Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности социального развития детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема изучения процесса социального развития в исследованиях ученых 7
1.2. Сущность и закономерности социального развития детей в период дошкольного детства 16
1.3. Методы и формы социального развития дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации 27
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 38
2.1. Организация и методики исследования 38
2.2. Диагностика исходного уровня социального развития детей старшего дошкольного возраста 42
2.3. Программа повышения результативности социального развития детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательной организации 50
2.4. Анализ эффективности программы повышения результативности социального развития детей старшего дошкольного возраста 57
2.5. Методические рекомендации по оптимизации процесса социального развития детей дошкольного возраста 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
Введение:
Актуальность. Детство является особенным периодом в жизни человека. Этот возрастной период характеризуется формированием социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры. В современном обществе ориентирами социального развития ребенка являются способность ориентироваться в социальном окружении, осознавая самоценность свою и других людей, выражая чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями и ценностями общества, активность личности.
Дошкольный возраст – это сензитивный период для становления базовых характеристик личности: эмоционально-потребностной сферы, нравственных установок и духовных ценностей, самооценки, а также социально-психологических особенностей общения.
Социальное развитие служит в качестве одного из приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста, и представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, который требуется для вхождения в систему общественных отношений. В рамках ФГОС дошкольного образования одной из задач социально-коммуникативного развития является овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений. В Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» главная цель звучит как воспитание гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Обеспечение эффективного социального развития ребенка выступает важным аспектом современного дошкольного образования. Оно предполагает обучение детей социальному взаимодействию, формирование начальных основ социальной компетентности. Для этого в организациях дошкольного образования необходимо создание развивающего пространства формирования социального опыта ребенка. Современное дошкольное образование в качестве приоритетных целей рассматривает обучение детей социальному взаимодействию, формирование начальных основ социальной компетентности. Преимуществом организаций дошкольного образования является наличие в нем детского сообщества, которое способствует созданию пространства формирования социального опыта ребенка, построению целенаправленного и планомерного процесса социального развития ребенка.
Однако опыт реализации практики дошкольного образования показывает, что на сегодняшний день организация процесса социального развития не приобрела завершенную концептуальную, методическую и технологическую основу. Возможность проявления дошкольниками субъектности в процессе социального развития оказывается в значительной степени ограниченной, а образовательная среда дошкольных образовательных учреждений недостаточно обеспечивает развивающую составляющую.Традиционные формы и методы продолжают пока преобладать в организации процесса социального развития дошкольников. Изучение практических аспектов обеспечения социального развития дошкольников не находит достаточного отражения в психолого-педагогических исследованиях, что делает актуальной тему исследования.
Объект исследования: социальное развитие как средство и результат социализации.
Предмет исследования: процесс социального развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявление особенностей организации процесса социального развития дошкольников в дошкольной образовательной организации на основе развития детской субъектности и включения детей в разнообразные виды деятельности.
Гипотеза исследования: процесс социального развития детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будут соблюдены психолого-педагогические условия в:
комплексном сочетании различных средств, методов и приемов;
расширении социального пространства детей в значимой для них деятельности.
В соответствии с поставленной целью будут решаться следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему изучения процесса социального развития в исследованиях ученых.
2. Описать сущность и закономерности социального развития детей в период дошкольного детства.
3. Охарактеризовать методы и формы социального развития дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
4. В рамках эмпирического исследования реализовать программу повышения результативности социального развития детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательной организации и дать анализ результативности.
5. Разработать методические рекомендации по оптимизации процесса социального развития детей дошкольного возраста.
Степень изученности проблемы.
Изучением закономерностей развития личности на разных этапах онтогенеза занимались Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.
Проблемам социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста посвящены работы Л.И. Божович, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, О.А. Репиной, А.Г. Рузской; Е.О. Смирновой, C.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконинаи др.
Вопросами формирования социального опыта детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Л.М. Шипицина и др.
В рамках отечественной науки процесс усвоения социальных норм, образцов, способов поведения трактуется в качестве морального развития ребенка, что подчеркивается в исследованиях Л.И. Божович, Р.С. Буре, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.М. Холмогоровой, С.Г. Якобсона и др.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования:
теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, обобщение педагогического опыта);
эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование);
качественный и количественный анализ результатов исследования.
Методики исследования. В качестве методик для проведения диагностики были подобраны следующие:
1. Беседа (модифированный вариант методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной).
2. Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей дошкольников (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова).
3. Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс).
Выборка исследования. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста общим количественным 20 человек. Возрастная категория детей – 5-6 лет (старший дошкольный возраст).
База исследования: Кафедра психологии образования НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа».
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для диагностики нормативности социального развития детей в рамках организации образовательного процесса. Разработанный комплекс мероприятий, а также рекомендации для педагогов, психологовпо развитию навыков социального поведения у детей старшего дошкольного возраста могут служить основой для решения задач в практике дошкольного образования.
Структура исследования. ВКР содержит введение, две главы, заключение, список источников информации, приложения.
Заключение:
Процесс социального развития представляет собой «освоение личностью многообразия социального мира и взаимоотношений с окружающими» (А.Г. Гогоберидзе), «преобразование личностных структуры в процессе социализации» (Л.В. Мардахаев), «процесс присвоения индивидом системы социальных ценностей и социально адаптированных способов поведения, включение в систему социальных отношений» (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.), «социализацию и индивидуализацию как компоненты процесса социально-личностного развития» (А.В. Петровский), «усвоение норм человеческих взаимоотношений, стремление понять свое Я в социуме, накопление социального опыта посредством приобретения социальных способов взаимодействия» (Р.С. Немов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), «адаптацию индивида к социальному окружению и социокультурному пространству, процесс индивидуальной социализации в ходе овладения совокупность общественных норм, правил, культурных и нравственных ценностей» (Д.И. Фельдштейн), «процесс, позволяющий занять место в обществе» (С.А. Козлова), «социальную активность» (А.В. Сластенин), «многокомпонентный системный феномен, способствующий налаживанию продуктивного взаимодействия между детьми и реализации совместной деятельности» (А.А. Бодалев), «формирование ценностей, ценностных ориентаций в ходе включения в мир общественных ценностей и норм» (Л.В. Пименова), «процесс усвоения индивидом социально-культурного опыта, включение в систему общественных отношений» (О.В. Солодякина), «формирование отношения ребенка к себе и окружающему миру» (С.А. Козлова), «овладение опытом социальных отношений, социокультурными навыками» (А.М. Щетинина) и т.д.
Основы формирования социального поведения начинают закладываться еще в период раннего детства на разных этапах онтогенетического развития. Социальное развитие в период дошкольного возраста представляет собой систему формирования социальных форм поведения, служащих в качестве предпосылок для становления более зрелых форм поведения на последующих этапах возрастного развития.
В качестве задач социального развития дошкольника служат: развитие эмоциональной чувствительности, эмпатии, эмоциональной отзывчивости; формирование навыков коммуникации и способов общения; воспитание культуры взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развитие социально принятых и адаптивных форм и способов взаимодействия и поведения в микро- и макросреде; формирование социальных мотивов поведения и навыков саморегуляции и т.д.
В рамках проведения эмпирического исследования социального развития детей в условиях образовательной организации был предварительно осуществлен подбор методик, путем систематизации которых были определены критерии и показатели оценки сформированности социального развития дошкольников.
Несмотря на то, что преобладающее количество испытуемых по итогам констатирующего этапа показали достаточно развитые эмпатийные способности, проявление открытости, доброжелательности и инициативности в общении, готовность к принятию и следованию социальным нормам и правилам, однако наличие в выборке детей с низким уровнем развития коммуникативных способностей, низким уровнем знаний о социальных эмоциях, и отдельными выраженными отрицательными формами социального поведения предопределило необходимость проведения мероприятий по повышению результативности социального развития детей в условиях дошкольной организации.
В рамках формирующего этапа исследования был реализован комплекс мероприятий, направленных на социальное развитие. Усвоение дошкольниками социального опыта, социальных норм и ценностей, развитие коммуникативных навыков осуществлялось посредством комплексного применения сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических, подвижных игр и проблемно-игровых ситуаций, при чтении стихотворений, сказок, рассказов и художественных произведений, просмотре мультфильмов, участии в беседах, анализе пословиц и поговорок.
Контрольный этап представлен положительной динамикой детей по всем методикам. Проведенные мероприятия способствовали оптимизации развития положительных форм социального поведения у детей, что выражается в снижении конфликтности и агрессивности в поведении, развитии эмоциональной отзывчивости, способности к самостоятельному разрешению конфликтных ситуаций, развитии умений прийти на помощь, согласовывать действия с другими, подчинять собственные интересы интересам других детей, умений уступать другому. Снизились проявления негативных эмоциональных реакций у детей, все дети принимают и осознают общественно принятые нравственные и социальные нормы. У детей стали более сформированными нравственные ориентиры, выявлено лучшее осознание нравственных норм.
Были описаны методические рекомендации по оптимизации процесса социального развития детей дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза исследования, заключавшаяся в предположении о том, процесс социального развития детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при комплексном сочетании различных средств, методов и приемов и расширении социального пространства детей в значимой для них деятельности, нашла свое подтверждение.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и в последующем планируется проведение с детьми старшего дошкольного возраста дальнейшей работы по социальному развитию в процессе образовательной деятельности. Особое внимание будет уделяться методам педагогического руководства с опорой на опыт культурного и социально-нравственного поведения детей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема изучения процесса социального развития в исследованиях ученых
Одной из приоритетных задач дошкольного образования является социальное развитие подрастающего поколения. Данной проблеме посвящены работы Л.С. Выготского [12], А.В. Запорожца [16], А.Н. Леонтьева [24], С.Л. Рубинштейна [50]и др., в работах которых освещаются проблемы социализации, привития детям социокультурных норм и правил поведения.
А.Г. Гогоберидзе указывает, что процесс социального развития представляет собой сложное явление, предполагающее освоение личностью многообразия социального мира и взаимоотношений с окружающими, а также проявление активности в разных видах деятельности [13]. Социальное развитие можно представить с позиции качественного изменения социальных знаний, социально-ценностных качеств, способствующих ориентации индивида в окружающем мире, а также содействующих позитивной самореализации посредством приобретения опыта коммуникации в социальной среде.
С.Т. Шацкий как основоположник педагогики среды данное понятие понимает как теорию и практику изучения педагогической организации социальной среды, окружающей воспитанника, которая выступает объектом воздействия общества, государства, его институтов и органов; проявление среды в качестве субъекта воспитания, обладающего воспитательными потенциалами и способами их практической реализации [68].
Ю.В. Васильковой и Т.А. Васильковой социальная среда определяется как широкая социальная действительность, общество, государство, а также как непосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование [10]. При этом процесс социализации личности основывается, с одной стороны, на присвоении социального опыта, с другой стороны, на проявлении личностью индивидуальности. А.В. Мудриком подчеркивается, что социализация представляет собой процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом [35].
Социализация характеризует успешность вхождения ребенка в новую социальную группу в виде принятия его сверстниками, достаточное количество коммуникативных связей, умение решать межличностные проблемы; выражена уровнем принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности; выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний, стремления к самоизменению.
Внешние движущие силы, детерминирующие социальное развитие личности –это окружающая среда, референтные группы, субъекты взаимодействия, средства массовой информации, культурное наследие и условия жизни. Внутренние движущие силы представлены врожденными способностями, биологическими и социальными факторами, психическими процессами.
По мнению Л.В. Мардахаева, социальное развитие – это количественное и качественное преобразование личностных структур в ходе формирования индивида, в процессе его социализации и воспитания [30].
С.А. Козлова отмечает, что социальная готовность включает социальную адаптацию ребенка к условиям дошкольной образовательной организации и семьи, к различным сферам человеческого бытия, ярко выраженный интерес к социальной действительности [18].
Социальное развитие характеризуется противоречивостью, что обусловлено непрерывными противоречиями между процессами социализации и индивидуализации, выступающими в качестве психологических механизмов социального развития.
Социализация – это процесс (а также и результат) присвоения индивидом системы социальных ценностей и социально адаптированных способов поведения, осуществляемый как в условиях целенаправленного воздействия социальных институтов, так и в условиях стихийного воздействия на личность различных жизненных обстоятельств [49].