Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности рефлексии и эмоционального состояния студентов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Научно-теоретические подходы
к определению эмоциональных состояний и рефлексии в студенческом возрасте. 8

1.1. Основные теории эмоций и эмоциональной сферы в
психологии. 8

1.2. Категориальный анализ
явления рефлексии как способности, процесса, состояния, свойства эмоциональной
сферы личности. 17

1.3. Влияние процесса обучения в ВУЗе на эмоциональные
состояния и способность к рефлексии у студентов. 28

Выводы по 1 главе. 37

2. Экспериментальное
исследование эмоциональной сферы и способности к рефлексии у студентов (на
примере студентов 1 и 5 курсов) 39

2.1. Общая характеристика, организация и методы
исследования. 39

2.2. Критерии оценки эмоциональных состояний и способности
к рефлексии у студентов различных курсов. 42

2.3. Анализ результатов исследования психологических
особенностей эмоциональной сферы и способности к рефлексии у студентов. 51

Выводы по 2 главе. 57

3. Моделирование процесса
коррекции эмоциональной сферы и способности к рефлексии у студентов различных
курсов. 60

3.1. Психолого-педагогические составляющие модели и
программы развития эмоциональной сферы и способности к рефлексии у студентов
различных курсов  60

3.2. Тренинг по коррекции эмоциональной сферы и
способности к рефлексии у студентов различных курсов. 72

3.3. Результаты внедрения программы и психологические
особенности эмоциональной сферы и способности к рефлексии у студентов различных
курсов  85

Выводы по 3 главе. 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 96

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 100

ПРИЛОЖЕНИЕ. 106

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Функционирование
современного общества, сложные социальные и экономические преобразования
выдвигают более значительные и существенные требования к компетентности и
профессионализму специалиста. Эмоциональная насыщенность профессиональной,
личной жизни свидетельствует об актуальности изучения рефлексии и
эмоционального состояния как составляющей успеха личности уже при получении
профессионального образования.

Рефлексия в сфере эмоций стала одной из важных
составляющих высокого профессионального становления личности. Все это
обусловливает значительную потребность в формировании рефлексии и эмоционального
состояния студентов.

На сегодняшний день эмоциональная сфера и рефлексия глубоко
и всесторонне изучены и представлены в трудах как зарубежных, так и
отечественных психологов (Г. М. Бреслав, В. К. Вилюнас, Б. Г. Додонов, С. Д.
Максименко, А. М. Леонтьев, А. Ю. Ольшанникова, С. Л. Рубинштейн, П. М.
Якобсон, А.В. Карпов, Е.Н. Осин, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, В.В. Столин).

Понимание роли и особой значимости эмоций в жизни
людей способствовало появлению в психологической науке понятий «эмоциональная
компетентность», «эмоциональный интеллект» как необходимых составляющих
успешного функционирования личности (Г. М. Бреслав, г. Гарднер, Д. Гоулман, Д.
В. Люсин, Д. Мейер, Э. Л. Носенко и др.).

Однако, несмотря на множество
проведенных исследований, несомненную практическую значимость, проблема
формирования рефлексии
в сфере эмоций студентов остается недостаточно исследованной.

Насущность исследования проблемы развития
эмоциональной сферы студента, а затем формирование его рефлексии в сфере эмоций
обусловлена рядом следующих факторов:

— недостаточностью и противоречивостью научных знаний
об эмоциональном компоненте;

— необходимостью высокого уровня рефлексии в сфере
эмоций в будущей профессиональной деятельности и недостаточным уровнем развития
компетенций в сфере эмоций у выпускников ВУЗов;

— необходимостью формирования рефлексии в сфере эмоций
и недостаточным вниманием ее развития;

— необходимостью выявления психологических
особенностей формирования данного феномена.

Таким образом, актуальность, практическая значимость и
недостаточная теоретическая, методическая разработка проблемы, обусловили выбор
темы исследования «Особенности рефлексии и эмоционального состояния студентов»,
определили объект, предмет, цель и задачи исследования.

Цель исследования заключается в определении
психологических особенностей формирования рефлексии в сфере эмоций студентов и
разработке и внедрении программы ее формирования как составляющей
профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Объект исследования: рефлексия и эмоциональные
состояния студенческой молодежи.

Предмет исследования: особенности формирования рефлексии
в сфере эмоций студентов в процессе профессиональной подготовки в высшем
учебном заведении.

Гипотеза исследования заключается в том, что:

— рефлексия в сфере эмоций студентов является
системным, целостным и динамичным психологическим образованием, важным
личностно-профессиональным качеством;

— процесс формирования рефлексии в сфере эмоций студентов
является длительным, осуществляется на определенных этапах профессиональной
подготовки в высшем учебном заведении и требует целенаправленного
психолого-педагогического воздействия;

— особенности формирования рефлексии в сфере эмоций студентов
определяются эффективностью реализации теоретической модели и разработки
личностно-ориентированной программы ее формирования у студентов на этапе
профессиональной подготовки, внедрением специальных учебных курсов, тренингов,
семинаров.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были
определены следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ
современного состояния изучения проблемы.

2. Определить психологические особенности рефлексии и эмоциональной
сферы современных студентов.

3. Исследовать структурные компоненты рефлексии в
сфере эмоций студентов.

4. Разработать модель формирования рефлексии в сфере
эмоций студентов.

5. Разработать и апробировать программу формирования рефлексии
в сфере эмоций студентов в процессе профессиональной подготовки в высшем
учебном заведении.

6. Определить психологические особенности формирования
рефлексии в сфере эмоций студентов 
различных курсов в процессе профессиональной подготовки.

Теоретико-методологическую основу исследования
составили: положения личностно-деятельностного подхода в психологии (К. А.
Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, Г. С. Костюк, А. М. Леонтьев, С. Д.
Максименко, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.); положение о месте эмоций
в деятельности (В. К. Вилюнас, К. Изард, Е. П. Ильин и др.); системный подход в
изучении влияния эмоций на успешность жизнедеятельности (В. К. Вилюнас, А.
Н.Леонтьев, Э. Л. Носенко и др.); представление о структуре и функциях
эмоционального интеллекта (И. Ф. Аршава, Д. Гоулман, Д. Мейер, П. Селовей и
др.), а также общие положения теорий, раскрывающих сущность и

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретический анализ научных источников позволяет
утверждать, что с одной стороны, эмоции проявляются, развиваются и формируются
в общении, с другой – эмоции являются регуляторами деятельности и общения. В
ходе анализа понимания сущности эмоциональной сферы в контексте поведенческого,
деятельностного и психодинамического подходов выяснено, что эмоциональное
развитие характеризуется дифференциацией, обогащением переживаний и
эмоционального опыта, формирование возрастных новообразований эмоциональной
сферы, наличием эмоциональных свойств. На основе теоретического анализа
установлено, что эмоциональная сфера — это целостная система в единстве
функционирования ее компонентов, которая обеспечивает организацию психических
процессов в управлении поведением человека (регуляционную, мотивационную,
информационную), отражает ее субъективное отношение к действительности и
выступает механизмом оценки отраженной действительности.

По нашему мнению, процесс
формирования рефлексии в сфере эмоций должен осуществляться в нескольких
направлениях: во-первых, формирование правильного понимания значения эмоций в
жизни и деятельности человека, приобретение соответствующих знаний; во-вторых,
развитие конкретных умений и навыков эмоциональной идентификации и регуляции
эмоций, их проявления и управления ими; в-третьих, целенаправленное
формирование эмоциональной сферы в учебно-воспитательном процессе во время
обучения в высшем учебном заведении.

Изучение структуры рефлексии в сфере эмоций
как составляющей будущей профессиональной деятельности позволяет нам сделать
следующие выводы: во-первых, к основным компонентам относятся: когнитивный,
социальный, регулятивный, емпатический; во-вторых, компоненты рефлексии в сфере эмоций взаимосвязаны
и влияют друг на друга: когнитивный компонент является основой, что
способствует развитию социального, регулятивного, эмпатийного компонентов;
социальный компонент выступает главным двигателем деятельности личности, в
процессе которой получают развитие ее эмоции, умения, навыки, чем, собственно,
и обусловлено влияние регулятивного компонента на эмпатический компонент;
в-третьих, способсность к рефлексии в сфере эмоций повышает профессионализм личности
будещего специалиста и способствует ее дальнейшему развитию.

В процессе анализа научной литературы, было выявлено,
что структурные особенноси способности рефлексии в сфере эмоций у студентов и
специфике ее формирования проявляются у студентов различных курсов по-разному,
что и обусловило проведение исследования эмоциональной сферы и способности к
рефлексии у студентов первокурсников и пятикурсников.

На констатирующем этапе был
выделен психодиагностический инструментарий с целью изучения психологических
особенностей структурных компонентов рефлексии в сфере эмоций, в соответствии с нашими
задачами. Для проведения эмпирического исследования были сформированы две
группы: экспериментальная (студенты 1 курса) и контрольная (студенты 5 курса).
Основная часть исследования включала сбор эмпирических данных и статистическую
обработку полученных результатов относительно составляющих рефлексии в сфере эмоций,
их  интерпретацию, а также проверку
отсутствия значимых различий в результатах исследуемых экспериментальной и
контрольной групп.

С целью проверки правильности
определения содержания компонентов рефлексии в сфере эмоций был использован анализ
полученных первичных данных.

Полученные результаты
подтвердили, что на первом курсе студенты певокурсники по всем показателям
ниже, по сравнеию со студентами 5 курса. При этом полученные результаты
показали недостаточный уровень развития составляющих рефлексии в сфере эмоций у
студентов-первокурсников и обусловили создание модели и программы формирования
эмоциональной компетентности будущего психолога в процессе профессиональной
подготовки в высшем учебном заведении.

Именно поэтому, уже с обучения
на первом курсе существует необходимость включения в учебный процесс обучающих
тренингов, позволяющих формировать рефлексию в сфере эмоций.

Анализ государственного
образовательного стандарта и содержания учебных программ
психолого-педагогического направления, программ по производственной практике показал,
что в них предусмотрено получение знаний о психологическом аспекте
эмоциональной сферы, эмоциональной организации личности, о возрастных
особенностях данного феномена, а также об основах управления эмоциональными
состояниями, а затем формирование эмоциональной компетентности, однако все они,
к сожалению, имеют лишь ознакомительный и фрагментарный характер.

Поэтому нами была поставлена
задача найти такой подход, выстроить такую программу, которая бы обеспечила
формирование эмоциональной компетентности специалиста на протяжении всего
процесса обучения в высшем учебном заведении.

В процессе проведенного
исследования нами была предложена модель формирования эмоциональной компетентности
как профессионально значимого качества. Так, на первом этапе происходит
овладение студентами теоретическими и эмпирическими знаниями основ
эмоциональной сферы, осознание студентами роли эмоций и эмоциональной
компетентности; второй этап направлен на познание особенностей собственной
эмоциональной сферы, развитие профессиональных компетенций в сфере эмоций,
формирования умений и навыков эмоциональной выразительности, регуляции
эмоциональных состояний в учебно-познавательном процессе; на третьем этапе
происходит применение приобретенных знаний, коррекция умений и отработка
навыков по основам эмоциональной компетентности.

Практической
реализацией данной модели стала разработка и внедрение выборочного курса
«Психология эмоций», учебно-познавательных

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Научно-теоретические подходы к определению эмоциональных состояний и
рефлексии в студенческом возрасте 1.1. Основные теории эмоций и эмоциональной сферы в психологии Проблеме исследования эмоциональной сферы человека в
зарубежной и отечественной психологии придается большое значение ввиду того,
что именно в этой сфере развиваются такие важные качества личности, как
чуткость в отношении к другим людям, их переживаниям, собственное эмоциональное
самоощущение, которое отражает целостное отношение человека к миру.

В ряде исследований ученых (Б.Г. Ананьев, С.Л.
Рубинштейн и др.) встречаются два подхода к пониманию эмоций, а именно,
«эмоции» и «чувства» как синонимы одного значения [32].

В частности, С.Л. Рубинштейн указывает на то, что
чувства являются продуктом развития элементарных эмоций[38]. В то же время в
других работах (Е.П. Ильин) эмоции, чувства и переживания рассматриваются как
разные по значению [21].

В частности, Л.И. Божович отмечает, что эмоции и
чувства детей органически связаны между собой, но по своему содержанию и форме
переживания они не тождественны, ведь эмоция – это общая активная форма
переживания организмом своей жизнедеятельности, а чувства – это специфически
человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение
или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции –
радость, любовь, гордость, печаль, гнев, стыд и др [6].

Разделяя точку зрения ученого, Е.П. Ильин добавляет,
что эмоциональная сфера является интегрированным образованием, в состав
которого входят не только эмоции, чувства, но и эмоциональные состояния, и
определяет их как специфический вид психического состояния, проявление
эмоционального явления в форме настроения, аффекта, страсти, фрустрации,
стресса [21].

На сегодня нет четкого определения понятия
«эмоциональная сфера». По мнению Е.П. Ильина, эмоциональная сфера личности —
это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие
эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональное состояние (эмоции),
эмоциональные свойства личности, акцентированная выраженность которых позволяет
говорить об эмоциональных типах личности, эмоционально устойчивые
отношения  (чувства), и каждое из них
имеет достаточно четкие дифференцирующие признаки [21].

Основу эмоциональной сферы составляют непосредственно
эмоции, чувства, потребности. Впрочем, большинство ученых эмоциональную сферу
рассматривают как одну из основных регуляторных систем, обеспечивающую активные
формы жизнедеятельности организма [17].

В контексте мотивационного подхода эмоциональное
развитие считается основной стороной формирования личности, поскольку эмоции
связаны с важными мотивационными процессами, потребностями и их
удовлетворением. Рассматривает их как систему К.Э. Изард и трактует эмоции как
сложный психический процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и
чувственно-переживающие аспекты. По мнению ученого, вследствие врожденных
механизмов, лежащих в их основе, некоторые эмоции, организованные иерархически
[20].

В исследованиях Л.Я, Гозману констатировано, что
целостное определение эмоций должно учитывать три аспекта [19]:

1) переживание ощущения эмоции, которое является
относительно субъективным;

2) наличие физиологической активации процессов,
которые происходят в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах
организма;

3) фиксацию выразительных комплексов эмоций, которые
можно наблюдать. По убеждению К.Э. Изард [53], в жизни человека эмоции
выполняют экспрессивную и коммуникативную функции, помогают обмену информацией
(с помощью эмоционально-выразительных движений – мимики, пантомимики, жестов)
между людьми о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Они являются
важнейшим фактором регуляции процессов познания.

В поле физиологического подхода эмоция трактуется как
следствие внутренних, физиологических процессов, которые происходят в организме
[4].

Как считает И.Д. Бех эмоции имеют мобилизационную,
интегративно-защитную роль в жизни человека. Ученый говорит, что эмоции
выступают сигналом о полезном или вредном влиянии на организм, часто даже
раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм реакции
организма в ответ, что заключается в интеграции всех функций организма [5].

Сторонники когнитивного подхода доминирующую роль в
эмоциональном развитии личности отдают когнитивным процессам, которые
обеспечивают обработку эмоциональной информации [20]. В когнитивных теориях
эмоция рассматривается как система сигналов о нарушениях психической
деятельности субъекта, то есть сигнальной функции эмоций. Однако это назначение
эмоций не выполняется самостоятельно, а осуществляется во взаимосвязи с другими
функциями.

В контексте деятельностного подхода эмоциональная
сфера соотносится с понятием эмоционального развития, заключающимся в
закономерном (последовательном) формировании личностных и эмоциональных
новообразований (С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.).

С позиций психодинамического подхода понятие
эмоциональная сфера интерпретируется неоднозначно: в различных концепциях
эмоции представлены в конструктивных и деструктивных значениях, а
следовательно, могут рассматриваться в альтернативных диагностических позициях
[38]. В частности, как утверждает О.П. Санникова, эмоции, эмоциональные явления
являются неотъемлемым компонентом структуры личности, это основные,
фундаментальные образования личности. Соответственно можно утверждать не только
об эмоциях и чувствах, но и об эмоционально-личностной сфере,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы