Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности социальной перцепции в подростковом возрасте.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 5

1.1. Характеристика
подросткового возраста. 5

1.2. Сущность
социальной перцепции. 9

1.3. Особенности
социальной перцепции подростков. 17

Выводы по первой
главе. 22

ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 24

2.1. Организация и
методики исследования. 24

2.2. Анализ и
интерпретация результатов исследования. 31

2.3. Рекомендации по
развитию социальной перцепции у подростков. 39

Выводы по второй
главе. 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 48

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 52

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 53

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Проблема
межличностного восприятия вызывает все больший интерес ученых и практиков,
поскольку оно является одним из важнейших факторов конструктивного
межличностного взаимодействия в процессе социально-коммуникативной
деятельности. Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную
(субъект восприятия – воспринимающий человек) и объективную (объект восприятия
– человек, которую воспринимают). Соответственно восприятие человека
детерминируется качествами и свойствами объекта восприятия; особенностями
восприятия субъекта; условиями, при которых совершается перцептивная
деятельность. На процесс восприятия влияет наше внимание, составляющее основу
наблюдательности, а наблюдательность, в свою очередь, является основой культуры
восприятия. Уровень нашего восприятия определяется также полученными в процессе
жизнедеятельности знаниями, умениями, навыками, опытом, культурой.

Все эти и другие факторы влияют на
качество перцептивного образа как конечного результата восприятия, понимания
воспринятого, на скорость восприятия, на формирование установки восприятия и
т.д. При взаимодействии и общении социальная перцепция взаимна: люди
воспринимают, интерпретируют, оценивают друг друга (не всегда объективно).
Ожидается, что понимание путей и механизмов образования перцептивных образов и
способов их трансформации позволит выявить новые пути повышения эффективности
взаимодействия и деятельности людей.

Исследование социальной перцепции отражено
во многих трудах отечественных и зарубежных исследователей. В частности,
изучались социально-перцептивные характеристики совместной деятельности
(Г.М. Андреева, Н.Н. Обозов, Х. Теджфел, С. Фрейзер, А.У. Хараш,
П.М. Шихирев, А.В. Юревич); особенности межличностного восприятия в
различных сферах жизнедеятельности, общения человека (Л.Я. Гозман,
Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, С.Д. Максименко, В.А. Семиченко,
Н.В .Чепелева, Ю.М. Швалб и другие); проблемы повышения точности
межличностного восприятия, развития социальной перцепции (М. Герберт,
M. Даннет, К. Дэвис, Г. Келли, Дж. Кэмпбелл, Р.Л. Кричевский, К. Левин,
Л.А. Петровская, З. Фрейд); механизмы социальной перцепции,
обусловливающие эффективность взаимодействия людей (В.С. Агеев,
А.А. Бодалев, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, Т. Хайдер, В.А. Ядов). Но сейчас
проблема механизмов межличностного восприятия остается актуальной и требует
более детального изучения.

Объект исследования – феномен
социальной перцепции.

Предмет исследования – особенности
социальной перцепции в подростковом возрасте.

Цель исследования – выявление
особенностей социальной перцепции в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования состоит в
предположении о том, что особенности социальной перцепции в подростковом
возрасте являются следующими: низкий уровень самооценки эмоциональных состояний
(эмоциональная нестабильность); высокий уровень потребности в поисках ощущений.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику подросткового
возраста.

2. Раскрыть сущность социальной перцепции.

3. Рассмотреть особенности социальной
перцепции подростков.

4. Провести эмпирическое исследование
особенностей социальной перцепции в подростковом возрасте.

5. Разработать рекомендации по развитию
социальной перцепции у подростков.

Методы исследования:

1) теоретические: анализ литературы
по теме исследования; синтез и обобщение;

2) эмпирические: тестирование;
опрос; количественный и качественный анализ полученных данных.

Структура работы обусловлена целью
и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования
была достигнута цель этой работы – выявлены особенности социальной перцепции в
подростковом возрасте.

Достижению данной цели способствовало
решение ряда задач:

1. Дана характеристика подросткового
возраста. Мы пришли к выводу, что для детей подросткового возраста характерно
стремление быть понятыми, стать взрослыми, выполнять взрослые роли. Если
взрослый не принимает такое стремления, возникают трудности в общении и
конфликты. Общение в среде подростков – это ведущий вид деятельности. Им важно
знать, что о них думают окружающие. Общение подростков со взрослыми отходит на
задний план и предпочтение отдается общению со сверстниками.

2. Раскрыта сущность социальной перцепции.
Социальная является многофункциональным процессом, предполагающим восприятие
внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными
характеристиками. и прогнозирование на этой основе его поступков. В ситуации
межличностного общения в контексте социальной перцепции используются
идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия и т.д.

3. Рассмотрены особенности социальной
перцепции подростков. Факторами влияния на развитие социальной перцепции у
подростков являются следующие: 1. Внешние: стиль семейного воспитания,
социально-педагогическое воздействие, социометрический статус в коллективе,
общественно-политические и экономические трансформации. 2. Внутренние:
возрастные психологические и физиологические особенности, эмоциональный
интеллект, интеллектуальные достижения, уровень нравственной культуры.

4. Проведено эмпирическое исследование
особенностей социальной перцепции в подростковом возрасте. Было установлено,
что низкий уровень эмоционального интеллекта свойственен испытуемым с
алекситимией, в межличностном общении у них наблюдаются: доминантность,
властность, деспотичность; требовательность, непримиримость, жесткость;
скептицизм, упрямство, негативизм. Таким подросткам также свойственны низкие
показатели вовлеченности, контроля и аффекта в межличностном общении, а также
низким уровнем макиавеллизма.

Подростки со средним уровнем
эмоционального интеллекта характеризуются нормальным уровнем способности к
распознаванию, дифференцированию и выражению эмоциональных переживаний,
дружелюбие во взаимоотношениях с окружающими. Им свойственны готовность прийти
на помощь, бескорыстие, жертвенность; уступчивость, кротость, пассивное
подчинение; добросердечность, несамостоятельность, чрезмерный конформизм.
Подростки со средним уровнем эмоционального интеллекта обладают средними
показателями включенности в межличностные отношения, контроля и аффекта, низким
уровнем макиавеллизма.

Подросткам с высоким и очень высоким
уровнями эмоционального интеллекта свойственен нормальный уровень способности к
распознаванию, дифференцированию и выражению эмоциональных переживаний,
дружелюбие во взаимоотношениях с окружающими. Они проявляют готовность прийти
на помощь, бескорыстие, жертвенность; уступчивость, кротость, пассивное подчинение;
добросердечность, несамостоятельность, чрезмерный конформизм. Такие подростки
обладают высокими показателями включенности в межличностные отношения, контроля
и аффекта, низким и высоким уровнями макиавеллизма.

В
результате исследования самооценки подростков было установлено, что
преобладающей является адекватная самооценка – 17 подросткам (56%), завышенная
самооценка свойственна 5 подросткам (27%), заниженная – 5 подросткам (17%).

Изучение самооценки эмоциональных
состояний, шкалы поиска ощущений показали, что подросткам свойственна низкая
самооценка эмоциональных состояний; подросткам свойственен высокий уровень
потребности в поиске ощущений.

Также была намечена взаимосвязь между
аддиктивным поведением и эмоциональной устойчивостью / неустойчивостью в
подростковом возрасте.

Подросткам, принявшим участие в
исследовании, свойственны такие качества, как: низкий уровень самооценки
эмоциональных состояний (эмоциональная нестабильность); высокий уровень
потребности в поисках ощущений.

5. Разработаны рекомендации по развитию
социальной перцепции у подростков. Отметим, что в связи с заниженным уровнем
развития социальной перцепции у подростков целесообразным является внедрение
психокоррекционных мероприятий в виде социально-психологического тренинга, цель
которого должна состоять в развитии механизмов социального познания в этом
возрасте с учетом возрастных и динамических особенностей в этот период развития
личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
ПЕРЦЕПЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Характеристика подросткового возраста Нередко подростковый возраст
характеризуется серьезными изменениями в поведении и характере ребенка. Данный
параграф нашей работы посвящен рассмотрению основных психологических
особенностей детей подросткового возраста.

Подросток – это уже не ребенок, который
целиком опирается на мнение родителей, но еще и не взрослый, готовый принимать
взвешенные самостоятельные решения. В значительной степени это является
основной характеристикой поведения в подростковом возрасте – поиск и познание
самих себя, обретение психологической независимости, регулярная проверка
собственных сил и возможностей [44]. В этом часто
кроются причины ссор и скандалов с родителями, которые привыкли воспринимать
его, как ребёнка и действовать соответственно: давать советы, заботиться,
оберегать, помогать, контролировать. Подростку крайне важно, чтобы родители
поверили в его взрослость, иначе ему сложно поверить в нее самому. При этом
доказать свою самостоятельность действиями он может далеко не всегда. Часто она
основана только на внутреннем ощущении себя.

Подростковый максимализм – это одна из
основный психологических черт данного возраста, выражающаяся в том, что
подросткам хочется сразу все и сразу, в нежелании идти на компромиссы. Данная
специфическая черта возраста является свидетельством поиска подростками границ
их возможностей. Стремясь к невозможным идеалам, подросток как раз начинает
нащупывать эту границу для себя [25].

Дети подросткового возраста характеризуются
довольно часто высокой эмоциональностью, что обусловлено гормональной
перестройкой в организме, а также изменением характера. При этом способы, которые
помогали ранее подростку справиться со сложностями эмоционального характера, перестают
работать в связи с переходом к подростковому возрасту, а новые взрослые способы
еще не освоены. Освоение новых способов возможно в результате переживания подростком
«эмоциональных всплесков» и трудных ситуаций [15].

Довольно часто родители проявляют по
отношению к подросткам субъективизм и не считают их взрослыми несмотря на
достижение ребенком подросткового возраста. Поэтому, чтобы избежать возникновения
между родителями и подростками неконструктивных конфликтов, родителях
необходимо воспринимать более серьезно своих детей и в общении с ними принимать
во внимание все особенности их психологии.

Примерно с 12 лет ребенок пытается
ассоциировать себя с взрослым. Они могут копировать чужие манеры поведения.
Мальчики и девочки начинают уделять больше внимания собственной внешности и
внешности окружающих.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы