыта или навыков решения
проблем данного типа.
Проведено исследование на
основе методик: «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» И. А.
Усатов, Копинг-тест Р. Лазаруса, тест на самооценку стрессоустойчивости
личности С. Коухена и Г. Виллиансона; тест на учебный стресс (авторская
разработка Ю.В. Щербатых).
В результате исследования
по методике «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» И. А.
Усатов было выявлено, что высокий уровень стрессоустойчивости характерный для
17,5% студентов 2-го курса и 27,5% студентов 4-го курса. Уровень
стрессоустойчивости выше среднего имели 20% студентов 2-го курса и 20%
студентов 4-го курса. Средний уровень развития стрессоустойчивости был выявлен
у 20% студентов 2-го курса и у 30% студентов 4-го курса. Уровень
стрессоустойчивости ниже среднего продемонстрировали 30% студентов 2-го курса и
12,5% студентов 4-го курса. Низкий уровень развития стрессоустойчивости
продемонстрировали 12,5% студентов 2-го курса и 10% студентов 4-го курса.
В результате
статистического анализа было выявлено, что показатели находиться в зоне
значимости. Полученные данные свидетельствуют, о том, что у студентов 4-го
курса более высокий уровень развития стрессоустойчивости, чем у студентов 2-го
курса.
В процессе диагностики по
методике «Копинг-тест» Р.Лазаруса было выявлено что у студенты 4 курса имеют
более высокие показатели развития эффективных копинг-стратегий. Среди
респондентов преобладают такие копинг стратегии, как «Поиск социальной
поддержки» и «Планирование решения проблемы». Студенты 2-го курса имеют более
высокие показатели развития неэффективных копинг-стратегий поведения в
стрессовой ситуации. В результате статистического анализа было выявлено, что
показатели находиться в зоне значимости. Только по шкале «Самоконтроль»
статистических различий выявлено не было. По данной шкале показатели студентов
2-го и 4-го курса практические одинаковые.
По тесту на самооценку
стрессоустойчивости личности С. Коухена и Г. Виллиансона было выявлено, что что
у студентов 2-го курса периодически возникают трудности с разрешением
негативных ситуаций и отсутствует уверенность в собственном успехе. Они чаще
испытывают нервное напряжение, но умеют контролировать свои эмоции и
переживания. Студенты 4-го курса в свою очередь отличается тем, что лучше
справляется с неприятностями, а также обладает способностью разрешать свои
личные проблемы.
Обобщая полученные
результаты по тесту на учебный стресс Ю.В. Щербатых, можно сделать вывод, что
основными причинами стресса у студентов психологии служебной деятельности
являются: большая учебная нагрузка; излишне серьезное отношение к учебе;
непонятные, скучные учебники; неумение правильно организовывать свой режим дня;
нерегулярное питание; страх перед будущим. Но при этом было выявлено, что у
студентов 2-го курса данные показатели более выраженные чем у студентов 4-го
курса. Также было выявлено что стресс у студентов психологии служебной
деятельности проявляется в основном на психологическом уровне. Такие показатели,
как ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами,
раздражительность, обидчивость и др. у студентов 2-го курса проявляются в
значительной степени больше, чем у студентов 4-го курса.
В результате проведенного
исследования было выявлено, что студенты 4-го курса имеют более высокие
показатели стрессоустойчивости, чем студенты 2-го курса, что подтверждает
гипотезу исследования.
На основе полученных
данных была разработана программа по выбору копинг-стратегий и развитию
стрессоустойчивости у студентов. Программа состоит из 5 подпрограмм, которые
включали по 4 занятия. Основной целью этой Программы выбору эффективных
копинг-стратегий путем формирования контроля у студентов их автоматических
мыслей и изменения промежуточных убеждений. Предполагается, что разработанная
нами программа способна не только помочь участникам контролировать собственную
речь и поведение в стрессовых ситуациях, связанных с учебным процессом, но и в
целом оптимизировать учебной деятельность и улучшить ее результаты.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
анализ проблемы стрессоустойчивости в исследованиях отечественных и зарубежных
авторов 1.1. Понятие стресса и
стрессоустойчивости личности
Неотъемлемой составляющей повседневной жизни человека является такое
понятие как «стресс». И хотя стресс как психологический феномен относится к
проблемам, достаточно изученным в психологической литературе, настоящее требует
от личности динамики развития конструкта стресс-преодолеющего поведения,
которая, в свою очередь, является ответом организма человека на действие
стресс-факторов. Жизненные трудности, с которыми общество сталкивается каждый
день, выбивают индивида из равновесия, вынуждают резко менять привычное
поведение. Все эти кризисные переживания ведут человека к переживанию
стрессового напряжения.
Понятие «стресс» было введено в научное обращение канадским ученым Г.
Селье, обнаружившим неспецифическую, универсальную, или общую, реакцию
организма на внешние воздействия, требующие изменений. Эту реакцию он сначала
назвал «общим адаптационным синдромом», а затем переименовал в «стресс» [42].
Как отмечает Г. Селье, не только негативные события могут вызвать
стресс, но и приятные. Для определения «хорошего» стресса исследователь вводит
понятие «Эустресс». Относительно «плохого» стресса автор дает определение
«дистресс». Для того чтобы стресс приобрел характер эустресса, необходимо
наличие определенных условий (см. рис. 1).