Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности развития музыкальной журналистики в современных электронных СМИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Музыкальная журналистика в современных электронных СМИ: историко-теоретический аспект 8
1.1. Понятие «музыкальная журналистика» и этапы ее развития 8
1.2. Жанровое своеобразие музыкальной журналистики в современных электронных СМИ 19
Глава 2. Специфика развития музыкальной журналистики в современных электронных СМИ (на примере журналов «Fuzz Music» и «RollingStone») 28
2.1. Информационный контент музыкальных онлайн-журналов «Fuzz Music» и «RollingStone»: сравнительная характеристика 28
2.2. Особенности развития музыкальных онлайн-журналов «Fuzz Music» и «RollingStone» 41
Заключение 56
Список литературы 56
Введение:
Актуальность темы исследования. Проблема развития музыкальной журналистики всегда привлекала внимание не только представителей различных музыковедческих школ, интересы которых традиционно фокусируются вокруг вопросов истории музыки, оценки в критике, методов и инструментов высказываний, жанров, но и простых читателей, которых интересуют особенности жизни звезд, последние новинки музыкальных направлений, новости в области классической музыки и т.д. Эти и другие вопросы традиционно освещались в печатных изданиях в последней трети XVIII века.
В связи с принципиальными изменениями политического, экономического, социокультурного характера, которые имели влияние на развитие музыкальной журналистики, происходила смена ее форматов (к традиционным жанрам прибавились потенциальная и реализованная возможность нелинейного прочтения текста, мультимедийность, интертекстуальность и интерактивность), появились новые направления и носители информации (с печатного в виртуальную среду – сеть Интернет). Если в советское время отчасти доминировал сухой, директивный, лишенный субъективности стиль изложения, то в современной музыкальной интернет-журналистике на передний план выходит оценка автора, благодаря которой можно определить его личное отношение.
Катализатором этих процессов был переход СМИ на рыночную основу: информационная деятельность которых относится к бизнесу, а информация – товар.
Это повлекло зависимость содержания большинства изданий от запросов потребителя, но также привело к естественной конкуренции изданий. Один из теоретиков журналистики, А.А. Тертычный, констатирует: «СМИ общества, которые хотя бы приближаются к демократическому, не могут быть неинтересными, не имеют на это права, иначе погибнут» .
Все это подтолкнуло музыкальную журналистику к внутреннему реформированию. Расширялся круг тем, проблематика критических статей, менялись подходы к их написанию, в соответствии с условиями современных форматов печатных СМИ. Произошли изменения в иерархической структуре: одни жанры (доклад, письмо, фельетон) исчезли из журналистской практики, другие (например, фестивальный обзор, портрет, эссе, интервью) – вышли в лидеры, проявлялись тенденции к взаимопроникновению, синтезу жанров.
Музыкальная пресса претерпела значительные изменения, с отдельных статей, которые были опубликованы в различных изданиях, появлялись отдельные издания, которые с появлением сети Интернет изменили формат вещания.
Каждое издание музыкальной тематики стало иметь свой сайт, свои страницы в социальных сетях, на которых создаются информационные ленты на музыкальную тематику. Возможность обзора музыкальной периодики воспроизводится из обзора развития музыкальной прессы. Исследования истории развития музыкальной журналистики являются относительно фрагментарными: Т.А. Курышева, Л.А. Птушко, А.Э.Семенова, Т.С. Сергеева, М.Г. Чурсинова.
Впрочем, до сих пор нет развернутых специализированных исследований, которые могли бы стать весомым научным трудом о жанровой специфике и своеобразии музыкальной интернет-журналистики, что и обусловило актуальность темы исследования.
Объектом данного исследования выступили музыкальные электронные журналы «Fuzz Music» и «RollingStone».
Предмет исследования – особенности развития музыкальной журналистики в современных электронных СМИ.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и проанализировать особенности развития музыкальной журналистики в современных электронных СМИ.
Для достижения цели исследования необходимо выполнение следующих задач:
– изучить понятие «музыкальная журналистика» и определить этапы ее развития;
– выявить жанровое своеобразие музыкальной журналистики в современных электронных СМИ;
– проанализировать информационный контент музыкальных онлайн- журналов «Fuzz Music» и «RollingStone» и представить их сравнительную характеристику;
– исследовать особенности развития музыкальных онлайн-журналов «Fuzz Music» и «RollingStone».
Методы исследования. Во время проведения исследования были использованы такие методы, как исторический, аналитический, наблюдение, обобщение, контент-анализ, контент-мониторинг, а также методы дедукции и индукции. Главное место занимают исторический и аналитический методы.
Исторический метод использовался для того, чтобы проанализировать историю и становление музыкальной прессы. Аналитический метод позволил проанализировать контент музыкальных журналов. Контент-анализ позволил обобщить жанровое своеобразие музыкальных интернет-изданий.
Эмпирическую базу исследования составили онлайн-журналы «Fuzz Music» и «Rolling Stone». Всего было проанализировано 100 журналов (50 журналов «Fuzz Music» и 50 журналов «Rolling Stone») за 2020–2022 годы.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении новых жанров в музыкальных интернет-журналах. В работе выявлены особенности функционирования, жанровое и тематическое разнообразие музыкальных периодических изданий в сети Интернет, в том числе обоснованы трансформационные процессы с учетом гипертекстуальности, мультимедийности, интертекстуальности и интерактивности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как при чтении курсов, создании лекций или учебных пособий по соответствующим дисциплинам в вузе, так и в практической деятельности журналистов. Кроме того, основные выводы могут послужить дальнейшей основой для исследования особенностей музыкальных онлайн-журналов.
Структура работы включает введение, две главы с параграфами, заключение и список литературы.
Во введении раскрывается основное понятие исследования, определена актуальность выбранной темы, представлены задачи и цель научной работы, сформулированы предмет и объект изучения, обозначена эмпирическая база, выделена теоретическая и практическая значимость, описана структура исследования.
В первой главе рассматривается понятие «музыкальная журналистика» и этапы ее развития, изучается жанровое своеобразие музыкальной журналистики в современных электронных СМИ.
Во второй главе анализируется информационный контент музыкальных онлайн-журналов «Fuzz Music» и «Rolling Stone», выявляются особенности развития музыкальных онлайн-журналов «Fuzz Music» и «Rolling Stone».
Заключение выпускной квалификационной работы содержит подведение итогов проведённого исследования, выводы по изученному материалу.
Список литературы представлен 43 наименованиями.
Заключение:
Музыкальная онлайн-журналистика сочетает в себе черты как печатных СМИ, так и традиционных онлайн-ресурсов, обладает рядом уникальных особенностей.
Анализ научной литературы позволил нам определить суть понятия «музыкальная журналистика», под которым понимается журналистская деятельность, адресованная всем – как музыкантам, так и любителям музыки. Функции музыкальной журналистики заключаются в информировании и оценке, а через них и в обучении. Главная задача журналистики – удовлетворять потребности общества в информации.
Были выделены четыре исторических периода развития музыкальной журналистики, в том числе прослежено, как менялись жанры и содержание в ту или иную историческую эпоху. Было выявлено, что на четвертом (современном) этапе музыкальная журналистика достигла своего расцвета, а Интернет сделал журналистику гипертекстовой и мультимедийной. Все это не могло не сказаться на музыкальной журналистике, хотя новости, события, комментарии, рецензии, репортажи и т.д. традиционно относятся к современному гипертексту.
Анализируя жанровую особенность современной музыкальной онлайн-журналистики, было выявлено, что ей присущи все жанры, которые нашли отражение в печатных изданиях: статьях, репортажах, эссе, обзорах. Особо было отмечено, что современные музыкальные онлайн-издания не только имеют собственный официальный сайт, но и информируют читателей через различные социальные сети и видеохостинги. В то же время важной составляющей контента является гипертекстуальность.
Анализируя особенности развития двух музыкальных онлайн-журналов «Fuzz Music» и «Rolling Stone», можно сделать вывод, что с момента их развития оба журнала изменили свой формат, тематику, рубрики и содержание, а язык подачи материала стал более консервативным и академичным.
На появление журналов повлиял технологический характер. Возможность перевода журналов в онлайн-пространство позволила журналам стать гипертекстовыми и мультимедийными. Благодаря влиянию сети, материалы журналов, помимо традиционных жанров, содержат фотографии, музыкальные треки, видеоклипы и альбомы музыкальных исполнителей.
Однако журнал «Fuzz Music» освещает только музыку: музыкальных исполнителей и группы, а журнал «Rolling Stone» тематически богаче, именно поэтому его жанровое своеобразие довольно широкое и включает в себя не только аналитические жанры, но и информационные.
Выяснилось, что для привлечения дополнительного круга читателей музыкальные издания используют социальные сети, журнал «Rolling Stone» использует такие сетевые ресурсы, как: «Одноклассники», «Вконтакте», «YouTube». А также платформы для публикации подкастов – –«iTunes» и «Spotify». Тогда как журнал – это «Fuzz Music», «Одноклассники», «ВКонтакте», «YouTube».
Содержание этих журналов также было проанализировано на основе материалов официального сайта изданий и страниц в социальных сетях.
Наблюдая за переходом печатных СМИ в интернет-пространство, можно заметить не только появление новых форматов и жанров, но и трансформацию приоритетов в целом, как в работе журналистов, так и в подходе к выбору круга тем.
Благодаря расширению круга тем журналам удалось увеличить свою аудиторию и доказать степень влияния музыки на различные сферы жизни (она присутствует в кино, на телевидении, в играх и в обычной повседневной жизни).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Музыкальная журналистика в современных электронных СМИ: историко-теоретический аспект
1.1. Понятие «музыкальная журналистика» и этапы ее развития
Музыкальная журналистика как одно из направлений журналистики уже признано как в научном пространстве, так и в профессиональном сообществе. Исследователь А.Э. Семенова отмечает, что на территории России первые журналистские публикации о музыке появились в XVIII–XIX веках и были посвящены форме нового общения людей – концертам в салонах .
Музыкальная журналистика возникла на базе периодической прессы, которая является уже существующей платформой для массового печатного слова. До появления периодической печати музыкальная критическая мысль была представлена в философских трактатах и эстетических высказываниях. Только в XVIII веке музыкальная журналистика стала отдельным направлениям журналистики.
Рассмотрим понятие «музыкальная журналистика». Определить границы музыкальной журналистики пытаются как ученые в области журналистики, так и музыковеды. В своих трудах исследователи стремятся разграничить понятия «музыкальная журналистика» и «музыкальная критика», а также соотнести музыкальную журналистику, музыковедение и арт-журналистику (культурную журналистику).
Е.Ю. Коломийцева под понятием «музыкальная журналистика» понимает одну из форм, реализующих как музыкальную критику, так и музыкальное просвещение, популяризацию, пропаганду музыки . Автор учебного пособия «Музыкальная журналистика и музыкальная критика» Т.А. Курышева на сегодняшний день считается исследователем, внесшим наиболее весомый вклад в обоснование музыкальной журналистики. На ее работу ссылаются практически все ученые, занимающиеся вопросами музыкальной журналистики и критики. Она пытается разграничить данные понятия, доказывая их принципиальную разницу. Исследователь выдвинула идею о том, что музыкальная журналистика вышла не из критики, а наоборот – критика из журналистики .
Возникновение музыкальной журналистики Т.А. Курышева объясняет необходимостью «разъяснения сложного музыкального процесса» . Затем эта деятельность вышла на качественно новый уровень – музыкальной критики, чему способствовало развитие общественно-художественного сознания . По мнению ученого, музыкальная критика «отражает характер мыслительной деятельности», а музыкальная журналистика – «форму реализации особой музыкально-литературной деятельности» . Следовательно, через музыкальную журналистику реализуются как оценочная мысль (критика), так и просветительство – «популяризация и пропаганда любой публицистики, направленной на музыкально-культурный процесс» . Ученый разделяет музыкальную критику на два подвида: музыкально-критическая мысль (оценочный подход к музыкальному искусству во всех формах его проявления) и музыкально-критическая журналистика (направленная на музыкальное творчество профессиональная оценочная деятельность, реализуемая в специальных текстах (письменных или устных); а также все труды, созданные в этом жанре).
Исследователь П.Л. Свердлов говорит о двояком определении музыкальной журналистики. По мнению ученого, материалы, относящиеся к музыкальной журналистике, можно разделить на две вида: публикации СМИ на тему музыки и публикации, являющиеся «специфической формой литературно-художественной критики» .
Иной подход к разграничению музыкальной критики и журналистики предлагает А.Э. Семенова по стилистике текста и типу аудитории. Авторами критических материалов являются музыковеды, следовательно, язык их текстов будет отличаться наличием специализированных терминов, в публикациях будут присутствовать отсылки к фактам и событиям, известным узкому кругу читателей. И рассчитаны данные материалы на профессионалов в музыкальной сфере. В то время как журналистские тексты ориентированы на «обывательские массы» и их задачами являются просвещение, разъяснение, воспитание и побуждение стремиться к развитию .
М.Г. Чурсинова вслед за А.Э. Семеновой утверждает, что для содружества музыкантов и композиторов критика выступает «формой самопознания и самооценки» . Также исследователь отмечает, что данные материалы содержат большое количество терминов и подходят для специализированных медиа. В свою очередь материалы, относящиеся к музыкальной журналистике, распространяются в массовых изданиях и рассчитаны на широкий круг потребителей.