Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности развития координации на уроках физической культуры (уровень среднего общего образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОЛДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ.. 6
1.1
Возрастные особенности развития учащихся средних классов. 6
1.2.
Характеристика координации движения и координационных
способностей. 12
1.3.
Сенситивные периоды развития координации. 19
1.4. Средства
и методы развития координации на уроках физической культуры у учащихся средних
классов. 26
ГЛАВА 2.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 39
2.1. Методы исследования. 39
2.2. Организация
исследования. 41
ГЛАВА 3.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 48
3.1.
Результаты педагогического эксперимента по развитию координации у учащихся
средних классов. 48
3.2.
Обсуждение результатов опытно-экспериментального исследования. 50
ВЫВОДЫ.. 54
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 55
Введение:
Актуальность исследования. В
настоящее время одной из основных задач физического воспитания детей школьного возраста
является обеспечение всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка, приобретение
им запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на
протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Двигательную сферу школьника
образуют физические качества, запас двигательных умений и навыков, которыми он владеет.
Развитие физических качеств,
способствует успешному освоению двигательных навыков, оказывает значительное воздействие
на совершенствование жизненно важных функций организма, особенно в период его роста,
способствует повышению уровня физического развития, а также укреплению и оздоровлению
ребенка.
Исследования С. П. Левушкин,
С. Н. Блинков демонстрируют, что у учащихся существуют предпосылки для успешного
развития всех двигательных навыков, именно школьный возраст является наиболее благоприятным,
сенситивным периодом для развития координации. По мнению В.И. Ляха естественный
рост показателей координации с 7 до 10 лет составляет у девочек 62,3%, у мальчиков
56,2%.
Координация имеет большое
значение в обогащении двигательного опыта учащихся. Чем большим объемом двигательных
навыков владеет учащийся, тем выше уровень его ловкости, соответственно, тем быстрее
он сможет овладеть новыми движениями.
В развитии координации и поддержания
интереса учащихся к занятиям необходима «новизна». Также координация невозможна
без развития функции равновесия. Чем меньше площадь опоры, тем труднее сохранить
равновесие. Например, хождение по гимнастическому бревну, ширина которого составляет
всего 10см.
Педагогические наблюдения
показали, что учителя физической культуры уделяют недостаточное внимание развитию
координации, что приводит к снижению эффекта обучения новым упражнениям. Уроки с
включением упражнений с необычными исходными положениями, разноименными движениями
рук и ног, применение различных гимнастических снарядов развивают двигательные способности
у учащихся и более других совершенствуют координацию.
Таким образом, все вышесказанное
определило актуальность нашей темы и выявило необходимость проведения исследования,
направленного на разработку методики, чтобы повысить уровень физической подготовленности
и интерес школьников к урокам физической культуры.
Цель исследования –
повысить эффективность развития координации движений у обучающихся средних
классов на уроках физической культуры.
Объект исследования –
развитие физических качеств учащихся средних классов.
Предмет исследования –
развитие координации движений у обучающихся средних классов.
Гипотеза исследования –
мы предполагаем, что подбор координационных заданий развивающей сложности у
учеников 6 класса по всем разделам учебной программы позволит повысить
эффективность развития координации движения.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу и
обобщить практический опыт развития координации движений.
2. Разработать методику
развития координации движений у обучающихся средних классов на уроках
физической культуры с использованием программного материала.
3.
Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной методики.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научно-методической
литературы по проблеме исследования
Заключение:
Проведенное исследование позволяет
сделать следующие выводы:
1. В результате анализа
научной литературы и мнения специалистов выявлено, что целенаправленному
развитию координации у детей среднего школьного возраста уделяется
недостаточное внимание. Но в тоже время высокий уровень координации необходим
школьникам для быстрого и качественного освоения ими новых двигательных
действий.
2. Для достижения цели
педагогического эксперимента, нами была разработана методика развития
координации движений у обучающихся среднего школьного возраста. Основу методики
составил индивидуальный подбор сложности средств изучаемых разделов учебной
программы (легкая атлетика, гимнастика, спорт игры). Посильные для обучающихся
по координационной сложности разнообразные упражнения при обязательном контроле
освоения вызывали достаточный интерес и служили хорошим стимулом для развития
координации.
3. Результаты итогового
тестирования показали эффективность использования разработанных нами
комплексов, направленных на развитие координации учащихся среднего школьного
возраста на уроках физической культуры. Показатели тестирования улучшились во
всех без исключения тестах.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОЛДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ 1.1 Возрастные особенности
развития учащихся средних классов
Возраста 12-14 лет относится
к подростковому периоду. Работоспособность у организма в данном возрастном периоде
меньше, чем у взрослого. Как видно, это результат незавершенного возрастного развития,
так как не достигли расцвета функциональные способности органов и систем и взаимосвязь
их деятельности. Только в зрелом возрасте при окончании возрастного формирования
организма, появляются возможности для максимального развития выносливости. Детский,
подростковый и юношеский организмы еще недостаточно приспособлены к выполнению длительной
работы, особенно если она ведется с увеличенной интенсивностью. Это связано с тем,
что такая работа – это значительное бремя для энергетических ресурсов организма,
обеспечивающих в этот период процессы роста, а также с недостаточным развитием дыхательного
аппарата и сердца. Также способности организма к длительным напряжениям ограничены
состоянием нервной системы, ее неустойчивостью и возбуждаемостью в этом возрасте.
Все это не вычеркивает возможность и необходимость развития выносливости путем корректного
подбора методов и средств [34].
Серьезная специальная работа
по развитию выносливости требует начинания только после завершения полового созревания.
Но можно начинать эту работу и в подростковом, и в юношеском периоде, только ее
размер в общем и в объеме применяемых средств невелик.
13-14 лет – это период среднего
школьного возраста, так называемый переходный возраст – период предполового и полового
созревания, который длится 2-3 года. У мальчиков он наблюдается в пределах от 13-14
лет до 18 лет, у девочек – от 12-13 лет до 16 лет. В ряде случаев различные годы
полового созревания убирают границы между средним и старшим школьным возрастом.
У одних в 13-14 лет биологические изменения могут быть такие же, как у некоторых
в 16-17 лет.
В это время происходит развитие
эндокринной системы, которая оказывает влияние на функции головного мозга. Стимулирующим
образом гипофиз действует на половые железы. В нервной системе происходят изменения,
которые характеризуют все большее усовершенствование протекания основных нервных
процессов. Нарастает внутреннее торможение, но возбуждение продолжает оставаться
доминирующим. Вторая сигнальная система получает развитие и усложнение. Проявляется
стремление к сложным видам труда, а также и к занятиям спортом. Вместе с общим развитием
с началом периода полового созревания приходят изменения в сердечно-сосудистой системе.
Благодаря повышенной двигательной деятельности происходит усиленное развитие сердца,
начинающееся в 12-14 лет, а к 15 годам увеличивающееся почти в 15 раз по сравнению
с новорожденными. В этом периоде энергия развития склонна к индивидуальным колебаниям.
У девочек этот период начинается и оканчивается раньше, чем у мальчиков [37].
Просвет легочной артерии у
детей соответствует просвету аорты, а шире, чем аорта, легочная артерия становится
после полового созревания. Поперечник сердца, увеличиваясь, достигает в среднем
8,5 — 9,5см (от 7,5 до 12см.). Темп роста сердца в период полового созревания выше
темпа роста кровеносных сосудов. Благодаря сопротивлению относительно узких сосудов
увеличивается артериальное давление (АД). Максимальное АД в 13 лет в среднем равно
103 мм и минимальное – 62 мм, а в 15 лет – 110 мм и 70 мм соответственно. Реже становится
пульс. В 13 лет он равен в среднем 80 ударам, а в 15 лет – 74 ударам в минуту. Устанавливается
ритм. В это время происходит усиленное развитие мышечных и эластических волокон
в сосудах, что нужно рассматривать, с анатомо-физиологических представлений, как
компенсаторное явление. Остается легкая возбудимость сердца в связи с преобладанием
симпатических влияний над парасимпатическими.
Сердцебиения, экстрасистолии,
функциональные систолические шумы, дыхательные аритмии нередко наблюдаются у мальчиков
и девочек. Вся эти явления, как правило, проходят с периодом полового созревания.
У детей более редкое дыхание, в среднем примерно 19-20 раз в минуту. Жизненная емкость
легких возрастает с 1900 см3 в 13 лет до 2700 см3 в 15 лет. На 1 см роста в 12-14–летнем
возрасте приходится 13-15 см3 жизненной емкости легких.
У подростков состав крови
не так сильно отличен от взрослых. У них понижен гемоглобин (73-84%), повышены лейкоциты
(8000-9000 вместо 6000-9000 у взрослых людей) и лимфоциты (23-30% вместо 21-25%)
при меньшем проценте нейтрофилов.
Значительно изменяется физическое
развитие в процессе полового созревания. В 13-14 лет происходит интенсивный рост
в длину. Годичные прибавки роста доходят до 8 см, а в отдельных случаях – до 18-20
см. Вес увеличивается менее активно: до 14-15 лет на 1-2 кг в год, после до 18 лет
годичное увеличение бывает 8 и более кг [38].
Грудная клетка растет в переднем,
боковом и заднем размерах, но отстает в сравнении с ростом в длину. В 13-14 лет
физическое развитие у девочек превосходит мальчиков. В 15-16 лет у мальчиков начинается
энергичный рост, и они сравниваются и перегоняют девочек. В 14 лет возникают очаги
окостенения, происходит дальнейшее увеличение мускулатуры. В некоторых видах спорта
подростки способны достичь довольно высокой тренированности. Они начинают участвовать
в соревнованиях. Продолжает оставаться плохая переносимость напряженной длительной
работы и лучшая приспособляемость к скоростным нагрузкам. В основе занятий с подростками
должно лежать строгое соблюдение последовательности, постепенности и индивидуального
подхода.
Подростки во время занятий
физическими упражнениями быстро утомляются, хотя и быстро восстанавливают работоспособность.
Поэтому нужно укорачивать время занятий до 40-45 минут и давать чаще отдыхать. Должна
быть ниже, чем у взрослых, насыщенность тренировочного занятия. Применение однообразных
упражнений с использованием статических напряжений и задержки дыхания необходимо
свести к минимуму. Особенно полезна в этом периоде разносторонняя тренировка.
Подростки стараются проявить
свою силу, гордятся ею и переоценивают свои способности. Порой подростки для достижения
отличных результатов неверно употребляют максимальные напряжения, забывая о последовательности,
постепенности. Произвольные движения у них идут часто наперекор чувству самосохранения,
они целесообразны лишь с точки зрения обуславливающего их психического мотива.
У некоторых подростков, показывающих
неплохие спортивные результаты, в начале периода полового созревания возможно их
резкое снижение. Чаще это наблюдается у лиц с активным приростом длины тела.
В работе по развитию у подростков
силовых качеств важно умение корректно оценить уровень физического развития подростка
в целом. Масса и длина тела, обхват грудной клетки являются показателями физического
развития, которые несут значимую информацию индивидуального биологического развития
человека и находятся во взаимосвязи с показателями других систем организма [34].
По этой схеме в зависимости
от уровня физического развития дети подразделяются на четыре группы:
1. Дети, у которых хорошее
физическое развитие, то есть имеющие средние, выше и ниже средних, высокие показатели
роста и средние и выше средних показатели массы тела и окружности грудной клетки.
2. Дети, у которых чрезмерное
физическое развитие, то есть имеющие те же показатели роста, что и в первой группе,
но высокие показатели массы тела и окружности грудной клетки или только один из
них.
3. Дети, у которых физическое
развитие ниже среднего, то есть имеющие средние, выше средних и высокие показатели
роста и ниже среднего показатели массы тела и окружности грудной клетки или только
один из них.
4. Дети, у которых низкое
физическое развитие, то есть имеющие средние, выше средних и высокие показатели
роста при низких показателях массы тела и окружности грудной клетки или только одного
из них, показатели роста ниже среднего и ниже среднего и низкие показатели массы
тела и окружности грудной клетки или только один из них; низкие показатели роста.
Данные о закономерности развития
выносливости, как известно, составляют основу долголетнего планирования развития
выносливости у подростков в всех видах спорта и особенно в циклических видах. Наиболее
активно выносливость у девочек среднего физического развития формируется с 13 до
15 лет. С 15 до 17 лет отмечается рост на 2,5 с, но он статистически недостоверен
[32].
У мальчиков и подростков со
средним физическим развитием активный рост выносливости наблюдается в течение всего
школьного возраста. С 12 до 13 лет нет явного увеличения формирования выносливости,
это увеличение наблюдается с 13 до 15 лет. Затем происходит незначительное, но достоверное
уменьшение в показателях выносливости в возрасте от 15 до 16 лет, а с 16 до 18 лет
– активный рост.
Из-за этого считается, что
есть основание для целенаправленного воспитания выносливости в возрасте 13-14 лет,
а также с 14-15 и с 16-18 лет. В любом возрасте мальчики со средним физическим развитием
превосходят акселератов в развитии выносливости, однако достоверность этих различий
видна в 12, 13 и 17 лет. Ретардантов они превосходят в 13-15 лет, а в 16 и 18 лет
их результаты почти одинаковы.