Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Мировая художественная культура / ОДНК

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности разработки учебного пособия для учителя предметной области ОДНК НР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты разработки учебного пособия 6

1.1 Учебное пособие и учебник: различия и связи 6

1.2 Структура учебного пособия 30

Вывод по главе 1 40

Глава 2. Учебно-методическое обеспечение предметной области ОДНКНР 43

2.1 Реализация содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в урочной и внеурочной деятельности» 43

2.2 Рекомендации по разработке учебного пособия по курсу ОДНКНР 71

Вывод по главе 2 78

Заключение 80

Список литературы 84

  

Введение:

 

Актуальность темы. Проблема формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения в государстве является актуальной. На учащуюся молодежь все более очевидно оказывает влияние молодежной субкультуры, оторванной от общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, многовекового наследия русского народа. Именно это побуждает педагогов формировать у учащихся духовно-нравственные ценности в процессе становления каждого из них как личности. Необходимость обращения к воспитательному опыту народа, его морали отмечается в государственных программах.

Преподавание в общеобразовательных учреждениях основы духовно-нравственной культуры народов России введено повсеместно в 2012 году и является во многом уникальным явлением для системы образования в нашей стране. Учитывая эту новизну, специфику изучения в школе религий и духовно-нравственного воспитания, высокий уровень общественного внимания к этой теме, а также мировой опыт преподавания в школе курсов по традиционным религиям и этике, в числе базовых принципов работы с самого начала пилотного этапа в 2009 г. были определены:

— соблюдение конституционных норм о светском характере государства;

— взаимодействие органов исполнительной власти с религиозными организациями;

— межконфессиональное сотрудничество и координация действий всех участников;

— учёт запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики, реализация запроса через школьные органы самоуправления.

Бесспорно, духовно-нравственное развитие учащейся молодежи принадлежит к национальным интересам нашего государства. Задача педагогических коллективов, родителей — научить ребенка взаимодействовать на основе нравственных ценностей в гармонии с другими людьми, собой, миром вокруг себя — также и стратегией воспитательной политики современной школы.

Такая модель образования должна базироваться на принципах демократизма и гуманизма и способствовать созданию условий для личностного развития, самореализации человека. В современных условиях роль учебного заведения в формировании ценностно-ориентированной, морально-духовной личности важна. Учащаяся молодежь на основе положительных и отрицательных проявлений должна уметь определять деятельно-поведенческий уровень своего развития. Настоящее характеризуется дефицитом личностных духовно-нравственных ценностей ученика, поэтому затронута проблема, которая требует немедленного решения.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследование духовно-нравственного воспитания осуществляли философы, психологи и педагоги, непосредственно или косвенно раскрывая различные аспекты формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи.

Разработка данной проблемы базируются на положениях философского учения о ценности А. Дробницкого, А. Здравомыслова, М. Каган, П. Матвеева; психологические основы формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи раскрываются в работах И. Беха, М. Боришевского, С. Бубнова, А. Власенко, П. Игнатенко, В. Москальца, В. Ядова; духовное развитие личности является предметом исследований в отечественной педагогике и психологии в трудах И. Беха, Н. Бердяева, М. Боришевский Л. Выготского, И. Зязюн, М. Савчина, Е. Помиткина, С. Яремчука, С. Ярмусь и других авторов.

Объект исследования – учебно-методическое обеспечение предметной области ОДНКНР.

Предмет исследования – разработка учебного пособия для предметной области ОДНКНР.

Целью дипломной работы является определение особенностей разработки учебного пособия для изучения предметной области ОДНК НР.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать различия и связи учебного пособия и учебника.

2. Изучить структуру учебного пособия.

3. Проанализировать содержание предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в урочной и внеурочной деятельности».

4. Разработать рекомендации по составлению учебного пособия по курсу ОДНК НР.

Теоретической основой исследования выступили положения, представленные в работах Ю.П. Азарова, Д.В. Григорьева, А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В. А. Тишкова, М.И. Шиловой, А.И. Шемшуриной и, в которых выявляется сущность основных понятий теории духовно-нравственного развития, указываются способы духовно-нравственного развития, формы и методы нравственного воспитания младших школьников. Исследования соотношения духовности и нравственности как базовых характеристик личности (Е. П. Белозерцев, И. А. Ильин, М. С. Каган, И.А. Колесникова, В. А. Петровский, В. Д. Шадриков, А. А. Ухтомский). Исследования традиции как метода налаживания культурной преемственности (Г.Г. Гадамер, М. В. Захарченко, К. Лоренц, Ю. М. Лотман, Е. Шацкий, Е.Шестун); научные основы культурологического контекста образовательной деятельности (В. С. Библер, Е. В. Бондареекая, Л. Г. Брылева, В. В. Горшкова, И.А. Колесникова, Н. Д. Никандров); гуманистические педагогические концепции, основанные на культурологическом и герменевтическом подходах (В. С. Библер, А. П. Валицкая, В. В. Краевский, B.C. Леднев, Ю. В. Сенъко, A.B. Хуторской); идеи антропологической парадигмы развития личности (Е.И.Исаев, В. И. Слободчиков); исследования ценностно-смысловой сферы личности, условий ее развития (К. А. Абулъханова, Ф.Е. Василюк, В. Е. Клочко, A. Н. Леонтьев, Г. Олпорт, А. В. Серый, В. Франкл, М. С. Яницкий); работы, определяющие психолого-педагогические закономерности и особенности духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников (Б.С. Братусь, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В.В. Зенъковский, B.И. Слободчиков, И. И. Шатилова, М. С. Якушкина).

Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, сравнение, аналогия, наблюдение.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций с целью духовно-нравственного развития младших школьников и возможности использования полученных результатов исследования в практике учителей средней школы.

Апробация?????

Структура работы. Дипломная состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Учебная литература (учебники, учебные и учебно-методические пособия) является одним из основных средств представления обучающимся систематизированного и методически грамотно структурированного материала соответствующей области человеческой деятельности. Она составляет основу для формирования компетенций выпускников образовательных учреждений, на основе самостоятельного приобретения ими знаний, умений и навыков в своей профессиональной сфере, опыта творческой деятельности. Поэтому от качества учебной литературы в значительной мере зависит уровень подготовки выпускников вуза, качество получаемого ими профессионального образования, а значит и их конкурентоспособность на рынке труда.

В период модернизации и перехода к уровневой системе высшего профессионального образования особое значение приобретает создание учебно-методического обеспечения инновационного типа, так как важнейшим нововведением в технологию подготовки выпускников в новой системе обучения стало увеличение числа профилей в рамках направлений подготовки и предоставление студенту права самостоятельного формирования своей образовательной траектории в условиях обеспечения мобильности обучения, значительное количество интерактивных форм проведения занятий (от 20 до 40% времени аудиторных занятий), увеличение трудоёмкости и усиление креативного характера самостоятельной работы студентов при сокращении объёма аудиторных занятий.

Особое место в учебной литературе занимают пособия, мотивирующие выход обучающегося на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности, в частности пособия по подготовке к олимпиадам, деловым играм и т.п.

С целью обеспечения системности в обучении, его аналитического характера, возможности построения обучающимся своей образовательной траектории в распоряжении студента должны быть справочники, конспекты-справочники, словари.

Часть учебной литературы должна находиться в учебной студенческой библиотеке, на кафедре, отдельные пособия студент должен иметь возможность приобрести для личного пользования в книжном магазине учебного заведения. Основная часть учебных пособий должна быть реализована в бумажном виде (книги, брошюры, чертежи и т.д.). В то же время необходимость использования интерактивных форм проведения занятий, возможность ин-формального образования с использованием информационных технологий предопределяет возрастание роли учебной литературы на электронных носителях.

Авторам учебной литературы необходимо помнить, что она разрабатывается для обучающихся определённого уровня знаний, возраста, системы обучения, формируемой специальности или направления подготовки, что определяет наличие специфических особенностей в её написании, необходимости привлечения к её созданию специалистов различного профиля. В то же время необходимо унифицировать структуру учебника и учебного пособия на основе создания определённого набора нормативов к подходам проектирования его содержания на основе инвариантных требований к психолого-педагогическому и методическому сопровождению процесса обучения в вузе.

Одним из важнейших требований к современной учебной литературе, используемой при подготовке специалистов, в настоящее время считается наличие грифа учебного издания Минобрнауки Российской Федерации, Учебно-методических объединений и других правомочных для грифования организаций. Проведение экспертизы учебной литературы, которую планируется издать с грифом Минобрнауки Российской Федерации или других организаций, позволяет более качественно отобрать содержание учебной дисциплины, использовать наиболее эффективные педагогические принципы и дидактические приёмы для достижения цели, стоящей перед данным видом учебной литературы.

С целью формирования у детей и молодежи высоких нравственных качеств, патриотического духа и гражданского сознания, ценностных ориентиров, которые ведут человека путем познания Истины, Добра, Красоты, в общеобразовательных учебных заведениях представляется необходимым изучение предметов нравственно-морального направления.

Курс ОДНКНР» — это попытка в рамках школьного курса пробудить интерес к вопросам, связанным с этикой и моралью, показать крайней необходимости и важность развития духовной сферы человека, помочь детям в определении своей позиции, опираясь на национальные духовные традиции.

Главной задачей предмета «ОДНКНР» является ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями и формирование личности ученика на основе научно-философской и христианской духовной, нравственной и культурной традиции; воспитания сознательной, свободной и ответственной личности, способной жить и творить в современном демократическом обществе; создание условий для более глубокого самопознания, раскрытия и реализации своих творческих способностей.

Состояние духовной культуры и нравственности общества, как во всем мире, так и в России, вызывает беспокойство. Упадок духовных ценностей стал следствием прагматизации жизни, пропаганды насилия, пренебрежение правовыми, нравственными, социальными нормами и вырос до масштабов глобальной социальной проблемы. Социальные условия, продуцирующие меркантильность и цинизм, способствуют деформации системы ценностей в довольно значительной части населения России.

Обесценивается извечное: любовь, семья, культурные ценности, а гипертрофируется материальное и культивируются личные потребности и удовольствия.

Организация изучения предмета «ОДНКНР» и формирование учебных групп по предмету осуществляется с учетом пожеланий родителей, учащихся, педагогов, накопленного опыта преподавания соответствующих курсов, наличии надлежащей кадровой и методической базы, местных условий.

Ожидаемым результатом изучения предмета «ОДНКНР» является реальное повышение духовно-нравственного уровня подрастающего поколения, формирование устойчивой системы мотивации, мировоззренческих позиций и культуры жизни у детей, молодежи и их родителей, становление русской нации как общества духовно здоровых личностей с высоким уровнем нравственных качеств, активных граждан и патриотов России.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты разработки учебного пособия

1.1 Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому, когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания .

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

Идеального учебника или учебного пособия нет и не может быть. Но это не значит, что к идеалу не следует стремиться.

Как известно, учебник — основная учебная книга, содержащая ключевые сведения по той или иной дисциплины. Современный учебник — явление гораздо универсальнее. Кроме основного набора знаков, понятий, терминов, дат и т.п., он должен содержать комплект различных дополнительных материалов, а также предлагать все возможные стратегии их использования.

Любой учебник состоит из двух основных компонентов — содержательного (авторский текст) и методического — системы задач, способа организации текста, иллюстративного материала (рисунки, фото, диаграммы, схемы и т.п., официальные и архивные документы). Как вспомогательный, третий компонент можно выделить техническое исполнение — полиграфическое оформление, способы выделения особо важных мест, справочный материал и тому подобное. По этим трем параметрам и их соотношением можно определить, хороший учебник или нет.

Содержательный компонент. Считается, что этот компонент является определяющим, хотя для многих специалистов такое утверждение достаточно спорно. Очевидно хорошим текстовым материалом является тот, который при высоком уровне научности доступен для пользователей той или иной возрастной категории .

К тому же крайне важно, чтобы он был написан хорошим языком и был сбалансированным, то есть интересно преподавал основные факты и содержал доступные толкования основных понятий.

В процессе творческого разработки учебников нового поколения используется система научных принципов, форм и методов исследовательской деятельности, которая заключается в:

• определении способа получения научных знаний, которые отражают процессы и явления в динамике развития;

• предвидении особого пути, на котором достигается определенная научно-исследовательская цель;

• обеспечении всесторонности получения информации о процессе или явлении изучаемого языка;

• введении новой информации в фонд теории науки;

• обеспечении уточнения, обогащения, систематизации терминов и понятий в науке;

• создание системы научной информации, которая базируется на объективных фактах, и логико-аналитическом инструменте научного познания;

• обеспечении системности для закрепления нового материала и проверка знаний .

В процессе разработки концептуальной модели подготовки учебников нового поколения используются такие методы научного исследования, как:

— метод критического анализа научной литературы и практического опыта;

— метод наблюдения и анкетирование;

— контент-анализ статистических данных и социологических исследований;

— сравнительно-исторический метод и др.

Любой учебный текст должен соответствовать следующим критериям: адекватность, скорость и прочность восприятия студентами учебной информации. Чтобы информация воспринималась адекватно, должен соблюдаться принцип однозначности. Это значит, что каждый языковое выражение, используемый при изложении учебного материала, должен быть символом одного и того же объекта.

Неадекватность восприятия материала возникает и в том случае, когда используются близкие по звучанию сроки.

Неоднозначность содержательных значений слов затрудняет понимание и осознание студентами учебных текстов, искажает знания и представления. Чтобы помочь студентам понять и осознать неоднозначные термины, после изложения материала раздела целесообразно поместить рубрику «Обратите внимание», в которой даются соответствующие объяснения.

Во время изложения материала приходится обращаться к учебной информации, усвоенной ранее. Нет никакой уверенности в том, что студент помнит, поэтому в текст целесообразно ввести специальные напоминания типа: «Напомним, что». Кроме этого, широко используются ссылки, помогающие быстро найти усвоенный ранее материал. Для этого же предназначены различные указатели, размещены в конце учебной книги .

Для реализации принципа «скорость и прочность восприятия студентами учебной информации» в пособии используются графики, таблицы, диаграммы, схемы, которые усиливают интенсивность восприятия учебного материала. Подытоживая сказанное выше, отметим, что изложение текстового материала должен соответствовать следующим требованиям :

1. Научность. Значит достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложенного учебного материала, учет последних научных достижений. Процесс усвоения учебного материала должен строиться в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, в том числе и математического, а также метод системного анализа.

2. Доступность. Означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала. Недопустима избыточная усложненность и перегруженность этого материала, что делает овладение им непосильным для студента.

3. проблемность. Обусловливается самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда студент сталкивается с учебной проблемной ситуацией, его умственная активность возрастает.

4. Наглядность. Означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личного наблюдения студентом. Требования наглядности в электронных изданиях реализуются на принципиально новом, более высоком уровне, с применением мультимедийных средств.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы